Игра-Викторина "В гостях у сказки"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Татьяна Николаевна Сарычева
Внеклассное мероприятие проводимое с целью : -обобщить знания детей по сказкам. Прививать интерес к чтению. Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra-viktorina_v_gostyah_u_skazki_4_klass.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа р.п. Озинки»

_____________________________________________________________________________

ул.8-ое Марта, д.9, р.п. Озинки, Саратовская область,413620

Тел.: (884576) 4-15-78, e-mail: ozin-oosh@yandex.ru

Подготовила

Сарычева Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов

МОУ «ООШ р.п. Озинки»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССОВ

«В гостях у сказки»

Задачи:

  • Научить различать форму литературного жанра – сказка;
  • Привить любовь к устному народному творчеству.

Цели:

  • повышение интереса к литературе;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие умений отвечать на вопросы по содержанию произведения;
  • сплочение классного коллектива;
  • организация досуга учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, я рада приветствовать всех вас на литературной викторине «В гостях у сказки»! Скажите, а вы любите сказки? А как вы думаете, кто придумывает сказки? А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так через века и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные. А какие бывают сказки?

Дети: Волшебные, загадочные, поучительные, остроумные,захватывающие.
Ведущий: Вспомните, какими с каких слов начинаются сказки?

Дети: Жили - были, в некотором царстве, в тридевятом царстве…..
Ведущий: Что такое сказка , как вы думаете?

Дети: Необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы, встречаются волшебные предметы.

Ведущий: А какими словами  оканчиваются сказки? 

Добро побеждает зло; по-доброму, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.
Ребята, а теперь назовите ваши любимые сказки.

Дети: (НАЗЫВАЮТ СВОИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ)

Ведущий:  Молодцы! Я вижу вы знаете много сказок, и я предлагаю вам игру – викторину, посмотрим, кто у нас лучше всех знает сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна придумать себе название.

И так, усаживайтесь по удобнее слушайте внимательно. Наша викторина состоит из разных конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка».

В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете:

  1.  Из танцзала короля

Девочка домой бежала,

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета

 Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)

  1. Про принцессу вам загадка:

     Ей нужна была кроватка

С сотней новеньких матрасов.

Говорю вам без прикрас я.

 Добрая, хорошая Принцесса на…(горошине)

  1. Отвечайте на вопрос:

 Кто в корзине Машу нёс,

 Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? (Медведь)

  1. Родилась у мамы дочка

 Из прекрасного цветочка.

 Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

 Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)

  1. Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака

Жучка Деду с бабой помогали,

 Корнеплоды собирали? (Репка)

6.   Она Буратино учила писать,

И ключ золотой помогала искать.

 Та девочка-кукла с большими глазами,

 Как неба лазурного высь, волосами,

На милом лице — аккуратненький нос.

 Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина)


7.
 Бабушка в лесу живёт,

Травы-зелье собирает,

Пол в избе метлой метёт.

 В ступе по небу летает,

Из кости её нога.

Эту бабу звать … (Яга)

8. Вот совсем нетрудный,

 Коротенький вопрос:

Кто в чернилку сунул

Деревянный нос? (Буратино)

9. Этот сказочный герой

 С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

 Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)

10. Это знают даже первоклашки,

 Что есть друг большой у Чебурашки,

Под гармошку песни он поёт.

Имя друга каждый назовёт. (Крокодил Гена)

Ведущий: Теперь второе задание, слушайте внимательно, я прочту отрывок из сказки, а вы назовите полное название сказки: 
«Позвала Жучка кошку, кошка за жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку…..»

Дети: « Репка»
Ведущий: « Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит - «Я лучше на крыше жить буду.- Ты нас раздавишь. - Нет, не раздавлю. - Ладно, тогда полезай.
Влез медведь на крышу. Только уселся. А домик развалился.

Дети: «Теремок»
Ведущий: Молодцы, слушаем дальше.
Пришла она в самую чащу, в самую глушь. Видит - стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась.

Дети: «Маша и медведь»

Ведущий: Молодцы ребята, с этим заданием вы справились замечательно. Приготовьтесь к следующему заданию.

- Я буду показывать вам картинки из сказок, а вы внимательно посмотрите, и назовите мне сказу: 
а) «Маша и медведь».
б) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
в) «Сказка о Царе Салтане».
г) «Золушка».
д) «Теремок».

Молодцы ребята, хорошо и с этим заданием справились. А теперь отдохнуть пора.

Физкультурная минутка.

В круг вставайте дружно, в сказки поиграть нам нужно.

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения).
Ой, яичко уронила (наклоняются, «поднять яичко») 
Посмотрите - ка разбила (показывают на вытянутых прямо руках)

Вот мы её посадили (наклоны)
И водой её полили (имитация полива)
Вырастала репка, большая-пребольшая (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения).
И из репки кашу сварим (имитация еды).
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать силу).


Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание.

Ведущий:  Вокруг нас и там и тут сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки.
Называйте, посмелей,
Этих сказочных друзей! (назови героев сказки).

1) Назовите имя сестрицы, у которой братец превратился в козлёночка? (Алёнушка)
2) Кто разбил яичко в сказке «Курочка Ряба»? (Мышка).
3) Кто был первым, кого повстречал на пути колобок? (Заяц)
4) Назовите имена трёх Медведей (Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка).

Справились отлично, предлагаю следующее задание: 
Ведущий: Я называю первое слово из названия сказки, а вы отгадываете полное название сказки.
1) Гуси - (лебеди)
2) Красная - (шапочка)
3) Заюшкина - (избушка)
4) Царевна- (лягушка)

Конкурс «Найди героя».

(У нескольких сказочных героев на доске есть №. Дети отгадывают загадку и называют №).

  1. Внучка к бабушке пошла,

Пирожки ей понесла.

По тропиночке идёт,

Звонко песенку поёт.

Вдруг навстречу серый волк,

Что в тропинках знает толк(Красная Шапочка) 

  1. Озорной весельчак

В окно влетает просто так.

К Малышу попал он в дом

И устроил там погром. (Карлсон) 

  1. Чтоб взлететь над землёй,

Ступа ей нужна с метлой. (Баба Яга) 

  1. Мальчик он немного странный,

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт свой длинный –

Кто же это? (Буратино)

  1. Испекла бабуля деду _

Дед остался без обеда:

В лес праказник убежал.

На носок лисе попал. (Колобок)

  1. В Простоквашино живёт,

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точный я не знаю,

Но фамилия морская. (Кот Матроскин) 

  1. Да, ребята, в этой книжке

Малыши живут, малышки.

И живёт один чудак,

Всё он делает не так.

Неумейкой он слывёт.

Кто его нам назовёт? (Незнайка)

Конкурс «Телеграммы».

(Ведущий читает телеграммы, которые принёс почтальон Печкин. Дети отгадывают автора телеграммы.)

  1. Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите! (Муха-Цокотуха) 

  1. Всё закончилось благополучно,

только хвост остался в проруби. (Волк)

  1. Очень расстроена.

Нечаянно разбила золотое яичко. (Мышка) 

  1. Спасите! Нас съел Серый Волк! (Козлята) 
  2. Помогите найти хрустальную туфельку. (Золушка) 
  3. От дедушки ушёл, от бабушки ушёл, скоро буду у Вас! (Колобок) 
  4. Спокойствие, только спокойствие. Я съел ещё одну баночку варенья. (Карлсон) 
  5. Не садитесь на пенёк, не ешьте пирожок.(Машенька)

 

Конкурс «Найди сказку».

Поспела новая игра –

Нелёгкое задание.

За дело взяться вам пора

И проявить старание.

 

(Учащиеся выбирают одну из 2 карточек, отбирают карточки с иллюстрациями к данной сказке, ставят их по порядку, называют сказку.)

 

Конкурс «Помоги мышке».

(В класс приходит Мышка. Она плачет. Мышка просит ребят помочь ей. Нужно вспомнить сказки с участием Мышки.)

 

  • Репка. Кот в сапогах.
  • Теремок. Колосок.
  • Гуси-лебеди. Как Курочка хлеб испекла.
  • Дюймовочка. Чудесный колокольчик.

Конкурс «Назови сказку и героя сказки».

 

Вот ещё одна игра,

Вам понравится она.

Я вопрос хочу задать.

Ваше дело – отвечать.

 

  1. Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К братцу третьему потом

Прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку

И называется… («Три поросёнка», Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф)

 

  1. Зимним утром баба с дедом

Внучку сделали из снега.

Но не знала крошка эта,

Что беда грозит ей летом.

(Снегурочка из сказки «Снегурочка»)

 

  1. Девочка по лесу шла

И на домик набрела.

Видит, что хозяев нет.

На столе стоит обед.

Из трёх чашек похлебала,

В трёх постелях полежала.

(Маша из сказки «Три медведя»).

 

  1. Буратино приютила

И лечила, и учила,

Когда ж он стал озорничать,

Пришлось его ей наказать.

(Мальвина из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

 

  1. Строго приказала капризная принцесса

Принести зимой цветы из леса.

Кто же зимой смог собрать те цветы?

Я помню ту девочку! Помнишь ли ты?

(Падчерица из сказки «Двенадцать месяцев»)

 

  1. Появилась из цветочка,

Всего дюйм была росточком.

На ней хотел жениться Крот,

Но Ласточка взяла в полёт.

И девочку она спасла

От старого мрачного Крота.

(Дюймовочка из сказки «Дюймовочка»)

 

  1. Уговаривала братца

Старшая сестрица:

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка –

Превратился он в козлёнка.

(Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

 

 

Блицтурнир. (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)

•  Жилище Бабы-Яги.

•  Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича?

•  Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт.

•  Что потеряла Золушка?

•  Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?

•  Весёлый человечек-луковка.

•  Герой сказки, путешествующий на печи.

•  Кто смастерил Буратино?

•  Кем стал гадкий утёнок?

•  Почтальон из деревни Простоквашино.

•  Крокодил, друг Чебурашки.

•  Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик.

•  Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»?

•  В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её?

•  Кого вылепили старик со старухой из снега?

Конкурс «Угадай героя сказки».


Ведущий:  Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок».


Ведущий:  Ой, ребята, посмотрите у меня на столе волшебный сундучок, посмотрим, что в нём. А в нём находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный».

Ведущий: Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы первой команде:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:
1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий: Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?
(Проводится аукцион талантов)

Ведущий: Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина "В гостях у сказки"

Игра-викторина "В гостях у сказки"Цель:​ заинтересовать детей в чтении книг;​ расширить их кругозор и словарный запас;​ воспитывать у ребят чувство добра, справедливости, умение люби...

Игра- викторина "В гостях у сказки"

Сценарий праздника  разработан для  учащихся  2 класса,которые проводят викторину  - игру для  учащихся 1 класса  . Разработка может быть полезна как учителям начальных к...

Презентация к игре-викторине "В гостях у сказки" ( 4 класс).

Игра-викторина " В гостя у сказки" ( 4 класс). Можно использовать на уроках внеклассного чтения в 4 классе....

Игра-викторина "В гостях у сказки"

Игра-викторина "В гостях у сказки"....

Презентация для иллюстрации занятия по внеурочной деятельности Игра-викторина: "В гостях у сказки"

Данная презентация – наглядный сопроводительный материал к занятию, проводимому в форме литературной викторине «В гостях у сказки». (ссылка на конспект занятия)Дети вспомнят любимых ...

Презентация для иллюстрации занятия по внеурочной деятельности. Игра-викторина: "В гостях у сказки".

Данная презентация – наглядный сопроводительный материал к занятию, проводимому в форме литературной викторины «В гостях у сказки». Дети вспомнят любимых героев сказок, стремятся к п...

Игра-викторина "В гостях у сказки"

Данная литературная квест-викторина проводилась в рамках недели филологии и была направлена на развитие кругозора учащихся, популяризацию детских книг, воспитание умения работать в команде. Конспект с...