Педагогический проект
проект по чтению

Казгунова Татьяна Владимировна

Педагогический проект "Информационная среда вокруг ребёнка или как привить интерес к чтению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический проект55.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14

города Пугачёва Саратовской области имени П.А.Столыпина»

Педагогический проект

«Информационная среда вокруг ребёнка или как привить интерес к чтению»

Проект

                                 учителя начальных классов

                                           МОУ «СОШ №14 города Пугачёва

                      имени П.А. Столыпина»

                                        Казгуновой Татьяны Владимировны

Пугачёв

 2020 год

                                                            Ты ищешь знаний, мудрости земной,
                                                           Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
                                                           Найди на полке книгу и раскрой
                                                           Источник мысли чистый, вдохновенный…

                                                                                                    (А.Мирцхулава)

Актуальность проекта

        В современном мире всё меньше стало уделяться внимания чтению книг. Это связано с развитием новых информационных технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти занятия  отнимают у них всё свободное время. Наукой доказано, что такие увлечения  отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда не разграничивается реальное и виртуальное. При разработке данного проекта опиралась на научные труды Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, которые делают акцент на воспитание  потребности  в чтении как источнике радости общения и получения новых знаний, эмоций, переживаний.

Введение

      Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире». Современные же статистические данные говорят о том, что положение изменилось, и отнюдь не в лучшую сторону.

     По данным социологических исследований  37% россиян не читают книг вообще, а  число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%, 40% опрошенных читают книги от случая к случаю. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся,  познавательную литературу 21%, читают для самообразования 10% школьников. Эти данные говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста — к старшему. Чем старше школьник, тем больше характер его чтения приближается к взрослому.

      Международное исследование  показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 21 место в мире.

     Преодоление недостатков чтения наших школьников — безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества.

Основная часть

     Изучив  статистику о чтении, у меня возникла идея создания  проекта

«Информационная среда вокруг ребёнка или как привить интерес к чтению».

Цель проекта: создание условий для повышения культурной  и читательской  активности обучающихся и их родителей через  информационную среду и книги.

Задачи проекта:

-  формировать понимание чтения, как увлекательного и познавательного занятия;

- развивать творческую  деятельность учащихся в читальном зале класса;

- воспитывать положительный интерес читающего человека;

          Данный проект  рассчитан  на   4 года.  Участники проекта:  обучающиеся 1 «А»  класса, их родители, учитель начальных классов Казгунова Татьяна Владимировна, психолог школы.

Проект состоит из 4 этапов.

Этапы проекта

№ п/п

Этапы проекта

Временные рамки

1.

I этап

Погружение в проект.

Открытие читального зала в классе.

2020-2021

учебный год

2.

II этап

Создание портфеля  читательского развития «Я  - Читаю»

2021-2022

учебный год

3.

III этап

Коллективное чтение  и творчество.

Создание фильма.

2022-2023

учебный год

4.

IV этап

Обобщающий.

 Приглашение в Читательский зал ребят из начальной школы.

                2023-2024

учебный год

Ожидаемые результаты:

  • культура читательской компетентности повысится;
  • рост читательской активности увеличится;
  •   возрастёт мотивация к коллективному чтению.

     На I этапе работы над проектом  психологом школы было проведено анкетирование среди  первоклассников по теме: «Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?»

1) просмотр телепередач, кино и видеофильмов

2) компьютерные игры, Интернет

3) чтение книг, журналов, газет

4)  занятия спортом.

Результаты опроса представлены на диаграмме:

         На родительском собрании, посвящённом теме: «Регулярное чтение – образ жизни интеллектуального человека!», мною отмечалось, что семья должна создать для ребёнка благоприятную  среду для чтения книг, где:

  • читают все члены семьи, не только детские книги для малыша, но и свои книги, показывают их ребёнку, рассказывают о том, что читают;
  • книги для ребёнка покупаются регулярно, дарятся ему с радостью, и становятся собственностью ребёнка;
  • у ребёнка есть своя книжная полка, с которой удобно и легко он может взять книгу сам.

Был проведён мониторинг  читательской активности среди родителей:

№ п/п

Вопрос

Варианты ответов

1.

Как часто вы покупаете книги для ребёнка?

Один раз в неделю – 22%

Один раз в месяц – 63%

Не покупаю – 15%

2.

На что обращаете внимание при покупке книги?

На яркие иллюстрации в книге – 45%

На содержание текста – 37%

На иллюстрации и на содержание текста – 18%

3.

Читаете ли вы ребёнку дома?

Всегда – 21%

Иногда- 33%

Редко- 46%

4.

Как ваш ребёнок проявляет интерес к чтению книг?

Сам просит прочитать книгу  - 12%

Обычно взрослый предлагает почитать – 62%

Отказывается слушать – 26%

5.

Где находятся книги в вашем доме?

Стоят (лежат) на видном для ребёнка месте – 42%

Не доступны для ребёнка -7%

Они отсутствуют в домашней библиотеке – 51%

     Таким образом,  по результатам диагностического обследования учеников и их родителей я решила открыть в классе Читальный зал, целью работы которого стало - повысить  читательский интерес школьников и привлечь внимание родителей к данной проблеме.

Составила памятку работы в Читальном зале:

  1. Выбери интересующую тебя книгу в классной библиотечке.
  2. Займи удобное место.
  3. Запомни название и автора произведения.
  4. Используй время работы над книгой рационально.

5. Значение  незнакомого слова найди  в толковом словаре.

6.Если книга не прочитана до конца, воспользуйся закладкой, положи на полку и вернись к ней в свободное время.

7. Прочитанную книгу рекомендуй товарищу.

    Пополнение книг в Читальном зале осуществлялось благодаря родителям, детям, которые приносили свои прочитанные произведения. Составлена картотека книг Читального зала, которая постепенно увеличивалась. Она включали и электронные варианты произведений, которые ребята могли бы прочитать с помощью ноутбука или планшета.

Составлен план работы Читального зала:

 Название

мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

 Отметка о выполнении

№ п/п

Название мероприятия

Количество участников

Ответственный

Результат

1 класс

1.

Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой» среди первых классов.

30 человек

Казгунова Т.В.

выполнено

2.

Круглый стол с родителями обучающихся о пользе чтения.

30 человек

Казгунова Т.В.,

родители 1 «А» класса

выполнено

3.

Операция «Книжкина больница».

30 человек

Казгунова Т.В.,

библиотекарь школы

выполнено

4.

Встречи за круглым столом «Сказка по пятницам».

30 человек

Казгунова Т.В.

выполнено

5.

Выставка поделок «Сказочный герой своими руками» среди обучающихся начальной школы.

30 человек

Казгунова Т.В.,

учителя начальной школы

выполнено

6.

Театрализованное представление «По страницам любимых сказок».

30 человек

Казгунова Т.В.

выполнено

7.

Акция « Книги в больницу» среди обучающихся 1-4 классов.

30 человек

Казгунова.,

«Молодёжь плюс»

выполнено

8.

Встречи за круглым столом «Сказка по пятницам».

30 человек

Казгунова Т.В.

выполнено

2 класс

1.

Школьная неделя детской книги.

30 человек

Казгунова Т.В., учителя начальной школы

выполнено

2.

Составление альбома «Путешествие в сказочный мир».

30 человек

Казгунова Т.В.

выполнено

3.

Конкурс молодых авторов среди обучающихся 1-2 классов.

30 человек

Казгунова Т.В., учителя начальной школы

выполнено

4.

Встреча с местным поэтом Турабовым В.А .

30 человек

Казгунова Т.В..

выполнено

5.

Операция «Книжкина больница».

30 человек

Казгунова Т.В.,

библиотекарь школы

выполнено

6.

Встречи за круглым столом «Сказка по пятницам».

30 человек

Казгунова Т.В.

выполнено

3 класс

1.

Акция «Дети -детям».

30 человек

Казгунова Т.В.

выполнено

2.

Фотоконкурс «Моя семья - самая читающая».

30 человек

Казгунова Т.В., родители 3 «А» класса

выполнено

3.

Посещение городской библиотеки.

30 человек

Казгунова Т.В.

выполнено

4.

Конкурс кроссвордов «Литературный бум».

30 человек

Казгунова Т.В.

выполнено

5.

Операция «Книжкина больница».

30 человек

Казгунова Т.В.,

библиотекарь школы

выполнено

6.

Встречи за круглым столом «Сказка по пятницам».

30 человек

Казгунова Т.В.

выполнено

1 этап

  Открытие Читального зала прошло в виде праздника, на который были приглашены родители, педагоги, ученики - представители из разных классов.

  Ребята рассказали о важности книги, были представлены изготовленные модели прочитанных произведений, книжки – малышки. С тех пор Читальный зал класса открыт для каждого.

  На уроках Литературного чтения во время изучения дополнительной литературы мы обращаемся к материалу Читального зала.

   Использую разнообразные виды работы  над текстом, которые способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например: выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос, инсценирование текста или отрывка и другие.

На II этапе проекта (2 класс)   с целью отслеживания качества чтения  в Читальном зале детям было предложено создать портфель  читательского развития «Я  - Читаю».  В основу портфеля легли данные каждого о прочитанных произведениях: общие сведения о читателе, любимый жанр, результаты проверки смыслового чтения по годам и четвертям, творческие литературные работы, грамоты, сертификаты, дипломы об участии в литературных конкурсах.

    Данный материал позволяет спрогнозировать степень читательского развития ребёнка.

3 этап – создание фильма по любимому произведению.

После коллективного чтения произведений А.С.Пушкина, решили создать фильм к  «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина на новый лад.

Работа над созданием фильма осуществлялась следующим образом:

1.Распределение обязанностей.

- Над фильмом работают люди разных профессий: сценаристы, режиссёры, операторы, актёры, композиторы, монтажёры, художники, консультанты и другие.

2.Создание сценария.

- Я обращаюсь к первой группе – сценаристам. О чём будет фильм?

- Какова его основная идея?

- Какие герои задействованы в фильме?

- Назовите главные и второстепенные

роли.

- К какому жанру будет относиться фильм, поставленный по вашему сценарию?

- Как вы думаете, в чём разница между иронией и юмором? Нам необходима помощь консультанта.

3.Работа режиссёров.

-Велика роль режиссёра при создании фильма, ведь режиссёр организует работу всех создателей фильма – актёров, художников, композиторов и др. Режиссёр-постановщик является главным человеком в съёмочной группе. Режиссёр-постановщик отвечает за то, чтобы фильм сложился как единое целое.

- Режиссёры, опишите характеры главных героев.

- Какая, по-вашему, сцена должна быть самой смешной?

4.Помощь консультанта.

- Давайте послушаем нашего консультанта, который расскажет нам о море. 

5.Работа операторов.

- Операторы – это непосредственные руководители съёмки. Съёмки бывают павильонные и натурные.

- Операторы, посмотрите на главные сцены фильма, которые выбрали режиссёры, и скажите, где вы их будете снимать?

6.Работа композиторов.

- Я обращаюсь к композиторам, которые пишут музыку для нашего фильма. Какой должна быть музыка для нашего фильма?

7.Инсценирование сказки.

- Мы написали сценарий, подобрали музыку к фильму, определились, где будем снимать, и какие сцены войдут в наш фильм. И теперь самое время перейти к подбору актёров на роли персонажей фильма .

- Посмотрим, как нашим артистам удастся передать характеры литературных героев.

8.Работа художников.

- Наши художники работали над созданием эскизов кадров. Посмотрите на доску: здесь представлены рисунки, запечатлевшие отдельные кадры фильма.

( Рисунки расположены не по порядку.)

9.Работа монтажёров.

- Поэтому сейчас в работу включаются монтажёры. Им предстоит смонтировать наш фильм.

Монтажёры выстраивают картинки с изображением кадров фильма в правильной последовательности.

4 этап – это вновь это вновь подготовка к празднику, который покажет результаты работы Читального зала и распахнёт свои двери для ребят всей начальной школы.

  На данном этапе отслеживаю результаты смыслового чтения детей:

Класс

Параметры

Скорость чтения

Правильность

Осознанность

Выразительность

1 класс

29 человек

15 человек

10 человек

8 человек

2 класс

27 человек

22 человека

18 человек

17 человек

3 класс

29 человек

28 человек

25 человек

23 человека

4 класс

Провожу сравнительный анализ смыслового чтения детей.

    На празднике «Двери Читального зала для всех открыты» представим портфели  читательского развития «Я  - Читаю» каждого ученика, фильм к  «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над проектом повысила интерес обучающихся  данного класса к чтению.  Ребята с удовольствием встречаются после уроков в Читальном зале, рекомендуя товарищам прочитанное произведение.  Скорость чтения, правильность, осознанность и выразительность повысились за три года работы Читального зала. Родители помогли  вернуть книгу в семью и в класс.

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
  

(Ю. Энтин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Педагогический проект на тему: "Мой проект"

Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....

Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»

Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...