Педагогического проекта:«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»
статья (4 класс) по теме

Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У ТЕМА педагогического проекта: «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе» МОТИВ Каждый новый набор уже 29 лет меня, как и вас, коллеги, мучают одни и те же мысли: Как помочь ребёнку стать самостоятельной личностью? Как научить детей учиться самостоятельно? Как обеспечить успешную социализацию младших школьников? Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе? Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом? Проблема выбора метода обучения существует перед учителем всегда. Такого метода, кото¬рый бы способствовал социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ре¬бенка и сохранению его индивидуальности. При этом должны соблюдаться сбалансированность репродуктивной и исследовательской деятельно¬сти, коллективной и индивидуальной форм актив¬ности ребенка. Определяя свой выбор, исхожу из контингента учеников, из своего опы¬та, оглядываюсь на веяния времени и принимаю решения, учитывая все факторы. АКТУАЛЬНОСТЬ В современных условиях учителю необходимы такие методы, которые позволяли бы сформировать у ребенка умение правильно организовать свою работу - сначала учебную, а затем и любую другую. Это означает - самосовершенствоваться, приобретать компетентность, дающую возможность справ¬ляться с различными жизненными ситуациями. «Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения… необходимо формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах. Ее задачей должна стать координация подготовки образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики» (Д.Медведев)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе» (Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ п. Усть-Уда Иркутской области Покрасенко Елены Николаевны) МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Российское образование развивается « Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения… необходимо формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах. Ее задачей должна стать координация подготовки образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики»

Слайд 3

Государственные стандарты общего образования нового поколения ставят новые цели и задачи образования : формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Ведущую роль должны играть деятельные технологии обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектная деятельность.

Слайд 4

Портрет выпускника дошкольник - начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Слайд 5

Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить собой. Пифагор

Слайд 6

Создание условий, позволяющих формировать у школьников компетентности решения проблем, а также способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ

Слайд 7

ГИПОТЕЗА М етод проектов позволит наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся если: - модель работы будет включать дидактический комплекс развития психологической готовности учащихся начальных классов, этапы его реализации (диагностический, проектировочный, организационно-деятельностный, итоговый);

Слайд 8

ЦЕЛЬ исследования: Теоретическое и экспериментальное обоснование модели обучения, позволяющей каждому ученику сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, формирующего ключевые компетенции

Слайд 9

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Интеллектуально тренированные учащиеся ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Процесс развития ключевых компетентностей обучающихся начальных классов в условиях проектного обучения

Слайд 10

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников ; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач

Слайд 11

• Стимулировать естественный интерес к науке и познаниям • Содействовать успешной адаптации учащихся в 5-ом классе • Формировать класс как учебное сообщество • Развивать учебно-познавательную мотивацию • Развивать индивидуальность каждого • Привлечь внимание родителей • Реализовать право ребенка на творчество ЗАДАЧИ

Слайд 12

Проект как метод обучения Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы , значимой для участников проекта

Слайд 13

Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, выбрать проблему , показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Слайд 14

Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.

Слайд 15

Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала «тоски» по интеллектуальной загрузке.

Слайд 16

Он взрослых изводил вопросом «Почему?» – Его прозвали «маленький философ». Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «Почему?». С. Я. Маршак

Слайд 17

Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? О чём хотелось бы узнать как можно больше? Чем я мог бы гордиться?

Слайд 18

Тема может быть: фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); экспериментальной; изобретательской; теоретической.

Слайд 19

План работы Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование? Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы? Цель. Что я хочу исследовать? Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование? Задачи исследования. Дата и место проведения моего исследования. Методика работы . Каким образом я проводил исследование? Описание работы. Мои результаты исследования. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить. Использованная литература. Приложение , презентация

Слайд 20

Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики; 1/3 времени затрачивается на сбор материала; не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.

Слайд 21

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Слайд 22

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Слайд 23

Для ученика проект - это Возможность максимального раскрытия своего детского потенциала; Деятельность , которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы

Слайд 24

Для учителя проект - это Уникальный метод обучения , который можно использовать при изучении любого предмета. Форма организации учебного процесса. Философия образования: цели и деятельности, результатов и достижений. Педагогическая Технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся. Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь

Слайд 25

По результатам опроса ЧЕМУ УДАЛОСЬ НАУЧИТЬСЯ? -РАСПРЕДЕЛЯТЬ ПРАВИЛЬНО ВРЕМЯ; -АНАЛИЗИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ; -ПРЕЗЕНТОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ТРУДА; -ДОДЕЛЫВАТЬ ВСЁ ДО КОНЦА; -ДОСТИГАТЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ -РАССМАТРИВАТЬ ТЕМУ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ

Слайд 26

ПРИМЕРЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

Слайд 27

Тема Тайны электричества Тип проекта: исследовательский Предмет: физика Автор: Щукин Даниил Учебный год: 2011/2012 Выяснить, что такое электричество , электрический ток, электрическое напряжение, когда оно возникает, как образуется электричество, где оно живет и как попадает к нам в дом? Цель исследования: Описание работы: Работа посвящена экспериментально-исследовательскому изучению тайн электричества. Описаны опыты с наэлектризованными телами, объясняющие существование, взаимодействие и движение электрических зарядов. Автор проводит опыты с электрической цепью, объясняющие, как и где живёт электричество, почему горит электрическая лампочка. Экспериментально доказал, что вода-проводник электричества. Презентация наглядно знакомит учеников 3-7 классов с этим физическим явлением

Слайд 28

ОПЫТ №1. «электрическим спрутом». ОПЫТ ОПЫТ №3. «Трусишка». Электрическая цепь Вода – проводник электричества Электричество – «волшебник».

Слайд 29

Тема МОЯ РОДОСЛОВНАЯ Тип проекта: исследовательский Предмет: история Автор: Пимченко Анастасия Учебный год: 2008/2009 Цель исследования: Описание работы: Выступила на VIII Региональные интеллектуальные соревнования юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор» как можно полнее восстановить и изучить семейную родословную Задачи : исследовать историю возникновения фамилии Пимченко и составить своё «Древо жизни». В данной работе даётся подробный отчёт своего исследования. Была проделана большая поисковая работа о своих дедушках и бабушках, о тех, кто жил раньше: расспросы родственников о предках по линии папы записаны подробно в тетради; были собраны документы, фотографии из семейных архивов. Была изучена специальная литература по истории русских фамилий и по технологии валяния валенок в небольших семейных артелях. Итогами исследовательской деятельности стали практические результаты: 1.Представлены два вероятных способа образования фамилии Пимченко. 2.Подготовка и защита исследовательской работы на научно-практической конференции «Шаг в будущее». 3.Создание презентации на электронном носителе. 4. Создание генеалогического дерева «Древо жизни».

Слайд 30

Пимченко < Пима, ум.-ласк. от Пимен Пимы. Так в Сибири народ называл валенки. Валенки – валенная войлочная обувь из овечьей шерсти. Валенцы, валенухи, валежки, валены, валенки, катанки, пимы, коты, полусапожки, сапоги.

Слайд 31

Тема Как птице перезимовать? Тип проекта: исследовательский Предмет: биология Автор: Распутин Роман Учебный год: 2008/2009 Цель исследования: Познакомиться с жизнью птиц зимой, чтобы помочь им пережить трудное время . Описание работы: Трудно приходится птицам зимой, толстым снежным покрывалом укрыты леса и поля, суровые морозы сковывают землю. Как птицы зимуют? Где находят приют зимой птицы? Чем страшна зима птицам? Чем мы можем помочь птицам в трудный час? На эти и другие вопросы отвечает наша работа. Мы считаем, что надо по-доброму, и по-взрослому относиться к птицам и своё доброе отношение воплощать в хорошие, правильные поступки. Выступил на VIII Региональные интеллектуальные соревнования юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор» , 2008

Слайд 32

1. Кормить регулярно, в одно и то же время. 2. Чистить кормушку от снега регулярно. 3. Не делать ее большой. 4. Повесить на дереве в нелюдном месте. 5. Соблюдать рекомендации по подбору корма. Правила подкормки птиц на кормушке

Слайд 33

Тема Как правильно питаться для сохранения здоровья на долгие годы Тип проекта: исследовательский Предмет: биология Автор: Садыкова Софья Учебный год: 2007/2008 Выяснить, что надо для долголетия, для чего мы едим, в домашних условиях в ходе эксперимента в какие продукты входит 3 основных компонента питания: крахмал, белок и жиры Цель исследования: Описание работы: Почему: одни люди живут долго, а другие рано умирают. Одни счастливы, бодры, полны сил в глубокой старости, а другие уже в молодости часто болеют? Оказывается, человек может жить до 180 лет. В ходе исследования я совершила увлекательное путешествие по страницам книги Георгия Юдина «Главное чудо света ». Проведены опыты и на практике в домашних условиях доказаны наличие трёх основных компонента питания - белков, жиров и углеводов в продуктах питания. По плану исследования в школьной столовой были изучены особенности приема пищи среди учащихся школы. Велись наблюдения за скоростью потребления пищи школьниками, последовательностью поедания блюд, поведением за столом(разговоры, нарушение дисциплины), использование столовых приборов.

Слайд 34

Как правильно питаться? Мы есть то что мы едим. Питание должно быть рациональным: Есть мало, но часто. Пища должна быть разнообразна. Тщательно пережевывать пищу. Правильно сочетать вещества: белки, жиры и углеводы. Соблюдать режим питания. Соблюдать правила личной гигиены. Есть нужно с аппетитом.

Слайд 35

Тема «Фразеологизмы и крылатые слова как средства выразительности речи» « Тип проекта: информационный Предмет: русский язык Автор: группа 3 класса Учебный год: 2007/2008 Описание работы Язык Тургенева, Толстого, Горького, Пушкина …- велик и могуч. Каждый гражданин России должен научиться великому русскому языку. Речь современных младших школьников бедна устойчивыми оборотами, они не понимают подчас значения оборотов, встречающихся в текстах для чтения. Проект помог узнать больше о фразеологизмах: их лексическое значение, основные функции в речи, происхождение. Были перечитаны и проанализированы художественная литература и узнали, откуда крылатые слова пришли в наш язык (из фольклора, из художественной литературы). Разбили фразеологизмы на группы, составили их картотеку, проиллюстрировали.

Слайд 36

Русская история дала жизнь многим фразеологизмам Краткие цитаты, образные выражения, вошедшие в нашу жизнь из литературных произведений, изречения исторических деятелей, имена мифологических и литературных героев, сделавшиеся нарицательными.

Слайд 37

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

Обобщение передового педагогического опыта  

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ТЕМА

Автор: Покрасенко Елена Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Педагогический стаж: 29 лет

высшая квалификационная категория

Место работы: МБОУ СОШ п.Усть-Уда Иркутской области РФ

Адрес: Россия, 666352 Иркутская обл.,

п.Усть-Уда, ул.Первомайская, д.13

Телефон: 83954531477

2012

Обобщение положительного планомерного педагогического опыта

 Знание существует для того, чтобы его распространять.                             Эмерсон У

ТЕМА педагогического проекта:

 «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

МОТИВ 

Каждый новый набор уже 29 лет меня, как и вас, коллеги, мучают одни и те же мысли:

Как помочь ребёнку стать самостоятельной личностью?

Как научить детей учиться самостоятельно?

Как обеспечить успешную социализацию младших школьников?

Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе?

Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?

Проблема выбора метода обучения существует перед учителем всегда. Такого метода, который бы способствовал социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. При этом должны соблюдаться сбалансированность репродуктивной и исследовательской деятельности, коллективной и индивидуальной форм активности ребенка. Определяя свой выбор, исхожу из контингента учеников, из своего опыта, оглядываюсь на веяния времени и принимаю решения, учитывая все факторы.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В современных условиях учителю необходимы такие методы, которые позволяли бы сформировать у ребенка умение правильно организовать свою работу - сначала учебную, а затем и любую другую. Это означает - самосовершенствоваться, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями.

«Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения… необходимо формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах. Ее задачей должна стать координация подготовки образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики» (Д.Медведев)

Портрет выпускника дошкольник  - начальная школа

деятельный и активный                           Исследовательский интерес 

открытый внешнему миру                       коммуникативность

доброжелательный и отзывчивый

Креативный                                               инициативный

положительное отношение к себе

уверенный в своих силах                         ответственность                            

чувство собственного достоинства         саморегуляция

навыки самоорганизации и здорового образа жизни

уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения

Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников. Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности

Поэтому с 2006 года метод учебного проекта активно внедряю в свою урочную и внеурочную работу

                                     Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум;

                                    предоставь ему руководить собой.

                                                                                                                                   Пифагор

Изучив литературу по теме, я нашла ответы на волнующие меня вопросы:

Зачем нужно заниматься проектной деятельностью? Какие задачи она решает?

Узкопрактические: получение информации по определенной теме.

Обучающие: повышение уровня познавательной, информационной, коммуникативной и других компетенций ученика.

Развивающие: выявление талантов, склонностей ученика и, как следствие этого, общее повышение мотивации к учебной деятельности, воспитание потребности к самообучению и саморазвитию.

КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ моего педагогического проекта

Создание условий, позволяющих формировать у школьников компетентности решения проблем, а также  способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Предварительный анализ теоретического состояния проблемы и образовательной практики позволил выдвинуть гипотезу.

ГИПОТЕЗА

Метод проектов позволит наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся, если  модель работы будет включать дидактический комплекс развития психологической готовности учащихся начальных классов, этапы его реализации (диагностический, проектировочный, организационно-деятельностный, итоговый);

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретическое и экспериментальное обоснование модели обучения, позволяющей каждому ученику сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, формирующего ключевые компетенции

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Интеллектуально тренированные учащиеся

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

  Процесс развития ключевых компетентностей обучающихся начальных классов в условиях проектного обучения

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач

ЗАДАЧИ

Стимулировать естественный интерес к науке и познаниям

Развивать аналитические способности, критическое мышление

Способствовать освоению логических способов восприятия и обработки информации

Развивать учебно-познавательную мотивацию

Содействовать успешной адаптации учащихся в 5-ом классе

Формировать класс как учебное сообщество

Развивать индивидуальность каждого

Привлечь внимание родителей

Реализовать право ребенка на творчество

ОПИСАНИЕ ОПЫТА

В начале для себя я чётко определила, что такое учебный проект и какова специфика проектной работы в начальной школе.

Проект как метод обучения

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта

Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.

В каждом новом наборе класса у меня всегда находятся и умные родители и интеллектуально тренированные обучающиеся.

Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала  «тоски» по интеллектуальной загрузке.

Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?».

                                        С. Я. Маршак

Для меня, как учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся же в большей степени заинтересованы  в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. В моей практике я чаще использую исследовательские проекты для развития аналитических способностей, критического мышления, для освоения логических способов восприятия и обработки информации. Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого учащемуся приходится проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор делается на мыслительную компетентность.

Есть ряд обстоятельств, которые учитываю, организуя проектную деятельность учащихся.  Чтобы ученик активно и мотивировано увлёкся проблемой проекта, необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему.

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

О чём хотелось бы узнать как можно больше?

Чем я мог бы гордиться?

Тема может быть: 

фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

экспериментальной;

изобретательской;

теоретической. 

Формулировка темы проекта должна заключать в себе определённую интригу, как бы приглашать будущих слушателей принять участие в решении проблемы. «Где живёт электричество или Тайны электричества» (физика), «Моя  родословная» (история), «Как  правильно питаться для сохранения  здоровья на долгие годы» (биология), «Откуда крылатые слова пришли в наш язык?» (лингвистика), «Как птицам перезимовать» (биология).

Проблематизация является первым этапом работы над проектом. Возникает первичный мотив к деятельности. Так появляется необходимость определить цель деятельности. Дальше разрабатывается план работы. Реализация имеющегося плана – следующий этап проектного цикла. И он в каждом конкретном случае сугубо индивидуален. У одних детей наличие чёткого плана работы повышает мотив к деятельности (например работа Щукина Даниила над проектом «Тайны электричества»). А у других, как у Распутина Романа «Как птицам перезимовать», возникло ощущение лёгкости  и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться. А иногда автор проекта мысленно уже достиг результата работы, эмоционально пережил это достижение. Так произошло у Пимченко Насти в процессе работы над проектом «Моя  родословная». А объём предстоящей  работы Софьи Садыковой по теме: «Значение правильного питания для сохранения  здоровья на долгие годы» привёл к тому, что у автора опускались руки, пропадала уверенность в успешном завершении проекта. Поэтому на этапе реализации мне, как учителю, приходится искать способ поддержания мотива в работе, учитывая личностные особенности моих учеников. На завершающем этапе работы – самооценки и рефлексии автор сравнивает полученный результат со своим замыслом, и если есть возможность , вносит изменения.

Итак, основные этапы работы над проектом – это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия.   Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые выполняю в ходе работы.

План работы

Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

Цель. Что я хочу исследовать?

Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?

Задачи исследования.

Дата и место проведения моего исследования.

Методика работы. Каким образом я проводил исследование?

Описание работы. Мои результаты исследования.

Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.

Использованная литература.

Приложение, презентация найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта

Самопрезентация  компетентности автора проекта

Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики; 1/3 времени затрачивается на сбор материала; не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Умение кратко и убедительно рассказать, о себе и своей работе востребовано в современном обществе. Мои ребята успешно выступали на школьных, районных (2006/2007 уч. г.) и   на VIII Региональных интеллектуальных соревнованиях юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор» (2008/2009 уч.г.).  Исследовательский проект Щукина Даниила в 2011/2012 учебном году принял участие во Всероссийком фестивале исследовательских и творческих работ учащихся и в конкурсе «Учебный проект»

Для ученика проект - это

Возможность максимального раскрытия своего детского потенциала;

Деятельность, которая позволяет

 проявить себя,

 попробовать свои силы,

приложить свои знания,

принести пользу,

показать публично достигнутый результат

Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся

Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы

Для учителя проект - это

Уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета.

Форма организации учебного процесса.

Философия  образования: цели и деятельности, результатов и достижений.

Педагогическая Технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся.

Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь

По данным моих исследований:

-        учащиеся отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда становятся «лучшими друзьями»

-        интерес к проектам зависит от степени самостоятельности.

     72% учащихся отмечают, что проект был интересен потому, что выполнялся самостоятельно.

-        70% стали выше оценивать свои возможности, 21% учащихся стали увереннее себя чувствовать в коллективе, 13% повысили качество своих знаний.

-        45%- выделяют самый интересный исследовательский этап, 35%-этап обработки материала, 20%-презентацию.

На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» школьники отвечают:

-РАСПРЕДЕЛЯТЬ ПРАВИЛЬНО ВРЕМЯ;

-АНАЛИЗИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ;

-ПРЕЗЕНТОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ТРУДА;

-ДОДЕЛЫВАТЬ ВСЁ ДО КОНЦА;

-ДОСТИГАТЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ

-РАССМАТРИВАТЬ ТЕМУ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ

 

Итак, подводя итоги, можно сказать. Проект многогранен,  проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем.

Проект- это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятное большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проект- это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебных предметов. Может быть и отдельным учебным предметом.

Проект- это форма организации учебного процесса. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению.

Проект- это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия достижений и результатов.

Школа будущего - школа проектов.

Характеристика внедрения передового опыта

  На школьном МО начальных классов и на районном Фестивале передового педагогического опыта данный проект был рассмотрен и оценен положительно и рекомендован для использования. 

Партнерство в рамках инициативного проекта

Разработка данного проекта осуществлялась в соответствии с педагогической программой самообразования и государственными стандартами образования РФ,  партнерами являются обучающиеся и их родители, коллектив учителей начальных классов.

Перспективное планирование

Планирую продолжить работу по организации проектной деятельности учащихся. Ведётся разработка проектов, реализуемых на уроках и во внеурочное время в начальных классах.

 Данный опыт реализуется с сентября 2007 года.

Этапы освоения методики организации проектной деятельности учащихся.


п/п

Этап

Содержание деятельности

Результаты работы

Оформление результата

1

Пилотный

1.Изучение литературы по теме

2. Утверждение тема самообразования «Проектная деятельность учащихся»

3.Организация творческой группы учителей по подготовке проектов

4. Проведение пробных проектов

Изучены теоретические и методические аспекты технологии проектной деятельности.

Определены потенциальные проблемные моменты в организации проектной деятельности

Папка с материалами, статьями, ссылками по данной проблеме

Формы «Методическая разработка проекта», «Портфолио проекта»

2

Эксперимент

1. Фиксация накопленного опыта в  технологических схемах, методических разработках

2.  Проведение практико-ориентированных уроков-проектов по теме «Фразеологизмы и
крылатые слова
как средства   выразительности речи»

Отработка информационного и практико-ориентированного типов проектов

Осуществлено овладение методикой организации проектной деятельности

Методические материалы по подготовке проектов

Банк индивидуальных и групповых проектных работ учащихся

3

Переход в режим функционирования

1.Отработка исследовательского типа проектов

2.Реализация различных типов проектов с целью внедрения проектной деятельности в классно-урочную систему.( мини-проекты на уроках, проекты продолжительностью 5-6 уроков)

3.Участие в школьном семинаре-практикуме «Проектная деятельность на уроке»

4.Демонстрация материалов и методических наработок на МО учителей начальных классов

5. Краткосрочное обучение В ОРЦ ИПКРО по теме «Создание сетевого информационного пространства педагога» 2010

Участие на VIII Региональных интеллектуальных соревнованиях юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор» (2008/2009 уч.г.).

Ребята выступают на школьных и районных научно-исследовательских конференциях  (I и II места)  

Зафиксированы           (документально и практически) все накопленные наработки.

Определена степень возможности сочетание проектной деятельности и классно-урочных форм организации учебного процесса.

Материалы школьного семинара.

Подборка «Лучшие проекты года»

Публикация в Интернете веб-квеста по теме «Михаил Васильевич Ломоносов»

Выступление на заседании РМО

4

Распространение опыта

1.Отработка исследовательского типа проектов, включая сетевые проекты.

2. Подготовка публикаций.

3. Участие в Фестивале  передового  педагогического опыта при УОМО «Усть-Удинский район»

Осуществлено итоговое обобщение

и теоретическое осмысление опыта, накопленного за 2007 – 2012 г.г.

Создан опыт организации электронных,

сетевых телекоммуника-

ционных проектов

Материалы школьного семинара

5 призовых мест в районных конкурсах исследовательских проектов.2007 - 2012

2 участника на VIII Региональных интеллектуальных соревнованиях юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор» г.Шелехово (2008/2009 уч.г.).

1 участник Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся на сайте фестиваля «Портфолио» 2012

Создана «Методическая копилка» 2012

Созданы 2 программы летнего отдыха детей в пришкольном лагере, ориентированные на проектную деятельность. 2007, 2011

 Публикация на сайте «Первое сентября», «Портфолио»2012

1 место в районном конкурсе  инноваций 2012

5

Ежегодно

Обучение вновь пришедших учащихся по методике  проектной деятельности




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся в начальной школе

Материал может быть интересен  учителям начальных классов....

Проектная деятельность учащихся в начальной школе и ее роль в формировании УУД

Анализ проектной деятельности на уроках в начальной школе...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе

Статья содержит определение, этапы проектной деятельности....

СПРАВКА по организации проектной деятельности учащихся в начальной школе

СПРАВКАпо  организации проектной  деятельности учащихся  в начальной школеЦель проверки: определение уровня организации проектной  деятельности   учителями  начально...

Проект «Организация проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Целью нашего исследования является изучение особенностей организации проектной деятельности в начальной школе и выработка рекомендаций для родителей учащихся....

Проектная деятельность учащихся в начальной школе в условиях ФГОС. Первые шаги в проект.

Проектная деятельность учащихся в начальной школе в условиях ФГОС.Первые шаги в проект...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности

žОдной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателя...