ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Организация внеурочной деятельности . Программа для учащихся 1-4 классов «С чего начинается Родина?»
методическая разработка по теме

 

 

 

 

 

 

 

/*-->*/ /*-->*/

Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС).

 

 

Одним из приоритетных направлений Стандарта – духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гумманизировать воспитательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

                                                         Без памяти – нет истории.

       Без   истории – нет культуры.

Без культуры – нет духовности.

Без духовности нет воспитания.

Без воспитания – нет Человека.

Без Человека нет – Народа!

(В. Караковский ).

Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС).

Одним из приоритетных направлений Стандарта – духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

I. Актуальность программы.

  Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гумманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае. Патриотизм и  гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина РФ.
  2. Документы ФГОС нового поколения.
  3. Постановление 05.10.2010 №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20011-2015 годы»»
  4. Приложение к постановлению Правительства РФ от 05.10.2010 №795 «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».

 II. Пояснительная записка

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «С чего начинается Родина?». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа  «С чего начинается Родина?»  долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока

 ( «Начало начал. Моя семья-моя малая родина», «Школа – мой второй дом», «Ульяновск – город  мой родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.

  1. Цель работы по патриотическому воспитанию:

  .    создание условий для формирования позитивного отношения школьника    к родному Отечеству, к родному краю, природе, истории и культуре родного края, труду, людям, живущим в родном регионе, а также для формирования самостоятельной ценностно-ориентированной социальной личности через систему интеграции основного и дополнительного образования; 

    .  сохранение истории нашего края для будущих поколений;

  1. воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

2. Задачи работы по патриотическому воспитанию:

  1. сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Ульяновской области.
  2. сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
  3. воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
  4. организовать экскурсии по историческим местам Ульяновска и Ульяновской области.
  5. сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
  6. вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

3. Исполнители программы:

  1. учащиеся
  2. классные руководители
  3. учителя-предметники
  4. психолог
  5. родители
  6. сотрудники музея.

4. Основные формы работы:

беседы
родительские собрания
родительский лекторий
индивидуальное консультирование
совместные мероприятия
конкурсы
игры
анкетирование
семейные праздники
часы общения
игровые программы
конкурсы

практические и учебные игры
устные журналы
диспуты
викторины
заочные путешествия
экскурсии
презентации
проекты
исследовательские работы
утренники
тренинги

5. Направления работы:

Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.

Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.

Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.

Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.

6. Принципы, положенные в основу программы.

При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся  руководствоваться в своей деятельности следующими принципами:

  1. последовательности
  2. гуманизации
  3. интеграции 
  4. системности
  5. культуросообразности.

7. Сотрудничество школы с другими учреждениями

Учреждение

Формы взаимодействия

Совет ветеранов города

Встречи, беседы, праздники, акции

Объединения дополнительного образования

Центр Детского творчества «Радуга»

Экскурсии

Предприятия города Ульяновска

Экскурсии на предприятия города, беседы

Областной Краеведческий музей

Экскурсия

Историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»

Экскурсии, лекции, беседы,

Школьный музей «Боевой Славы»,палеонтологический музей.

Экскурсия, лекции, беседы

8. Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 40 минут и проводится 1 раз в неделю.

В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.

III. Содержание программы.

Программа «С чего начинается Родина?» включает в себя четыре блока:

  1. Начало начал. Моя семья- моя малая родина.
  2. Школа – мой второй дом.
  3. Ульяновск – город мой  родной.
  4. Родной свой край люби и знай.

1 блок. «Начало начал. Моя семья- моя малая родина.»

Задачи:

  1. воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
  2. формировать чувства ответственности перед будущей семьей.

Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

2 блок. «Школа – мой второй дом».

Задачи:

  1. формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  2. воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
  3. воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  4. вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
  5. воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

3 блок. «Ульяновск – город  мой родной»

Задачи:

  1. формировать представления о специфике города, об истории города;
  2. приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
  3. воспитывать гордость званием ульяновца, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Чистополя.

4 блок. «Родной свой край люби и знай»

Задачи:

  1. формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Ульяновской области.
  2. воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа Ульяновской области.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

Программа состоит из четырех ступеней:

1 ступень – 1 класс (33 часа);2 ступень – 2 класс (34 часа);3 ступень – 3 класс (34 часа);

4 ступень – 4 класс (34 часа).                

             Учебно- тематичеческий план спецкурса  

                              «С чего начинается Родина?»

Название темы

Форма проведения

 

1 класс

 

  1. Начало начал.

                             Моя семья-моя малая родина.

1

Вводное занятие: «С чего начинается Родина?»

Семейные ценности.

фотовернисаж

2

«Дом, в котором я живу»

поисковое задание

3

Поздравление мам с Днем Матери

концерт

4

Мое имя и фамилия

в летописи семьи

5

Ты – родитель. Мои родители.

игра

6

Игры бабушек, дедушек.

практикум

7

Мои обязанности в семье.

беседа

8

Поздравление пап с Днем защитника Отечества

праздник

9

Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта

открытка

 

II. Школа – мой второй дом 

1

Здравствуй, школа!

праздник

2

Школьные кабинеты

экскурсия

3

Адрес школы. Дорога в школу

составление маршрута

4

Мой сосед по парте

игра

5

Посвящение в первоклассники

праздник

6

Традиции школы

беседа, собрание для родителей

7

Школьная библиотека. Посвящение в читатели

экскурсия, конкурсы

8

Наши обязанности

игра

9

До свидания, первый класс!

праздник

 

III. Ульяновск – город  мой родной.

1

Мой двор.

рисунки

2

Симбирск-Ульяновск,удивительное имя нашего города

легенды

3

Герб города.

беседа

4

Прогулка-экскурсия по городу.

экскурсия на автобусе

5

Удивительный наряд города.Виды города.

видео экскурсия( Город в 3D.ru.).              

6

Характер города. Город владеет культурными богатствами.

беседа

7

Характер города. Город владеет духовными богатствами.

фотовернисаж

8

Посещение  Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова.

экскурсия

9

Занятия жителей города

беседа

 

IV. Родной свой край люби и знай.

1

Ульяновская область на карте моей Родины. Географическое положение.

беседа

2

Ульяновск – часть земли Симбирской.

видео экскурсия

3

Из бабушкиного сундука.

фольклорные посиделки, игра

4

Кто нас окружает. Растительный и животный мир Ульяновской области.

беседа

5

Красота родной природы.

видео экскурсия

6

Дружба народов Поволжья.

беседа, игры

 

2 класс

 

I.  Начало начал.

Моя семья-моя малая родина.

1

Мой дом – моя крепость.

игра

2

Досуг в моей семье.

беседа, рисунки

3

Профессия моего отца.

фотовернисаж

4

Профессия моей мамы.

фотовернисаж

5

Распределение обязанностей в семье.

практикум

6

Песни родителей, бабушек.

прослушивание

7

Фамилия, имена, отчества членов семьи.

поисковое задание

8

Папа, мама, я – читающая семья

соревнования, праздник

 

II. Школа – мой второй дом.

1

Правила поведения учащихся на уроках и переменах.

беседа

2

Распределение обязанностей в классном коллективе.

беседа

3

Мои любимые книги.

выставка книг

4

Береги учебник.

акция

5

Бережное отношение к школьному имуществу.

беседа

6

Если был бы я директором…

устное сочинение

7

Школа будущего.

конкурс рисунков

8

Дом, в котором мы живем.

практическая деятельность по созданию презентаций о школе

 

III. Ульяновск – город  мой родной.

1, 2

Память о прошлом.

беседа

3

О чём говорят названия улицпоисковое задание

поисковое задание

4

Посещение кинотеатра, театра

культпоход

5

Альбом «Знай и люби свой город»

рисунки,сочинения мини-доклады

6

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны

встреча ,беседы

7

Аллея героев

экскурсия

8

Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома.

экскурсия

9,1

Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте

беседа, прогулки по отдельным местам города

IV. Родной свой край люби и знай.

1

Флаг Ульяновской области

беседа

2

Герб Ульяновской области

беседа,рисунки

3

Гимн Ульяновской области

прослушивание

4,5

Национальные кухни народов Поволжья

конкурс блюд и рецептов

6

Национальные костюмы народов Поволжья

конкурс рисунков

7

Игры народов Поволжья

праздник

8

Заповедные места Ульяновской области.

поездка

                     

3 класс

I.  Начало начал.

Моя семья-моя малая родина.

1

Моя семья.

сочинение

2

У моих родителей(бабушек,дедушек)золотые руки

выставка

3

Герб моей семьи.

конкурс рисунков

4

Моя родословная.

составление родословной

5

У семейного очага

семейная игра

6

Великая Отечественная война в истории моей семьи.

поисковое задание

7

Подвижные семейные игры.

практикум

8

Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека

открытки, праздник

 

II. Школа – мой второй дом

1

Моя школа – мой дом.

беседа

2

Я работаю в библиотеке.

ролевая игра

3

Поздравление учителей с Днем учителя.

открытка

4

Что растет на территории школы.

тесты

5

Все о школе.

викторина

6

Школьный музей «Боевой славы».

экскурсия

7

Акция «Хорошее время читать»»

читательский дневник

8

Трудовой десант

посадка многолетних растений на клумбах школьного участка

 

II.Ульяновск – город мой родной

1

Исторические места города.

экскурсия

2

Моему городу 364 года.

выставка фотографий

3

Промышленные предприятия города.

экскурсия

4

Великая Отечественная война в истории моего города.

проект

5

Посещение Историко-мемориального заповедника «Родина В.И. Ленина».

экскурсия в музей

6

Встреча с известными земляками.

встреча

7

История города в лицах.

проект

8

Знай, люби и гордись своим городом

практикум

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

Ульяновск в далеком прошлом.

беседа

2

Гражданская война на территории Ульяновской области.

беседа

3

Подвиги ульяновцев в годы Великой Отечественной войны.

беседа

4

Символика Ульяновской области.

беседа

5

Кто в государстве(области) самый главный?

ролевая игра

6

Я – гражданин.

рисунки

7

Многонациональная Ульяновская область.

беседа

8, 9

 Фольклор,традиции и праздники

 народов Поволжья.

праздник

10

Берег левый-берег правый. Мосты Ульяновска.

экскурсия

 

4 класс

 

                                                        Начало начал.  

                                              Моя семья-моя малая родина.

1

История одной фотографии.

сочинение

2

Семейные реликвии.

выставка

3

Моя семья. Семейные традиции.

практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет

4

Вклад моей семьи в историю страны.

поисковое задание

5

Семейный бюджет.

практикум

6

Права и обязанности родителей и детей.

круглый стол

7

Папа, мама, я – дружная семья.

спортивный праздник

8

Поздравление с Днем Семьи.

поздравительная открытка

 

II. Школа – мой второй дом

1

Моя школа получила миллион.

видеофильм

2

Медалисты нашей школы.

поисковое задание

3

Бюджет школы.

практикум

4

Школьный палеонтологический  музей.

экскурсия в школьный музей

5

Традиции школы .Законы и заповеди.

устный журнал

6

История  школы в лицах.

создание альбома

7

Защита проектов «История школы в лицах»

проект

8

Прощание с начальной школой.

праздник

 

III. Ульяновск – город мой  родной.

1

О, Волга - колыбель моя!

конкурс рисунков

2

По музеям и выставочным залам. Музей-усадьба городского быта «Симбирск конца XIX - начала ХХ вв.»

экскурсия

3

Знакомство с духовной жизнью города

экскурсии по храмам, соборам, мечетям

4

Герои – земляки Великой Отечественной войны.

поисковое задание

5

Музей Гражданской Авиации.

экскурсия

6

Наш «Авиастар»

встреча

7

Что мы покажем гостям в Ульяновске?

оформление уголка

8

Мой город в будущем

защита проекта

 

IV. Родной свой край люби и знай

1

Первобытный мир – начало истории человечества

беседа

2

Ундоры- родина динозавров.

экскурсия

3

Минеральный источник Ульяновской области.        

беседа

4

Наш край в годы Великой Отечественной войны

поисковое задание

5

На пути духовного возрождения. Христианство и Мусульманство.

экскурсия в храм, мечеть

6, 7

Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики

чтение произведений, театрал. представления

8

Жизнь замечательных людей Ульяновской области.

поисковое задание

9

Моя малая родина.

викторина

10

Защита проектов «С чего начинается Родина?»

проект

                                 

Список использованной литературы:

1.Давлетшина А.А.Воспитание чувства патриотизма у младших школьников.

УИПК ПРО Ульяновск, 2009г

2.Давлетшина А.А.,Давлетшин Д.М.Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников.УИПК ПРО Ульяновск,2012г.

Аржанцев Б.В. От Нищего до Воеводы или Кто есть Кто в Синбирске второй половины XVII века. - Ульяновск, 2002 г. - 224с.

3. Герои - ульяновцы в боях за Родину: краткий биографический словарь.-«Ульяновский Дом печати», 2000. - 120 с.

4. Глушко Е.А., Медведев Ю.Е. Энциклопедия русских фамилий - М.: Издательство ЭЛСМО-Пресс, 2000. - 592 с.

5. Древняя мордва, или Что нашли археологи: рассказы о древней мордве для маленьких читателей/ Виктор Вихляев. - Саранск: Издательский центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2007. - 49 с.

6. Земскова И.В., Полбин И.С. «Замечательные люди родного края». -Ульяновск, издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005.-48с.

8. Краеведческие записки. Выпуск 10. Сборник научных трудов областной научной конференции «История и современность Симбирско -Ульяновского края. Ульяновск - 2004» - Ульяновск, издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005. - 240 с.

9. Медведев Ю.М. 10 00 русских имен и фамилий. Энциклопедический словарь, Изд. Группа АСТ - 2009.- 461 с.

12. Народный женский костюм Симбирской губернии. Автор - составитель В.И.Лосева - Ульяновск, изд. «Корпорация технологий продвижения», 2003.-12 с.

13.Природа Симбирского Поволжья. Сборник научных трудов 10 региональной научно - практической конференции «Естественные исследования в Симбирско- Ульяновском крае».-Ульяновск, издательство «Корпорация технологий продвижения», 2009 г.

14. Родное слово (фольклор, язык, литература) под общ. ред. В.Н. Янушевского, - Ульяновск, издательство «Корпорация технологий продвижения», 2001 г.

15.Симбирск и его прошлое - Хрестоматия краеведческих текстов -Ульяновск: «Лаборатория культурологи». - 1993.-120 с. ,

16. Ульяновцы - Великой Победе. Краеведческие записки. Выпуск 11 -Ульяновск, издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005.-96 с.

17. Чуваши Симбирского Поволжья. - Ульяновск: Симбирская книга, 1998.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Организация дифференцированного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах"

Педагогический проект по организации дифференцированного подхода к обучающимся начальных классов на уроках окружающего мира....

Педагогический проект "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"

Итоги первого конкурса исследований младших школьников "Мой проект"...

Педагогического проекта:«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У ТЕМА педагогического проекта: «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной ...

Программа курса внеурочной деятельности «Читоград» для учащихся 1-4 классов

Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современно...

Технологическая карта по курсу внеурочной деятельности «Информатика» для учащихся 1-а класса Тема "Камни"

В этом году  внеурочная деятельность  преподавалась мною по комплексной программе "Мир моих интересов". Очень хорошее методическое сопровождение, есть презентации к каждому уроку. Для самост...

Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»

Целью рабочей программы для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся  3-4 классов на основе краеведческого материала» явилось формирование ответственного отношения ...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» 4 класс

Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...