Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Азбука добра" 1-4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Мамоново
Утверждено
Руководитель МК
Якушева Е.В.
Протокол №_____
от «___»_____201_ г
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Кружок «Азбука добра»
на 2015 – 2018 учебный год
возраст обучающихся 7-10 лет
Составитель: учитель начальных классов
Якушева Е.В.
- г.
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» »и изменениями, приказ № 2357 от 22.09.2011 г., с учетом целевых установок ООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново.
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.
Кредо современного педагога – воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.
Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Поэтому, формирование коммуникативной компетентности учащихся – одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в школе.
Цель: Формирование развитых коммуникативных способностей младших школьников.
Задачи:
- повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;
- формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, когда, зачем говоришь);
- освоение речевых норм осуществлять в единстве с изучением общих правил культурного поведения;
- обучение умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, и уважительное отношение к другим;
- создание эмоционального тонуса для содействия коммуникативных установок в конкретной ситуации общения.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:1 класс – 25 часов в год. 2 - 4 классы – 34 часа в год.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребёнка этого возраста.
Образовательный процесс в рамках программы призван обобщить, систематизировать знания правил поведения обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего развития. При изучении каждой темы, при решении проблемных задач необходимо постоянно делать акцент на формировании правильного отношения к другому человеку, как личности, ценности, приобщать обучающегося к правильному поведению в обществе. Обучение этикету - это обучение главным образом ценностно - обусловленных нормам, а не только технике общения.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы.
Программа носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство. Физическая культура, музыка.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- истории, виды и значение этикета;
- культуру внешнего вида, правила гигиены;
- правила жизни в обществе;
- правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
- культуру поведения в общественных местах;
- особенности поведения в школе, правильного питания, представление о вреде курения, употребления алкоголя, правила гостеприимства;
- правила дарения и получения подарков;
- правила оформления писем, поздравлений;
- правила ведения переписки в сети Интернет
Обучающиеся должны уметь:
- вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте;
- следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
- правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;
- вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;
- общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации.
Программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты:
- готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально ответственному поведению;
- осознание ценности .личности других людей;
- толерантность.
Метапредметные результаты:
коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- умение разрешать конфликты;
- умение выражать мысли в соответствии с условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической речью;
познавательные УУД:
- знание основ духовно-нравственной жизни человека, культурологических основ семейных и общественных традиций;
- компетенции личностного самосовершенствования: знание правил личной гигиены, забота о здоровье, внутренняя экологическая культура;
- учебно-познавательные компетенции: умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Предметные результаты:
учащийся должен:
- представлять основные этические нормы, принятые в обществе;
- знать принципы этикета и главные правила хорошего тона;
- владеть основами психологической грамотности, необходимыми для успешного общения;
- уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях, оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами.
Способами определения результативности реализации данной программы являются следующие формы контроля: организация и проведение внеклассных воспитательных мероприятий; уроки-практикумы; диагностирование и анкетирование учащихся; викторины и конкурсы; ролевые игры; самостоятельное решение проблемных ситуаций; написание сочинений различных жанров (эссе, рассуждение и др.).
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела (темы) | Количество часов | |
теория | |||
1 класс | Введение (1) | 1 | |
Правила жизни в обществе (19) | 17 | ||
Ты сам (5). | 3 | ||
2 класс | Ты сам (16). | 14 | |
Ты - ученик (18). | 14 | ||
3 класс | Введение (2) | 2 | |
Правила жизни в обществе (32) | 27 | ||
4 класс | Введение (3) | 3 | |
Дом и семья (10). | 8 | ||
Гость - хозяину радость (21). | 16 |
Содержание программы
1 класс
Введение (1).
Что значит быть вежливым?
Правила жизни в обществе (19).
Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета. Формы приветствия и прощания, значение слова «здравствуй». Правила знакомства. Слова прощания. Значение слова «спасибо», способы выражения благодарности. Начало разговора. Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать...? Где находится...? и др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон. Обращение по имени и отчеству. Возможный выбор обращения по имени. Язык жестов, правила произношения «трудных» слов (словарь), слова-паразиты. Культура поведения во время беседы.
Ты сам (5).
Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка. Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. Как поднять себе настроение, способы самонастроя, отношение к окружающим. Игра «Верю - не верю», вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков. Умение одеваться со вкусом, аккуратно, по фигуре, по погоде, в соответствии с ситуацией. Использование косметики и парфюмерии. Этикетные требования к внешнему виду, соответствие одежды и ситуации, мода, гигиена одежды. Что нам говорят личные вещи о человеке. Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера человека.
2 класс
Ты сам (16).
Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка. Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. Как поднять себе настроение, способы самонастроя, отношение к окружающим. Игра «Верю - не верю», вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков. Умение одеваться со вкусом, аккуратно, по фигуре, по погоде, в соответствии с ситуацией. Использование косметики и парфюмерии. Этикетные требования к внешнему виду, соответствие одежды и ситуации, мода, гигиена одежды. Что нам говорят личные вещи о человеке. Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера человека.
Ты - ученик (18).
Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю, отметке, умение доказать свое мнение. Изучение «Устава гимназии №59» и (возможное) внесение поправок. О женственности и мужественности. Хорошие и плохие привычки. Как сформировать хорошие привычки и избавиться от ненужных привычек. Взаимоотношения между одноклассниками, отношение мальчиков и девочек, мини-тест «Примерный ученик». «Правила поссорившихся сторон». Решение ситуаций, уважение к окружающим, (словарь). Правила поведения в общественных местах, на природе, бережное отношение к природе.
3 класс
Введение (2)
Правила жизни в обществе (32)
Культура поведения на улице, отношение к окружающим, правила дорожного движения (словарь). Правила поведения в общественных местах. Посещение больного. Правила поведения в автобусе, трамвае, метро. Изучение «Прав и обязанностей пассажиров» (словарь). Решение ситуаций. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления (словарь). Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам. Правила поведения в общественных местах (словарь). Как собраться в путешествие, поведение в поезде, самолете. Жизнь в палаточном городке. Правила проживания в гостиницах. Особенности этикета в разных странах мира. Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Правила оформления письма, тренировочные упражнения по написанию писем. Правила работы с электронной почтой.
4 класс
Введение (3)
Дом и семья (10).
Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления (человеку больно, он одинок, ему плохо). Слова одобрения, поддержки, утешения, адресованные взрослому и ребенку. Как помочь словом и делом. Невербальные сигналы, сопутствующие перечисленным ситуациям. Отношение к близким, людям старшего поколения, соседям, права и обязанности членов семьи. Простые правила поведения за столом, традиции застолья у народов мира. Культура организации семейного торжества, семейные традиции.
2. Гость - хозяину радость (21).
Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Решение ситуаций. 11равила оформления поздравительной открытки (словарь). Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Дарение цветов. Отношения между мальчиками и девочками, приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец»
Описание материально – технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | Культурологическое образование: формирование культуры общения и культуры читателя у младших школьников [Текст]: методическое пособие / под ред. Н.В. Калининой, ЛИ. Наумовой. - Ульяновск, 2011. | 1 |
2 | Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст] : учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2012. - 192с. | 1 |
3 | Шорыгина, Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М.: Книголюб, 2012. - 64с. (Развивающие сказки для детей.) | 1 |
4 | Этикет. Учусь правилам поведения 1-4 классы/ В.Н. Суслов/ Легион/ Ростов-на-Дону/20102год | 1 |
2.Технические средства обучения | ||
1 | Компьютер | 1 |
2 | Проектор | 1 |
3 | Экран | 1 |
3.Экранно-звуковые пособия | ||
1 | DVD фильмы |
Календарно-тематическое планирование
п/п | Тема | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 класс | |||
1. | Что значит быть вежливым? Что такое этикет | 11.11 | |
Правила жизни в обществе (19) | |||
2. | Приветствие | 18.11 | |
3. | Давайте познакомимся… | 25.11. | |
4. | Прощание | 02.12. | |
5. | Правила поведения в школе | 09.12. | |
6. | Благодарность | 16.12. | |
7. | История Гнома | 23.12. | |
8. | Приветствие о обращение | 13.01. | |
9. | Как разговаривать со взрослыми | 20.01. | |
10. | Извинения | 27.01. | |
11. | Разговор в обществе | 03.02. | |
12. | Общие телефонные правила | 10.02. | |
13. | Обращение к собеседнику. | 17.02. | |
14. | Наши имена | 02.03. | |
15. | Ты и Вы | 09.03. | |
16. | Как не надо говорить по телефону | 16.03. | |
17. | Слова и жесты | 23.03. | |
18. | Внимание к собеседнику | 30.03. | |
19. | Так делать не надо | 06.04. | |
20. | Вежливые слова. | 13.04. | |
21. | Твой внешний вид | 20.04. | |
22. | Уроки гигиены | 27.04. | |
23. | Кое-что о правильном питании | 04.05. | |
24. | Так делать не надо | 11.05. | |
25. | Тайна моего «Я». | 18.05. | |
2 класс | |||
1. | Твое настроение. | ||
2. | Как мы видим друг друга | ||
3. | Вредные и полезные привычки | ||
4. | Не только платье красит человека | ||
5. | Одежда, костюм, мода | ||
6. | Мода на Руси | ||
7. | Не только платье красит человека | ||
8. | Только о мальчиках. | ||
9. | Только о девочках | ||
10. | Решение этикетных задач | ||
11. | Чужой телефон, чужие звонки и разговоры | ||
12. | Правила мобильного разговора | ||
13. | СМС-сообщения | ||
14. | Способы мобильного обмана | ||
15. | Мобильная безопасность | ||
16. | Мобильные номера для экстренных ситуаций | ||
17. | История связи: передача информации на большие расстояния | ||
18. | История сотовой связи | ||
19. | Интерактивная игра | ||
20. | Решение этикетных задач | ||
21 | Твое отношение к учебе и учителям | ||
22 | Общение с одноклассниками | ||
23 | О дружбе | ||
24 | Как решать конфликты | ||
25 | Культура спора | ||
26 | В библиотеке, в столовой, в гардеробе | ||
27 | Загородная прогулка с классом | ||
28 | Итоговое тестирование | ||
29 | Решение этикетных задач | ||
30 | Урок вежливости | ||
31 | Обобщение изученного материала. | ||
3 класс | |||
1. | Введение | ||
2. | Поведение в школе | ||
3. | Мимика | ||
4. | Жесты | ||
5. | На прогулке | ||
6. | Поведение на природе. | ||
7. | В магазине | ||
8. | В больнице. Врач и пациент | ||
9. | В общественном транспорте | ||
10. | Изучение «Прав и обязанностей пассажиров» | ||
11. | В театре, в кино | ||
12. | Танцевальный этикет | ||
13. | Решение этикетных задач | ||
14. | В музее | ||
15. | На концерте, на стадионе | ||
16. | Путешествия | ||
17. | Проект «Мои путешествия» | ||
18. | В гостинице | ||
19. | Решение этикетных задач | ||
20. | Национальный этикет | ||
21. | Поведение в православном храме | ||
22. | Поведение в мечети | ||
23. | Этикет народов Северного Кавказа | ||
24. | Этикет казака | ||
25. | У меня зазвонил телефон... | ||
26. | Пишем письма | ||
27. | Интернет и этикет | ||
28. | Итоговое тестирование | ||
29. | Решение этикетных задач | ||
30. | Обобщение изученного материала. | ||
4 класс | |||
1. | Введение | ||
2. | Поведение в школе | ||
3. | Школьная форма | ||
4. | У себя дома что хочу, то и ворочу | ||
5. | Как правильно есть | ||
6. | Решение этикетных задач | ||
7. | За столом | ||
8. | Семейные праздники | ||
9. | Доброе имя семьи | ||
10. | Добрые слова. Слова утешения | ||
11. | Домашние питомцы | ||
12. | Проект «Мой домашний питомец» | ||
13. | Гостеприимство как национальная черта русских | ||
14. | Мы идем в гости | ||
15. | Принимаем гостей | ||
16. | Правильная сервировка стола | ||
17. | Как вести себя за столом | ||
18. | Даты и торжества. | ||
19. | Решение этикетных задач | ||
20. | Поздравления. Приглашения | ||
21. | О подарках | ||
22. | Цветочный этикет | ||
23. | О комплиментах | ||
24. | Дама и кавалер. | ||
25. | Внешность | ||
26. | Решение этикетных задач | ||
27. | Итоговое тестирование | ||
28. | Обобщающее занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
тематическое плпнирование на 4 года...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Вежливые ребята» в соответствии с ФГОС II поколения
Духовно - нравственное направлениев соответствии с ФГОС II поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Здоровячок" (2 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровячок» составлена в соответствии с требованиями Федерального го...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности 1-4 класс
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности 1-4 класс...