Литературное чтение на родном языке
рабочая программа по чтению

Хасарокова Марина Адильгериевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_literaturnoe_na_rodnom_yazyke_1_b.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Литературное чтение на родном языке»

Разработчик рабочей программы

учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»:

Хасарокова Марина Адтльгериевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Муравленко, 2021

Содержание программы

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………… стр. 3

1. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»1 класс ……………………………..  стр.15

   1.1 Планируемые результаты освоения учебного предмета ……………………………………………………………………… стр.15

   1.2 Содержание учебного предмета …………………………………………………………………………………………………стр.18

   1.3 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ……………………... стр.18

2. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 2 класс …………………………….. стр.19

   2.1 Планируемые результаты освоения учебного предмета ……………………………………………………………………….стр.19

   2.2 Содержание учебного предмета ………………………………………………………………………………………………... стр.22

   2.3 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ………………………стр.23

3. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 3 класс …………………………….. стр.23

   3.1 Планируемые результаты освоения учебного предмета ……………………………………………………………………… стр.23

   3.2 Содержание учебного предмета …………………………………………………………………………………………………стр.26

   3.3 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ………………………стр.27

4. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 4 класс …………………………….. стр.27

   4.1 Планируемые результаты освоения учебного предмета ……………………………………………………………………….стр.27

   4.2 Содержание учебного предмета………………………………………………………………………………………………….стр.30

   4.3 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……….………………стр.30

5. Приложение. Поурочное планирование по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке»…………….стр.31

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа № 5», с Положением о рабочей программе учебного предмета, утвержденного приказом директора по МБОУ «Школа №5» №294 от 28.08.2020 г.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» является локальным нормативным документом и адресована обучающимся 1-4  классов   МБОУ «Школа № 5», где также  обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучающиеся с ОВЗ (вариант  5.1 и вариант 7.1) получат образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным  развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Коррекция психофизических, социальных, эмоциональных проблем детей с ОВЗ способствует индивидуальная и групповая работы, направленные на формирование метапредметных УУД.

Основная цель – это освоение содержания предметного материала и обеспечение возможности продолжения дальнейшего обучения в основной школе.

Принципы построения учебной деятельности:

  • Частая смена учебной деятельности.
  • Повторяемость программного материала.
  • Систематичность изучения предметного материала.
  • Учёт индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.
  • Единство диагностики и коррекции.

Место учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в учебном плане

Программа по литературному чтению на родном языке составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в следующем объеме:

- в 1-3 классе входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений: в 1-ом классе на изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» отводится 16,5 часов. Во 2-3 классах программой предусмотрено изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» - по 17 часов, 17 недель по 1 часу в неделю, итого 50,5 часов;

- в 4 классе входит в обязательную часть учебного плана. Предусмотрено изучение 17 недель по 1 часу в неделю, итого 17 часов.

Срок реализации программы - 4 года.

Рабочая программа реализуется по следующему учебно-методическому сопровождению:

Для учителя:

Рабочая программа реализует основные идеи дидактической системы «Начальная школа XXI века», направлена на общее развитие учащихся. Авторская  программа Л.А.Ефросининой: Литературное чтение: 1-4 классы: рабочая программа: / Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – 2-е изд., переработ. – М.: Вентана-Граф, 2017.

Для учащихся:

1. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / авт.-сост.: Л. А. Ефросинина . - М.: Вентана - Граф, 2011.

2. Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. / авт,- сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана - Граф, 2013.

3. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. / авт,- сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана - Граф, 2013. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. / авт,- сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова.- 3-е изд., дораб. и доп.

4. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. / авт,- сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана - Граф, 2013. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. / авт,- сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова.- 3-е изд., дораб. и доп.

Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» играет важную роль в реализации основных целевых установок  начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературного чтения, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы НОО по литературному чтению, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса литературного чтения в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику.

Цель: формировать понимание места и роли русской литературы в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литературы народов России и важность сохранения и передачи от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности

младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Задачи:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшим аспектом литературного чтения на родном языке является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения на родном языке формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения на родном языке пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Безусловно, преподавание основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений - школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Структура курса.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Основными принципами отбора материала являются:

  • учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
  • интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;
  • дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;
  • учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей.

Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
  • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
  • содержание курса «Литературного чтения на родном языке» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

В круг чтения детей входят произведения отечественных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Материал курса «Литературное чтение» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:

Виды речевой и читательской деятельности.

Аудирование, чтение, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, работа с учебными, научно – популярными и другими текстами, говорение, письмо, круг детского чтения, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность обучающихся.

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно - познавательному и художественному произведению.

Чтение.

Чтение вслух.

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словам вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя.

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев, точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей),

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов, былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам).

Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.

Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог, как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной, жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи).

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения.

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера  России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные, художественные особенности сказок: лексика, построение: (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

Планируемые (личностные, метапредметные, предметные) результаты освоения учебного предмета. Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:

Личностные УДД:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • овладение   начальными   навыками   адаптации   к   школе,   школьному

коллективу;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.

Метапредметные УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные УУД:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.

На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение).

Предметные результаты речевой и читательской деятельности.

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять мысль в монологическое речевое высказывание (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по теме или при ответе на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

Предметные результаты творческой деятельности.

Выпускник научится:

  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • способам написания изложения.

Предметные результаты литературоведческой пропедевтики.

Выпускник научится:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Промежуточная аттестация обучающихся в 2020/2021 учебном году распределяется по классам следующим образом:

Класс

Предмет

Форма промежуточной аттестации

2 класс

Родной язык (русский)

Зачет

Литературное чтение на родном языке.

Зачет

3 класс

Родной язык (русский)

Зачет

Литературное чтение на родном языке.

Зачет

4 класс

Родной язык (русский)

Зачет

Литературное чтение на родном языке.

Зачет

Формы представления образовательных результатов:

  • табель (ведомость) успеваемости по предметам (бумажный и электронный варианты), дневник, классный журнал;
  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • Портфолио; 
  • публичное представление результатов деятельности;
  • проектная задача;
  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

* Учитель начальных классов вправе вносить изменения и дополнения в рабочую программу в течение учебного года на основании приказа по образовательной организации в связи с отменой или переносом учебных занятий (по метеоусловиям, карантинным мероприятиям и прочим причинам) в соответствии с Листами корректировки рабочей программы.

1. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 1 класс

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В Федеральном государственном образовательном стандарте планируемые достижения учащихся определяются к концу обучения в начальной школе (в 4 классе). Но процесс формирования личностных, метапредметных и предметных умений начинается с первого дня обучения. К концу 1 класса можно определить отдельные умения, которыми овладели учащиеся.

Личностные результаты

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;

мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации; эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;

первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях; освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения; формирование чувства любви к Родине; уважения к взрослым;

способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;

оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; стремиться к успешной учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

Учащиеся научатся:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя; составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством учителя;

оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;

принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

понимать цель и смысл выполняемых заданий;

самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;

самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;

самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений;

читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои); определять в художественном тексте последовательность событий, их причинноследственную связь;

представлять книги, группировать их на основе существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;

использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания.

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу; принимать участие в обсуждении прочитанного; принимать различные точки зрения на прочитанное произведение; работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;

следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой

деятельности; проявлять интерес к общению.

Предметные результаты

Предметные результаты обучающихся рассматриваются в соответствии с основными разделами Примерной программы по литературному чтению и Рабочей программы по литературному чтению:

  • виды речевой и читательской деятельности (аудирование, чтение, слушание; работа с разными видами текстов, библиографическая культура, речевая культура);
  • круг детского чтения;
  • литературоведческая пропедевтика;
  • творческая деятельность.

Результатом формирования предметных действий (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:

воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;

читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);

читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;

определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев, события); участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;

пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);

представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги).

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

самостоятельно определять главную мысль произведения;

задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя; находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Результатом формирования предметных действий (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:

называть авторов и заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе; находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

участвовать в организации выставки книг в классе;

находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Результатом формирования предметных действий (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:

ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;

различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;

различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка; находить слова в тексте, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться: определять особенности сказочного текста; характеризовать героя произведения;

самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.

Результатом формирования предметных действий (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:

создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;

придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными; создавать свои собственные творческие объекты: фотогазета, плакат и др.; иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение; разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя.

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:

придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями; читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.

  1. Содержание учебного предмета

Мир сказок. Малые жанры русского фольклора (9 ч)

Потешки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Загадки. Русские народные сказки «Привередница», «Кот, петух и лиса», «Терёшечка», «Лисичка - сестричка и волк». Литературные (авторские) сказки А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане.. .(отрывок) , В. Сутеев «Мешок яблок», В. Сутеев «Ёлка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

Мир родной природы (5 ч)

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок), А. Блок «Зайчик», «Снег да снег», Г. Скребицкий «Пушок», Г. Скребицкий «Мать», М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

Учимся уму-разуму (2,5 ч)

Е. Ильина «Чик-чик ножницами», «Шум и Шумок», С. Баруздин «Весёлые рассказы»

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

В соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса деление часов по темам и разделам проведено учителем.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Мир сказок. Малые жанры русского фольклора

9

2

Мир родной природы

5

3

Учимся уму-разуму

2,5

Итого:

16,5

2. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 2 класс

2.1 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;

умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;

умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины; умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.

умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;

умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения; стремление к успешной учебной деятельности;

умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;

умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью; умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

 Метапредметные результаты

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;

знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;

предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе;

понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;

принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.

проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем; умения работать в соответствии с заявленным планом;

умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;

следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой

деятельности; проявлять интерес к общению;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; умения владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты

Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:

читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

самостоятельно определять тему прочитанного произведения; под руководством учителя определять главную мысль произведения; задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;

характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?); делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;

находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; сравнивать произведения живописи и произведения литературы; сравнивать прозаический и поэтический текст;

наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

читать текст про себя и понимать прочитанное;

самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;

самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения: характеризовать представленную на выставке книгу;

умение организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;

находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

 составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания; самостоятельно составлять аннотацию;

самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

пользовать алфавитным и систематическим каталогом.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:

определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;

характеризовать героя произведения;

самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;

отличать произведения живописи и произведения литературы; отличать прозаический и поэтический текст;

наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте; находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;

находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством учителя.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

выявлять особенности героя художественного рассказа; выявить особенности юмористического произведения;

определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения; наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;

выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:

придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями; читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

умения составлять самостоятельно тексты разных жанров; умения писать отзыв на книгу.

  1. Содержание учебного предмета

Малые жанры русского фольклора (1 ч)

Шутки. Потешки. Считалки. Загадки.

Вижу чудное приволье (4 ч)

Н.Рубцов «Россия, Русь -куда я ни взгляну», М. Пришвин «Осеннее утро», А.Твардовский «Начало осени», А.Майков «Осень», С.Есенин «Пороша», В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза», К Ушинский «Проказы старухи-зимы»

Учимся уму-разуму (6 ч)

Б.Заходер «Перемена», С. Михалков «Прогулка», В. Осеева. «Волшебная иголочка», В. Катаев «Цветик - семицветик», Н.Носов «На горке», И. Панькин «Легенда о матерях», С. Михалков «А что у вас?», «Айога» (нанайская народная сказка)

Дорогами сказок (2 ч)

«Чудо - чудное, Диво - дивное», А.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

О братья наших меньших (4 ч)

К. Коровин «Баран, заяц и ёж», Н. Сладков «Лесные шорохи», К. Паустовский «Барсучий нос», «Как кролик взял койота на испуг» (народная сказка американских индейцев).

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

В соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса деление часов по темам и разделам проведено учителем.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Малые жанры русского фольклора

1

2

Вижу чудное приволье

4

3

Учимся уму-разуму

6

4

Дорогами сказок

2

5

О братья наших меньших

4

Итого:

17

3. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 3 класс

3.1 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;

мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;

первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;

умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»; умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор; способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как

нравственную ценность;

умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»; умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг. умение понимать, что для меня значит «моя родина».

Метапредметные результаты

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем; учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;

умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием; умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;

умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; умения владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

строить понятные для партнера (собеседника) высказывание. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

готовить самостоятельно проекты;

создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты

Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:

Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения; Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:

составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

самостоятельно составлять аннотацию;

самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;

рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:

сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

выявлять особенности героя художественного рассказа; выявить особенности юмористического произведения;

определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения; наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;

выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;

сравнивать былину и сказочный текст;

сравнивать поэтический и прозаический текст былины;

определять ритм стихотворения.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:

умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

умения составлять самостоятельно тексты разных жанров; умения писать отзыв на книгу.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения; самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.

  1. Содержание учебного предмета

На острове Буяне (2 ч)

«Первый бой Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

Добрым молодцам урок (5 ч)

Русские народные сказки «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич», «Умная внучка», «Елена Премудрая», А.С.Пушкин

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Уж сколько раз твердили миру (2 ч)

Эзоп «Ворон и Лисица», И.А.Крылов «Крестьянин и работник», «Волк и Ягненок»

Сыплет черёмуха снегом... (3 ч)

И.А. Бунин «Листопад», Н.А. Некрасов «Саша», Ф.Н.Глинка «Москва»

О детях и для детей (5 ч)

А.П. Чехов «Белолобый», К.Г.Паустовский «Заячьи лапки», С.Я.Маршак «Кошкин дом» (пьеса-сказка), М.М.Пришвин «Двойной след», В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре»

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

В соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса деление часов по темам и разделам проведено учителем.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

На острове Буяне

2

2

Добрым молодцам урок

5

3

Уж сколько раз твердили миру

2

4

Сыплет черёмуха снегом…

3

5

О детях и для детей

5

Итого:

17

4. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 4 класс

4.1 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 4 класса у ребенка будут сформированы:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
  • восприятие русского языка как явление национальной культуры;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
  • овладение словами речевого этикета;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные

  • уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

Познавательные

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; находить аналогии в повседневной жизни;
  • уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • определение общей цели и путей ее достижения;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;
  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
  • знать и реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
  • знать особенности диалога и монолога;
  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;
  • приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях;
  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  • приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко;
  • оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения;
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта.

  1. Содержание учебного предмета

Крупицы народной мудрости (1 ч)

Народная героическая песня  «Суворов приказывает армии переплыть море»

Страницы старины седой (4 ч)

Былины «Вольга Святославич», «Святогор», из «Повести временных лет» Повесть о Никите Кожемяке, Наставления Ярослава Мудрого

Произведения писателей-классиков XIX века (6 ч)

Произведения русских баснописцев.И.И. Дмитриев «Петух, кот и мышонок», И.А.Крылов «Осёл и Соловей», В. Жуковский «Вечер», «Там небеса и воды ясны...», «Светлана», А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», А. Пушкин «Песни о Стеньке Разине»,

Произведения писателей-классиков XX века (5 ч)

Стихи о Родине. А. А.Блок «На поле Куликовом», К.Д.Бальмонт «Русский язык», Н.А.Заболоцкий «Весна в лесу», А. Платонов «Неизвестный цветок»,

Очерки и воспоминания (1 ч)

Очерк. М.Шолохов «Любимая мать-отчизна»

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

В соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса деление часов по темам и разделам проведено учителем.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Крупицы народной мудрости

1

2

Страницы старины седой

4

3

Произведения писателей-классиков XIX века

6

4

Произведения писателей-классиков XX века

5

5

Очерки и воспоминания

1

Итого:

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения и родного языка (ненецкого)

Данная работа знакомит со сказкой....

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...

Литературное чтение и литературное чтение на родном языке 1 класс ШР

Курс "Литературное чтение" поделен на Литературное чтение (3 часа) и Литературное чтение на родном языке (1 час) ШР. 33 недели...