Проект «Организация проектной деятельности учащихся в начальной школе»
проект на тему

Гусева Людмила Григорьевна

Целью нашего исследования является изучение особенностей организации проектной деятельности в начальной школе и выработка рекомендаций для родителей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Воскресенский научно-методический центр»

(МОУ ДПОС «ВНМЦ»)

Итоговый проект

Тема: «Организация проектной деятельности

 учащихся в начальной школе»

«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Кафедральный вариативный модуль

72 часа

        Выполнила: Гусева Л.Г.,

учитель начальных классов

Руководитель: Ивлева Л.Н.,

преподаватель МОУ ДПОС «ВНМЦ», к.п.н.

г. Воскресенск

2015 год

Содержание

Введение.        3

1.Теоретические аспекты проектной деятельности школьников.        5

1.1Этапы разработки и внедрения метода проектов.        5

1.2.Современная трактовка сущности проектной деятельности.        6

2.Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.        9

2.1.Основные требования к проекту.        9

2.2. Тематика проектов в начальной школе.        10

2.3. Презентация проектов учащимися начальных классов.        10

3.Рекомендации для родителей младших школьников по участию в проектной деятельности.                                                                                                             11                                                                                              

Выводы.        13

Список используемой литературы.        14

Приложения.        15

Введение

Актуальность данной исследовательской работы заключается во – первых, в том, что в последнее время метод проектов вызывает большой интерес у учителей, в том числе, работающих в начальных классах. Главные и неоспоримые достоинства этого метода – высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся, развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретение детьми опыта исследовательско – творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений, навыков.

В настоящее время в отечественной педагогике и психологии нет единой точки зрения по вопросу применения проектного метода в процессе обучения младших школьников. Универсальность проектного метода позволяет совместить его с существующими системами обучения и программами в начальном звене.

Во – вторых, в младшем школьном возрасте жизненный и психологический опыт еще не велик, чтобы иметь запас готовых форм решения жизненных задач. Поэтому говорить о самостоятельности ученика в работе над проектом в начальной школе нереально. Проектная деятельность не только предполагает, но и нацеливает на обращение ребенка к взрослому как к источнику информации и носителю определенной и личностной компетенции. Родители, также, как и ребенок, и учитель являются полноправными участниками работы над конкретным проектом. Практика показывает, что собственные представления родителей о работе над проектом часто сводятся к нахождению информации для ребенка и за него.

Целью нашего исследования является изучение особенностей организации проектной деятельности в начальной школе и выработка рекомендаций для родителей учащихся.

Задачи:

1.Изучить теоретические аспекты проектной деятельности школьников.

2.Выявить особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

3.Выработать рекомендации для родителей по организации проектной деятельности учащихся младших классов.

Гипотеза: изучение данной темы позволит составить рекомендации для родителей учащихся начальной школы при работе с учебными проектами.

 Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы.

1.Теоретические аспекты проектной деятельности школьников

1.1. Этапы разработки и внедрения метода проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

 Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Согласно современным взглядам, проектная деятельность может органично вписываться в различные системы обучения, сочетаться с другими сложившимися способами приобретения детьми знаний, умений, навыков.

1.2.Современная трактовка сущности проектной деятельности

Проект (от латинского projectus)  в буквальном переводе – брошенный вперед. Проекты, разработанные педагогом и выполняемые школьниками, носят название учебных проектов.

Наиболее цитируемое определение проектной деятельности, предложенного Н. В. Матяшем: «Проектная деятельность школьников (ПДШ) – форма учебно- познавательной деятельности школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения». Данным автором и другими подчеркивается, что ПДШ является в полной мере личностно ориентированной деятельностью, поскольку позволяет каждому школьнику выбирать проекты в соответствии с его интересами, способностями, возможностями.

Организация проектной деятельности должна предусматривать определенную логику этапов проектирования. На практике удобно ориентироваться на следующие этапы проектирования, которые представлены в Приложении 1.

Основными функциями учителя при реализации проектного метода являются:

- мотивация учащихся к предстоящей проектной деятельности;

-помощь  в определении задач проекта и возможных способов их решения;

-содействие  прогнозированию результата;

-рекомендация источников получения информации;

-создание условий для активности детей;

-необходимая консультационная поддержка;

-помощь в организации презентации.

Функции учащихся, выполняющих проект:

-личностное присвоение проблемы, темы проекта;

-принятие и конкретизация цели и задач проектной деятельности;

-выбор путей решения обозначенных задач;

-планирование работы;

-открытие и практическое использование новых знаний;

-презентация итогов проектирования;

-само- и взаимооценка процесса и результата проектной деятельности.

Необходимое обеспечение проектной деятельности:

-материально – техническое и методическое оснащение;

-организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки,  выхода в Интернет);

-кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые специалисты);

-информационное обеспечение (фонд и каталог библиотеки, Интернет,CD-Rom аудио- и видеоматериалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением).

Технология проектной деятельности - одна из педагогических технологий, способствующих рождению познавательной инициативы учащихся. Эффективность технологии проектной деятельности  является доказанной многолетней педагогической практикой. Она способствует формированию у обучающихся внутренней мотивации поиска, а также основ культуры проектной деятельности.

2.Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

2.1.Основные требования к проекту

Большинство специалистов в качестве основных сущностных характеристик (требований) выделяют следующие:

-наличие актуальной в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

 -практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

-самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

-структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

-использование исследовательских методов: определение проблемы и задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; выбор методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, выводы.

При проектном обучении не менее важно выбрать форму представления результатов работы. Это могут быть видеофильм, книга, макет, журнал (устный или письменный), спектакль, выступление агитбригады, оформление помещений, школьного двора, создание спортивной площадки и т. д. Форма представления проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора.

Для учащихся начальной школы можно предложить следующую структуру оформления проекта, которая представлена в Приложении 2 .

2.2. Тематика проектов в начальной школе

В целом последовательность введения проектов в начальной школе может быть представлена следующим образом: от недолговременных мини - групповых монопроектов – к долговременным коллективным мультипроектам. Тематика проектов может быть чрезвычайно разнообразной (ориентировочный перечень приводится в Приложении 3). Они могут быть связаны с предметным содержанием, иметь практическую направленность, затрагивать внеучебные интересы детей.

2.3. Презентация проектов учащимися начальных классов

Виды презентаций (защит) проектов в начальной школе во многом обусловлены типом самого выполненного проекта, а также возрастными особенностями детей. Самыми удачными и доступными для младших школьников являются:

-выставка изделий  с рассказом–комментарием каждого автора (целесообразна для индивидуальных краткосрочных проектов);

-доклады с наглядным сопровождением (эффективны для групповых долгосрочных проектов и проектов средней продолжительности, чаще информационного и исследовательского характера);

-концерт или праздник с различными номерами (для творческих и коллективно-групповых проектов);

Семейный вечер с детско-родительскими выступлениями или сообщениями (для семейных проектов).

На всех этапах проектной работы в начальной школы требуется значительная помощь взрослых. На разных этапах она имеет свои особенности. В педагогической литературе можно найти множество общих рекомендаций по организации проектной деятельности учащихся начальной школы.

3.Рекомендации  для родителей младших школьников

 по участию в проектной деятельности

Уважаемые родители!

Предлагаемые рекомендации помогут вам стать настоящими партнерами для ребенка в совместной работе над проектом, а значит, еще больше узнать друг о друге, вместе научиться новому и понять, что вы – одна команда! Приведенные ниже советы просты и очень эффективны. Успеха!

Этапы работы над проектом

Возможная помощь взрослых членов семьи

Подготовительный

Помогают в выборе тематической области, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Обсуждают с детьми возможные пути решения и необходимые ресурсы. Помогают выбрать лучший для существующих условий способ.

Планирование

Обсуждают вид продукта и возможные формы презентации. Помогают принять решение.

Сбор информации

Помогают сделать запрос на необходимую информацию, собрать оборудование и материалы. Оказывают помощь в выборе и систематизации полученной информации, в оценивании полноты и достаточности собранной информации. Консультируют при составлении библиографического списка источников.

Практическая деятельность по решению проблемы

Оказывают помощь в проведении наблюдений, опытов, изготовлении моделей. Организуют действия ребенка по контролю  и оцениванию работы в точках контроля. Помогают сравнить получившийся продукт с тем, что было запланировано. Помогают внести изменения в конструкцию продукта, в ход работы.

Презентация продукта проекта

Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве ассистента при проведении презентации.

Самооценка проекта

Обсуждают с ребенком, чему он научился, где ему это может пригодиться.

Выводы

В заключение хочется отметить, что своеобразие проектной деятельности младшего школьника состоит в том, что у него еще недостаточно развиты некоторые универсальные способности и умения, необходимые для самостоятельной работы. Поэтому успех ребенка возможен лишь тогда, когда он совпадает с желанием и умением взрослого организовать эту деятельность – сотрудничество, сделать ее по – настоящему интересной и грамотной.

Теоретическая значимость данного проекта  - обобщение психолого-педагогической литературы в области проектной деятельности младших школьников.

Практическая значимость - полученные знания будут полезны учителям и родителям и окажут им помощь в совместной работе и общении с детьми.

Список используемой литературы

  1. Заграничная Н.А., Добротина И.Г. Проектная деятельность в начальной школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно – методическое пособие.-М.: «Интеллект-центр», 2014.
  2. Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие.-М.:АРКТИ,2013.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.- М.:АРКТИ,2014.

Электронные ресурсы

  1. Метод проектов и его использование в школе. http://xreferat.com/71/4308-1-metod-proektov-i-ego-ispol-zovanie-v-shkole.html
  2. Проектное обучение. http://citoweb.yspu.org/link1/metod/met49/node19.html

Приложение 1.

 Характеристика основных этапов проектного обучения

Этапы выполнения проекта

Задачи, решаемые учащимися

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формы и методы обучения

1.Поиско

вый

- поиск и анализ проблемы;

- выбор темы проекта;

- планирование проектной

деятельности по этапам;

- сбор, изучение,

обработка и анализ

информации по теме проекта

- обсуждают проблему

с учителем и сверстниками;

- формулируют задачи;

- уточняют и анализируют информацию;

- устанавливают цели

и выбирают план действий;

- проводят исследования,

фиксируют результаты

- мотивирует учащихся;

- ставит перед участниками проблему

и организует ее обсуждение,

объясняет цели проекта;

- наблюдает, консультирует

- проблемная беседа;

- рассказ;

- консультация;

- самостоятельная работа;

- экскурсия

2.Конструкторский

- поиск оптимального решения

задачи проекта;

- исследование вариантов конструкции

с учетом требований дизайна;

- выбор технологии изготовления;

- экономическая оценка;

- экологическая экспертиза;

- составление конструкторской

и технологической документации

- работают с информацией;

- проводят синтез, анализ

и оценку идей;

- выполняют графические работы;

- оформляют документацию

- организует, активизирует

и направляет поиск и выработку идей;

- высказывает предположения;

- помогает в выборе решений;

- советует (по просьбе);

- рекомендует;

- наблюдает;

- консультирует

- беседа;

- дискуссия;

- “мозговой штурм”;

- морфологический анализ;

- дизайн-анализ;

- ТРИЗ;

- ролевая игра;

- самостоятельная работа

3.Техноло

гический

- составление плана практической

реализации проекта, подбор

необходимых инструментов,

материалов и оборудования;

- выполнение запланированных

технологических операций;

- текущий контроль качества;

- внесение при необходимости

изменений в конструкцию

и технологию

- выполняют необходимую подготовку

и изготавливают изделие;

- осуществляют самоконтроль

и корректировку своей деятельности;

- проводят контроль качества

обработки деталей изделия

- обеспечивает материальную базу;

- косвенно руководит

деятельностью учащихся;

- организует и координирует

процесс изготовления;

- знакомит с новыми приемами

обработки материалов;

- консультирует, советует

- беседа;

- показ;

- упражнение;

- самостоятельная работа;

- практическая работа

4.Заключительный

- оценка качества

выполнения изделия;

- анализ процесса

и результатов

выполнения проекта;

- изучение возможности

использования результатов

проектирования

-осуществляют самоанализ

и самооценку результатов

проектирования

- готовят документацию

к защите;

- защищают проект;

- участвуют в коллективном

обсуждении и оценке

результатов проекта

- консультирует;

- оказывает помощь;

- организует защиту

и обсуждение проектов;

- слушает;

- участвует в анализе

и оценке результатов

проекта;

- аргументировано оценивает

работу учащихся

над проектом

- беседа;

- дискуссия;

- консультация;

- деловая (ролевая) игра;

- имитационно–деятельностная игра

Приложение 2.

 Требования к оформлению проекта

1. Титульный лист.

2. Содержание (с указанием названий разделов и страниц).

3. Введение (определяются цели, задачи проекта, обоснование выбора темы).

4. Содержание основной части (определяются теоретические основы темы и изложение основного вопроса).

5. Практическая значимость рассматриваемого вопроса.

6. Выводы.

7. Список литературы.

8.Приложения (схемы, иллюстрации, таблицы, диаграммы, графики, документы, рисунки и т.д.).

Приложение 3.

  Примерная тематика проектов в начальной школе

Велика страна моя родная.

Великая Отечественная война в истории нашей семьи.

Гербы городов российских.

Дневник моих достижений.

Если не беречь природу…

Защита времен года.

Имя существительное – самая употребляемая часть речи.

История моей семьи.

История названий улиц нашего города.

Как устроены сказки.

Книга летних впечатлений

Красная книга нашего края.

Люди, которыми гордится наш город (район).

Математический задачник.

Моя малая Родина.

Наши домашние питомцы.

Народные промыслы нашего края.

Наши семейные традиции.

Новогодние игрушки: прошлое и настоящее.

Памятные места нашего города.

Парад головных уборов.

Праздник своими руками.

Чудесные матрешки.

Праздники в разных странах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной работы в начальной школе

Доклад на тему: "Организация проектной работы в начальной школе"...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...