Проверочная работа по литературному чтению 4 класс
материал по чтению (4 класс)

Сочнева Елена Александровна

Данная проверочная работа позволяет развивать читательскую грамотность, учит находить информацию в явном виде, интерпретировать ее, анализировать текст, находить основную мысль текста, рассуждать, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverochnaya_rabota_po_literaturnomu_chteniyu.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОВЕРКА ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

Проверочная работа по литературному чтению, 4 класс

за 2021 – 2022 учебный год

Фамилия, имя ______________________                                           Дата _____________

Прочитай текст. Выполни задания.

Подкидыш

Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.

Я решил спасти спрятанного в нём птенчика. Но как это сделать? Кто выведет мне его из яйца? Кто вскормит?

Я знал неподалёку гнездо другой птички — пеночки-пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.

Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто-голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те — розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать.

Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой.

Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.

Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст. Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.

Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем. Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?

Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой — хвост пересмешки.

Сидит!

Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними — голый слепенький птенчик каменки.

Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке. Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.

Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить и высиживать свои яйца.

Я скорей отходил прочь, чтоб не помешать ей в этом важном деле.

На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду». Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.

Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички — высиживал ей птенцов.

Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов. Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.

И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек.

Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.

                                                                                             В. Бианки

Ответь на вопросы, выполни задания.

1. Напиши, сколько яичек было в гнезде каменки.

_____________________________________________________________________________

2. Отметь крестиком правильный ответ. Содержанию прочитанного текста соответствует

    утверждение:

а) пеночка-пересмешка не стала кормить чужого птенца 

б) мальчишки разбили яички пеночки     

в) мальчишки спасли одно яичко

г) мальчишки разорили гнездо каменки

3. Найди в тексте предложение и допиши его.

Она порхала по ветвям соседних деревьев _________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Запиши, почему автор не был уверен в том, что пеночка-пересмешка примет яичко

    каменки. _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Выпиши из текста предложения, в котором сказано, где помещается гнездо пересмешки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Запиши, как автор определил, что птичка приняла чужое яйцо.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Отметь крестиком правильный ответ. На следующее утро автор увидел, что в гнезде пересмешки:

а) было пять целеньких яичек 

б) было четыре яичка и голый птенчик     

в) никого не было

г) было пять голеньких птенчиков

8. Запиши, как приёмыш отблагодарил свою новую мать.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Укажи последовательность событий в тексте. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3,

     4, 5.

____  Птенца выкармливают

____  Примет ли подкидыша?

____  Приёмыш отблагодарил новую мать

__1__ Мальчишки разорили гнездо каменки

____  Куда положить оставшееся яйцо?

10. Объясни, как ты понимаешь слово подкидыш.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Отметь крестиком правильный ответ. Главная мысль текста заключается в том, что:

а) в лесу бывает страшно

б) не надо никого спасать

в) не надо вредить другим

г) скучен мир птиц

12. Как ты думаешь, рад был автор спасению птенца? Объясни, почему ты так думаешь.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Подумай, подходит ли к этому тексту пословица Всякая птица своё гнездо любит.

      Объясни, почему ты так думаешь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочные работы по литературному чтению по программе УМК "Перспектива" 2 класс. Учебник Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Литературное чтение.

Проверочные работы по литературному чтению по программе УМК  "Перспектива" 2 класс. Учебник Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Литературное чтение....

Проверочная работа по литературному чтению. Работа с текстом. 2 класс

Данная проверочная работа поможет учителю определить уровень умения работать с текстом у обучающихся...

Проверочная работа по литературному чтению. Работа с текстом. 2 класс

Данная проверочная работа поможет учителю определить уровень умения работать с текстом у обучающихся...

Презентации по литературному чтению. Проверочные работы по литературному чтению

Презентации по литературному чтению по УМК "Перспектива"   2 класс"Сравнение художественного и научно- познавательного текстов Н. Рубцов "Про зайца"  Заяц (текс...

Проверочная работа по литературному чтению 2 класс 3 четверть Работа с текстом.

Проверочная работа по литературному чтению 2 класс 3 четверть...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Литературные сказки" 3 класс...