Тема. Знакомство с притчей Ш.Амонашвили «Твоя красота в твоей доброте»
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Технологическая карта урока. Литературное чтение 4 класс. (Школа России)
Тема. Знакомство с притчей Ш.Амонашвили «Твоя красота в твоей доброте»
Учитель: Хомушку Шериг-оол Оолакович
Тема: притча «Твоя красота в твоей доброте» | Тип: урок усвоение новых знаний. Подход к обучению: коммуникативный. Методы и принципы: технология диалогового метода.Формы работы: диалог, групповая, парная, фронтальная. | ||||
Цель урока: раскрыть тайны притчи путем анализа и понять главную мысль произведения. Задачи: Познавательные УУД: познакомить с притчей, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства; | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные. Читать произведение выразительно; представлять картины, изображенные в притче; обогащать словарный запас.
| Метапредметные. Уметь определять и формулировать тему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД). Строить монологическое высказывание, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) . Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, применять свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУ) Проявлять интерес к чтению; понимать язык передавая свое и авторское отношение к произведению. (Личностные УУД) | ||||
Ресурсы урока: ИКТ, конверты с заданиями, текст произведения. | |||||
Ход урока | |||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||
Моти-вация к учеб-ной деятель-ности.
| - Добрый день! Я очень рад видеть вас и надеюсь, что у вас хорошее настроение. Урок литературного чтения. У нас сегодня необычный урок, урок-размышление. Люди встретятся друг с другом, и какое прекрасное слово они друг другу скажут? - Спасибо. Ребята, давайте все вместе дружно скажем «прекрасное слово». Стук в дверь. (Почтальон приносит 4 конверта). - Ой, к нам стучатся. После прекрасного слова, наверное, принесли прекрасные весточки. - Этот конверт адресован мне от Лунтика. Я раскрою, посмотрите, ребята, тут ничего нет, только значок «телевизор». (учитель включает телевизор). | Готовятся к уроку.
Здравствуйте. Встают и здороваются со всеми. | Формирование эмоциональ-ного настроя на урок. Самооценка готовности к уроку. (Личностные УУД) Взаимодей--ствие с учителем. (Коммуникативные УУД) Прогнозирова-ние – пред-восхищение результата и уровня усвоения материала. (Регулятивные УУД) | ||
II. Актуа-лизация знаний.
| (Сюжет мультфильма «Лунтик» из серии «Доброе воспитание».) - Скажите, из какого мультфильма этот сюжет? Вы смотрели этот мультфильм? Тогда дайте характеристику Лунтику. - Какую черту характера показал Лунтик по отношению к гусеницам?
| Просмотр сюжета мультфильма «Лунтик» из серии «Доброе воспитание». Дают характеристику Лунтику, подбирают слова, размышляют о герое мультика. | Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету; Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме. Познавательные УУД: ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем). Коммуникатив-ные УУД: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем. | ||
III. Поста-новка учебной задачи, определе-ние темы и целей урока.
| - А теперь подумайте, о чем будем вести разговор, и определите тему нашего урока. Хорошо, вы определили тему урока. На этом уроке, что вам хотелось бы узнать, чему научиться? Это будет целью нашего урока. Чтобы достичь цели, я вам предлагаю работать со мной дружно и активно. | Ответы детей, определение темы и цели урока. | Познаватель-ные УУД: научить умению размышлять. Коммуника-тивные УУД: умение учащихся аргументировать свою точку зрения. Учащиеся обсуждают полученные комбинации слов, объясняют их смысл. Личностные УУД: осознание ценности изучаемого материала и практической его важности | ||
IV. Введе-ние знаний.
| Ребята, я вам предлагаю открыть свои конверты, ведь вам же тоже адресованы. Вам предлагают достать белые листочки, чтобы вы прочитали текст. Ребята, это притча. Надеюсь, что вы знакомы с этим литературным жанром. Вспомните, что такое притча? Предлагаю двум ученикам посмотреть толковый словарь Ожегова и дать толкование слова «притча» - А теперь прочитайте весь текст. | Открывают конверт, достают белые листы и знакомятся с текстом. Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные УУД: совершенство-вать умение читать произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере. | ||
V. Диалог «Учи-тель-ученик» | - О чем данный текст? Чему научил дед своего внука? - Найдите мудрые мысли в тексте. - А теперь скажите, добрый человек, это какой человек? - Теперь предлагается послушать притчу в чтении ученицы Салчак Менди. (показ по телевизору, как она читает). -Вы сейчас послушали текст, у вас какое представление возникло о главном герое? -Какому жизненному правилу вас учит произведение? - Как вы понимаете значение этих слов: «Твоя красота в твоей доброте!» - Можно ли сказать, что дед своему внуку дал правильный совет? - «Лицо его светится внутренней красотой!» Что вы можете рассказать о внутренней красоте? Что это значит? - Как вы заметили у этой притчи нет названия. (вместо него расставлено многоточие, так то есть название). Скажите, как бы вы назвали этот рассказ. Подумайте, можете посоветоваться. - Внимание на экран! (на экране фото Ш.А. Амонашвили). Эту притчу написал советский, грузинский педагог новатор Ш.Амонашвили и назвал её («Твоя красота в твоей доброте!») Вы не удивлены?! - А теперь напишите название рассказа в тетради, где там поставлено многоточие. - Кто перескажет текст? | Вступают в диалог с учителем, размышляют над текстом т.е. поведением героя. Дети слушают.
Ответы на вопросы.
Работа в тетрадях.
| Регулятивные УУД: совершенство-вать умение читать произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере. | ||
VI. Физ-минут-ка | Учитель читает слова физминутки. | Дети выполняют движения вместе с учителем. | Личностные УУД: Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | ||
VII. Работа в группах
| Много пословиц и поговорок сложил народ о добре. Возьмите конверты, раскройте и достаньте желтые карточки. У вас на листочках части пословиц, соберите их правильно, напишите в тетрадь и раскройте их смысл устно.
Цветик-семицветик -Составьте из двух слов сложные слова, которые обозначают новые качества человека. Ключевым словом будет слово «добро». Добро + порядок Добро + сердце Добро + желание Добро + нравство Добро + совесть Добро + воля Добро + душа | Собирают части пословицы в целое и записывают в тетради, раскрывают смысл пословиц.
Составляют новые сложные слова. Обогащают словарный запас. Добропорядочный Добросердечный Доброжелательный Добронравный Добросовестный Добровольный Добродушный | Коммуникатив-ные УУД: развивать умение работать с партнером по учебной деятельности в речи, развитие коммуникатив-ных способностей, общению в группе. | ||
VIII. Моно-логическая речь. | -Я думаю и знаю, что у вас добрые сердца, и каждый из вас совершил уже добрый поступок, а может быть, и не один. Пожалуйста, вспомните и расскажите о своих добрых поступках. Может быть кто-то кому-то помог в трудных ситуациях. Кто-то хороший совет дал…. | Рассказывают случаи из своей жизни, вспоминают о добрых делах. | Коммуникатив-ные УУД: развитие коммуникатив-ных способностей, умение выступить перед публикой, выражать свою точку зрения. Строить монологичес-кое высказывание, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других | ||
IX. Эврис-тичес-кий диалог. | Как называют людей, которые помогают другим, делают добрые дела? Есть такое слово «волонтер». Посмотрите в словарь. (Волонтер-доброволец, т.е человек, который добровольно помогает другим.) У нас в стране таких людей много и знаете, этот год в России объявлен годом Волонтеров. Значит добрых людей станет еще больше. А вы хотите стать волонтерами? | Узнают новое слово, новые качества людей, которые добровольно помогают другим. Работа со словарем. | Личностные УУД: воспитание доброты, добрых отношений к окружающему миру, толерантности. | ||
Х. Рефлек-сия. | -Ребята, мы хорошо поговорили, поразмышляли. Тема у нас какая была? Вы получили удовольствие от урока? - Все задания Лунтика мы сделали? -Согласны ли отправить ответы Лунтику? С помощью воздушных шаров отправим Лунтику.
| Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение об уроке, о человеке. | Личностные УУД: воспитание доброты, добрых отношений к окружающему миру, толерантности. | ||
ХI Домаш-нее задание | Написать мини-сочинение «Мои добрые поступки» или найти и написать пословицы о добре. |
|
| ||
Шалва Амонашвили.
Твоя красота в твоей доброте.
Мальчик взрослел. Потому часто смотрел в зеркало и злился:
- Какой я некрасивый!
Дедушка услышал слова эти и сказал внуку:
- Твоя красота в твоей доброте!
Мальчик поверил дедушке и начал делать добро – всем, везде, повсюду…
Он так увлекся этим, что совсем позабыл, как он некрасив.
Шло время.
Стал он молодым человеком.
Однажды, будучи на вечеринке, он услышал, как шепчутся две красивые девушки, украдкой глядя на него:
- Какой он обаятельный! – сказала одна.
- Лицо его светится внутренней красотой! – сказала другая.
А молодой человек вспомнил дедушку.
«Спасибо тебе, мудрый дедушка!» - подумал он.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока. Литературное чтение 4 класс. (Школа России)
Тема. Знакомство с притчей Ш.Амонашвили «Твоя красота в твоей доброте»
Учитель: Хомушку Шериг-оол Оолакович
Тема: притча «Твоя красота в твоей доброте» | Тип: урок усвоение новых знаний. Подход к обучению: коммуникативный. Методы и принципы: технология диалогового метода.Формы работы: диалог, групповая, парная, фронтальная. | ||||
Цель урока: раскрыть тайны притчи путем анализа и понять главную мысль произведения. Задачи: Познавательные УУД: познакомить с притчей, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства; | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные. Читать произведение выразительно; представлять картины, изображенные в притче; обогащать словарный запас. | Метапредметные. Уметь определять и формулировать тему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД). Строить монологическое высказывание, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) . Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, применять свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУ) Проявлять интерес к чтению; понимать язык передавая свое и авторское отношение к произведению. (Личностные УУД) | ||||
Ресурсы урока: ИКТ, конверты с заданиями, текст произведения. | |||||
Ход урока | |||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||
Моти-вация к учеб-ной деятель-ности. | - Добрый день! Я очень рад видеть вас и надеюсь, что у вас хорошее настроение. Урок литературного чтения. У нас сегодня необычный урок, урок-размышление. Люди встретятся друг с другом, и какое прекрасное слово они друг другу скажут? - Спасибо. Ребята, давайте все вместе дружно скажем «прекрасное слово». Стук в дверь. (Почтальон приносит 4 конверта). - Ой, к нам стучатся. После прекрасного слова, наверное, принесли прекрасные весточки. - Этот конверт адресован мне от Лунтика. Я раскрою, посмотрите, ребята, тут ничего нет, только значок «телевизор». (учитель включает телевизор). | Готовятся к уроку. Здравствуйте. Встают и здороваются со всеми. | Формирование эмоциональ-ного настроя на урок. Самооценка готовности к уроку. (Личностные УУД) Взаимодей--ствие с учителем. (Коммуникативные УУД) Прогнозирова-ние – пред-восхищение результата и уровня усвоения материала. (Регулятивные УУД) | ||
II. Актуа-лизация знаний. | (Сюжет мультфильма «Лунтик» из серии «Доброе воспитание».) - Скажите, из какого мультфильма этот сюжет? Вы смотрели этот мультфильм? Тогда дайте характеристику Лунтику. - Какую черту характера показал Лунтик по отношению к гусеницам? | Просмотр сюжета мультфильма «Лунтик» из серии «Доброе воспитание». Дают характеристику Лунтику, подбирают слова, размышляют о герое мультика. | Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету; Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме. Познавательные УУД: ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем). Коммуникатив-ные УУД: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем. | ||
III. Поста-новка учебной задачи, определе-ние темы и целей урока. | - А теперь подумайте, о чем будем вести разговор, и определите тему нашего урока. Хорошо, вы определили тему урока. На этом уроке, что вам хотелось бы узнать, чему научиться? Это будет целью нашего урока. Чтобы достичь цели, я вам предлагаю работать со мной дружно и активно. | Ответы детей, определение темы и цели урока. | Познаватель-ные УУД: научить умению размышлять. Коммуника-тивные УУД: умение учащихся аргументировать свою точку зрения. Учащиеся обсуждают полученные комбинации слов, объясняют их смысл. Личностные УУД: осознание ценности изучаемого материала и практической его важности | ||
IV. Введе-ние знаний. | Ребята, я вам предлагаю открыть свои конверты, ведь вам же тоже адресованы. Вам предлагают достать белые листочки, чтобы вы прочитали текст. Ребята, это притча. Надеюсь, что вы знакомы с этим литературным жанром. Вспомните, что такое притча? Предлагаю двум ученикам посмотреть толковый словарь Ожегова и дать толкование слова «притча» - А теперь прочитайте весь текст. | Открывают конверт, достают белые листы и знакомятся с текстом. Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные УУД: совершенство-вать умение читать произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере. | ||
V. Диалог «Учи-тель-ученик» | - О чем данный текст? Чему научил дед своего внука? - Найдите мудрые мысли в тексте. - А теперь скажите, добрый человек, это какой человек? - Теперь предлагается послушать притчу в чтении ученицы Салчак Менди. (показ по телевизору, как она читает). -Вы сейчас послушали текст, у вас какое представление возникло о главном герое? -Какому жизненному правилу вас учит произведение? - Как вы понимаете значение этих слов: «Твоя красота в твоей доброте!» - Можно ли сказать, что дед своему внуку дал правильный совет? - «Лицо его светится внутренней красотой!» Что вы можете рассказать о внутренней красоте? Что это значит? - Как вы заметили у этой притчи нет названия. (вместо него расставлено многоточие, так то есть название). Скажите, как бы вы назвали этот рассказ. Подумайте, можете посоветоваться. - Внимание на экран! (на экране фото Ш.А. Амонашвили). Эту притчу написал советский, грузинский педагог новатор Ш.Амонашвили и назвал её («Твоя красота в твоей доброте!») Вы не удивлены?! - А теперь напишите название рассказа в тетради, где там поставлено многоточие. - Кто перескажет текст? | Вступают в диалог с учителем, размышляют над текстом т.е. поведением героя. Дети слушают. Ответы на вопросы. Работа в тетрадях. | Регулятивные УУД: совершенство-вать умение читать произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере. | ||
VI. Физ-минут-ка | Учитель читает слова физминутки. | Дети выполняют движения вместе с учителем. | Личностные УУД: Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | ||
VII. Работа в группах | Много пословиц и поговорок сложил народ о добре. Возьмите конверты, раскройте и достаньте желтые карточки. У вас на листочках части пословиц, соберите их правильно, напишите в тетрадь и раскройте их смысл устно.
Цветик-семицветик -Составьте из двух слов сложные слова, которые обозначают новые качества человека. Ключевым словом будет слово «добро». Добро + порядок Добро + сердце Добро + желание Добро + нравство Добро + совесть Добро + воля Добро + душа | Собирают части пословицы в целое и записывают в тетради, раскрывают смысл пословиц. Составляют новые сложные слова. Обогащают словарный запас. Добропорядочный Добросердечный Доброжелательный Добронравный Добросовестный Добровольный Добродушный | Коммуникатив-ные УУД: развивать умение работать с партнером по учебной деятельности в речи, развитие коммуникатив-ных способностей, общению в группе. | ||
VIII. Моно-логическая речь. | -Я думаю и знаю, что у вас добрые сердца, и каждый из вас совершил уже добрый поступок, а может быть, и не один. Пожалуйста, вспомните и расскажите о своих добрых поступках. Может быть кто-то кому-то помог в трудных ситуациях. Кто-то хороший совет дал…. | Рассказывают случаи из своей жизни, вспоминают о добрых делах. | Коммуникатив-ные УУД: развитие коммуникатив-ных способностей, умение выступить перед публикой, выражать свою точку зрения. Строить монологичес-кое высказывание, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других | ||
IX. Эврис-тичес-кий диалог. | Как называют людей, которые помогают другим, делают добрые дела? Есть такое слово «волонтер». Посмотрите в словарь. (Волонтер-доброволец, т.е человек, который добровольно помогает другим.) У нас в стране таких людей много и знаете, этот год в России объявлен годом Волонтеров. Значит добрых людей станет еще больше. А вы хотите стать волонтерами? | Узнают новое слово, новые качества людей, которые добровольно помогают другим. Работа со словарем. | Личностные УУД: воспитание доброты, добрых отношений к окружающему миру, толерантности. | ||
Х. Рефлек-сия. | -Ребята, мы хорошо поговорили, поразмышляли. Тема у нас какая была? Вы получили удовольствие от урока? - Все задания Лунтика мы сделали? -Согласны ли отправить ответы Лунтику? С помощью воздушных шаров отправим Лунтику. | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение об уроке, о человеке. | Личностные УУД: воспитание доброты, добрых отношений к окружающему миру, толерантности. | ||
ХI Домаш-нее задание | Написать мини-сочинение «Мои добрые поступки» или найти и написать пословицы о добре. |
Шалва Амонашвили.
Твоя красота в твоей доброте.
Мальчик взрослел. Потому часто смотрел в зеркало и злился:
- Какой я некрасивый!
Дедушка услышал слова эти и сказал внуку:
- Твоя красота в твоей доброте!
Мальчик поверил дедушке и начал делать добро – всем, везде, повсюду…
Он так увлекся этим, что совсем позабыл, как он некрасив.
Шло время.
Стал он молодым человеком.
Однажды, будучи на вечеринке, он услышал, как шепчутся две красивые девушки, украдкой глядя на него:
- Какой он обаятельный! – сказала одна.
- Лицо его светится внутренней красотой! – сказала другая.
А молодой человек вспомнил дедушку.
«Спасибо тебе, мудрый дедушка!» - подумал он.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Твое здоровье - в твоих руках
Познавательная спортивная игра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/10/picture-50514-1425988447.jpg)
Классный час "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"
Классный час "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" предназначен для учащихся начальных классов. Посвящен Великой Отечественной войне. Способствует формированию чувства патриотизма и гордости з...
Урок Человечности "Твоя красота в твоём сердце" (3 класс)
Урок разработан по программе духовно-нравственного воспитания, реализующей идеи гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили. Урок можно использовать на классном часу....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-262902-1386343934.jpg)
Литературно-музкальная композиция "Припадаю, Россия, к твоей красоте"
Литературно-музкальная композиция проводится под девизом: "Мы - россияне, России дети - уж так назначено нам судьбой"....
Сценарий тематического занятия на тему "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен", посвященное Дню Неизвестного солдата
Занятие посвящено Дню Памяти Неизвестного солдата. Подготовлено в формате виртуальной экскурсии по памятным местам Успенского района....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-348209-1495432874.jpg)
Классный час на тему "Твое здоровье - в твоих руках"
У обучающихся формируются представления о здоровом образе жизни. Ребята учатся использовать изученный материал в своей жизни. Происходит развитие творческих способностей, памяти и внимания....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/25/picture-1130028-1708843420.jpg)
Классный час на тему "Твое сердце - в твоих руках"
Конспект классного часа «Твое сердце - в твоих руках» с презентацией. Назначение: материал может быть использован для тематических бесед, а также во внеклассной деятельности. Цел...