Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русский)
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Литературное чтение на родном языке»
УМК «Планета знаний»
4 класс
2020-2021 учебный год
( 1 час в неделю – 34 часа)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373, и внесёнными в него изменениями (Приказ Министерства образования и науки РФ №1241от 26.11.2010г.,
- Приказ Министерства образования и науки РФ №2357от 22.09.2011г.,
- Приказ Министерства образования и науки РФ№1060 от 18.12.2012г.,
- Приказ Министерства образования и науки РФ №507, от 18.05.2015 года
- Приказ Министерства образования и науки РФ №1576 от 31.12.2015года;
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы;
- Учебно - методический комплект «Планета знаний» (сборник). – М.: АСТ: Астрель, 2012, изданный под общей редакцией И.А.Петровой.;
- Учебного плана МБОУ «ЦО №5» города Тулы Зареченского района на 2019-2020 учебный год.
При работе по данной программе используется следующая методическая и учебная литература:
Кац Э. Э. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 3 ч.- М.: АСТ: Астрель, 2019г.
Кац Э.Э. Литературное чтение. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2,3.- М.: АСТ: Астрель, 2019
Кац Э.Э. Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, тематическое планирование, методические рекомендации./ Э.Э. Кац – М.: АСТ: Астрель, 2019
Кац Э.Э. Литературное чтение. Проверочные и диагностические работы к учебнику
Лагутина Е. В. Сборник текстов для проверки техники чтения 1-4 классы, М.: Издат-Школа, 2016
- Цели курса:
- формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- воспитание гражданина и патриота своей страны России, ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка
- Задачи:
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
- формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к родному (русскому) языку и речевому творчеству;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи на родном языке, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты языка;
- Общая характеристика
Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» является органической частью предмета «Литературное чтение». В содержании курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
Как курс, имеющий частный характер, курс родного (русского) языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями начального курса литературного чтения в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
«Язык и культура» – даѐт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; о компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень еѐ успешной реализации в общении.
«Речь. Речевая деятельность. Текст» – даѐт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; о типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); о речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определѐнной коммуникативной направленности. В текстах изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даѐт возможность обучить тем видам
высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определённую нравственную и эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца 20 – начала 21 века
- Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом и примерной программой предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе 0,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17 часов.
- Планируемые результаты
Личностными результатами изучения литературного чтения на родном языке в начальной школе являются:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
- восприятие русского языка как явление национальной культуры;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
- овладение словами речевого этикета;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
Познавательные УУД:
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; находить аналогии в повседневной жизни;
- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- определение общей цели и путей ее достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметными результатами изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
- отличать подготовленную и неподготовленную речь;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
- знать и реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
- знать особенности диалога и монолога;
- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
- называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;
- приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко;
- оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения;
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта
В результате изучения курса в 4 классе
Обучающийся научится:
- овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладению первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирования базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- обогащению активного и потенциального словарного запаса, культуре владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
Обучающийся получит возможность научиться:
- обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,
- умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
Язык и культура.
Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение. Речевая (коммуникативная) ситуация.Кто (адресант) говорит– кому (адресат) – что – с какой целью. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Особенности употребления несловесных средств. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Общение для контакта и общение для получения информации
Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи. Основной тон, смысловое ударение, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Правила для собеседников Неподготовленная и подготовленная устная речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Толковый словарь.синонимов. Словарь языка писателей.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Вторичные речевые жанры. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, еѐ роль. Цитата в пересказах, еѐ роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Невыдуманный рассказ (о себе). Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарные статьи в толковом и в других словарях.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
- Содержание учебного предмета
Мифы
Шумерский миф; древнегреческий миф; славянские мифы.
Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Народные сказки
Русские сказки; армянская сказка ; итальянская сказка; индийская сказка
Былины
Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
Авторские сказки
А. Пушкин ; К. Чапек ; Р. Киплинг; Н. Гумилёв.
Басни
И. Крылов; И. Дмитриев ;А. Измайлов ;Томас де Ириарте «Утка и змея»; ЦиприанГодебский «Дуб и деревца».
Слово о родной земле
М. Лермонтов С. Есенин; М. Пришвин .А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».
О прошлом Родины
А.П.Гайдар «Тимур и его команда» Характеристика героя произведения
Прошла по земле война
К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»;
А. Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте
С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».
Мир детства
Н. Некрасов; Л. Толстой; И. Бунин ; А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения
Р. Распэ ; Д. Свифт . Т. Крюкова «Хрустальный ключ» .
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Технические средства и ИКТ
- Интерактивная доска «SMARTBOARD»
- WiFi с доступом к сети Интернет
- Мультимедиа
- Электронная библиотека
Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :www.festival.1september.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru
- Нацпроект «Образование» – Режим доступа: http://mon.gov.ru./proekt/ideology
- Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.
- Сайт «Все для учителей начальной школы»– Режим доступа:http://www.nsc.1september.ru
- Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа:http://www.standart.edu.ru
- Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru
- Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Литературное чтение на родном языке»
4 класс
УМК «Планета знаний»
2019-2020 учебный год
( 1 час в неделю – 34 часа)
№ уроков | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания урока | Результаты | ||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||||
«Язык и культура общения» (9 ч) | |||||||||||
1 | Мифы. Шумерский мифы | Урок изучения нового материала | Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. Составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне, высказывать своё суждение об нравственной ценности текста | Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. | |||||
2 | Мифы. Древнегреческий мифы; | Урок изучения нового материала | Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. Составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне, высказывать своё суждение об нравственной ценности текста | Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. | |||||
3 | Мифы. Славянские мифы. | Урок изучения нового материала | Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению | Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. Составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне, высказывать своё суждение об нравственной ценности текста | Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. | |||||
4 | Знакомство с особенностями русского языка на основе фольклорныхпроизведенийЗагадки , пословицы, поговорки | Урок изучения нового материала | Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению Определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин. | Чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности. | Поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами
| |||||
5 | Русские народные сказки. «Марья Моревна», «Семь Симеонов», «Морской царь и Василиса Премудрая». | Урок изучения нового материала | Русские народные сказки.. Произведения устного народного творчества | Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герой волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); | Чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности, понимание чувств других людей и сопереживание им. | Уметь оценивать характер героя, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах | |||||
6 | Русские народные сказки. «Марья Моревна», «Семь Симеонов», «Морской царь и Василиса Премудрая». | Урок изучения нового материала | Русские народные сказки.. Произведения устного народного творчества | Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герой волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); | Чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности, понимание чувств других людей и сопереживание им. | Уметь оценивать характер героя, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах | |||||
7 | Сказки народов мира: армянская сказка, итальянская сказка, индийская сказка | Урок-практикум | Зарубежные сказки. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Знать, что самое главное в народной сказке – способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке – мир чувств и переживаний героя. | Толерантное отношение к представителям разных народов, эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности). | |||||
8 | Сказки народов мира: армянская сказка, итальянская сказка, индийская сказка | Урок-практикум | Зарубежные сказки. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Знать, что самое главное в народной сказке – способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке – мир чувств и переживаний героя. | Толерантное отношение к представителям разных народов, эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности). | |||||
9 | Былины Н. Асеев «На заставе богатырской». | Урок-исследование | Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки героев; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; сравнивать характеры героев, изображенных на картине | Уметь определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами. Определять особенности сказок, выделять ключевые слова. Развивать умения различать последовательность событий и последовательность их изложения. | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Вести устный диалог, слушать собеседника. | |||||
«Речь. Речевая деятельность. Текст» (25 часов) | |||||||||||
10 | Авторские сказки. Сказки А.С.Пушкина. | Урок изучения нового материала | Авторские сказки. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Уметь: анализировать содержание текста; объяснять поступки героев; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения; описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла). Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности). | |||||
11 | Авторские сказки. Сказки А.С.Пушкина. | Урок изучения нового материала | Авторские сказки. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Уметь: анализировать содержание текста; объяснять поступки героев; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения; описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части | Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла). Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности). | |||||
12 | Авторские сказки. К. Чапек «Большая докторская сказка» | Урок изучения нового материала | Авторские сказки. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения; анализировать поступки героев | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Использовать речь для регуляции своего действия. | Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Владеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. | |||||
13 | Авторские сказки. К. Чапек «Большая докторская сказка» | Урок изучения нового материала | Авторские сказки. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения; анализировать поступки героев | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Использовать речь для регуляции своего действия. | Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Владеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. | |||||
14 | Авторские сказки. Р. Киплинг «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» Н. Гумилёв | Урок изучения нового материала | Авторские сказки. Связь названия с темой текста, мысль текста Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь выделять смысловые части сказки, формулировать вопросы, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений. | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. | Работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | |||||
15 | Басни. И. Крылов. И. Дмитриев. А. Измайлов. | Комбинированный урок |
| Уметь: определять главную мысль басни; анализировать поступки герев; анализировать произведение; определять главного героя басни. Мораль басни, аллегория. | Эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Использовать речь для регуляции своего действия. Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа, составлять план. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | |||||
16 | Томас де Ириарте «Утка(селезень) и змея. Циприан Годебский «Дуб и трость». | Комбинированный урок |
| Уметь: определять главную мысль басни; анализировать поступки герев; анализировать произведение; определять главного героя басни. Мораль басни, аллегория. | Эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой. | Использовать речь для регуляции своего действия. Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа, составлять план. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | |||||
17 | О добре и красоте. И. Бунин ; «Матери» | Комбинированный урок |
| Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи, учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. | Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | |||||
18 | О добре и красоте. А. Плещеев «Детство»; | Комбинированный урок |
| Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи, учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. | Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | |||||
19 | О добре и красоте. И. Суриков «В ночном». | Комбинированный урок |
| Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать | Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи, учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. | Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | |||||
20 | О прошлом Родины. А.П.Гайдар «Тимур и его команда». Знакомство с произведением. | Урок-практикум | Произведения о детях. Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний Характер героя, его поступки и их мотивы | Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; сравнивать характеры героев, изображенных на картине | Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Представления о моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, понимание чувств других людей и сопереживание им. | самостоятельно формулировать тему и цели урока. строить рассуждения. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; учиться связно отвечать по плану. | |||||
21 | О прошлом Родины. А.П.Гайдар «Тимур и его команда». Характеристика героя произведения | Урок-исследование |
| Уметь: работать с толковым словарем; выделять важные события в жизни героя подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно-исторические приметы времени; выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст | Уметь слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, вычитывать текстовую информацию. | |||||
22 | О прошлом Родины. А.П.Гайдар «Тимур и его команда». Характеристика героя произведения | Урок-исследование |
| Уметь: работать с толковым словарем; выделять важные события в жизни героя подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно-исторические приметы времени; выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст | Уметь слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, вычитывать текстовую информацию. | |||||
23 | Прошла по земле война. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; | Урок-практикум |
|
|
| Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация. | |||||
24 | Прошла по земле война. А.Твардовский «Рассказ танкиста», А. Ахматова «Памяти друга». | Урок-практикум |
|
|
| Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация. | |||||
25 | Слово о родной земле. Лирическое произведение. С. Есенин «Черёмуха». | Урок развития умений и навыков |
| Знать: произведения Сергея Есенина для детей; что красота способна творить чудеса – преображать душу, делать ее свободной и красивой. Уметь: выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; выделять |
| Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи, учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация. | |||||
26 | О добре и красоте Б. Пастернак «Тишина», «Снег идет», «За поворотом» | Урок-практикум |
| Знать понятие «рифма». Иметь представление о кольцевой и охватной рифме.
|
| Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений | |||||
27 | О добре и красоте Б. Пастернак «Тишина», «Снег идет», «За поворотом» | Урок-практикум |
| Знать понятие «рифма». Иметь представление о кольцевой и охватной рифме.
|
| Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений | |||||
28 | Мир детства Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | Урок-практикум | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст |
| Внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Составлять план и последовательность действий. | |||||
29 | Л. Толстой, «Акула», «Прыжок» | Урок-практикум | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст |
| Внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Составлять план и последовательность действий. | |||||
30 | Удивительные приключения Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена». | Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
| |||||
31 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера», Т. Крюкова «Хрустальный ключ». Краткая аннотация произведений. | Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
| |||||
32-34 | Резерв. Д. Свифт «Путешествие Гулливера», Т. Крюкова «Хрустальный ключ». Краткая аннотация произведений. Характеристика главных героев. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/13/picture-701438-1542127954.jpg)
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/10/picture-1276875-1602340861.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса...
Рабочая программа по литературное чтение на родном языке(русском) 3класс
Данная программа составлена в соответствии ФГОС для 3класса....
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский) 1 класс
Полное наименование программы (с указанием предмета и класса)Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русский)» Начальное общее образование (1-4 к...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/25/picture-1337493-1685008866.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском)
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке( русском) для 1-4 классов ( ФГОС-3) на 2021-2022 уч. год
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» разработана на основании Примерной образовательной программ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/30/picture-814306-1553962184.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса " Начальная школа 21 века"
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке 1-4 классы» разработана в соответствии с требованиями федерального госуд...