Тема. Знакомство с притчей Ш.Амонашвили «Твоя красота в твоей доброте»
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Технологическая карта урока. Литературное чтение 4 класс. (Школа России)

Тема. Знакомство с притчей Ш.Амонашвили «Твоя красота в твоей доброте»

Учитель: Хомушку Шериг-оол Оолакович

Тема:  притча «Твоя красота в твоей доброте»

Тип: урок усвоение новых знаний. Подход к обучению: коммуникативный. Методы и принципы: технология диалогового метода.Формы работы: диалог, групповая, парная, фронтальная.

 Цель урока: раскрыть тайны притчи путем анализа и понять главную мысль произведения.         Задачи: Познавательные УУД: познакомить  с притчей, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства; 
Регулятивные УУД: совершенствовать умение читать  произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере.
Личностные УУД: воспитание доброты, добрых отношений к окружающему миру, толерантности. 
Коммуникативные УУД: развивать умение работать с партнером по учебной деятельности в речи, развитие коммуникативных способностей, общению в группе.

Планируемые результаты

Предметные.

Читать произведение выразительно; представлять картины, изображенные в притче; обогащать словарный запас.

 

Метапредметные. Уметь определять и формулировать тему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД). Строить монологическое высказывание,  учиться  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) . Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, применять свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУ) Проявлять интерес к чтению; понимать язык  передавая свое и авторское отношение к произведению. (Личностные УУД)

Ресурсы урока: ИКТ, конверты с заданиями, текст произведения.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1.  

Моти-вация к учеб-ной деятель-ности. 

 

- Добрый день!                                  Я очень рад видеть вас и надеюсь, что у вас хорошее настроение. Урок литературного чтения.  У нас сегодня необычный урок, урок-размышление.  Люди встретятся друг с другом, и какое прекрасное слово они друг другу скажут?                                        - Спасибо. Ребята, давайте все вместе дружно скажем  «прекрасное слово». Стук в дверь. (Почтальон приносит 4 конверта).                        - Ой, к нам стучатся. После прекрасного слова, наверное, принесли прекрасные весточки.          - Этот конверт адресован мне от Лунтика. Я раскрою, посмотрите, ребята, тут ничего нет, только значок «телевизор». (учитель включает телевизор).

Готовятся к уроку.

 

 

 

 

Здравствуйте.

Встают и здороваются со всеми.

Формирование  эмоциональ-ного настроя на урок. Самооценка готовности к уроку. (Личностные УУД)

Взаимодей--ствие с учителем. (Коммуникативные УУД)

Прогнозирова-ние – пред-восхищение результата и уровня усвоения материала. (Регулятивные УУД)

II.

Актуа-лизация знаний.

 

(Сюжет мультфильма «Лунтик» из серии «Доброе воспитание».)            - Скажите, из какого мультфильма этот сюжет? Вы смотрели этот мультфильм? Тогда дайте характеристику Лунтику.                   - Какую черту характера показал Лунтик по отношению к гусеницам?

 

Просмотр сюжета  мультфильма  «Лунтик» из серии «Доброе воспитание».

Дают характеристику Лунтику, подбирают слова, размышляют о герое мультика.

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету; Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме. Познавательные УУД:  ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем). Коммуникатив-ные УУД: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем.

III. Поста-новка учебной задачи, определе-ние темы и целей урока.

 

- А теперь подумайте, о чем будем вести разговор, и определите тему нашего урока. Хорошо, вы определили тему урока. На этом уроке, что вам хотелось бы узнать, чему научиться? Это будет целью нашего урока. Чтобы достичь цели, я вам предлагаю работать со мной дружно и активно.

Ответы детей, определение темы и цели урока.

Познаватель-ные УУД: научить умению размышлять. Коммуника-тивные УУД: умение учащихся аргументировать свою точку зрения. Учащиеся обсуждают полученные комбинации слов, объясняют их смысл. Личностные УУД: осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

IV.  Введе-ние знаний.

 

Ребята, я вам предлагаю открыть свои конверты, ведь вам же тоже адресованы. Вам предлагают достать белые листочки, чтобы вы прочитали текст. Ребята, это притча. Надеюсь, что вы знакомы с этим литературным жанром. Вспомните, что такое притча? Предлагаю двум ученикам посмотреть толковый словарь Ожегова и дать толкование слова «притча»                                              - А теперь прочитайте весь текст.

Открывают конверт, достают белые листы и знакомятся с текстом.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: совершенство-вать умение читать  произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере.

V.

Диалог «Учи-тель-ученик»

- О  чем данный текст? Чему научил дед своего внука?                               - Найдите мудрые мысли в тексте.   - А теперь скажите, добрый человек, это какой человек?               - Теперь предлагается послушать притчу в чтении ученицы Салчак Менди. (показ по телевизору, как она читает).                                         -Вы сейчас послушали текст, у вас какое представление возникло о главном герое?                                    -Какому жизненному правилу вас учит произведение?                                     - Как вы понимаете значение этих слов: «Твоя красота в твоей доброте!»                                             - Можно ли сказать, что дед своему внуку дал правильный совет?           - «Лицо его светится внутренней красотой!»  Что вы можете рассказать о внутренней красоте? Что это значит?                                         - Как вы заметили у этой притчи нет названия. (вместо него расставлено многоточие, так то есть название).  Скажите,  как бы вы назвали этот рассказ. Подумайте, можете посоветоваться.                                    - Внимание на экран!  (на экране фото Ш.А. Амонашвили). Эту притчу написал советский, грузинский педагог новатор  Ш.Амонашвили  и назвал её  («Твоя красота в твоей доброте!»)  Вы не удивлены?!                                          - А теперь напишите название рассказа в тетради, где там поставлено многоточие.                      - Кто перескажет текст?

Вступают в диалог с учителем, размышляют над текстом т.е. поведением героя.

Дети слушают.

 

Ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетрадях.

 

Регулятивные УУД: совершенство-вать умение читать  произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере.
 

VI.

Физ-минут-ка

Учитель читает слова физминутки.

Дети выполняют движения вместе с учителем.

Личностные УУД: Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

VII. Работа в группах

 

Много пословиц и поговорок сложил народ о добре.  Возьмите конверты, раскройте и достаньте желтые карточки. У вас на листочках части пословиц, соберите их правильно, напишите в тетрадь и раскройте их смысл устно.

  • Доброму человеку(и чужая болезнь к сердцу).
  • Добрый человек (добру и учит).
  • Доброе слово (доходит до сердца).

Цветик-семицветик    

-Составьте из двух слов сложные слова, которые обозначают новые качества человека. Ключевым словом будет слово «добро».     Добро + порядок                        Добро + сердце                            Добро + желание                         Добро + нравство                       Добро  + совесть                        Добро + воля                               Добро + душа

Собирают части пословицы в целое и записывают в тетради, раскрывают смысл пословиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют новые сложные слова. Обогащают словарный запас.    Добропорядочный Добросердечный Доброжелательный Добронравный Добросовестный Добровольный Добродушный

Коммуникатив-ные УУД: развивать умение работать с партнером по учебной деятельности в речи, развитие коммуникатив-ных способностей, общению в группе.

VIII. Моно-логическая речь.

-Я думаю и знаю, что у вас добрые сердца, и каждый из вас совершил уже добрый поступок, а может быть, и не один. Пожалуйста, вспомните и расскажите о своих добрых поступках. Может быть кто-то кому-то помог в трудных ситуациях. Кто-то хороший совет дал….

Рассказывают случаи из своей жизни, вспоминают о добрых делах.

Коммуникатив-ные УУД: развитие коммуникатив-ных способностей, умение выступить перед публикой, выражать свою точку зрения. Строить монологичес-кое высказывание,  учиться  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

IX.

Эврис-тичес-кий диалог.

Как называют людей, которые помогают другим, делают добрые дела?

Есть такое слово «волонтер». Посмотрите в словарь. (Волонтер-доброволец, т.е человек, который добровольно помогает другим.) У нас в стране таких людей много и знаете, этот год в России объявлен годом Волонтеров. Значит добрых людей станет еще больше. А вы хотите стать волонтерами?

Узнают новое слово, новые качества людей, которые добровольно помогают другим.

Работа со словарем.

Личностные УУД: воспитание доброты, добрых отношений к окружающему миру, толерантности. 
 

Х.

Рефлек-сия.

-Ребята, мы хорошо поговорили, поразмышляли. Тема у нас какая была? Вы получили удовольствие от урока?                                             - Все задания Лунтика мы сделали? -Согласны ли отправить ответы Лунтику? С помощью воздушных шаров отправим Лунтику.

 

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение об уроке, о  человеке.

Личностные УУД: воспитание доброты, добрых отношений к окружающему миру, толерантности. 

ХI

Домаш-нее задание

Написать мини-сочинение «Мои добрые поступки» или найти и написать пословицы о добре.

 

 

      

 

Шалва Амонашвили.

Твоя красота в твоей доброте.

Мальчик взрослел. Потому часто смотрел в зеркало и злился:

- Какой я некрасивый!

Дедушка услышал слова эти и сказал внуку:

- Твоя красота в твоей доброте!

Мальчик поверил дедушке и начал делать добро – всем, везде, повсюду…

   Он так увлекся этим, что совсем позабыл, как он некрасив.

  Шло время.

  Стал он молодым человеком.

  Однажды, будучи на вечеринке, он услышал, как шепчутся две красивые девушки, украдкой глядя на него:

- Какой он обаятельный! – сказала одна.

- Лицо его светится внутренней красотой! – сказала другая.

  А молодой человек вспомнил дедушку.

«Спасибо тебе, мудрый дедушка!» - подумал он.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Литературное чтение 4 класс. (Школа России)

Тема. Знакомство с притчей Ш.Амонашвили «Твоя красота в твоей доброте»

Учитель: Хомушку Шериг-оол Оолакович

Тема:  притча «Твоя красота в твоей доброте»

Тип: урок усвоение новых знаний. Подход к обучению: коммуникативный. Методы и принципы: технология диалогового метода.Формы работы: диалог, групповая, парная, фронтальная.

 Цель урока: раскрыть тайны притчи путем анализа и понять главную мысль произведения.         Задачи: Познавательные УУД: познакомить  с притчей, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства; 
Регулятивные УУД: совершенствовать умение читать  произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере.
Личностные УУД: воспитание доброты, добрых отношений к окружающему миру, толерантности. 
Коммуникативные УУД: развивать умение работать с партнером по учебной деятельности в речи, развитие коммуникативных способностей, общению в группе.

Планируемые результаты

Предметные.

Читать произведение выразительно; представлять картины, изображенные в притче; обогащать словарный запас.

Метапредметные. Уметь определять и формулировать тему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД). Строить монологическое высказывание,  учиться  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) . Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, применять свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУ) Проявлять интерес к чтению; понимать язык  передавая свое и авторское отношение к произведению. (Личностные УУД)

Ресурсы урока: ИКТ, конверты с заданиями, текст произведения.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Моти-вация к учеб-ной деятель-ности.  

- Добрый день!                                  Я очень рад видеть вас и надеюсь, что у вас хорошее настроение. Урок литературного чтения.  У нас сегодня необычный урок, урок-размышление.  Люди встретятся друг с другом, и какое прекрасное слово они друг другу скажут?                                        - Спасибо. Ребята, давайте все вместе дружно скажем  «прекрасное слово». Стук в дверь. (Почтальон приносит 4 конверта).                        - Ой, к нам стучатся. После прекрасного слова, наверное, принесли прекрасные весточки.          - Этот конверт адресован мне от Лунтика. Я раскрою, посмотрите, ребята, тут ничего нет, только значок «телевизор». (учитель включает телевизор).

Готовятся к уроку.

Здравствуйте.

Встают и здороваются со всеми.

Формирование  эмоциональ-ного настроя на урок. Самооценка готовности к уроку. (Личностные УУД)

Взаимодей--ствие с учителем. (Коммуникативные УУД)

Прогнозирова-ние – пред-восхищение результата и уровня усвоения материала. (Регулятивные УУД)

II.

Актуа-лизация знаний.

(Сюжет мультфильма «Лунтик» из серии «Доброе воспитание».)            - Скажите, из какого мультфильма этот сюжет? Вы смотрели этот мультфильм? Тогда дайте характеристику Лунтику.                   - Какую черту характера показал Лунтик по отношению к гусеницам?

Просмотр сюжета  мультфильма  «Лунтик» из серии «Доброе воспитание».

Дают характеристику Лунтику, подбирают слова, размышляют о герое мультика.

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету; Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме. Познавательные УУД:  ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем). Коммуникатив-ные УУД: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем.

III. Поста-новка учебной задачи, определе-ние темы и целей урока.

- А теперь подумайте, о чем будем вести разговор, и определите тему нашего урока. Хорошо, вы определили тему урока. На этом уроке, что вам хотелось бы узнать, чему научиться? Это будет целью нашего урока. Чтобы достичь цели, я вам предлагаю работать со мной дружно и активно.

Ответы детей, определение темы и цели урока.

Познаватель-ные УУД: научить умению размышлять. Коммуника-тивные УУД: умение учащихся аргументировать свою точку зрения. Учащиеся обсуждают полученные комбинации слов, объясняют их смысл. Личностные УУД: осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

IV.  Введе-ние знаний.

Ребята, я вам предлагаю открыть свои конверты, ведь вам же тоже адресованы. Вам предлагают достать белые листочки, чтобы вы прочитали текст. Ребята, это притча. Надеюсь, что вы знакомы с этим литературным жанром. Вспомните, что такое притча? Предлагаю двум ученикам посмотреть толковый словарь Ожегова и дать толкование слова «притча»                                              - А теперь прочитайте весь текст.

Открывают конверт, достают белые листы и знакомятся с текстом.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: совершенство-вать умение читать  произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере.

V.

Диалог «Учи-тель-ученик»

- О  чем данный текст? Чему научил дед своего внука?                               - Найдите мудрые мысли в тексте.   - А теперь скажите, добрый человек, это какой человек?               - Теперь предлагается послушать притчу в чтении ученицы Салчак Менди. (показ по телевизору, как она читает).                                         -Вы сейчас послушали текст, у вас какое представление возникло о главном герое?                                    -Какому жизненному правилу вас учит произведение?                                     - Как вы понимаете значение этих слов: «Твоя красота в твоей доброте!»                                             - Можно ли сказать, что дед своему внуку дал правильный совет?           - «Лицо его светится внутренней красотой!»  Что вы можете рассказать о внутренней красоте? Что это значит?                                         - Как вы заметили у этой притчи нет названия. (вместо него расставлено многоточие, так то есть название).  Скажите,  как бы вы назвали этот рассказ. Подумайте, можете посоветоваться.                                    - Внимание на экран!  (на экране фото Ш.А. Амонашвили). Эту притчу написал советский, грузинский педагог новатор  Ш.Амонашвили  и назвал её  («Твоя красота в твоей доброте!»)  Вы не удивлены?!                                          - А теперь напишите название рассказа в тетради, где там поставлено многоточие.                      - Кто перескажет текст?

Вступают в диалог с учителем, размышляют над текстом т.е. поведением героя.

Дети слушают.

Ответы на вопросы.

Работа в тетрадях.

Регулятивные УУД: совершенство-вать умение читать  произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере.

VI.

Физ-минут-ка

Учитель читает слова физминутки.

Дети выполняют движения вместе с учителем.

Личностные УУД: Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

VII. Работа в группах

Много пословиц и поговорок сложил народ о добре.  Возьмите конверты, раскройте и достаньте желтые карточки. У вас на листочках части пословиц, соберите их правильно, напишите в тетрадь и раскройте их смысл устно.

  • Доброму человеку(и чужая болезнь к сердцу).
  • Добрый человек (добру и учит).
  • Доброе слово (доходит до сердца).

Цветик-семицветик    

-Составьте из двух слов сложные слова, которые обозначают новые качества человека. Ключевым словом будет слово «добро».     Добро + порядок                        Добро + сердце                            Добро + желание                         Добро + нравство                       Добро  + совесть                        Добро + воля                               Добро + душа

Собирают части пословицы в целое и записывают в тетради, раскрывают смысл пословиц.

Составляют новые сложные слова. Обогащают словарный запас.    Добропорядочный Добросердечный Доброжелательный Добронравный Добросовестный Добровольный Добродушный

Коммуникатив-ные УУД: развивать умение работать с партнером по учебной деятельности в речи, развитие коммуникатив-ных способностей, общению в группе.

VIII. Моно-логическая речь.

-Я думаю и знаю, что у вас добрые сердца, и каждый из вас совершил уже добрый поступок, а может быть, и не один. Пожалуйста, вспомните и расскажите о своих добрых поступках. Может быть кто-то кому-то помог в трудных ситуациях. Кто-то хороший совет дал….

Рассказывают случаи из своей жизни, вспоминают о добрых делах.

Коммуникатив-ные УУД: развитие коммуникатив-ных способностей, умение выступить перед публикой, выражать свою точку зрения. Строить монологичес-кое высказывание,  учиться  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

IX.

Эврис-тичес-кий диалог.

Как называют людей, которые помогают другим, делают добрые дела?

Есть такое слово «волонтер». Посмотрите в словарь. (Волонтер-доброволец, т.е человек, который добровольно помогает другим.) У нас в стране таких людей много и знаете, этот год в России объявлен годом Волонтеров. Значит добрых людей станет еще больше. А вы хотите стать волонтерами?

Узнают новое слово, новые качества людей, которые добровольно помогают другим.

Работа со словарем.

Личностные УУД: воспитание доброты, добрых отношений к окружающему миру, толерантности. 

Х.

Рефлек-сия.

-Ребята, мы хорошо поговорили, поразмышляли. Тема у нас какая была? Вы получили удовольствие от урока?                                             - Все задания Лунтика мы сделали? -Согласны ли отправить ответы Лунтику? С помощью воздушных шаров отправим Лунтику.

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение об уроке, о  человеке.

Личностные УУД: воспитание доброты, добрых отношений к окружающему миру, толерантности. 

ХI

Домаш-нее задание

Написать мини-сочинение «Мои добрые поступки» или найти и написать пословицы о добре.

Шалва Амонашвили.

Твоя красота в твоей доброте.

Мальчик взрослел. Потому часто смотрел в зеркало и злился:

- Какой я некрасивый!

Дедушка услышал слова эти и сказал внуку:

- Твоя красота в твоей доброте!

Мальчик поверил дедушке и начал делать добро – всем, везде, повсюду…

   Он так увлекся этим, что совсем позабыл, как он некрасив.

  Шло время.

  Стал он молодым человеком.

  Однажды, будучи на вечеринке, он услышал, как шепчутся две красивые девушки, украдкой глядя на него:

- Какой он обаятельный! – сказала одна.

- Лицо его светится внутренней красотой! – сказала другая.

  А молодой человек вспомнил дедушку.

«Спасибо тебе, мудрый дедушка!» - подумал он.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Твое здоровье - в твоих руках

Познавательная спортивная игра...

Урок Человечности "Твоя красота в твоём сердце" (3 класс)

Урок разработан по программе духовно-нравственного воспитания, реализующей идеи гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили. Урок можно использовать на классном часу....

Литературно-музкальная композиция "Припадаю, Россия, к твоей красоте"

Литературно-музкальная композиция проводится под девизом: "Мы - россияне, России дети - уж так назначено нам судьбой"....

Сценарий тематического занятия на тему "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен", посвященное Дню Неизвестного солдата

Занятие посвящено Дню Памяти Неизвестного солдата. Подготовлено в формате виртуальной экскурсии по памятным местам Успенского района....

Классный час на тему "Твое здоровье - в твоих руках"

У обучающихся формируются  представления о здоровом образе жизни. Ребята учатся использовать изученный материал в своей жизни. Происходит развитие творческих способностей, памяти и внимания....

Классный час на тему "Твое сердце - в твоих руках"

Конспект классного часа «Твое сердце - в твоих руках» с презентацией. Назначение: материал может быть использован для тематических бесед, а также во внеклассной деятельности. Цел...

Литературно-музкальная композиция "Припадаю, Россия, к твоей красоте"

Литературно-музкальная композиция проводится под девизом: "Мы - россияне, России дети - уж так назначено нам судьбой"....