Конспект пробного урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Вишнякова Ангелина Николаевна

Тема урока: Л. Н. Толстой "Как мужик убрал камень".

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 пробного урока литературного чтения

Учебник «Литературное чтение». Автор (ы) Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

Класс 4. Часть 1.  Стр. 119.

Образовательная система (модель)

Школа России

ТЕМА

Л. Н. Толстой

Как мужик убрал камень

Составила студентка 331 группы

Вишнякова Ангелина Николаевна

(ФИО студента)

МАОУ СОШ № 12, класс 4, каб. №  215

Дата проведения урока 25.10.22.

Начало урока 14 часов 55 мин.

ФИО учителя школы

Паршукова Виктория Дмитриевна

ФИО преподавателя-консультанта

Полякова Валерия Родионовна.

Допущена к проведению урока:

_________________, дата ________

(подпись преподавателя)

_________________, дата ________

(подписьучителя)

___________

Цель урока.

Познакомить учащихся с басней Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».

Задачи урока.

  1. Личностные:
  • замотивировать к учебной деятельности;
  • воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других. 

  1. Предметные:
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним.

  1. Метапредметные (УУД):
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.) (р.);
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов) (р.)
  •  демонстрировать образец правильного ведения диалога (к.);
  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения (позн.);
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения (позн.);
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения) (позн.).


Тип урока: урок изучения рассказа, урок изучения сказки, урок изучения басни, урок изучения былины, урок изучения стихотворения, урок изучения научно-познавательной статьи, урок изучения крупнообъёмного произведения, урок изучения нескольких произведений (нужное подчеркнуть)

Оборудование.

  • У учителя: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

  • У учащихся: ручка, карандаш.

Оформление доски

Библиографический список:

 Например:

  1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]: ОК 57 000 слов/ С.И. Ожегов; 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. – 797 с.
  2. https://pandia.org/text/81/227/42610.php
  3. Рабочая программа по литературному чтению «Школа России» стр. 120 - 126.
  4. Учебник литературного чтения Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Класс 4. Часть 1.  Стр. 119.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент (1-2 мин)

Цель: создать условия для вхождения учащихся в учебную деятельность, организовать рабочую атмосферу урока.

Задачи:

Личностные:

  • замотивировать к учебной деятельности;
  • Здравствуйте, ребята!

Приветствуют учителя.

  • Садитесь.

Присаживаются.

  • Меня зовут Ангелина Николаевна и сегодня я проведу для вас урок литературного чтения.

Слушают учителя.

  • Ребята, поднимите правую руку, поприветствуйте друг друга.

  • Если вы настроены на работу, положите правую руку на левое плечо.

  • Молодцы!

  • А теперь положите левую руку на левое колено.

  • Это будет означать, что мы будем помогать друг другу.

  • Кто готов приступить к работе, поднимите обе руки.

  • Опустите.

  • Проверим вашу готовность к уроку: у каждого на краю парты должны лежать: учебник литературного чтения, дневник, пенал.

  • Ребята, сегодня на уроке мы проверим, какая колонка будет самой дисциплинированной, т.е. посторонних разговоров на уроке не должно быть, все должны красиво сидеть и внимательно слушать меня и своих одноклассников. В течение урока за вами будут наблюдать другие учителя. В конце урока самая дисциплинированная колонка получит небольшой приз.

  • Перед тем, как приступить к работе, необходимо подготовить наш речевой аппарат с помощью речевой разминки.
  • Сядьте правильно: ноги ровно стоят на полу, спина прямая прижата к спинке стула, между партой и вами должно быть расстояние со свободно проходящую ладонь. Начнем!

  • 1 упражнение называется "Часики"

Откройте рот и тянитесь то к левому углу рта, то к правому.

Начинаем! Тик -так, тик - так, тик - так, тик - так.

  • Закончили! Следующее упражнение называется "Задуй свечу".
  • Не торопитесь выполнять упражнение, сначала я вам объясню, затем мы выполним его вместе. Чтобы задуть свечи, необходимо сделать глубокий вдох и прерывисто делать выдох.

Начинаем! Глубокий вдох и "Фу", "фу", "Фу", "фу", "фу".

  • Молодцы! Задули все свечи. Притупим к следующему упражнению. Необходимо произнести гласные звуки.
  • Начинаем! [а], [о], [и], [ы], [у], [э]

  • Следующее упражнение. Необходимо прочитать слоги вместе со мной. Начинаем!

ач оч уч ыч ич

ча чу чы чо че

чач чук чон чуд деч

соч мяч нча кчу чня

  • И последнее упражнение. Прочитаем чистоговорку вместе!

Ви- ву- ва - на поле скошена трава.

Ить-уть-ать - мы пошли опять гулять.

Ви- ву- ва - у печи лежат дрова.

Ать-уть-ить - нужно печку растопить.

  • Молодцы!

  • Теперь мы можем приступить к работе.

В случае, если дети начали шуметь после речевой разминки

  • Не забывайте, что сегодня мы проверяем, какая колонка самая дисциплинированная.

  1. Актуализация знаний, появление темы урока (5 мин)
  • Знаком ли вам писатель, изображённый на портрете?
  • Да, на портрете изображен Лев Николаевич Толстой.
  • Ребята, на прошлом уроке вам дали домашнее задание подготовить интересные факты о Льве Николаевиче Толстом.

  • Кто желает прочитать интересные факты?

  • Спасибо!

  • Кто еще желает?

  • Спасибо! Какие интересные факты!

  • Молодцы ребята!

  • Как вы думаете для чего мы вспоминали биографию Льва Николаевича Толстого?
  • Сегодня мы будем изучать произведение, написанное им.
  • Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого.

  • Для того, чтобы узнать, с каким произведением мы сегодня познакомимся, разгадайте шифр.

ЬНЕМАКЛАРБУКИЖУМКАК

  • Здесь зашифровано название произведения, чтобы его разгадать, необходимо прочитать справа налево.

  • Поднимите руку, кто разгадал шифр.

  • Кто попробует озвучить название произведения?
  • Как мужик убрал камень.
  • Как ты разгадал данный шифр?
  • Прочитал название справа налево.
  • Сегодня мы познакомимся с произведением Льва Николаевича Толстого, которое называется "Как мужик убрал камень".

  • Откройте учебник на странице 119.

Открывают учебник.

  • Какой жанр данного произведения?
  • Басня.
  • Ребята, а что такое басня?
  • 1. Краткий иносказательный нравоучительный  рассказ,  стихотворение.
  • 2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор.
  • Внимание на слайд. Кто желает прочитать?
  • Басня - это

1. Краткий иносказательный нравоучительный  рассказ,  стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка.

  •  В чём заключается особенность басни?
  • В басне присутствует мораль.
  • Верно, в басне присутствует мораль. что принято понимать под моралью?
  • Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.
  • Мораль - это

1. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. 

2. Нравоучение, наставление. 

  • А какие еще особенности басни вы знаете?
  • Интересный, короткий, занимательный сюжет; мало описаний и много диалогов; обычно несколько героев, которые являются животными, растениями или людьми; описание в стихотворной форме; высмеиваются человеческие слабости; присутствует мораль.
  • Хорошо.
  • Внимание на слайд. Перед вами особенности басни. Прочитайте их по цепочке.
  • Интересный, короткий, занимательный сюжет; мало описаний и много диалогов; обычно несколько героев, которые являются животными, растениями или людьми; описание в стихотворной форме; высмеиваются человеческие слабости; присутствует мораль.
  • А что обычно высмеивается в баснях?
  • Лесть, ложь, глупость, лень, безнравственность, хвастовство, невежество, хамство, жадность.
  • Как вы думаете, чему учат басни?
  • Дружбе, трудолюбию, усердию, честности, доброте, отзывчивости, благородству, быть благодарным и др.
  • Итак, мы с вами вспомнили определение басни и каковы ее особенности. Изучив басню Толстого, посмотрим соответствует ли она этим особенностям.

4.Антиципация чтения (Работа с текстом ДО чтения. Подг. первичного восприятия) 3-5 мин

  • Ребята, прежде чем приступить к чтению басни, определим значение некоторых слов:

1. Инженер – специалист с высшим техническим образованием.

2. Порох – многокомпонентная взрывчатая смесь.

3. Каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта.

4. Подле - возле.

5. Выдумка – способность придумывать, изобретать.

  • На ваши партах лежат карточки. В первой колонке написаны слова, которые вам могут быть непонятны, а во второй – их значение. Вам нужно будет предположить и соединить слова из первой колонки со значением.

  • На это задание я даю вам немного времени.

  • Поднимите руку, кто выполнил задание.

  • Давайте проверять. Что означает слово инженер? Прочитай, пожалуйста.
  • 1. Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
  • Что означает слово порох?
  • 2. Порох – многокомпонентная взрывчатая смесь.
  • Что подразумевается под словом каток?
  • 3. Каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта.

  • Что означает слово подле?
  • 4. Подле, то есть возле.
  • Молодцы! И что означает последнее слово?
  • 5. Выдумка – способность придумывать, изобретать.
  • Спасибо.

  • Итак, значение непонятных слов мы раскрыли.

5.Первичное восприятие текста (время зависит от объёма)

  • Ребята, прочитайте название басни. Как вы думаете, почему Толстой именно так назвал басню. Посмотрите на иллюстрацию.
  • Возможно Толстой назвал так басню потому что в ней рассказывается как мужик убрал камень и может быть это кому-то помогло.
  • Хорошее предположение! Сейчас я включу запись диктора, вы послушайте внимательно и ответьте на вопрос, верно ли было наше предположение?

Возьмите карандаш и внимательно следить за чтением диктора.

Внимательно слушают.

6.Проверка первичного восприятия (1-2 мин)

  • Итак, верно ли было ваше предположение?

Высказывают мнение.

  • Ребята, понравилась ли вам басня? Чем?
  • Появились ли для вас еще незнакомые слова?

  • Что больше всего запомнилось в этой басне?

  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
  • Молодцы! Давайте немного отдохнем. Встаньте возле своих парт и повторяйте за мной.

  • Закройте глаза, представьте, что у вас вырос очень длинный нос. Нарисуйте им солнышко, первую букву вашего имени, ваше любимое число.

  • Откройте глаза. Посмотрите вправо, влево, вниз, наверх, нарисуйте глазами букву "О", быстро, быстро поморгайте.

  • Немного отдохнули, работаем дальше.

7.Анализ содержания и языка художественного произведения (в анализе ОЧЕНЬ УСЛОВНО выделяются две ступени)

  • Ребята, прочитайте текст басни самостоятельно (про себя) и подумайте на какие части можно ее поделить?

Читают басню про себя.

  • Поднимите руку те, кто прочитал басню.

  • Итак на сколько частей можно поделить басню?
  • На три части.
  • Прочитайте первую часть. (первый абзац). Если ученик начинает читать вторую часть, стоит задать вопрос: " Как вы считаете продолжается ли первая часть ?"
  • О чем говориться в этой части?
  • В этой части говориться о том, какая проблема возникла у жителей города
  • Как можно озаглавить эту часть?
  • «Камень на площади»
  • Я озаглавила немного по - другому первую часть.
  • Как вы считаете подходит ли это название к первой части?
  • Да.
  • Где лежал камень?
  • Камень лежал на площади
  • Чем он мешал горожанам?
  • Он занимал много места и мешал езде по городу
  • О чем попросили инженеров?
  • Спросили как убрать камень и сколько это будет стоит.
  • Ребята, а если бы вы были жителями этого города, как бы вы поступили?

Высказываю свои предположения

  • Посмотрим, а как же поступили жители в басне. Прочитайте вторую часть. ( 2-й абзац).
  • О чем говориться в этой части?
  • В этой части говориться о том, какие идею предлагали инженеры.
  • Как можно озаглавить эту часть?
  • «Спор», «Предложения инженеров».
  • Как вы считаете подходит ли данное название ко второй части?
  • Да.
  • Что предложил первый инженер? Сколько рублей попросил за работу?
  • Он предложил взорвать камень с помощью пороха и за это он хотел 8 тысяч рублей.
  • Второй? Сколько рублей запросил?
  • Второй предложил свезти камень с помощью катка и запросил за это 6 тысяч.
  • Как вы думаете, это методы избавления от камня хороши?

Высказывают свои предположения.

  • Какой способ предложили бы вы?

  • Хорошо. Посмотрим, чем же закончилась эта история. Прочитайте последнюю третью часть.
  • О чем говориться в этой части?
  • О том что предложил простой мужик
  • Как можно ее озаглавить?
  • Хорошая выдумка
  • Что предложил мужик?
  • Он предложил вырыть яму и скинуть камень туда
  • Сколько он запросил за свою работу?
  • 100 рублей.
  • Как вы думаете, почему мужику дали еще 100 рублей?
  • Потому что он предложил хорошую и не дорогую  идею
  • Каким вы представляете себе этого мужика? Какие черты характера можно у него отметить?
  • Внимание на слайд, прочитайте по цепочке характеристики мужика.
  • Молодцы! Ребята, а как вы думаете, в чем заключается мораль этой басни?
  • Мораль этой басни в том, что важна не сила и положение в обществе, а ум и смекалка
  • Найдите строчки, в которых заключена мораль басни.
  • Читают «Мужик так и сделал, и ему дали сто рублей и еще сто рублей за умную выдумку».
  • Как вы думаете, какие слабые стороны высмеивал, осуждал Толстой, создавая эту басню?
  • Торопливость, жадность, хвастовство.
  • Чему нас учит автор? Какой урок вы можете извлечь из этой басни?
  • Важна не сколько сила, сколько смекалка. Нужно хорошо подумать, прежде чем что-то делать, возможно,  есть и другие хорошие способы решения проблемы.
  • Давайте вернёмся к особенностям басни. Соответствует ли этим особенностям басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень"
  • Да
  • Докажите.
  • Ребят, а сейчас прочитаем всю басню целиком. По цепочке. Слушайте друг друга внимательно.

10.Творческие задания в связи с прочитанным (5 мин)

  • Как вы думаете для чего мы озаглавили каждую часть басни?
  • Мы составили план басни. Теперь ваша задача пересказать басню, опираясь на этот план.
  • Кто попробует пересказать первую часть басни?
  • Давайте проверим по учебнику.
  • Вторую.
  • Третью.
  • У каждого на парте лежит карточка с пословицами. Ваша задача определить, какая из пословиц подходит она к басне.

Старый друг - лучше новых двух.

Заблудиться в трех соснах.

Век живи век учись.

Смекалка во всяком деле выручит.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ложь до добра не доведёт.

  • Какая пословица подходит к басне?
  • К басне подходит пословицы "Смекалка во всяком деле выручит".
  • Почему?
  • В данной басне мужик оказался смекалистым и освободил горожанам путь от большого камня.
  •  Молодцы!

11.Подведение итогов урока. Рефлексия. (1-2 мин)

  • Итак, ребята,  с какой басней мы познакомились на уроке?
  • Мы познакомились с басней «Как мужик камень убрал».
  • Хорошо. Ребят, оцените свою деятельность на уроке, с помощью пяти пальцев.

Внимание на слайд.

  • Итак, учителя, которые наблюдали за вашей работой, оценили дисциплину каждой колонки. Самой дисциплинированной оказалось ... Я дарю вам закладки в ваш учебник.

  • Спасибо за активную работу на уроке. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока « Литературное чтение и окружающий мир » во 2 классе

« Литературное чтение и окружающий мир » во 2  классеЦель урока: -  создание условий для ознакомления обучающихся с песенным фольклором зарубежных стран.Формы обучения:фронтальная, самостоят...

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "Как Малышу нашли маму"

Данный урок является вторым уроком курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» УМК Н.Ф. Виноградовой раздела «Читаем сказки, пословицы, считалки». Тема рассчитан...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

Конспект к уроку литературного чтения "Б. Окуджава "Весна"

Урок развивает творческие способности. Работа проводится в группах, созданных по желанию детей. Использовано экспериментальное задание. Много внимания уделено развитию речи...

Технологическая карта пробного урока литературного чтения ТЕМА: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

Технологическая карта пробного урока литературного чтения в 3 классеТЕМА: И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...