Литературное чтение на родном языке (русском) 3 кл
рабочая программа по чтению (3 класс)

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа149.09 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\шарапова2\Pictures\изображение_viber_2022-10-10_13-20-24-078.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный предмет

Литературное чтение на родном языке (русском)

Класса

3 класс.

Количество часов - годовых и

недельных

3 класс - 17 часов (0,5 недельных часа).

Срок реализации программы

2022-2023 учебный год

Учебная программа на основе которой разработана рабочая программа (изд-во, год изд.)

Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с.

Учебник, с указанием авторов, издательства, года издания

Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 1 / [Л. Ф. Климанова и др.].-11- е изд.- М. : Просвещение, - 2020. -160 с.: ил.- (Школа России). - ISBN 978-5-09-074669-4.

Ч 1 / [Л. Ф. Климанова и др.].-11-е изд.- М. : Просвещение, - 2020. -160 с.: ил.- (Школа России). - ISBN 978-5- 09-074670-0

Разработчики

Янкова Ольга Анатольевна

Год разработки программы

2022

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Таблица 1. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

3-й класс

Личностными результатами изучения литературного чтения на родном (русском) языке в начальной школе являются:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
  • восприятие русского языка как явление национальной культуры;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
  • овладение словами речевого этикета;

Регулятивные

  • уметь        принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель поиска средств ее осуществления;
  • формировать        умение        планировать,        контролировать        и        оцен учебные действия в соответствии с поставленной задачей и усло ее реализации;
  • учиться        определять        наиболее        эффективные        способы        дости результата;
  • формировать умение самостоятельно работать с некото заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использ школьные толковые словари;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • ставить        новые        задачи        для        освоения        художественного        текс сотрудничестве с учителем;
  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действий к ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • - использовать различные способы поиска (в справочных источник открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими действиями сравнения, анал синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно

действовать даже в ситуациях неуспеха;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания        чувствам        других        людей;

Могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  •         осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведени по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками геро произведений; находить аналогии в повседневной жизни;
  •         уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответств с содержанием конкретного учебного предмета;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учеб пособия, фонды библиотек и Интернет;
  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литератур произведений, героев, выбирая основания для классификации;
  • строить логические рассуждения, включающие определение причин следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анал литературного произведения и на основании собственного жизненн опыта;
  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять п статьи).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • активное использование речевых средств и средств информационных коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическ сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательнос этики и этикета;
  • определение общей цели и путей ее достижения;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместн деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адеква оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставлен проблемы;
  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Таблица 2. Предметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты

предметные

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

3-й класс

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно- популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой,

основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
  • участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение,

автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и вне учебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
  • отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Содержание учебного предмета 3 класс

Содержание учебного предмета (17 ч)

Самое великое чудо на свете

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя. Сочинение «Моя любимая книга».

Устное народное творчество

Русские народные сказки о животных. Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица ее героев.

Былины. «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин».

Богатырские сказки. «На заставе богатырской», «Сказка про Илью Муромца».

Поэтическая тетрадь

Стихи о Родине. Лирические стихотворения «Кавказ» А.С.Пушкина. Стихи Т.Воронько, С.Михалкова, Е.Трутневой.

Настроение. Интонация стихотворения, картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Прием звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений.

Великие русские писатели

Рассказы Е.И.Чарушина «Про Томку», «Про меня самого», «Глупый мальчишка». Средства художественной выразительности. Эпитет.

Сравнение. Олицетворение. Характеристика героев произведения.

Рассказы о животных. Б.С.Житкова «Что я видел?», «Как слон пьет», «Как слон купался»

Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.

Поэтическая тетрадь 2

«Стихи о человеке и его делах» С.В.Михалкова. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить героя. Авторское отношение к герою.

Литературные сказки

«Сказки – несказки» В.Бианки «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», Э.Шима «Приключения зайца». «Сказки» А.Н.Толстого» «Золотой ключик, или Приключения Буратино». «Сказки» А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде», П.П.Ершова «Конек – горбунок».

Были – небылицы

Сказки, названия которых начинаются со слов: «Кто». «где», «как», «откуда», «отчего», «почему».

Люби живое

«Рассказы о природе» Н.И.Сладкова. «Рассказы о животных» Б.С.Житкова Авторское отношение к природе.

Собирай по ягодке - наберешь кузовок

Рассказы В.В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» Рассказы о дрессированных животных и людях. которые их дрессируют» В.Л.Дурова

По страницам детских журналов

Современные детские журналы. Выставка журналов. Знакомство с журналами прошлого века. Рассказ о журнале по плану. Творческая работа «Обложка журнала».

Зарубежная литература

Д.Родари «Приключения Чипполино». Знакомство со сказкой. Анализ и пересказ глав из сказки. Составление характеристики персонажей.

Круг чтения

Русские народные волшебные сказки.

Классики русской литературы XIX – первой половины XX веков. Классики русской литературы второй половины XX века.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

3 класс

Темы

Кол-во часов

Кол-во

проверочных работ

Кол-во проектов

1

Устное народное творчество

2

2

Поэтическая тетрадь

2

3

Великие русские писатели

2

4

Литературные сказки

2

5

Были-небылицы

2

6

Люби живое

2

1

7

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

2

8

По страницам детских журналов

1

9

Зарубежная литература

2

1

Итого

17

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый контроль по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс

Итоговый контроль (работа с текстом) по литературному чтению на родном языке (русском), 3 класс...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке (русском). 4 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету расчитана на общую учебную нагрузку в 34 ч...

Статья НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ПОЭТИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В КУРСЕ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»

Статья посвящена проблеме введения в начальное образование нового учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)». Анализируются  возможности использования технологи...

Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русский)

Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русский)...