"Россия - Родина моя. Знакомство с буквой Я"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ольга Алексеевна Малыгина

Знакомство с гласной буквой обозначающей 2 звука.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок обучения грамоте24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Россия -Родина моя. Знакомство с буквой Я, я

(Школа России)

Класс: 1 класс

Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)

Тип урока: изучение нового материала. 

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в изучаемой теме

Цели: 

Образовательные: 

-  формировать умение находить в словах букву Я; 

-  знать, какие звуки она обозначает; 

-  читать слова с этой буквой; 

- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, отвечать на

вопросы по содержанию; 

- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного

внимания, вербального мышления. 

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе. 

Формировать УУД: 

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; учиться формулировать свои мысли в устной форме.

Познавательные: находить ответы на вопросы учителя, делать выводы, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Прогнозируемые результаты:

• дети познакомятся с новыми гласными буквами Я и я, обозначающими два звука в начале слова и после гласного звука;

• с новым согласным звуком [й'], который входит в слог-слияние, обозначающийся буквами Я и я;

• научатся различать на слух слияние [й'а], находить его местоположение в слове;

• изображать данные звуки на звуковой схеме, уяснять, что одна гласная буква обозначает два звука (согласный и гласный);

• поработают над формированием навыков правильного, сознательного, плавного, выразительного чтения.

Оборудование: проектор мультимедиа, доска, Карта России, учебник «Азбука» В.Г. Горецкий, лента букв, слоги, звуки!

Ход урока

Организационно - мотивационный этап.

Цель: мотивация к активной учебной деятельности

Учитель:

- Ребята, какое сегодня число? А время года?

- Как кричит осел? (иа)

- Ее наклеивают на конверт? (марка)

Молодцы! А теперь выполним артикуляционную гимнастику.

- Оя-оя-оя – у елочки хвоя! – Ая–ая-ая – в небе птичек стая. (Учитель демонстрирует верное произношение, дети повторяют)

1. Актуализация знаний

— Назовите буквы гласных звуков (а, о, и, ы, у, е). С какими гласными звуками согласные читаются твёрдо? (а, о, у, ы). С какими гласными согласные читаются мягко? (и, е)

- Какая буква гласных звуков очень необычна? (е)

- Какие звуки может обозначать буква е? [й'э] – в начале слова или после гласного, а согласный перед ней становится мягким.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной гласной буквой, а какой узнаете прочитав стихотворение. Слайд 1 (стихотворение на доске читает ученик)

Всем на свете буква «Я»

Доложить готова:

- А вы знаете, кто я?

Я не только буква «Я» -

БУКВА, СЛОГ и СЛОВО!

- Вы догадались, о какой букве пойдет речь? (ответы детей – буква «Я»)

2. Мотивация учебной деятельности

—Ребята, давайте вспомним что такое Родина? (Родина – это место рождения человека, его родная страна.)

- Молодцы! А малая родина? (малая Родина - это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные).

- Какие пословицы о Родине, о родной стороне вы уже знаете? (ответы детей) Послушайте меня внимательно и объясните смысл следующих пословиц: Родина – мать своего народа. Всякому мила своя сторона. Человек без Родины, что человек без песни.

- Давайте вспомним, как называется Республика в которой мы проживаем? (Бурятия). В 2023 году наша Республика отмечает 100 летний юбилей! А берет она свое начало в далеком1923 году.

- Назовите столицу республики Бурятия? (город Улан-Удэ) Слайд 2

- Молодцы! Улан-Удэ в переводе с бурятского языка означает «Красная Уда», а Уда - это название? (реки) Слайд 3.

- Река Уда берет свое начало на Витимском плоскогорье в 45 км. к востоку от Соснового озера системы Еравнинских озер, а впадает Уда в реку, которая носит название Селенга.

- Народ какой национальности составляет основное население Бурятии?  (Буряты) Слайд 4.

3. Работа по теме урока

-Ребята, предлагаю проанализировать слово Бурятия.

-Поделите слово Бурятия на слоги, поставьте ударение.  (4 слога, ударение падает на второй слог). Сколько гласных букв «Я» в слове? (2, во втором и четвертом слогах). Совершенно верно, а теперь произнесите слово Бурятия и скажите какие звуки мы слышим во втором и четвертом слогах? (Во втором слоге-слиянии ря, гласная буква я обозначает звук [а], а в четвертом слоге я гласная буква «Я» обозначает два звука [й'а].

- Буква «Я» обозначает один звук [а], если стоит после согласного, и два звука [й'а], если буква «Я» стоит в начале слова, или после гласной.

- А теперь предлагаю вспомнить название нашей Родины? (Россия)

- Проанализируем слово Россия. Поделите слово на слоги, поставьте ударение. (В слове Россия 3 слога, ударение падает на второй слог)

- Выделим последний слог я. Какие звуки слышим? ([й' а-а-а-а]) Произнесите первый звук лучше, яснее.

Какой это звук? (Это согласный звук [й']. Он произносится с препятствиями.)

Дети прикладывают к шее руку и слушают.

— Произнесите его ещё раз, что ещё можете сказать о нём? Какой он? (Он звонкий [й'] — состоит из голоса.)

А что мы слышим за ним? (Гласный звук [а].)

Значит, какой первый слог? (Слог - слияние [й'а].) (ученик у доски делает схему.)

- А теперь, ребята, откройте Азбуку на (с. 110). Что изображено на рисунке? (Карта нашей Родины – России). А какой город на ней обозначен? (Москва – столица России). (На доске висит карта России).

- Прочитайте текст «Россия — Родина моя». Почему слова Россия и Родина пишутся с заглавных букв? (Россия — это название Родины (страны в которой мы живем), а слово Родина очень значимое, и его принято писать с заглавной буквы.)

Физкультминутка.

Яблоня в моём саду
Гнётся низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево.
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок
Моя яблонька заснёт.

- Как вы понимаете смысл пословицы «Россия – Родина моя»? Прочитайте этот текст ещё раз. «Россия – Родина моя» (родная любимая сторона).

- А как вы думаете, почему автор выбрал именно эту пословицу? (В словах Россия моя, есть гласная буква «Я»)

-  А теперь, ребята, скажите, какое дерево растет на стр. 111 учебника. (Яблоня.)

- В какое время года оно вам особенно нравится? (Весной, летом, осенью.)

- Проведем слого-звуковой анализ этого слова. (Яб-ло-ня.)

- Какие из этих слогов являются слогами-слияниями? (Слоги ло и ня.) Как называется первый слог? (Обратный слог — яб.) Рассмотрите схему в красной рамочке.

- А какие плоды дает нам яблоня? (Яблоки.)

- Давайте произнесём это слово и проведём его слого-звуковой анализ. (В слове яблоки три слога, ударение падает на первый слог.

На доске появляются слоги из букв, и под ними выставляются звуковые схемы этих слогов. Дети участвуют в составлении слова яб-ло-ко и схемы [йаб]-[ла]-[ко].

Первый слог — яб.)

- Произнесите и послушайте внимательно первый слог.

Дети произносят хором звуки [й'а б].

— Что вы слышите? Какие звуки? (Звуки [й'], [а] и [б].)

Какой второй слог, третий? (Второй слог ло, третий ки.)

Рассмотрим звуковую схему.

— А теперь прочитайте текст на странице 111.(читают про себя, затем по цепочке). О чем говорится в тексте? (О саде, который посадили). Что будет расти в саду? (яблони и сливы). А теперь найдите в тексте слова с буквой «Я» и прочитайте их (моя, Земля, Россия, яблони).

- А теперь послушайте стихотворение Бориса Заходера «Буква Я»

Буква Я

Взялась за дело:

Целый час она пыхтела,

И кряхтела,

И потела,

Написать она сумела

Только

«я-я-я-я-я»!

Всем известно: буква Я

В азбуке последняя.

— Наш алфавит начинается с какой буквы (А), а заканчивается? (буквой Я). Заглядывайте в алфавит и повторяйте последовательно все буквы.

4. Рефлексия учебной деятельности

- С какой буквой вы познакомились сегодня на уроке? (Я)

- С какой буквой, буква Я очень похожа? (с буквой Е) В чём заключается сходство? (Гласные буквы Я и Е обозначают два звука в начале слова и один звук после мягкого согласного).

Молодцы! Вам понравился урок? (ответы детей)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [йа],[а]. Буква Я. Россия - родина моя"

Открытый урок обучения грамоте в 1 дополнительном классе для обучающихся с ОВЗ. Урок составлен с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ....

Презентация к уроку обучения грамоте "Звуки [Й А], [А]. Буква Я. Россия - родина моя".

Презентация к уроку содержит артикуляционную гимнастику, АМО "Инфоугадайка" для изучения новой буквы, слайды с фотографиями Малой родины обучающихся....

Технологическая карта урока обучения грамоте "Знакомство с буквой Гг", 1 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о звуках [г], [г`]. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о звуках [г], [г`] 2. Научить дават...

Технологическая карта урока письма "Знакомство с буквой Вв", 1 класс, (УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создать условия для ознакомления и формирования каллиграфически правильного письма заглавной и строчной буквы Вв. Задачи урока Дидактические...

Технологическая карта урока письма "Знакомство с буквой П (п). Письмо заглавной и строчной букв П, п" (УМК "Школа России, 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения писать заглавную и строчную буквы П, п.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с заглавной и стро...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й\'а], [\'а], буквы Яя. Россия - Родина моя" (УМК "Школа России, 1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся знаний о букве «Я» и звуках [й'а], ['а].Планируемые результаты: Предметные:1.Уметь ...