Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»
    методическая разработка на тему

    В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet_vystuplenie.docx28.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    В качестве эпиграфа к своему выступлению я взяла слова Льва Николаевича Толстого:

    Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…

     Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

    Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность.  При этом данный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности.

         В первом классе это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время.

        А уже в 3 классе  учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

    Работа по внедрению проектной деятельности в учебный процесс предполагает  3 этапа.

    1 этап:

    Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно творческая деятельность  учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.

    На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме. Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.

    На уроках литературного чтения и окружающего мира они выполняют творческие задания. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, мини сборники).

     Например, в 1 классе моими учениками были созданы следующие проекты:

    «Первый раз в 1 класс» коллективный  фотоальбом.

     Цель  данного проекта: поддержание интереса к учебной деятельности. Развитие умения работать  сообща.  

    «Живой Алфавит от А до Я» проектная деятельность на уроке в период  закрепления  изученных букв.

    Цель проекта: закрепление  темы «Звуки и буквы». Составление и подбор слов на соответствующие буквы. По желанию  детей были организованы группы, которые  осуществляли, например: подбор слов на определенную букву по общим признакам «Одушевленные  и неодушевлённые предметы» Красочно  оформляли страницы. Эта работа способствовала развитию умения работать сообща. Результатом работы стал журнал, который использовался на  уроках русского языка.

    Такие виды творчества готовят учеников к основному этапу ПД.

      Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому мною проводились  родительские собрания  и консультации, на которых я знакомила родителей с особенностями проектной деятельности.

    На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит  во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.  

    Так  проект «Страна, в которой я хотела бы жить» совместил в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята  с удовольствием приносили   подобранный по теме материал,  каждая группа с моей помощью сумела отобрать нужное и представить его перед одноклассниками в виде газеты или презентации. Также  дети подготовили рисунки и сочинения по данной теме.

        Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель–ученик-родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.

    На этом этапе появляется парная и групповая форма работы, в которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.

    2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, сочинений, рисунков,  так и с использованием компьютерных презентаций.

    Во 2 классе моими учениками были созданы следующие проекты:

     «Профессия моих родителей»

    Задача данного проекта – расширить кругозор обучающихся, прививать интерес к профессиям, воспитывать уважение к людям труда. Результатом работы стала защита презентаций.

    Более подробно остановлюсь на проекте  «Какая она золотая осень»

    Цель проекта: разработать сценарий праздника «Осенние мотивы»

    Задачи проекта:

     научится самостоятельно находить нужную информацию

         об осенних изменениях в природе и систематизировать её;

     познакомиться с произведениями поэтов-классиков;

     подобрать загадки, пословицы;

     провести конкурс рисунков, сделать фоторепортаж.

    На уроках литературного чтения в разделе  стихотворения русских поэтов об осени была создана ситуация, во время которой возник спор о том, какая она, русская осень – радостное и чудесное время года или суровое и тяжёлое испытание для всего живого. После работы в группах и беседы с родителями,  не придя к единому мнению, было решено провести исследование по предложенной теме: «Какая она, золотая  осень» .

    Было предложено разделиться на 3 группы, определить название групп, исходя из интересов учащихся: «Литературоведы», «Художники» и «Фотокорреспонденты »

    Каждая группа  с моей помощью должна была определить цель своего научного исследования.

    Детям предстояло провести наблюдения,  расспросить взрослых,  провести анализ произведений поэтов и художников, обобщить полученные материалы, и  наконец, подготовиться к защите проекта.

    Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали и складывали в свои папки. На каждом листе указывали источник, откуда взята информация. Впоследствии всю собранную информацию дети структурировали и определяли главное и второстепенное, отбирали наиболее интересные и неожиданные факты и данные, сопоставляли и делали  выводы.

    Кроме того, каждая группа готовилась к защите проекта с помощью родителей, учителя, самостоятельно.  Была организована выставка  рисунков по теме, с помощью учителя подготовлена  презентация. Итогом проекта стал праздник  « Осенние мотивы»  для  родителей  и  воспитателей ГПД.

      Работа над проектами способствует привлечению  родителей учащихся к выполнению школьного семейного задания.

    Если в проекте  «Профессия моих родителей» - приняли участие 12% учащихся и их родителей,

    то в проекте «Страна, в которой я хотела бы жить» - 48 % ,

    а в  проекте «Какая она золотая осень» - 98 % учащихся и их родителей.

    Первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:

    - дети выполняли работу вместе с родителями;

    - работали с дополнительной литературой и Интернетом;

    -проявили себя в оформлении окончательного продукта

    -получили первый опыт публичного выступления с собственной работой

    3 этап.

    В третьем классе дети активно участвуют в подготовке к урокам. После объявления темы следующего урока дети  с удовольствием готовят не только короткие сообщения, о которых самостоятельно договариваются, разбиваются на микрогруппы, выбирают и распределяют материал, чтобы он был разнообразным, но еще и сами составляют короткие презентации. Подготовленный материал ребята  показывают мне, мы с ними обсуждаем и выбираем самое главное для будущего урока. Одно из условий: сообщение и презентация не должны быть более 3 минут. Тот ребенок, который не хочет самостоятельно добывать информацию – готовит пересказ учебного материала. Для учителя метод проекта решает еще одну  немаловажную проблему – накопляемость  отметок в журнале. 

    Уже в  3 классе моими учениками были созданы следующие проекты:

    Проект «Словарные слова»

    Целью, которого является расширение словарного запаса детей, перевод новых лексических единиц из пассивного словарного запаса в активный.

    Итогом работы явилась презентация “Занимательный материал при работе со словарными словами ”, которая будет использована самими составителями на уроках русского языка и дополнительных занятиях для более успешного запоминания словарных слов. Данная презентация является первым опытом обобщения работы по проекту. В будущем планируется продолжение работы в 4-м классе по этой теме.

    Для участия в конкурсе «Я - исследователь» мы выбрали тему: «Дети войны, последние свидетели». Данная работа стала лауреатом районного этапа.

    Проект рассказывает о трагедии  военных лет Великой Отечественной  со слов её очевидцев  -  детей того времени: дедушек, бабушек и прабабушек. Результатом работы по проекту стал  сценарий классного часа, с  презентацией посвящённый празднику Победы.

    Какова же роль учителя в ПД?

    Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

      Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

    Закончить своё выступление я хочу правилами, по которым нужно строить свою работу  в ПД:

    1. Подходить  творчески к любому проекту ученика.
    2. Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
    3. Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
    4. Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
    5. В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
    6. Тесно сотрудничать с родителями.
    7. При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз  раскритиковать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

    В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

    Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

    Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

    Статья для выступления на педагогическом совете "Организация внеурочной деятельности в начальной школе" (декабрь 2014 год)

    "Целью данной работы является раскрытие смысла внеурочной деятельности в школе, знакомство коллег с направлениями этой работы....

    Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах".

    Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах"....

    Выступление на педагогическом совете: «Здоровьесбережение на уроках в начальной школе»

    Выступление на педагогическом совете: «Здоровьесбережение на уроках  в начальной школе»...

    Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

    В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку  в условиях введения ФГОС  нового поколения"...