Внеклассное чтение Н.Сладков "Лесные сказки"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сказки Сладкова наполнены жизнью и спокойствием, они настолько точные и правдивые, что ни прибавить, ни отнять – все сказано как нужно, всему веришь, и, читая эту книгу, будто оказываешься в лесу и сам наблюдаешь все это действие со стороны. Все животные в исполнении этого писателя настолько похожи сами на себя, у них именно такие характеры, которые мы себе представляем (или это наше представление основано на сказках Сладкова), в любом случае это делает эти сказки неповторимо прекрасными и наполненными энергией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariyn.sladkov_lesnye_skazki.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение. 3 класс. "Зимушка-снегурочка". Н.Сладков "Лесные сказки"

Тема: Зимушка-Снегурочка.

 Н.Сладков " Лесные сказки»

Цель: совершенствовать навыки чтения на русском  языке, развивать умения учащихся представлять то, о чем читают, рассказывать по прочитанным текстам; обогащать словарный запас учащихся; развивать их речь, логическое мышление; формировать навыки общения и сотрудничества в группах, развивать познавательные интересы детей;

 учить замечать красоту вокруг, воспитывать любовь к природе родного края, бережное и заботливое отношение к птиц и зверей зимой.

Методико-дидактическое обеспечение: плакат с записью девиза урока; таблицы для развития артикуляции и наращивания темпа чтения «Читай быстро, произноси четко», таблица с деформированным текстом, рисунки к стихотворению

П. Бондарчука "Ехала зима", плакат с кроссвордом, анаграммы с названиями птиц и зверей, рисунки с изображением поданных в сказке птиц и зверей, образцы кормушек, сделанных детьми.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I Организация учащихся к уроку

  (Цель: снятие эмоционального напряжения, создание позитивного климата)

Вот звонок сигнал подал

к работе время пришло.

Так и мы времени не теряем,

и урок свой начнем.

Упражнение " Барометр настроения»

- Дети, знаете ли вы, что такое барометр и для чего он нужен?

Продемонстрируйте свое настроение в начале урока руками: если плохой – ладошки сожмите, если красивый – руки разведите в стороны.

II мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель задает вопросы, ученики, передавая условный микрофон, высказывают свое мнение, относительно поставленного вопроса.

Упражнение 1.»Микрофон"

- Подумайте и скажите, каким должен быть наш урок.

(Интересным, учебным, продуктивным, веселым, загадочным...)

- А вы на уроке какими должны быть?

(Дисциплинированными, внимательными, собранными, активными, ловкими, настойчивыми...)

-Итак, если вы будете такими, то мы вместе создадим интересный, творческий, продуктивный урок..

А будем работать мы под лозунгом: 

    Чтобы работа у нас кипела,

Работать будем:

Быстро! Дружно! Умело!

(Дети читают плакат на доске)

Упражнение 2. «Дешифровальщик»

- По дороге в школу я встретила птицу, которая очень хотела погостить у нас на уроке. Но эта птица просила не называть его. Хотели бы вы узнать, как его зовут?

- Поможет нам в этом упражнение «дешифровщик».Выберите буквы под цифрами 7 6 7 6 5 1 и прочитайте название этой птицы.

                На доске таблица для шифрования.

     1              2            3               4                5

АБВ ГГДЕ ЕЖЗЫ ИИЙ КЛМ

     6              7             8              9                 0

НОП РСТ УФХ ЦЧШЩ ЬЮЯ

Ответ: 7 6 7 6 5 1

с о р о к а 

Вывешивается рисунок сороки.

- Верно, это сорока. Она хочет научить вас разговаривать четко, быстро и внятно. А за каждый нрав она будет дарить Вам снежинку.

III Работа над артикуляцией

1. Упражнения на правильное дыхание во время чтения, четкое произношение:

а) прочти тихонько, не спеша стихотворение на доске:

На дубы и елки

Тихо падают снежинки:

Одна снежинка, две снежинки,

Три снежинки, четыре снежинки...

б) кто на одном дыхании сможет больше насчитать снежинок (повторяют дважды).

2. Таблица для расчитывания " Читай быстро, произноси четко»

(лежит на парте у каждого ученика):

сум лес годы роса

семь лис руки коса

сом линь реки кора

сам лив раки пора

белка баллон маска дырка

булка бетон миска норка

балка батон мышка ножка

байка бидон мушка кадка

а) чтение «пчелкой»(шепотом);

б) чтение «эстафетой» (1 ученик читает столбик из 4 слов и передает эстафету другому ученику по желанию).

  3.Интонирование предложения (запись на доске)

Прочти предложение с повествовательной, а затем вопросительной интонацией, выделяя поочередно 1, 2, 3 группы слов.

       1                               2             3

В этом году месяц февраль действительно очень-очень лютый.

4. Путаница (работа в парах с деформированным текстом):

- Зимняя метель перепутала слова предложения. Помогите сороке прочитать его.

Слова размещены на магнитной доске:

СОЛНЦЕ МОРОЗ А БЛЕСТИТ, ТРЕЩИТ

(Солнце блестит, а мороз трещит.)

5. Конкурс скороговорок(работа в группах)

- Сейчас мы проверим, какая группа лучше всего и быстрее прочтет скоро-

говорку. Каждая группа получает свою скороговорку и памятку.

Памятка:

1. Прочитайте дважды медленно.

2. Попробуйте прочитать быстро на одном дыхании.

3. Выберите, кто будет защищать вашу группу.

1группа: Хитрую сороку поймать морока,

А на сорок сорок - сорок морок.

2група:Проворонила ворона воронёнка..трекочет сорока Сороке:

- А я в рубашке.

4группа:Сорока сороке стрекочет:

- А у меня яичко Сорочье.

5группа: Синичка, синичка-Воробью сестричка,

Шпаку падчерица, ни на кого не сердится.

- Нам с сорокой очень понравилось, как вы рассказывали скороговорки, будто настоящие сорочята.

  IV Проверка домашнего задания.

1. Отгадай загадку

Я антоним слова»лето", 

У меня белая теплая свита,

Хоть мороз люблю сама

Ведь зовут меня ... (зима) 

2. Игра " добавь слово»

- А сейчас попробуем вместе рассказать, какой бывает зима. Вы должны внимательно слушать и добавлять слова в рифму в конце каждой второй строчки стихотворения.

А какая зима бывает,

Скажет тот, кто это хорошо (знает).

Или же она бывает нежная?

Нет! Холодная и (белоснежная)!

Так! Холодная, ветер веет,

И от снега все (белеет).

В небе темная туча виснет,

Иногда мороз аж (давит),

Чудеса на стекле рисует,

На реках мосты (строит),

Не простые, а ледяные,

Очень красивые, как (стеклянные).

Под ногами снег скрипит,

Зверь от холода (дрожит)

3.Коллективное составление сенкану к слову «Зима»:

  1.Зима.

2. белоснежная, холодная.

3. морозит, засыпает, дарит.

4.Холодная пора года.

5.Холод

V Физкультминутка.

    

VI Сообщения темы и задач урока.

1. Беседа

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказочному лесу. А кому в лесу сейчас труднее всего? Верно-птичкам и зверям.

- А почему? (Потому что в лесу им очень холодно и голодно.)

2.Анаграммы названий птиц и зверей - героев сказки.

- Чтобы узнать, каких птичек и зверей мы там встретим, отгадайте анаграммы с их названиями.(Плакат с анаграммами висит на доске)

ИНСИЯЦ-СИНИЦА ОРОВНА-ВОРОНА

КАЙСО-СОЙКА  ГИРУСН-СНЕГИРЬ ОРКАСО-СОРОКА

ДИМЬВЕД-МЕДВЕДЬ ИМШИ-МЫШИ

  (Дети отгадывают названия героев сказки, после каждого правильного ответа вывешиваю рисунок-отгадку.) 

3. Упражнение " Предсказание»

- Сегодня мы познакомимся со сказкой Ю. Старостенко «Лесные разговоры».

Представьте, о чем могли бы разговаривать между собой эти герои в сказочном зимнем лесу. (Слушаю предположения-рассказы учеников.)

VII Изучение нового материала

1. Словарная работа

- Прочитайте эти слова правильно.

- Я буду читать сказку, а вы карандашом обозначьте, какие еще слова будут вам не понятными.

2. Аудирование сказки Н.Сладкова "Лесные сказки" («Лесные шорохи»)

(чтение сказки учителем и подготовленными учениками)

- Какие разговоры удалось подслушать автору сказки?

- Какие птицы приняли в них участие?

- Кто тебе больше всего понравился?

3. Работа над отдельными частями сказки:

1 часть

1)чтение «рыбкой» (молча, но губы двигаются);

2) выборочное чтение и беседа за прочитанным:

- Что поразило воробья?

- Какой вывод он сделал?

- С какой интонацией вы прочтете предложение, в котором высказывается эта мысль? Найдите и прочитайте его.

- Чему другие птицы научили воробья?

- Прочитайте, что им ответил воробей.

- Чему он удивился?

2 часть

1) чтение « пчелкой»;

2) беседа по содержанию (метод « интервью»):

(дети, работая парами, задают вопросы к собеседнику)

- Кого, кроме птиц, увидел автор в лесу?

- Чей разговор услышал?

4. Работа справочного бюро " Что? Где? Когда? Почему? Как?»

Дети, вы дома поработали с детскими журналами . Расскажите, что интересного вы узнали о птичках.

1 ученик:

У каждой птицы свой перьевой костюмчик от прославленного модельера-природы. Костюмчики разные по крою, цвету и количеству перьев. Датский орнитолог Х. Хансен утверждает, что у воробья - 2551 перышко, у жаворонка - 4496, а у утки – 1 491 609 перьев.

2 ученик:

«Полушубок из воздуха...»

Воробья с топорщащимися перьями каждый видел не один раз. Кто – то подумал, что тот рассердился и надулся, а кто-то-что таким образом он хочет напугать врага.

На самом же деле чирикчик так греется. Между приподнятыми перышками и телом птички задерживается воздух, сохраняющий тепло. Воробушек словно надевает полушубок из воздух

3 ученик:

Клест

Эта птичка именно в холод высиживает птенцов. Она не на мгновение не оставляет яйца без тепла. Самец их кормит. Птички рождаются обычные, пух у них не гуще, чем у птенцов рожденных летом. У взрослых птиц необычный клюв – с острыми, загнутыми концами. Им они обрабатывают шишки. Поэтому их и называют шишкари.

            

5.Продолжение работы над текстом сказки

3 часть

1) чтение по лицам:

- Обратите внимание на то, как должен болтать сердитый медведь и болтливая сорока.

- Кто из птиц или животных вам больше всего понравился?

6. Работа в группах.(Дети получают задания на листочках)

а)- Найди соотношение названия героев и их характеристик.

СНЕГИРЬ         НЕВЕЖЛИВЫЙ,                                      ВРЕДНЫЙ

СИНИЦА            НЕВЕЖЛИВЫЙ,         СЕРДИТЫЙ,

                              РАЗДРАЖЕННЫЙ

МЕДВЕДЬ           ИЗОБРЕТАТЕЛЬНА, ОСТРОУМНА

Клест                МУДРЫЙ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

б) составь предложения из отдельных слов, в которых перепутаны буквы:

Взикум батре подогамати шкаптам.

(Зимой надо помогать птичкам.)

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы в нашу школу зимой слетелись птички?

- Из чего можно сделать кормушки?

(Показ кормушек, сделанных дома из бутылок и пакетов от сока группой учеников).

- Чем вы будете кормить птиц?

- А каким зверям вы можете помочь?

(собакам, которых покинули хозяева, зайцам).

8.Робота в парах. Диалог «Разговор с зайчиком»

- Представьте, что вы встретились с зайчиком в сказочном лесу. Ваш разговор с ним.

VIII Итог урока

- О чем вы читали на уроке?

- Почему люди должны помогать птичкам и зверям зимой?

- В каких песнях упоминается о необходимости человека заботливо относиться

к зверям и птицам?

(«Не дразните собак», «Воробьиная песенка»).

  Упражнение " предложение с открытым концом»

- Чем интересным был для вас урок? Закончит предложение.

- Я считаю…

- Мне понравилось…

- Я узнал нового…

- Я хочу еще узнать...

9.Рефлексия.Упражнение " Барометр настроения»

- Определите руками и ладошками свое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения По саамской сказке" Чахкли"

Нравственный аспект саамской сказки " Чахкли"...

План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс

Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....

Урок внеклассного чтения по повести-сказке Дж. Родари "Приключения Чиполлино"

Урок внеклассного чтения по повести-сказке Дж.Родари "Приключения Чиполлино". Форма урока: литературная игра -викторина. Части презентации перед демонстрацией следует соединить....

Внеклассное чтение "Эстафета по сказкам", 4 класс.

Разработка по внеклассному чтению по теме: "Эстафета по сказкам"....

Урок внеклассного чтения "Викторина по сказкам К. И. Чуковского"

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГОЦели:1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.2....

урок внеклассного чтения "Стихи, басни, сказки С.В. Михалкова" 3 класс

Урок внеклассного чтенич по произведениям С.В. Михалкова 3 класс...

Урок по внеклассному чтению "Р. Киплинг.Сказки просто так"

Редьярд Киплинг (1865-1936 гг.)"Сказки просто так"  Урок интегрированный. На уроке внеклассного чтения отрабатывается библиотечный компонент программы "Информационная культура личности" - "С...