Конспект урока литературного чтения К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Мяличкина Валерия Александровна

Тип урока: «Открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: умение делить текст на части и озаглавливать их.

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Знать жанровые особенности сказки как литературного произведения.
  2. Уметь определять основную мысль части, произведения в целом.
  3. Уметь объяснять значение трудных слов, используя различные приёмы.

Развивающие:

  1. Развитие готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Воспитательные:

  1. Воспитание нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 25.01.2022

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс:

Урок: 1

Время: 8:00 - 8:40       Кабинет: 223

Студент: Мяличкина В.

Группа: 36

Учитель: Цветкова Е.С.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Тип урока: «Открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции: умение делить текст на части и озаглавливать их.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знать жанровые особенности сказки как литературного произведения.
  2. Уметь определять основную мысль части, произведения в целом.
  3. Уметь объяснять значение трудных слов, используя различные приёмы.

Развивающие:

  1. Развитие готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Воспитательные:

  1. Воспитание нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формы организации учебной деятельности

(Ф, И, П, Г)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный, наглядный

Приветствует учащихся, настраивает на урок

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Меня зовут Валерия Александровна. Садитесь. Проверьте готовность к уроку: у вас на столе должны лежать учебник, тетрадь, дневник и пенал.

Погружает в тему урока

- Сегодня мы с вами начнём читать одно произведение. А о ком же оно будет вы сами сейчас узнаете, отгадав ребус.

- Молодцы! Вы верно отгадали ребус.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

- Воробей.

Фронтальная

Слайд №1

Слайд №2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Метапредметные: выработать учебную мотивацию;
  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный, наглядный

Введение в тему урока

- Ой! Посмотрите, сколько воробьёв к нам прилетело! Как вы думаете, зачем они прилетели к нам на экран?

- Как вы думаете, о чем они могут чирикать нам зимой?

- А кто и как им может им помочь?

- Ребята, один из воробьёв поможет ответить на вопрос: «Что же такое счастье?» Это герой произведения Константина Георгиевича Паустовского, а как она называется, догадайтесь сами:

На экране: «нпаврорастрёпанный смворобейшнгой»

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение

- Наверное, хотят нам что-то рассказать.

- Что им холодно и хочется есть.

- Люди. Они делают кормушки, следят, чтобы в них всегда был корм. А если воробей сыт, то ему и не холодно.

- Растрёпанный воробей.

Фронтальная

Слайд №3

Слайд №4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: структурирование знаний;
  • Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации;
  • Личностные: смыслообразование.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Помогает учащимся составлять план урока

- И так, давайте составим план нашего урока. Кто-нибудь уже может составить план урока?

- Всё верно. Наш план урока:

1. Знакомство с творчеством Константина Георгиевича Паустовского;

2. Работа со сложными словами из текста;

3. Чтение отрывка произведения;

4. Деление отрывка на части и озаглавливание их;

5. Подведение итогов урока.

- В ходе нашего урока мы будем отмечать маркером те пункты плана, которые мы с вами уже сделали.

Составляют план урока с помощью учителя

- Узнаем о творчестве К.Г. Паустовском, прочитаем его произведение, проанализируем его, поразмышляем.

Фронтальная

Слайд №5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • Метапредметные: целеполагание, формулировка задач урока с помощью учителя;
  • Личностные: саморегуляция.

«Открытие» детьми нового знания
 (11-12 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный, наглядный

Рассказывает учащимся о Константине Георгиевиче Паустовском

- Константин Паустовский с детства мечтал о путешествиях. Позже эта мечта осуществилась, он объездил много мест нашей родины, побывал в других странах. Каждая поездка так или иначе «отзывалась» в творчестве писателя – иногда это был небольшой рассказ, иногда целая книга.

«Самым плодотворным и счастливым» для К. Паустовского «оказалось знакомство со средней полосой России» …. «Она завладела мной сразу и навсегда», – писал он. – С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля».

Писатель Михаил Шолохов сказал о Паустовском, что он – «писатель тончайшей наблюдательности». Всю силу своего воображения он направил на то, чтобы увидеть необычное в обычном и обычное в необычном.

И вы убедитесь в этом, познакомившись с произведением Константина Паустовского «Растрепанный воробей».

- Ребята, а как вы понимаете смысл названия? Как думаете, о чём будет произведение?

- А правы вы или нет, мы узнаем немного позже. Для начала мы проведём небольшую словарную работу со сложными словами из текста.

Словарная работа

Наковальня - железная подставка, опора для ковки металла;

Взвиваться - стремительно подниматься вверх, взлетать ввысь;

Переполох - внезапная тревога, волнение;

Скупой - чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий расходов;

А чтобы узнать, что такое «сварливая» и «торба» откройте словарик в учебнике на странице 216. Кто хочет прочитать всему классу?

Сварливая - ворчливая, склонная к ссорам (словарик в учебнике);

Торба - мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади (словарик в учебнике).

Работа с текстом

- А сейчас мы прочитаем отрывок произведения, поделим его на части - «кадры». Каждому кадру мы дадим название и у нас получится небольшой диафильм к прочитанному тексту. Что такое диафильм?

- Диафильм - это такая плёнка, на которой размещены последовательно кадры какой-нибудь сказки или рассказа. Под каждым кадром находится текст.

- Я начну читать, а вы потом по очереди продолжите читать по абзацам. Откройте страницу 12 в учебнике. Внимательно слушайте читающих и следите по тексту.

Слушают учителя

Высказывают своё мнение

Читают определения из словарика

Высказывают своё мнение

Фронтальная

Слайд №6-7

Слайд №8

Уч. с. 216

Уч. с. 12-16

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: осмысленное чтение текста;
  • Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации;
  • Личностные: саморегуляция.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(7-8 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический, словесный, наглядный

Объясняет задание учащимся

- А теперь мы начнем составлять слайд-фильм и давать названия каждому кадру. Деление произведения на части полезно для простоты дальнейшего пересказа. В парах подумайте и поделите прочитанную часть текста на части. Придумайте названия к этим частям сказки. А после мы все вместе составим диафильм из полученных частей сказки. На работу в парах у вас есть 3 минуты.

- И так, все готовы? Тогда давайте проверять. С чего начинается сказка? Где заканчивается первая часть?

- Да, верно. Как можно назвать этот кадр диафильма? (старые стенные часы)

- Как зовут девочку и нянюшку?

- Хорошо, а где заканчивается вторая часть? О чём в ней говорится? Как можно назвать этот кадр диафильма? (одни дома)

- Почему эпизод грустный?

- Следующая часть какая? Что вы узнали о родителях девочки из этой части?

- Как можно назвать этот кадр фильма? (большой театр)

- Хорошо, а что было дальше?

- С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала? (разговор с букетом)

- А где заканчивается следующая часть сказки? Как можно её назвать? (воспоминания о папе)

- Поняла ли Маша ценность этого букета?

- Какая следующая часть? Как можно её назвать? (хитрая воровка)

- Почему она была хитрой? Чего она ждала?

- Как Петровна и Маша реагировали на проказы вороны?

- Какая следующая часть? Как можно её назвать? (жизнь вороны зимой)

- Где жила ворона зимой? Что там было летом?

- Что ей снилось?  

Слушают задание учителя и выполняют его

- Она начинается с описания стенных часов. Они необычны. В чем их особенность - кузнец бил по наковальне столько раз, сколько часов исполнялось.

Высказывают своё мнение

- Маша и Нянюшка Петровна

Высказывают своё мнение

- Они остались дома одни, без мамы.

Высказывают своё мнение

- Мама её танцевала в Большом театре, сейчас его называют Государственный Академический Большой театр, а папа сейчас в плавании на Камчатке.

Высказывают своё мнение

Высказывают своё мнение

- Этот букет подарил маме папа и сказал: «Когда ты будешь первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».

Высказывают своё мнение

- Поняла, что букетик – это воспоминание о папе.

Высказывают своё мнение

- Ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы что-нибудь стащить.

- Сетовали, всплескивали руками.

Высказывают своё мнение

- Зимой ворона жила в ларьке, где летом продавали мороженное.

- Будто воробьи у неё воруют.

Парная

Фронтальная

Слайд №9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: формирование умения работать с текстом, находить нужные фразы;
  • Метапредметные: построение речевого высказывания, рассуждения;
  • Личностные: смыслообразование.

Включение в систему знаний, повторение

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный

Вместе с учащимися подводит итоги прочитанного

- И так, ребята, мы с вами прочитали часть произведения К.Г. Паустовского. А кто-нибудь уже понял сказка это или рассказ?

- А правы вы или нет, мы сейчас узнаем, вспомнив жанровые особенности сказки и рассказа. Кто может их назвать?

- Всё верно. И так, вернёмся к нашему вопрос. Это произведение К.Г. Паустовского сказка или рассказ?

- Да, вы правы. Это сказка.

Вместе с учителем подводят итоги прочитанного

Вы сказывают своё мнение

Отвечают на вопросы учителя

- Жанровые особенности сказки:

1. Поучительный характер;

2. Изображение борьбы добра со злом;

3. Деление персонажей на положительных и отрицательных;

4. Хороший конец.

- Жанровые особенности рассказа:

1. Единство времени, места и действия;

2. Единство персонажа (один или несколько героев).

- Сказка.

Фронтальная

Слайд №10

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: формирование умения работать с текстом, находить нужные фразы;
  • Метапредметные: построение речевого высказывания, рассуждения;
  • Личностные: смыслообразование.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный

Подводит итоги урока.

- На этом наш урок подходит к концу. Сегодня мы с вами подведём итоги урока по такой схеме: «На уроке мне ...» Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Молодцы. Мне тоже урок понравился. Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

Домашнее задание: прочитать отрывок сказки, который читали на уроке (с. 12-16), подготовить выразительное чтение части, которая больше всего понравилась.

- Я увидела, как вы работали на уроке, как вы отвечали на вопросы, анализировали текст произведения и выразительно читали его. И мне хотелось бы отметить следующих учеников:

Имя

Ответы на вопросы

Чтение

Озаглав-ливание

- Вы молодцы! Спасибо вам за занятие! Урок окончен! До свидания!

Подводят итоги урока. Высказывают свою точку зрения.

Фронтальная

Слайд №11

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Предметные: выдвижение гипотез и их обоснование;
  • Метапредметные: структурирование знаний, осуществление итогового контроля;
  • Личностные: самоопределение, саморегуляция.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

Разгадайте ребус Воробей

Слайд 3

1. О чём могут чирикать нам воробьи зимой? 2. Кто и как может им помочь?

Слайд 4

Как называется произведение? нрврорастрёпанныйлрмоворобейрлрмаёд Растрёпанный воробей

Слайд 5

План урока 1. Знакомство с творчеством Константина Георгиевича Паустовского 2. Работа со сложными словами из текста 3. Чтение отрывка произведения 4. Деление отрывка на части и озаглавливание их 5. Подведение итогов урока

Слайд 6

Творчество Константина Георгиевича Паустовского «Самым плодотворным и счастливым» для К.Г. Паустовского «оказалось знакомство со средней полосой России» ... «Она завладела мной сразу и навсегда», – писал он. – С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». 1892-1968

Слайд 7

Творчество Константина Георгиевича Паустовского

Слайд 8

Словарная работа Наковальня - железная подставка, опора для ковки металла Взвиваться - стремительно подниматься вверх, взлетать ввысь Переполох - внезапная тревога, волнение Скупой - чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий расходов Сварливая - Торба - в орчливая, склонная к ссорам м ешок с овсом, который подвешивали к морде лошади

Слайд 9

Диафильм отрывка произведения 1. Старые настенные часы 2. Одни дома 3. Большой театр 4. Разговор с букетом 5. Воспоминание о папе 6. Хитрая воровка 7. Жизнь вороны зимой

Слайд 10

Сказка или рассказ? 1. Поучительный характер 2. Изображение борьбы добра со злом 3. Положительные и отрицательные персонажи 4. Хороший конец Жанровые особенности сказки Жанровые особенности рассказа 1. Единство времени, места и действия 2. Единство персонажа (1 или несколько героев)

Слайд 11

«На уроке мне…» Было трудно… Было интересно… Было не понятно… Было легко…



Предварительный просмотр:

Знакомство с творчеством К.Г.Паустовского

Работа со сложными словами из текста

Чтение отрывка произведения

Деление отрывка на части и озаглавливание их

Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения: К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей"

Конспект урока литературного чтения: К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей". Программа ПНШ...

Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»

УМК "Перспективная начальная школа". Глава "Сравниваем прошлое и настоящее", 2-ой урок...

Технологическая карта урока литературного чтения К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" 3 класс УМК ПНШ

Технологическая карта урока литературного чтения К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" 3 класс УМК ПНШ...

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"

Произведение  К. Г. Паустовского "Растрёпанный воробей"изучается в 3 классе по программе  Литературное чтение "Школа России". Данная тема занимает два урока На занятиях п...

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский.Растрёпанный воробей. 3 класс

Урок литературного чтения   3 класс.Тема урока: К. Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств при работе ...

Конспект урока литературного чтения «К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» ознакомительное чтение» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей»  Планируемые результаты:П...

Конспект открытого урока литературного чтения : К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

Умение определять и формулировать цель урока, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем....