Программа курса внеурочной деятельности «Читоград» для учащихся 1-4 классов
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шестакова Валентина Леонидовна

Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chitograd.docx55.74 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса

по внеурочной деятельности

«Читоград»

для учащихся 1класса

                         

                                               

Шестакова Валентина Леонидовна

                                                            Учитель высшей категории

                                                                 МБОУ лицея №3  г. Воронеж

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа «Час чтения «Читоград»  составлена на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению.

        Час чтения – время, отведённое в рамках внеурочной деятельности для самостоятельного чтения учащихся.

             Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности.  «Кризис детского чтения»  имеет под собой реальную основу. Дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время  идёт процесс  коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.                                                                                                                                      

Новизна программы заключена в подходе к работе с книгой, обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения. Программа является дополнением начального курса литературного чтения в школе во внеурочной деятельности. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.          

Цель программы:  организация самостоятельного чтения младших школьников «Читаем с «Читоградом».                                                                                                                      

Задачи:

  • развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
  • формирование основ читательской культуры;
  • выработка привычки к вдумчивому чтению.
  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся

Программа включает в себя умение использовать традиционные библиотечно-библиографические и электронные информационно-поисковые системы, применять информационные и библиотечно-библиографические средства в самообразовательной и профориентационной деятельности; формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками и видами информации.

Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.

Формирование познавательного интереса на занятиях «Часа чтения» во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг.

Разумным и полезным считается следующее:

  • новизна;
  • связь с жизненными ситуациями;
  • практическое применение знаний;
  • соревнование;
  • работа в группе и в парах;
  • занятия в нетрадиционной форме;
  • создание ситуаций успеха;
  • доверие к ученику и др.

Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать  самостоятельно:

  • опираться на желания читать по выбору;
  • учитывать интересы и склонности;
  • поддерживать соперничество;
  • обращаться к самолюбию;
  • одобрять успех; хвалить;
  • показывать достижения;
  • признавать достоинства;
  • критиковать, сопереживая.

В список рекомендованных книг для часа чтения включены книги из списка «100 книг для самостоятельного прочтения».

Место курса «Час чтения» в учебном плане 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС

(  34 часа 1-4 класс)

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ

Будут сформированы:

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;
  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
  •  понимание чувств  других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
  • познавательная мотивация;
  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
  • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
  • пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
  • объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
  • вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
  • объяснять действия персонажей;
  • сравнивать героев разных произведений;
  • ставить вопросы к тексту.

   Учащиеся получат возможность научиться:

  • в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.

        МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

     Регулятивные умения:

  • - уметь работать с книгой;
  • - уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • - прогнозировать содержание книги до чтения;
  • - отбирать книги по теме, жанру;
  • - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);
  • - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • - высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
  • - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Универсальные учебные действия:

  • — работать с книгой;
  • — сравнивать произведения  по структуре и сюжету;
  • — собирать информацию для библиографической справки об авторе;
  • — выполнять поисковую работу по проекту;
  • — презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
  • — готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
  • — находить по каталогу нужную книгу;
  • — заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
  • — писать отзыв о книге или героях книги;
  • — пользоваться библиографическим справочником;
  • — рассматривать и читать детские газеты и журналы;
  • — находить нужную информацию в газетах и журналах;
  • — собирать информацию для проектов;
  • — готовить материал для классной и школьной газеты;
  • — пользоваться электронными газетами и журналами.

Содержание программы

1 класс

  1. «Дом, в котором живут книги» -3ч.

  1. «Твой друг – книга» - 20 ч

       1. К. Чуковский «Путаница» -1ч.

       2. М.Пришвин «Ёж», «Ребята и утята» - 2ч.

       3. В. Банки Рассказы о животных – 1ч.

      4. А.Волков «Волшебник Изумрудного города» - 4ч.

      5. Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша» - 5ч.

      6. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» - 5ч.

      7. В. Осеева «Волшебное слово. Почему» - 2ч.

III.  Подготовка работ для участия в Областных и

       Межрегиональных конкурсах – 4ч

  1. Внеклассное громкое чтение 34 книг  художественной литературы «Региональный список 100 книг» - 7ч.
  1. Сказки народов России – 4ч.
  2. Авторские сказки – 3ч.

Содержание программы

2 класс

  1. «Из чего состоит книга» -2 ч
  1. В. Драгунский «Денискины рассказы» - 2ч

  1. Поиск книг ведут ученики»- 2ч.
  1. Л.Лагин «Старик Хоттабыч» - 2ч

  1. «Первые периодические издания для детей» 2ч.
  1. Журналы  - 2ч

VI.        «Ты и Интернет: Правила безопасного путешествия по web- страницам Всемирной   паутины. Электронная книга. 21ч.

  1. Н.Носов  «Приключения Незнайки.Незнайка на Луне», «Живая шляпа». – 4ч.
  2. Ю.Олеша  «Три толстяка»– 3ч.
  3. Э.Успенский  «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот» - 5ч.
  4. Е. Шварц  «Дракон», «Снежная королева» – 4ч.
  5. Сказки народов России – 2ч.
  6. А. Волков «Волшебник  Изумрудного города»  -3ч.

  1. Проектная деятельность  - 7ч

Содержание программы

3 класс

  1. «Детское справочное бюро» - 7ч.

  1. Библия (Библия для детей) – 2ч.
  2. Алексин А.Г, «В стране вечных каникул» - 2ч.
  3. Житков Б.С. Рассказы. «Наводнение» - 1ч.
  4. Пришвин М. Золотой луг (рассказы), русские народные сказки – 1ч.
  5. Баруздин С.А. «Короткие рассказы» - 1ч.

  1. «Художники-иллюстраторы» детских книг» - 12ч.

  1. Гайдар А.П. «Тимур и его команда»  - 4ч.
  2. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки» - 2ч.
  3. Кассиль Л. «Будьте готовы, «Ваше высочество» - 4ч.
  4. Перро Ш. Волшебные сказки – 1ч.
  5. Мамин-Сибиряк Д. Рассказы для детей – 1ч.

  1. «Путешествуем вместе с Мурзилкой по лучшим электронным детским журналам в Интернете» - 15 ч.

  1. Паустовский К. Золотой линь (рассказы). Мещерская сторона – 1ч.
  2. Зощенко М.М. Рассказы для детей – 2ч.
  3. Эрих Распе. «Приключения барона Мюнхаузена» - 4ч.
  4. Ишимова А.О. «История Россияя в рассказах для детей» - 2ч.
  5. Марк Твен «Принц и Нищий» - 4ч.
  6. Бажов «Уральские сказы» - 2ч.

Содержание программы

4 класс

  1. «Поиск книг ведут ученики» - 18ч.

  1. Булычёв «Заповедник сказок». – 2ч.
  2. Велтистов «Приключения Электроника». – 4ч.
  3. Каверин В. «Два капитана» - 4ч.
  4. Фраерман Р. «Дикая собака Динго» - 4ч.
  5. Троепольский Г.Н. «Белый Бим Чёрное ухо». – 4ч.

  1. «Детское справочное бюро» - 5ч.

  1. Таранов И.А. «Как Богдан Хитрово Симбирск построил». «Космические приключения Бубоньки». «Приключения Бубоньки, или Тайна планеты Счастья». – 2ч.
  2. Царёв А.И. «Тимуровка». «Полинка – хмелинка». «Ольга – клад». – 1ч.
  3. Фомин Л.Л. «Когда уходит детство». – 1ч.
  4. Богданов М.Н. «Из жизни русской природы». – 1ч.

  1. «Ты и Интернет: Правила безопасного путешествия по web- страницам Всемирной паутины». Электронная книга. – 7ч.

  1. Игнатьева – Тарават В.Н. «И снова в детство возвращаясь». – 1ч.
  2. Клепов В.С. «Тайна золотой долины. Четверо из России». – 2ч.
  3. Некрасов А. «Приключения Капитана Врунгеля». – 2ч.
  4. Кочеткова В.Н. «Урок географии». – 1ч.
  5.   Дворянсков В.Н. «Так родниково разливался голос». – 1ч.

  1. Вариативная часть.

Внеклассное чтение художественной литературы «Региональный список 100 книг» - 2ч.

  1. Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах («Аленький цветочек», «Моя Россия» «Суперчитатель», «Читательская конференция» и др.). – 2ч.

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Разделы

Литература

Всего часов

Дата

1.

«Дом, в котором живут книги»

Посещение школьной библиотеки

1

2.

Посещение районной библиотеки

1

3.

Библиотечный час

1

5.

«Твой друг – книга»

К. Чуковский «Путаница»

1

6.

М.Пришвин «Ёж», «Ребята и утята»

2

7.

В. Банки Рассказы о животных

1

8.

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

4

9.

Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша»

5

10.

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

5

11.

В. Осеева «Волшебное слово. Почему»

2

12.

Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах

4

13.

Внеклассное громкое чтение 34 книг  художественной литературы «Региональный список 100 книг»

Сказки народов России

4

14.

Авторские сказки

3

2 класс

Разделы

Всего часов

Литература

Дата

 «Из чего состоит книга»

2

В. Драгунский

«Денискины рассказы»

«Поиск книг ведут ученики»

2

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

«Первые периодические

издания для детей»

2

Журналы «Симбик»,»Антошка»

«Ты и Интернет: Правила безопасного путешествия по web- страницам Всемирной паутины». Электронная книга.

2

Н.Носов

«Приключения Незнайки.

Незнайка на Луне».

2

Н.Носов  «Живая шляпа».

3

Ю.Олеша Три толстяка

2

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

3

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

1

Е.Шварц «Дракон»

3

Е.Шварц «Снежная королева»

2

Сказка народов России

Составитель Ватагин М.

3

А. Волков «Волшебник  Изумрудного города»

Вариативная часть

Внеклассное чтение художественной литературы «Региональный список 100 книг»

3

1-4 класс

Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах («Аленький цветочек», «Моя Россия» «Суперчитатель», «Читательская конференция» и др.).

4

1-4 класс

3 класс

№ темы

Разделы

Литература

Всего

часов

Дата

1.

«Детское справочное бюро»

Библия (Библия для детей)

2

2.

Алексин А.Г, «В стране вечных каникул»

2

3.

Житков Б.С. Рассказы. «Наводнение»

1

4.

Пришвин М. Золотой луг (рассказы), русские народные сказки

1

5.

Баруздин С.А. «Короткие рассказы»

1

6.

«Художники-иллюстраторы» детских книг».

Гайдар А.П. «Тимур и его команда»

команда»

4

7.

Носов Н.Н. «Приключения Незнайки»

2

8.

Кассиль Л «Будьте готовы,

« Ваше высочество»

4

9.

Перро Ш. Волшебные сказки

1

10.

Мамин-Сибиряк Д. Рассказы для детей

1

11.

«Путешествуем вместе с Мурзилкой по лучшим электронным

детским журналам в Интернете»

Паустовский К. Золотой линь (рассказы). Мещерская сторона

1

12.

Зощенко М.М. Рассказы для детей

2

13.

Эрих Распе. «Приключения барона Мюнхаузена»

4

14.

Ишимова А.О. «История Россияя в рассказах для детей»

2

15.

Марк Твен «Принц и Нищий»

4

16.

Бажов «Уральские сказы»

2

4 класс

№ п/п

Разделы

Литература

Количество часов.

Дата

проведения

1

«Поиск книг ведут ученики»

 Булычёв «Заповедник сказок».

2

2

 Велтистов «Приключения Электроника».

4

3

 Каверин В. «Два капитана»

4

4

 Фраерман Р. «Дикая собака Динго»

4

5

 Троепольский Г.Н. «Белый Бим Чёрное ухо».

4

6

«Детское справочное бюро»

 Таранов И.А. «Как Богдан Хитрово Симбирск построил». «Космические приключения Бубоньки». «Приключения Бубоньки, или Тайна планеты Счастья».

2

7

 Царёв А.И. «Тимуровка». «Полинка – хмелинка». «Ольга – клад».

1

8

Фомин Л.Л. «Когда уходит детство».

1

9

 Богданов М.Н. «Из жизни русской природы».

1

10

«Ты и Интернет: Правила безопасного путешествия по web- страницам Всемирной паутины». Электронная книга.

 Игнатьева – Тарават В.Н. «И снова в детство возвращаясь».

1

11

 Клепов В.С. «Тайна золотой долины. Четверо из России».

2

12

 Некрасов А. «Приключения Капитана Врунгеля».

2

13

Кочеткова В.Н. «Урок географии».

1

14

  Дворянсков В.Н. «Так родниково разливался голос».

1

15

Вариативная часть

Внеклассное чтение художественной литературы «Региональный список 100 книг»

1-4 класс

2

Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах

1-4 класс

2

Список художественной литературы, рекомендованной

учащимся 1-4 класса

1класс

  1. Авторские сказки
  2. Сказки народов России
  3. В.Осеева «Волшебное слово»
  4. В. Осеева «Почему»
  5. Н. Носов «Приключения Незнайки»
  6. Н.Носов «Мишкина каша»
  7. А. Волков «Волшебник  Изумрудного города»
  8. Эдуард Успенский. «Крокодил Гена и его друзья». 
  9. К. Чуковский «Путаница»
  10.  Виталий Бианки. «Рассказы о животных»
  11.  М. Пришвин. «Еж»
  12.   М. Пришвин « Ребята и утята»

2 класс

  1. А. Волков «Волшебник  Изумрудного города»
  2. В. Драгунский. «Денискины рассказы»
  3. Михалков С.В. «Всё начинается с детства
  4. Э. Успенский «Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
  5. Э. Успенский «Трое из  Простоквашино»
  6. 5. Л. Лагин «Старик Хотабыч»
  7. Н. Носов «Приключения Незнайки»
  8. Н. Носов «Живая шляпа»
  9.  Ю.Алеша «Три толстяка»
  10.  Е.Шварц «Дракон»
  11.  Е.Шварц «Снежная королева»
  12.  Журналы «Симбик», «Антошка"
  13.  Сказки народов России.

3 класс

  1. Библия (Библия для детей)
  2. Алексин А.Г. «В стране вечных каникул»
  3. Баруздин С.А. «Короткие сказки»
  4. Гайдар А.П. «Тимур и его команда»
  5. Житков Б.С. Рассказы. «Наводнение»
  6. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки»
  7. Зощенко М.М. Рассказы для детей
  8. Ишимова А.О. «История России в рассказах для детей»
  9. Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки
  10. Паустовский К. Золотой линь (рассказы). Мещерская сторона
  11. Пришвин М. Золотой луг (рассказы)
  12.  Русские народные сказки
  13. Эрих Распе. «Приключения барона Мюнхгаузена»
  14.  Марк Твен. «Принц и нищий»
  15.  П. Бажов «Уральские сказы»
  16.  М.Зощенко Рассказы для детей
  17.  Ш.Перро Волшебные сказки
  18.  Л.Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество»

4 класс

  1. К. Булычёв  «Заповедник сказок»
  2. Велтистов «Приключения Электроника»
  3. В. Каверин «Два капитана»
  4. Р.Фраерман «Дикая собака Динго»
  5. Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»
  6. И.Таранов «Как Богдан Хитровой Симбирск построил»

«Космические приключения Бубоньки»

«Приключения Бубоньки или Тайна планеты Счастья»

  1. А.Царёв «Тимуровка»

«Полинка - хмелинка»

«Ольга-клад»

  1. Л.Фомин «Когда уходит детство»
  2. М.Богданов «Из жизни русской природы»
  3.  В.Игнатьева- Тарават «И снова в детство возвращаясь»
  4.   Клепов «Тайна золотой долины»

«Четверо из России»

  1.  А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
  2.  В. Кочеткова «Урок географии»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курса внеурочной деятельности "РТС" (Развитие Творческих Способностей) 1 класс

Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания  на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют...

Технологическая карта по курсу внеурочной деятельности «Информатика» для учащихся 1-а класса Тема "Камни"

В этом году  внеурочная деятельность  преподавалась мною по комплексной программе "Мир моих интересов". Очень хорошее методическое сопровождение, есть презентации к каждому уроку. Для самост...

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

Программа курса внеурочной деятельности «Подвижные и спортивные игры» 3 класс

Программа курса внеурочной деятельности "Подвижные и спортивные игры "  68 часов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа Докторов» для обучающихся 4 класса.

В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени на­чального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обу­ч...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Азбука добра" 1-4 класс

Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативн...

Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог», 1 класс

Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог»...