Проектная деятельность учащихся в начальной школе и ее роль в формировании УУД
статья по теме

Данилина Наталия Юрьевна

Анализ проектной деятельности на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городская научно-методическая конференция педагогов

«Инновации и традиции в современном образовании»

________________________________________________________________

Секция: проектная и исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Исследовательская работа

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ УУД

Автор: учитель начальных классов

МАОУ «Лицей № 37»

Кузнецова Наталия Юрьевна

Научный руководитель:

Недлина Ольга Борисовна,

Заместитель директора по УВР

в начальной школе,

МАОУ «Лицей №37»

Саратов, 2012


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года в Российской Федерации были введены  в действие федеральные государственные образовательные стандарты общего образования нового поколения.

Стандарты введены с 1 сентября 2009 года в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и готовых к обеспечению условий исполнения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

На основании приказа Министерства образования Саратовской области от 18.06.2010 г. №1561 МОУ «Лицей № 37» включён в перечень учреждений, участвующих в апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Наш лицей стал пилотной площадкой.)

Образовательные стандарты нового поколения ставят перед начальным образованием новые цели. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться или формирование УУД.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Формирование УУД у детей позволит ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур.

Одна из важнейших задач в современной системе образования – научить ребенка осуществлять проектную работу в учебной и внеучебной деятельности.

Проектная работа – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Учебная программа позволяет использовать проектную деятельность, которая строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают мои наблюдения, более 70% учащихся из класса обращаются не только к учебникам, но и к  другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

В работе по методу проектов я учитываю психолого-физиологические особенности младших школьников и пытаюсь разрешить проблемы, которые появляются у детей при работе над проектом.

Темы проектов, которые мы выбираем с ребятами моего класса, тесно связаны с предметным содержанием, и используются при закреплении изученного материала. К проекту мы готовимся 1-2 недели.

Со II четверти 1-го класса, я формировала у своих детей умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

Итогом была проектная  групповая работа по темам «Загадки, считалки, скороговорки» и «Сказки».

Темы проектов:

1-й класс

2-й класс

3-й класс

“Школа”
“Одежда”
“Растения”
“Люди и их занятия”
“Любимое число”
“Симметрия”
“Алфавит”
“Загадки, считалки, скороговорки”
“Сказки”
“Дизайн в нашей жизни”
“Звук и цвет”
“Волшебное оригами”

“Знание – сила”
“Мы живем в космосе”
“Жизнь леса”
“Наши питомцы”
“Как хорошо уметь грамотно писать”
“ Устное народное творчество”
“Мастерская слова”
“Любимые писатели, произведения и герои”
“Вычислительные машины”
“Свойства площади”

“Освоение воздушного пространства человеком”
“Сохраним мир живой природы”
“Физкультура и спорт”
“Мой родной край”
“Измерение времени”
“Что такое масса”

“Народные сказки”
“Басни”
“Проводники наших мыслей и чувств”
“Строим слова и предложения”

Я хочу остановиться на проектной работе, которую проводила в своем 3 классе на уроке литературного чтения по теме «Басни».

Работа над проектом проходила в несколько этапов.

  1. Погружение в проект.

За неделю до защиты проекта перед детьми была поставлена цель, определен план подготовки проекта.

План подготовки проекта

  • Реши, будешь ли ты работать с товарищем или один.
  • Продумай этапы деятельности
  • Решите, кто и за что будет отвечать
  • Выясните, что нужно подготовить заранее
  • Уточните, какие книги, материалы будут нужны, к кому можно обратиться за помощью.

  1. Планирование деятельности.

Цель этого этапа – разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Мною были предложены следующие виды проектной деятельности:

  • Малая конференция
  • Инсценировка
  • Викторина

  1. Осуществление деятельности по решению проблемы и оформление результатов

Цель этапа – разработка и структурирование проектной работы.

Для каждого вида работы мной был предложен определенный план, состоящий из нескольких этапов.

Малая конференция.

Этапы деятельности

  1. Выбери карточку с вопросами, над которыми ты хотел бы подумать.
  2. Найди книги, которые помогут ответить на эти вопросы.
  3. Подготовь устное выступление. Прорепетируй его дома
  4. Подбери иллюстрацию к своему выступлению.

Карточки для малой конференции:

1) На какие произведения русского народного творчества похожи басни?

2) Какие пословицы и поговорки рождены баснями? В чем их смысл?

1)Каких писателей, создавших басни, ты знаешь?

2) Что тебе известно об их жизни?

1) Встречались ли тебе басни, в морали которых заключены похожие мысли?

2) Кто создал эти басни?

3) Встречал ли ты похожие мысли в других литературных произведениях, например в народных сказках?

1)В каких баснях изображены одни и те же животные? Схожи ли их характеры и поступки?

2) Кто создал эти басни?

1) Какие художники иллюстрировали басни?

2) В каких книгах ты видел эти иллюстрации?

3) Знаешь ли ты кинофильмы, созданные по сюжетам басен?

Инсценировка.

Этапы деятельности

  1. Выберите басню для инсценировки
  2. Определите исполнителей и оформителей
  3. Обсудите настроение, особенности характера
  4. Обсудите костюмы и декорации
  5. Проведите репетиции
  6. Сделайте костюмы, декорацию, афиши

Викторина.

Этапы деятельности

  1. Определите темы заданий (о героях басен, об авторах, о морали и т.д.)
  2. Определите виды заданий (устные, наглядные)
  3. Подберите материал (книги, аудио- и видеокассеты)
  4. Подготовьте вопросы
  5. Определите, кто будет отвечать на вопросы

  1. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

На этом этапе я консультировала учащихся по вопросам подготовки проекта и оформления презентации, репетировала инсценировку басен.

Подведя итоги работы по проектам во 2 и 3 классе, мною сделаны следующие выводы.

Роль проекта в формировании УУД

Во 2 классе доля самостоятельной работы составляла 10%, работа в паре - 25%, работа детей с помощью родителей и учителя – 45%. Иная картина сложилась в 3 классе: доля самостоятельной работы составляла 40%, работа в паре - 40%, работа детей с помощью родителей и учителя – 20%.

Исходя из диаграмм, проектные технологии способствуют развитию у ребенка высокого уровня самостоятельности; способностей к творчеству, анализу и критическому восприятию окружающего мира, себя в этом мире;  готовность  ребенка  быстро  адаптироваться  к  сложным  ситуациям, принимать  верные  и  зачастую  нестандартные  решения. Эти  способности  в  той   или  иной  степени  есть  у  каждого  ребенка, поэтому,  чем  раньше  мы  поможем  ему  развить  в  себе  креативные  способности, тем  легче   для  него  будет   идти  дальше  по  жизненному  пути.    

Я рассказала о проектной деятельности в учебное время.

Во внеучебной деятельности большой  интерес  у  учащихся   вызывает подготовка проектов, направленных  на  развитие  коммуникативно-информационного  взаимодействия, такие  как  «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя  игра», «Поле  чудес», «Звездный  час».  Эти  проекты  оказывают  эффективное  воздействие  на  развитие  индивидуальных  и   командных  креативных  способностей  в  соревновательном  процессе. В  личных  и командных  состязаниях  оттачиваются  быстрота  реакции, взаимовыручка, нестандартное  мышление.

      Проектные технологии  обучения  предполагают командное  осуществление  вполне  реальных  проектов (например, подготовка  подарков  к празднику  или  подготовка  спектакля).  В  ходе  осуществления  конкретного  проекта  учащиеся  вместе  формулируют  задачу, требующую  решения, определяют  ресурсы, необходимые  для  решения  задачи (время, материалы, люди), пути  достижения  поставленной  цели (план  работы, определение  ответственных  за  каждый  этап   работы). Обязательными  элементами  выполнения  проекта  являются   его  защита,  презентация  и  контроль. После  выполнения  проекта  я  совместно  с  учащимися  провожу  разбор   его  результатов  с подведением итогов.

В завершении своей работы хочу сделать следующий вывод: работа над проектами способствует умению планировать, организовывать свою деятельность, расширять кругозор, учит детей работать с информацией, учит работать в группах, развивает коммуникативность и творчество младшего школьника.

  Проектная деятельность работает на реализацию перспективных целей – достижение единства подхода к организации учебной и внеучебной деятельности.

К обеспечению этого единства я готовлю своих детей. Мои ученики осуществляют проектную деятельность, принимают участие в научно-практических конференциях школьного, районного и городского уровней. На протяжении последних двух лет мои дети стали лауреатами национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в номинации «Начальная школа». Результаты участия в конкурсах, фестивалях являются яркой иллюстрацией формирования ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Все это результат совместной работы учителя, ученика и родителей. 


Список используемой литературы:

  1. Баранов С.П. и др. [Текст]: Педагогика:Учеб.пособие для педучилищ по спец. № 2001 «Преподавание в нач.классах общеобразоват.шк.» / С.П.Баранов, Л.Р. Болотина, В.А.Сластениен, - 2-е изд.,перераб – М.:Просвещение,1987. –368 с.
  2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. [Текст]: Проектная деятельность младших школьников. – М., 2002.
  3. Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. [Текст]:  Начальная школа.- 2004г.- № 11.- с.87
  4. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и систем повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогического проекта:«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У ТЕМА педагогического проекта: «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной ...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе

Материал может быть интересен  учителям начальных классов....

Проектная деятельность учащихся в начальной школе

Статья содержит определение, этапы проектной деятельности....

СПРАВКА по организации проектной деятельности учащихся в начальной школе

СПРАВКАпо  организации проектной  деятельности учащихся  в начальной школеЦель проверки: определение уровня организации проектной  деятельности   учителями  начально...

Проект «Организация проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Целью нашего исследования является изучение особенностей организации проектной деятельности в начальной школе и выработка рекомендаций для родителей учащихся....

Проектная деятельность учащихся в начальной школе в условиях ФГОС. Первые шаги в проект.

Проектная деятельность учащихся в начальной школе в условиях ФГОС.Первые шаги в проект...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности

žОдной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателя...