Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»
консультация на тему

Широких Ольга Владимировна

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать эмоции и чувства, эффективно общаться с людьми.  На мой взгляд, системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников, а система развивающего обучения Л.В. Занкова как нельзя лучше вписывается в основные задачи развития образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Педагогический проект620 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Педагогический проект:

Организация педагогического взаимодействия

с учащимися,
направленного на  реализацию

дидактического принципа Л.В. Занкова

 «Работа над развитием всех детей, в том числе

и слабых»

Выполнила: Широких Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

http://cit.ua/images/news/2012-08/29/31678.jpg

Лабытнанги, 2017

Сложное время перемен в российском образовании требует от учителя чёткого понимания сущности своей профессиональной деятельности, своего предназначения.

 Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать эмоции и чувства, эффективно общаться с людьми.  На мой взгляд, системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников, а система развивающего обучения Л.В. Занкова как нельзя лучше вписывается в основные задачи развития образования.

Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над следующими вопросами: как учить детей без двоек и принуждения; как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в самостоятельном поиске; как сделать учение радостным.   Анализ собственной профессиональной деятельности помог мне выделить проблему, решение которой, на мой взгляд, позволит, и улучшить качество обучения, и развить важнейшие интеллектуальные и личностные качества учеников.

Это проблема низкого уровня мотивации отдельных первоклассников, отсутствие элементарных навыков самообслуживания, отсутствие внимания и усидчивости. И как следствие  - низкий уровень адаптации, результат – низкий уровень обученности.  А значит один из дидактических принципов системы развивающего обучения Л. В. Занкова  «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых» остается актуальным и обязательным для реализации и сегодня.

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

  1. Низкий уровень умственного развития.

 Причины:

 Педагогическая запущенность.

 Частые заболевания.

 Пропуски занятий.

 Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

 Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

 Учитывать все признаки предмета или явления.

 Видеть общее и. д.

  1. Несформированность учебных навыков. Ребёнок не умеет учиться:

 работать с текстом;

 выделять главное, существенное;

 не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

  1. Дефицит внимания с гиперактивностью. Характеризуется:

 отвлекаемостью;

 подвижностью;

 неусидчивостью и т. д.

  1. Отсутствие познавательного интереса. Обусловлено:

 с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

 ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

             5. Несформированность произвольной сферы. Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

            6. Конфликтные отношения

 со сверстниками;

 учителями;

 отказ от усилий в учебной деятельности.

           7. Низкий познавательный интерес. Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.). Нуждается:

 в поддержке

 показа того, что он состоятелен в других видах деятельности. Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

           8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления. Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

          9. Низкая работоспособность. Проявляется  

 В утомляемости

 Истощаемости

 Медленном темпе работы

Главный для каждого педагога вопрос «как учить?» выводит нас на одну из важнейших категорий педагогики – категорию методов обучения. Метод – это то средство, с помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи обучения.

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Федеральным Государственным Образовательным Стандартам

Для многих педагогов между развивающим обучением и данным принципом видится противоречие. Считается, что система развивающего обучения посильна только способным ученикам с высоким уровнем развития. Однако, сам автор Леонид Владимирович был противником «селекции» детей, «сортировки» их в зависимости от каких-либо критериев в разные классы и школы. Обучение разных детей в классах позволяет успешно решать не только образовательные задачи – путем организации групповой и парной работы, коллективной работы, когда есть меняющиеся лидеры на разных предметах, в разных видах деятельности, - но и задачи воспитательные.

Так называемый слабый ребёнок продвигается в развитии гораздо лучше, если рядом с ним есть сверстники, знающие и умеющие сегодня больше, чем он. Так называемый сильный ребёнок приучается принимать людей такими, какие они есть - разными, требующими нашего участия и нашей помощи, учится чувству ответственности, коллективизму.

Я считаю, что именно развивающий потенциал системы делает её особо актуальной в работе со слабыми детьми. Методика традиционного обучения построена на многократном повторении, на запоминании, на разучивании действий по образцу – такой подход не стимулирует отстающего ребёнка, а наоборот осложняет его развитие. Отсюда и возникает знание правил (запомнили) и неумение их применять. В развивающем обучении методический акцент делается на осознание учения, понимание смысла учебных действий, поиск разных путей решения учебных задач, умение находить и исправлять ошибки… Ребенок, развивающийся в таких условиях, чувствует себя комфортно, приобретает посильные для его способностей знания и умения.

Урок остаётся основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основное его отличие от традиционного урока: полилог в классе, основанный на самостоятельной и коллективной мыследеятельности детей; сотрудничество учителя и ученика.

Главная методическая цель урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается различными  путями:

  1. Ход познания — «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  2. Преобразующий характер деятельности учащихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

Пример:

Даны слова: город, лесник, снежок, городок, пригород, вылет, лес. Учитель вступает в диалог с детьми.

Учитель: Что вы можете сказать о данных словах?

Дети: Это имена существительные.

Учитель: А что вы еще заметили?

Дети: Среди них есть однокоренные, односложные, двусложные, трёхсложные, разные по составу.

Учитель: Сгруппируйте их по разным признакам.

Дети группируют однокоренные слова (город, пригород, городок; лесник, лес) и т.д.

Учитель: Если можно, добавьте в каждую группу по два слова, чтобы они были «лишними». Разберите слова по составу. Выпишите «лишние» слова, образуйте с каждым из них группу слов, объединенных каким-либо признаком.

Эти задания требуют от учащихся совершения различных мыслительных операций: обобщения, классификации, рассуждения, перехода от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

  1. Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя. Учитель создаёт проблемные ситуации — коллизии.
  2. Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Так,  например, при  изучении темы «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени» детям  предлагается вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов   в пословице «Мир стро…т, а война разруша…т». Возникает проблемная ситуация. В ходе полилога дети выходят на тему и цель  урока и самостоятельно формулируют её: «Мы должны правильно научиться писать безударные окончания глаголов».

Таким образом,  дети не только  становятся субъектами учебной деятельности, но и учатся грамотно выражать собственные мысли, находить точные фразы, отражающие суть учебной проблемы. Даже первоклассники активно включаются в процесс  целеполагания.

На уроке русского языка,  изучая тему: «Речь разговорная и речь деловая» сравнивания  два высказывания о погоде официального и художественного стиля ученики быстро определили тему урока и поставили цель: «Научиться отличать разговорную речь от деловой речи».

Такая работа нравится учащимся, так как они не просто занимаются  русским языком на уроке, но и участвуют в «урокотворчестве», глубже понимают  суть происходящего на уроке.  Самостоятельное целеполагание важно для формирования мыслительных операций: анализа и обобщения, поскольку эффективная коммуникация без развития мышления невозможна.

  1. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Например, при   изучении темы «Однокоренные слова» после чтения зарисовки «Родственники», задаю вопрос:

 Гусь и гусеница-это, однокоренные слова или нет?

- Да, потому, что у них есть общая часть

- Нет, потому что у этих слов разное значение

Реплика учителя: «Чтобы понять, чья точка зрения правильная,  попробуйте подобрать родственные слова к словам ель, лес, гриб

-Елочка, ельник, лесок, грибочек, грибник.

- Что заметили

- Заметили, что есть не только общая часть, но и то, что они  похожи  по значению.

-Родственные слова - это те слова, у которых есть общая часть и по значению они близки

Реплика учителя: «Попробуем сделать вывод, какие слова являются родственными». После этого, учащиеся без труда выводят правило о том, что определение родственных слов зависит не только от общей части, но и от значения слова.

Гибкая структура цели и средства организации  должны конкретизироваться  в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.

Создание условий для проявления познавательной активности учеников даёт

учащимся:

развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться;

радость от свободного умственного труда, творчества и общения;

самостоятельность, уверенность, ответственность;

стремление к сотрудничеству.

учителю:

изменение взгляда на образование и ученика;

технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;

расширение возможностей для творчества.

родителям:

уверенность в успешном будущем своего ребенка.

И главное, надо «делать завтра лучше, чем сегодня». И думаю, что с этими словами Л.В. Занкова, которые стали девизом всех творчески работающих педагогов, согласятся многие учителя не только развивающего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Организация дифференцированного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах"

Педагогический проект по организации дифференцированного подхода к обучающимся начальных классов на уроках окружающего мира....

Педагогический проект "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"

Итоги первого конкурса исследований младших школьников "Мой проект"...

Педагогического проекта:«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У ТЕМА педагогического проекта: «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Организация внеурочной деятельности . Программа для учащихся 1-4 классов «С чего начинается Родина?»

      Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС)....

Социально-педагогический проект организации совместной деятельности родителей и детей "СО-ДРУЖес-ТВО"

Цель проекта: Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых (учителей и родителей) через социально значимую деятельность. Создание условий рационального, творчески активного досуга ...

Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе детей с ОВЗ. Пед.чтения 28.03.17г.

Доклад. Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе детей с ОВЗ. Пед.чтения 28.03.17г....