Главные вкладки

    Презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему:
    Урок по внеклассному чтению "Р. Киплинг.Сказки просто так"

    Редьярд Киплинг
    (1865-1936 гг.)
    "Сказки просто так"

     

     

    Урок интегрированный.
    На уроке внеклассного чтения отрабатывается библиотечный компонент программы "Информационная культура личности" - "Структура книги"; раскрывается понятие "Переводчик".

     

    Цель: Развивать познавательный интерес к чтению

     

    Задачи:

    §  познакомить с биографией Р. Киплинга;

    §  вызвать: эмоциональное отношение к прочитанному тексту, познавательный интерес;

    §  расширить кругозор;

    §  закрепить знания о структуре книги;

    §  раскрыть содержание понятия "переводчик";

    Форма занятия: беседа, викторина, обсуждение, игра.
    Метод: объяснительно-иллюстративный.
    Форма работы: коллективная, индивидуальная.
    Оборудование: доска, книжная выставка, кроссворды, планшеты, видео 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc330.5 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya1.ppt1.11 МБ

    Предварительный просмотр:

    Редьярд Киплинг. Сказки просто так

    Редьярд Киплинг
    (1865-1936 гг.) 
    "Сказки просто так"
     

     

     

    Урок интегрированный.
    На уроке внеклассного чтения отрабатывается библиотечный компонент программы "Информационная культура личности" - "Структура книги"; раскрывается понятие "Переводчик". 

     

    Цель: Развивать познавательный интерес к чтению

    Задачи:

    • познакомить с биографией Р. Киплинга;
    • вызвать: эмоциональное отношение к прочитанному тексту, познавательный интерес;
    • расширить кругозор;
    • закрепить знания о структуре книги;
    • раскрыть содержание понятия "переводчик";

    Форма занятия: беседа, викторина, обсуждение, игра.
    Метод: объяснительно-иллюстративный.
    Форма работы: коллективная, индивидуальная.
    Оборудование: доска, книжная выставка, кроссворды, планшеты, видео

     

    Ход занятия: 

    1. Проверка домашнего задания.

    - Ребята, вы уже знакомы с произведениями Р.Киплинга. Какие сказки Р.Киплинга вы читали? (Дети перечисляют сказки) "Откуда у Кита такая глотка", "Отчего у Верблюда горб", "Откуда у Носорога шкура" ,"Слонёнок", "Рикки-Тикки-Тави", "Как было написано первое письмо" и др.

    - А сейчас давайте вспомним героев этих сказок. Для этого я хочу предложить вам разгадать кроссворд.

    1

     

     

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

     

     

     

    Н

     

    2

     

     

     

     

     

    В

     

     

     

    6

     

     

     

     

    Е

     

    П

     

    3

     

     

     

    Е

     

    5

     

    М

     

    7

     

    8 

    С

    К

    А

    З

    К

    И

    П

    Р

    О

    С

    Т

    О

    Т

    А

    К

    П

     

    Р

     

    Р

     

     

     

    Б

     

    Л

     

    Р

     

    А

     

    И

    Е

     

    С

     

    О

     

     

     

    Л

     

    О

     

    Я

     

    Ф

     

    Т

    Ш

     

     

     

    К

     

     

     

    Ю

     

    Н

     

    К

     

    Ф

     

     

    Н

     

     

     

    О

     

     

     

    Д

     

    Е

     

     

     

    И

     

     

    А

     

     

     

    Д

     

     

     

     

     

    Н

     

     

     

     

     

     

    Я

     

     

     

    И

     

     

     

     

     

    О

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Л

     

     

     

     

     

    К

     

     

     

     

     

     

    1. Прозвище Черепахи
    2. Автор заклятия: "Если шкура тебе дорога:"
    3. Зверь, наградивший Слонёнка за любопытство
    4. Ленивое и грубое животное
    5. Любопытное существо, познакомившееся с Крокодилом
    6. Находчивый создатель решётки в китовой глотке
    7. Автор первого письма
    8. Огромное морское животное

    II. – Понравились вам эти сказки. Чем они вам понравились? (Ответы детей).

        -  Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с Редьярдом Киплингом и его творчеством. Я и мои помощники (ребята из класса) хотим рассказать вам сказку. Нам её поведал Кот Мурлыка – главный редактор журнала "Жили-были" (показывается журнал).

     

    "Жил-был Редьярд Киплинг. Только, мур-мяу, не говори: "А кто это?" Конечно, писатель. И к тому же очень известный. Вот, например, он написал про одну мою близкую родственницу - кошку, которая гуляет сама по себе. И вообще зверей он знал, любил и сочинил про них много сказок. Помнишь Рики-Тики-Тави, храброго мангуста? А любознательного Слоненка, который хотел познакомиться с Крокодилом? А мудрого медведя Балу, могучего удава Каа и волка-вожака Акеллу? И уж, конечно, ты знаком с Маугли!
    Вот сколько замечательных историй написал для тебя Редьярд Киплинг за свою долгую жизнь.
    Но, клянусь усами и хвостом, ты даже не подозреваешь, как тяжело ему жилось в детстве, когда ему было столько же, сколько и тебе сейчас.
    Ну, то есть то, что Редьярд Киплинг -
    англичанин, ты, я надеюсь, знаешь. Но если ты думаешь, что он прямо-таки в Англии и родился, ты глубоко ошибаешься. Потому что родился он в Индии! Папа Редьярда был художником-декоратором, но что-то в Англии у него не заладилось с работой, и он уехал в Индию. Прихватил, конечно, с собой и маму. И там у них родился Редьярд. И первые шесть лет своей жизни он прожил в Индии. Между прочим, он считал эти годы самыми счастливыми в своей жизни. Дела отца в Индии поправились, они жили довольно богато, и в доме отца была целая толпа слуг.
        Все слуги обожали маленького Редьярда. А он любил их, дружил с ними и иначе, чем "
    брат", к слуге не обращался. Ну, как это водится у взрослых, мама Редьярда иногда бывала не в духе и принималась ругать слуг. Впрочем, часто и за дело. А маленький Редьярд улаживал эти ссоры, заступаясь за своих друзей - прачек, подметальщиков двора... И довольно удачно.
       А сколько сказок и историй они ему рассказывали! Если ты спросишь, на каком языке они это делали, то я тебе прямо скажу: этот язык назывался
    урду, и Редьярд в ту пору знал его лучше, чем английский, на котором он потом писал свои чудесные книги... В общем, это была солнечная, счастливая жизнь, полная любви и братства. А потом Редьярду исполнилось шесть лет, и все кончилось!..
       Потому что английский мальчик в этом возрасте начинал учиться. А учиться, считалось, лучше на родине, в Англии. И Редьярда отправили из любимой солнечной Индии в его родной туманный край, в пансион, который содержала одна его родственница. Тут-то и начались его большие несчастья. Потому что тетке-родственнице племянник из Индии очень не понравился.
        Какой-то он был не такой. Фантазер, неслух, все делал по-своему, а не как положено. И эта строгая воспитательница приняла самые решительные меры, чтобы, как говорится, сделать из оболтуса приличного человека. Она не ленилась читать ему нотации и донимать замечаниями. Она боролась с его фантазерством, которое она, сами понимаете, называла враньем, изо всех своих не малых сил - и преуспела: веселый выдумщик превратился в бледного, молчаливого, грустного мальчика. Однако, по временам, все-таки продолжал фантазировать. То есть, с точки зрения воспитательницы, "бессовестно врать!" Однажды, в наказание за это она отправила его в школу, повесив ему на грудь картонную табличку, на которой большими буквами было написано: "ЛГУН"... И Редьярд, не вынеся этого последнего унижения, тяжело заболел. Он ослеп и чуть не сошел с ума...
       На этом, слава Богу, тетушкино "хорошее воспитание" закончилось: срочно приехавшая мама Редьярда поняла, что творится с ее мальчиком и забрала его из пансиона.
    Выздоровев, Редьярд учился в частной мужской школе, где тоже хватало и муштры, и зубрежки, и обид. Но он терпел. И потом даже писал в одном своем рассказе: он благодарен школе за то, что она подготовила его к жизни и закалила душу. Ведь взрослая жизнь, скажу тебе по секрету, тоже не медом мазана, и человек должен уметь сопротивляться несчастьям, стараться выстоять в трудностях и при этом не озлобляться на весь мир, а оставаться добрым и отзывчивым. Не так ли?

    Ваш Кот У.".

     

    Когда Редьярд вырос и стал всемирно известным писателем, дети англичан и русских, индусов и французов стали зачитываться его чудесными сказками, а взрослые - его рассказами, стихами, повестями. То, что создано Киплингом для детей, вряд ли когда-нибудь будет забыто.

    И, память обо мне храня,
    Один короткий миг,
    Расспрашивайте про меня
    Лишь у моих же книг.
    Р. Киплинг "Просьба"
     

    Редьярд Киплинг много путешествовал, посетил почти все части света, поэтому действие его сказок происходит то в Африке, то в Англии, то в Австралии, то в Америке.
    Если верить автору, то:

    • хобот у слона оттого, что:(?) / его тащил за нос крокодил;
    • верблюд получил свой горб за то, что:(?) / не хотел работать и всё твердил: "Гррб";

    Неужели так и было на самом деле?
    Сказки Киплинга - это просто
    шутка, но шутка, которая предлагает задуматься: откуда что взялось?

    / Рассуждения детей / 

     III. Вы читали короткие сказки Киплинга, которые он называл "Сказки просто так".  Р. Киплинг - англичанин, значит, он писал свои сказки на английском языке. Но мы читали их на русском. Кто же нам помог? Переводчик (работа с толковым словарём).

    Переводчик - специалист по переводам с одного языка на другой.
    Кто перевёл сказки Киплинга? Как найти в книге эту информацию? Фамилия переводчика может быть указана на титульном листе, на обороте титульного листа, в содержании (оглавлении), если это сборник произведений разных авторов. 

    Одна из сказок Р. Киплинга называется "Как было написано первое письмо". 

     

     

     

     

     

     

    • Что случилось с Первобытным человеком на охоте?
    • Как Таффи решила помочь отцу?
    • Почему посланник пострадал, хотя хотел помочь Девочке?
    • Какое величайшее открытие сделала Таффи? / "Придёт время, когда люди назовут его умением писать". 
    • Как вы считаете, действительно ли это величайшее открытие? / Передача информации на расстояние в пространстве и во времени современникам и потомкам. 

     

    • Что в этой сказке - шутка, а что - правда?
      Действительно, первобытные люди писали не буквами, а
      картинками.

     

    • Попробуйте прочитать это послание
      Ответы детей; расшифровка, сделанная учёными:

    Путешествие вождя

    Наскальная надпись из Северной Америки повествует о том, как вождь по имени Майенгук отправился в путь на 5 каноэ. Путешествие длилось 3 дня (3 солнца под изогнутым небосводом). Орёл - символ храбрости. Другие животные - это изображения добрых духов-хранителей.

    Почему каждый читает по-своему? / Толкование картинок может быть разным. 

    • Удобно вести такую переписку? / Не совсем.

    Игра "Мы - первобытные художники"

     Читаем послание первобытного художника:

     

     

    Позднее люди поняли, что гораздо быстрее и удобнее писать значками - каждый значок обозначал какое-нибудь слово.

     

     

     

       Наконец, люди решили, что проще всего, точнее и удобнее, чтобы картинка соответствовала не целому слову, а произносимым звукам речи. Появились буквы.
    Вы удивитесь, но и наши самые обыкновенные буквы - тоже картинки, только до неузнаваемости изменённые.

    a

    Бык
    (алеф)

    Воды
    (мем)

    Глаз
    (аин)

    Зуб
    (шин)

    А

    М

    О

    Ш


    Итак, девочка Таффи из сказки Р. Киплинга для передачи сообщения использовала рисунок. Как современный человек может передать информацию? 

    • устное сообщение от человека к человеку
    • азбука жестов
    • рисунок
    • письменное сообщение
    • телефонная связь
    • радиосвязь
    • цветовые сигналы (цветные таблички)
    • звуковые сигналы
    • световые сигналы (костёр, сигнальная ракета)
    • семафорная азбука (сигнальщик с флажками на корабле)
    • флаги международного свода сигналов (на кораблях)
    • нотная азбука
    • математические формулы
    • азбука Морзе и т.д. 

    Редьярд Киплинг своими сказками озадачил нас вопросами: "Как? Откуда? Почему?" и помог нам совершить маленькие открытия.

    - А сейчас мы познакомимся ещё с одной замечательной сказкой Р.Киплинга из серии "Сказки просто так", которая называется "Откуда взялись Броненосцы" (Просмотр отрывка мультфильма "Ёж плюс черепаха" по мотивам сказки).

    - Что же произошло с героями дальше? Об этом мы с вами прочитаем в нашем учебнике (Чтение учащимися сказки «по цепочке»).

    Домашнее задание. Дочитать сказку "Откуда взялись Броненосцы". Нарисовать героя сказки.

    Сбросив кожу, уже не влезешь в нее снова. - (Каа)

    Людям непременно надо расставлять ловушки для других людей, а без этого они все будут недовольны. - (Маугли)

    У каждого свой страх. - (Хатхи)

    Закон подобен цепкой лиане: он хватает всякого и никому от него не уйти. - (Балу)

    Деньги - это то, что переходит из рук в руки и не становится теплей. - (Маугли)

    Лучше быть растерзанным зверями, чем убитым людьми - (муж Мессуи)

    В джунглях много слов, звук которых расходится со смыслом. - (Багира)

    Все джунгли будут думать завтра так, как обезьяны думают сегодня. - (Бандар-Логи)

    Горе не мешает наказанию - (Балу)

    Одна из прелестей Закона Джунглей состоит в том, что с наказанием кончаются все счеты. После него не бывает никаких придирок.

    Звери говорят, что человек - самое слабое и беззащитное из всех живых существ и трогать его недостойно охотника. Они говорят также - и это правда, - что людоеды со временем паршивеют и у них выпадают зубы.

    На своем дворе всякая собака лает! - (Шерхан)

    Слова - самый сильный наркотик, который использует человечество.

    И секрет, что был зарыт
    У подножья пирамид,
    Только в том и состоит,
    Что подрядчик, хотя он
    Уважал весьма закон,
    Облегчил Хеопса на мильон.

    Самая глупая женщина сможет сладить с умным мужчиной, но и с дураком сладит лишь самая умная

    Что говорит Закон Джунглей? Сначала ударь, а потом подавай голос. По одной твоей беспечности они узнают в тебе человека. Будь же благоразумен. - (Багира)

    Храброе сердце и учтивая речь. С ними ты далеко пойдешь. - (Каа)

    Прибежало не меньше сотни жителей деревушки: они глазели, болтали, кричали и показывали на Маугли пальцами. "Какие они невежи, эти люди! - сказал про себя Маугли. - Только серые обезьяны так себя ведут".

    Люди есть люди, и речь их похожа на речь лягушек в пруду. - (Серый Брат)

    Закон Джунглей научил Маугли сдерживаться, ибо в джунглях от этого зависит жизнь и пропитание. Но когда дети дразнили его за то, что он не хотел играть с ними или пускать змея, или за то, что он не так выговаривал какое-нибудь слово, одна только мысль, что недостойно охотника убивать маленьких, беззащитных детенышей, не позволяла ему схватить и разорвать их пополам.

    Люди убивают, потому что не охотятся, - от безделья, ради забавы. - (Маугли)

    Народ Джунглей знает, что торопиться во время еды не следует, потому что упущенного не вернешь.

    Щенок готов утопиться, лишь бы укусить луну в воде - (Маугли)

    Люди всегда охотнее едят, чем бегают - (Маугли)

    Редьярд Джозеф КИПЛИНГ (Rudyard Joseph Kipling)Редьярд Джозеф КИПЛИНГ (Rudyard Joseph Kipling)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    РЕДЬЯРД КИПЛИНГ СКАЗКИ ПРОСТО ТАК

    Слайд 2

    1 4 2 6 3 5 7 8 Н Е П Е Ш Н А Я С 1. Прозвище Черепахи. 2. Автор заклятия: "Если шкура тебе дорога". П Р С А 3. Зверь, наградивший слоненка за любопытство. К Р О К О Д И Л 4. Ленивое и грубое животное. В Е Б Л Ю Д Р 5. Любопытное существо, познакомившееся с крокодилом. С Л О Н Ё Н О К 6. Находчивый создатель решетки в китовой глотке. М О Р Я К 7. Автор первого письма. Т А Ф Ф И 8. Огромное морское животное. К И Т К З И П О Т А

    Слайд 3

    РЕДЬЯРД КИПЛИНГ (1865-1936 гг.) "Жил-был Редьярд Киплинг . Только, мур-мяу, не говори: "А кто это?" Конечно, писатель. И к тому же очень известный. Вот, например, он написал про одну мою близкую родственницу - кошку, которая гуляет сама по себе. И вообще зверей он знал, любил и сочинил про них много сказок. Помнишь Рики-Тики-Тави, храброго мангуста? А любознательного Слоненка, который хотел познакомиться с Крокодилом? А мудрого медведя Балу, могучего удава Каа и волка-вожака Акеллу? И уж, конечно, ты знаком с Маугли! Вот сколько замечательных историй написал для тебя Редьярд Киплинг за свою долгую жизнь. Но, клянусь усами и хвостом, ты даже не подозреваешь, как тяжело ему жилось в детстве, когда ему было столько же, сколько и тебе сейчас. Ну, то есть то, что Редьярд Киплинг - англичанин , ты, я надеюсь, знаешь. Но если ты думаешь, что он прямо-таки в Англии и родился, ты глубоко ошибаешься. Потому что родился он в Индии ! Папа Редьярда был художником-декоратором, но что-то в Англии у него не заладилось с работой, и он уехал в Индию. Прихватил, конечно, с собой и маму. И там у них родился Редьярд. И первые шесть лет своей жизни он прожил в Индии. Между прочим, он считал эти годы самыми счастливыми в своей жизни. Дела отца в Индии поправились, они жили довольно богато, и в доме отца была целая толпа слуг. Все слуги обожали маленького Редьярда. А он любил их, дружил с ними и иначе, чем " брат ", к слуге не обращался. Ну, как это водится у взрослых, мама Редьярда иногда бывала не в духе и принималась ругать слуг. Впрочем, часто и за дело. А маленький Редьярд улаживал эти ссоры, заступаясь за своих друзей - прачек, подметальщиков двора... И довольно удачно.

    Слайд 4

    А сколько сказок и историй они ему рассказывали! Если ты спросишь, на каком языке они это делали, то я тебе прямо скажу: этот язык назывался урду , и Редьярд в ту пору знал его лучше, чем английский, на котором он потом писал свои чудесные книги... В общем, это была солнечная, счастливая жизнь, полная любви и братства. А потом Редьярду исполнилось шесть лет, и все кончилось!.. Потому что английский мальчик в этом возрасте начинал учиться. А учиться, считалось, лучше на родине, в Англии. И Редьярда отправили из любимой солнечной Индии в его родной туманный край, в пансион, который содержала одна его родственница. Тут-то и начались его большие несчастья. Потому что тетке-родственнице племянник из Индии очень не понравился. Какой-то он был не такой. Фантазер, неслух, все делал по-своему, а не как положено. И эта строгая воспитательница приняла самые решительные меры, чтобы, как говорится, сделать из оболтуса приличного человека. Она не ленилась читать ему нотации и донимать замечаниями. Она боролась с его фантазерством, которое она, сами понимаете, называла враньем, изо всех своих не малых сил - и преуспела: веселый выдумщик превратился в бледного, молчаливого, грустного мальчика. Однако, по временам, все-таки продолжал фантазировать. То есть, с точки зрения воспитательницы, "бессовестно врать!" Однажды, в наказание за это она отправила его в школу, повесив ему на грудь картонную табличку, на которой большими буквами было написано: "ЛГУН"... И Редьярд, не вынеся этого последнего унижения, тяжело заболел. Он ослеп и чуть не сошел с ума...

    Слайд 5

    На этом, слава Богу, тетушкино "хорошее воспитание" закончилось: срочно приехавшая мама Редьярда поняла, что творится с ее мальчиком и забрала его из пансиона. Выздоровев, Редьярд учился в частной мужской школе, где тоже хватало и муштры, и зубрежки, и обид. Но он терпел. И потом даже писал в одном своем рассказе: он благодарен школе за то, что она подготовила его к жизни и закалила душу. Ведь взрослая жизнь, скажу тебе по секрету, тоже не медом мазана, и человек должен уметь сопротивляться несчастьям, стараться выстоять в трудностях и при этом не озлобляться на весь мир, а оставаться добрым и отзывчивым. Не так ли? Когда Редьярд вырос и стал всемирно известным писателем, дети англичан и русских, индусов и французов стали зачитываться его чудесными сказками , а взрослые - его рассказами, стихами, повестями. То, что создано Киплингом для детей, вряд ли когда-нибудь будет забыто.

    Слайд 6

    И, память обо мне храня, Один короткий миг, Расспрашивайте про меня Лишь у моих же книг. Р. Киплинг "Просьба"

    Слайд 9

    Переводчик - специалист по переводам с одного языка на другой.

    Слайд 12

    "Придёт время, когда люди назовут его умением писать".

    Слайд 13

    Путешествие вождя Наскальная надпись из Северной Америки повествует о том, как вождь по имени Майенгук отправился в путь на 5 каноэ. Путешествие длилось 3 дня (3 солнца под изогнутым небосводом). Орёл - символ храбрости. Другие животные - это изображения добрых духов-хранителей.

    Слайд 14

    Игра "Мы - первобытные художники"

    Слайд 16

    Позднее люди поняли, что гораздо быстрее и удобнее писать значками - каждый значок обозначал какое-нибудь слово.

    Слайд 19

    Наконец, люди решили, что проще всего, точнее и удобнее, чтобы картинка соответствовала не целому слову, а произносимым звукам речи. Появились буквы .

    Слайд 20

    Как современный человек может передать информацию? устное сообщение от человека к человеку азбука жестов рисунок письменное сообщение телефонная связь радиосвязь цветовые сигналы (цветные таблички) звуковые сигналы световые сигналы (костёр, сигнальная ракета) семафорная азбука (сигнальщик с флажками на корабле) флаги международного свода сигналов (на кораблях) нотная азбука математические формулы азбука Морзе и т.д.

    Слайд 21

    « ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ БРОНЕНОСЦЫ »


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир" Почему их так называют

    Презентация для учеников 1 класса по предмету "Окружающий мир". При помощи презентации легко, доступно и наглядно можно объяснить названия некоторых насекомых....

    Открытй урок по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые?"

    Открытй урок по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые?" Программа "Школа России" к учебнику А.А.Плешаков "Окружающий мир"...

    Конспект урока по окружающему миру 1 класс. Кто такие рыбы?

    Конспект урока по теме .Кто такие рыбы?...

    Разработка урока по ИЗО. Тема: «Натюрморт из простых предметов» 2 класс.

    Разработка урока по ИЗО. Тема: «Натюрморт из простых предметов» 2 класс....

    Конспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс

    КонсКонспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс...