Технологическая карта по курсу внеурочной деятельности «Информатика» для учащихся 1-а класса Тема "Камни"
план-конспект урока по информатике (1 класс) на тему

Литосова Татьяна Николаевна

В этом году  внеурочная деятельность  преподавалась мною по комплексной программе "Мир моих интересов". Очень хорошее методическое сопровождение, есть презентации к каждому уроку. Для самостоятельной работы  работы  на каждую тему даётся компьютерная игра. Я проводили это интегрированное занятие  в рамках отчёта школы по организации внеурочной деятельности в 1 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litosova._kamni.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по курсу внеурочной деятельности «Информатика» для учащихся 1-а класса

 

Учитель

Литосова Татьяна Николаевна

Класс

1 «А» класс

Направление внеурочной деятельности

Общеинтеллектуальное

Курс

Внеурочная деятельность по комплексной образовательной программе «Мир моих интересов»

Тема занятия

 В мире интересного. Камни. (углубление знаний по предметам  ИЗО/информатика/окружающий мир)

Цель занятия

Развитие познавательного интереса учащихся через создание информационно-образовательной среды, предполагающей практико-ориентированный подход  при ознакомлении с различными видами камней и их применением в жизни человека.

Задачи занятия

1. Образовательные: сформировать у учащихся представление о разнообразии камней; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы.
2. Развивающие: способствовать развитию воображения, внимания, мышления, памяти, устной речи, создать условия для развития коммуникативных навыков, навыков компьютерной грамотности.
3. Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, умения работать в паре, группе; формированию интереса к изучению минералогии, а также эстетического и художественного вкуса.

Вид учебной деятельности

Познавательная

Образовательная форма

Мастерская-практикум

Уровень результатов внеучебной деятельности

Приобретение школьниками знаний

Планируемые результаты:

Личностные

Самостоятельно определять и высказывать самые простые правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Уметь использовать научные методы познания.
  • Делать отбор информации для  решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Организация образовательной среды

Ресурсы: раздаточный материал (камни), пемза, гуашь, тонкие кисти, интерактивный зкран, презентация «Камни»»

Описание процесса: В кабинете парты расставлены для  2 зон. На учительском столе лежат камни и пемза. На каждом столе рабочая тетрадь и гуашь с кисточками. Лист газеты. Для доски карточки с трудными новыми словами.

Содержательно-технологическая характеристика

Этапы занятия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты: регулятивные (Р), познавательные (П),

личностные (Л) и коммуникативные (К).

Организационный момент

Приветственное слово, эмоциональный настрой, Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Включают компьютер и смотрят ролик.

самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация

субъектного

опыта учащихся

 На уроках окружающего мира мы узнали, что природа делится?

Назовите признаки живой природы.

Посмотрите вокруг себя, а что можно в нашем кабинете отнести к неживой природе?

 Конечно, ребята, если внимательно посмотреть на окружающий мир, то можно увидеть, как много камней вокруг нас.
— Давайте вместе вспомним, где мы встречаем их? Как человек использует камни в своей жизни и деятельности?

2. Что вы можете сказать про камни? Какие они? Размеры, вес, твёрдость, прочность, цвет?

3.Какова же цель нашего занятия?

4.Что хотелось бы про камни узнать?

На живую и неживую

Дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание

камни

На дорогах, строят дома, памятники, украшения

Большие и маленькие, тяжёлые, прочные, хрупкие, твёрдые, разных цветов, гладкие и шершавые.

Будем изучать камни

Названия, из чего они состоят, как появились на земле

.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, се-

риация (П);

извлечение необходимой информации из текстов (П);—осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);—подведение под понятие (П);

выполнение пробного учебного действия (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Усвоение новых

знаний

и способов дея-

тельности

 1. Камень ― прочный и долговечный материал, поэтому люди строят из него дома.

2. Встречаются очень красивые и редкие камни ― такие можно увидеть в украшениях, которые люди носят на себе.

3. Украшают люди не только себя, но и свои жилища с помощью камней попроще ― красиво отделывают стены, оформляют аквариумы.

4. В давние времена камнями выкладывали мостовые (дороги), да и сейчас в асфальте используется большое количество мелких камней.

  Нет, не пересказать всех сказок, преданий и легенд, сложенных людьми о камне с древнейших пор! Было время, когда люди за цветные камни платили громадные деньги, чтобы не только украсить ими свои одежды, но и спастись с их помощью от болезней, пожаров и наводнений. И было это потому, что люди не знали происхождения различных камней, видели в каждом из них чудо и придумывали множество всяких небылиц о волшебных свойствах, якобы присущих разноцветным минералам. Так было долго, очень долго — до тех пор, пока не возникла наука о камне ― минералогия.
(Камни часто называют
минералами, отсюда и название «минералогия» ― наука о минералах.)

На экране появляются картинки, показывающие разные варианты применения камня.

На доске появляется новое слово, читают его по слогам

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

подведение под понятие (П);

определение основной и второстепенной информации (П);

—постановка и формулирование проблемы (П);

структурирование знаний (П);

Закрепление

знаний. Интерактивная

игра по теме занятия.

― Одному учёному принесли камень с необычным блеском. Хозяин камня утверждал, что блестит камень оттого, что он волшебный и умеет исполнять желания. Но учёный рассмотрел камень и сообщил, что блестят грани камня.

 Ребята, перед вами изображение этих граней. Вам, как и учёному, надо посчитать, сколько треугольников поместилось на поверхности «волшебного» камня?

Учёные не поверили легендам о камнях. Они решили проверить, правда ли, что камень может творить чудеса? Попробуем и мы хоть краешком глаза взглянуть на тот удивительный процесс, во время которого учёные отделяют выдумку от правды и открывают новые чудодейственные свойства камней, какими их наделила природа.

 ― Как же узнать, из чего состоит камень? Оказывается, это можно сделать с помощью шлифов.
Что это такое?

Шлиф ― это тончайшие, тоньше бритвенного лезвия каменные пластины, изготовленные всё тем же гранильщиком. Грубый, неотёсанный кусок минерала гранильщик дробит молотком, берёт отдельные обломки и на станке стачивает каждый из них до размеров пластинки, почти прозрачной. Пластинки осторожно наклеиваются на стекло, точь-в-точь такое, на каком врачи растирают капельку крови, когда берут её на анализ. Потом пластинки, плотно приклеенные к стеклышку, попадают в руки геолога.

Теперь нужен микроскоп. Геолог кладет под него стекло с наклеенными на него почти прозрачными каменными пластинками и начинает осмотр.

Удивительное это зрелище ― камень под микроскопом! Каких только цветов, каких узоров не видишь на крохотной пластинке, увеличенной в 50–70раз! Тут и оранжевые пятна, и розовые, и ярко-зелёные, и фиолетовые, и синие полосы, и золотистые узоры, и тёмные прожилки... Вначале кажется, что видишь не каменную пластинку, а яркую ткань.

Один цвет говорит о присутствии в камне
железа, другой о том, что в камне есть слюда, остальные о том, что камень содержит ещё какие-то вещества.

— Как же появляется камень?

— Когда вулкан извергается, расплавленная магма изливается на поверхность земли. Затем магма охлаждается на воздухе (или в воде) и застывает в виде камня. Такие камни
называют горной породой.

 — Кусочки застывшей лавы, оставшиеся на поверхности земли, ― пемза.

 Посмотри, какая она интересная. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла!
-А теперь отдохнём. Подойдите к своим столам, возьмите лист бумаги и  скатайте свой камень.
Дыхательная гимнастика:

Как в одной из дальних стран появился ураган!
(поочерёдные наклоны головы к плечам в ритм)

Дунул вправо ― пыль столбом!
(набрать побольше воздуха и на повороте головы вправо выдохнуть)

Дунул влево ― рухнул дом!
(набрать побольше воздуха и на повороте головы влево выдохнуть)

Ураган был так силен ― даже двигал камни он!
(набрать воздуха и постараться одним выдохом докатить «камень» до тетради)

― Как вы думаете, ребята, почему морские камушки такие гладкие?

― Да, правильно, потому что вода и соседние камни шлифуют их, делая гладкими. Но это происходит очень медленно ― десятки и сотни лет.

Горные породы подвергаются воздействию воды, ветра, льда. Идут тысячелетия, породы уплотняются. В их пустотах рождаются драгоценные камни.

― Справедливости ради стоит сказать, что не все красивые камни можно назвать драгоценными. Учёные различают три вида камней ― драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Через драгоценные камни после огранки особенным образом проходит свет. Попадая внутрь прозрачного камня, луч света преломляется и многократно отражается, что и рождает неповторимый блеск камня. Известно, что без огранки камни не выглядят так привлекательно, какими мы привыкли их видеть.

― Существует много видов цветных драгоценных камней.  Пожалуй, наиболее популярными среди них являются рубин, изумруд, сапфир, алмаз, аквамарин, аметист, гранат, топаз. Чем крупнее камень, тем выше его ценность

Работа в тетради:

― Помогите геологам разложить их находки в ящике так, чтобы в вертикальном и горизонтальном рядах камни одного цвета не повторялись.

А теперь отправимся в пещеру Гнома и узнаем другие названия камней

 - А сейчас узнаем ещё один секрет про камни

Скорочтение:

Вопросы после чтения:

Сколько лет живёт камень?

Физминутка:

Раз ― подняться, потянуться.
Два ― согнуться, разогнуться.
Три ― в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре ― ноги шире.
Пять ― руками помахать.
Шесть ― за стол тихонько сесть.

Да, камни живут вечно, но иногда они разрушаются. Почему?

Я предлагаю «Компьютерную игру:

Разрушен дом! Помоги Гному собрать камни так, чтобы дом снова стал целым.
Игра на время, торопись!

А сейчас мы в волшебников превратимся и  выполним «Лабораторную работу:

Мы попытаемся наши  камни превратить в морских животных.
Посмотрите на чудо, которое создали дети (ролик)
Рисуют и создают образы рыб.
Готовые камни собираются учителем в единое панно, это сопровождается рассказом: «На дне глубокого моря жили морские жители, они были очень разные. И каждый имел свою историю. Например, вот эта маленькая рыбка…»
 (ребёнок, раскрасивший этот камень, рассказывает, что это за рыбка и что-то о ней). И так по паре фраз от каждого маленького художника о его творении.

Выполняют задание в тетради, ответ
записывают в ячейку. 23

Проверка:

Демонстрация на доске всех граней

Надо разрезать камень

Прикрепляется на доске новое слово «ШЛИФ» Читают.

Появляется новое слово «ГРАНИЛЬЩИК»

Смотрят слайды с разрезами

Из земли, извергаются вулканы…

Смотрят следующий ролик

Рассматривают пемзу на столе.

Каждому нужно скатать шарик из бумаги ― «камень». Поставить «барьер» из тетради или пенала. Учитель произносит строчку, дети выполняют действия.

Дети высказывают предположения

Идёт сопровождение изображений на интерактивной доске

Выполняют задания в тетрадях

Задание на интерактивной доске. Соединяют камень и его название

Читают текст.

Главная мысль, что камни живут вечно

Дети встают, выходят из-за стола, потягиваются.
Наклон, разгибание.
Хлопки, кивки.
Шире упор ногами.
Машут руками, как птицы.
Возвращаются на место

От ветра, урагана, наводнения.

Играют на компьютере

Смотрят рисунки, созданные в презентации.

.

Дети раскрашивают каждый свой камень.
Потом, когда камни высохнут, они расскажут истории этих камней и рисунка на них.

извлечение из текстов необходимой информации (П);

моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

установление причинно-следственных связей (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

построение логической цепи рассуждений, доказательств (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

осознание ответственности за общее дело (Л)

Подведение

итогов занятия.

Рефлексия

 Мы сегодня узнали много нового про камни. Давайте подведём итог занятия.

 -Как называется наука о камнях?

-А как по- новому можно назвать камни?

-Как они появляются?

А теперь, какими успешными мы были. Выступают все по схеме:

 - Сегодня на нашем занятии я…

                       Мы…

                       Мне…

                       Помогали друг другу…

                       Слушал…..

                      Выполнял…

                      Пробовал…

Минералогия

Минералами

Мне кажется…

Я думаю…

рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

самооценка на основе критерия успешности (Л);

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельно-

сти (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" для 3 класса разработана с целью развития логического и алгоритмического мышления обучающихся.  Особое значение ...

Программа курса внеурочной деятельности «Читоград» для учащихся 1-4 классов

Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика" 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности...

Конспект занятия курса внеурочной деятельности "Информатика для всех" по теме: "Путешествие в страну Инфознайка".

К конспекту занятия прилагаются приложение 1 - жетоны, приложение 2 -  карточки с ребусами и приложение 3 - листочки со словами для печатанья....

Программа курса внеурочной деятельности « Информатика в играх и задачах» для учащихся 3 класса

             Мы живем в информационном  обществе. Персональный компьютер (ПК) превратился в основное средство деятельности во многих  профессиях. И ...

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Информатика"(3 класс).

Программа рассчитана на учеников 3 класса. она содержит разделы: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....