РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа Докторов» для обучающихся 4 класса.
рабочая программа по зож (4 класс) на тему

Леликова Ольга Николаевна

 

В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени на­чального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обу­чающихся. Выпускник начальной школы должен выполнять «правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».

          Основные задачи учебного курса:

  • формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
  • сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного воз­раста;
  • воспитание полезных привычек и пропаганда физической культу­ры, спорта, туризма в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon planirovanie_shkola_doktorov.zip54.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Козловская средняя общеобразовательная школа

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено

на заседании МС

Протокол №___от «___»____2015 г.

руководитель МС

 Нетёсова Г.Н.

________________

Согласовано:

Заместитель директора по ВР

Петрова Е.В

от «___»_________2015г.

Утверждаю.

Директор школы

Раковский В.С.

Приказ №_________

От «___» _______2015 г.

_______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                            КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                              «Школа Докторов»

Возраст детей 9- 10  лет.

Срок реализации курса внеурочной деятельности – 1 учебный год.

Автор: учитель начальных классов

Леликова Ольга Николаевна

с. Козловка

Бутурлиновского муниципального района

2015 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен выполнять «правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа охватывает основные направления здоровьесберегающей деятельности в начальной школе и позволяет пробуждать в детях желания заботиться о своем здоровье, относиться к своему здоровью как к ценности; формировать установки на использование здорового питания; создавать оптимальные двигательные режимы для детйй с учетом из возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдать рекомендуемый врачами режим дня; снизить влияния негативных факторов и рисков на здоровье детей (низкая двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

сформировать умения отказаться от участия в ситуациях, наносящих вред собственному здоровью и здоровью окружающих; сформировать у ребенка потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание ошибок младших школьников, предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей, Созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.

Учитывая, что программа предусматривает освоение основных, культурных и этикетных норм, учителю вместе со школьниками необходимо выработать определенные правила поведения на весь период проведения занятий.

Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения собственного здоровья.

Основные задачи учебного курса:

  • формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
  • сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
  • воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех «П»: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей; уважение к ребенку, к процессу к результатам' его деятельности; комплексный подход; систематичность и последовательность; интеграция; наглядность - важные принципы реализации программы.

При этом содержание разделов строится на основных принципах дидактики:

  • принцип научности - предлагаемый материал соответствует представлению современной науки о культуре здорового образа жизни;
  • принцип доступности - содержание информации и ее объем соответствует возрастным возможностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста (предлагаемый детям для усвоения материал должен быть доступным для понимания и усвоения, теоретический материал должен быть подкреплен практическими действиями и демонстрациями; предусматривается организация и проведение сюжетно-ролевых игр,действий, поиск информации и проектная деятельность обучающихся);
  • принцип наглядности — познание осуществляется с использованием современных дидактических средств;
  • принцип занимательности - материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит информацию полезную для практической деятельности;
  • принцип адаптивности (создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи приоритетности самоценности детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка);
  • принцип актуальности (отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией);        <
  • принцип психологической комфортности (психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации);
  • принцип обучения в деятельности (организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умение самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике);
  • принцип целостности содержания образования (выделение основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в процессе его осуществления);
  • принцип сознательности и активности (направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих);
  • принцип опоры на предшествующее развитие (опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие и воспитание.)
  • принцип минимакса - учитель дает содержания много, а каждый ученик усваивает по своим возможностям;
  • принцип социализации личности — представления о социальном и предметном мире должны быть едиными и целостными.

Данная программа предназначена и направлена на организацию образовательного процесса по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника.

Срок реализации данной программы 2015 -2016 учебный год.

Формы деятельности обучающихся: коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Формы работы: с использованием компьютера, интернет, создание презентаций, социально-значимых проектов, исследовательская и экспериментальная деятельность и др.

Программа реализуется в учебной деятельности как ведущей для этого возрастного этапа и внеурочной деятельности, также значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников Базовыми в образовательной концепции стали ценности человеческой жизни и человеческого здоровья.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимают «полное физическое, психическое и социальное благополучие».

Начальное общее образование обеспечивает формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся на начальной ступени образования через уроки здоровья, урочную, внеурочную и внешкольную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Большое внимание уделяется построению и реализации здоровьесберегающего, безопасного для здоровья ребенка учебного процесса.

Учитель начальных классов организует просветительскую работу с учащимися и их родителями.

В своей педагогической деятельности учитель формирует положительную мотивацию младших школьников на усвоение ребенком знаний и представлений о здоровом и безопасном образе жизни и гигиеническое поведение. Необходимо учитывать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Методика работы с детьми строиться в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование, исследовательскую деятельность, поисковую активность младших школьников.

Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

  • ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей;
  • стремление вести здоровый образ жизни, мотивация к здоровьесберегающей деятельности и ГТО;
  • умение оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников по умению вести здоровый образ жизни;
  • сопричастность к решению экологических проблем своей малой родины;
  • толерантное отношение к ровесникам;
  • формирование потребностей здорового образа жизни.

Метапредметные универсальные учебные действия

Обучающийся получит следующие умения:

  • навык групповой работы с большими массивами информации, практического применения этой информации;
  • признание права каждого человека на собственное мнение;
  • умение воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников знаний;
  • самостоятельно ставить цель, формулировать ее в устной или письменной речи;
  • владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
  • умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; среде;
  • владение эффективными способами организации своего свободного времени;
  • знание и применение правила поведения в экстремальных ситуациях; *
  • позитивно относиться к своему здоровью;
  • владение способами физического самосовершенствования;
  • владение способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
  • знание и применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
  • владеть навыками оказания первой медицинской помощи;
  • владение элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
  • многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

Содержание курса

 4 класс (34часа)

Наше здоровье. Что такое здоровье? Физическое, психическое, духовное и социальное здоровье. Что разрушает здоровье человека? Что такое эмоции? Чувства и поступки. Смех и здоровье человека. Стресс. Поступки, вызывающие стресс.

Как помочь себе сохранить здоровье. Учимся думать и действовать. Способы выхода из стрессового состояния. Учимся находить причину и прогнозировать последствия событий. Умей выбирать. Ответственное поведение. Продуманные и непродуманные действия. Что зависит от моего решения. Принимаю решение. Я отвечаю за свое решение.

Злой волшебник - табак. Что мы знаем о курении? Правила здорового и безопасного образа жизни. Экология и здоровье.

Почему некоторые привычки называют вредными. Зависимость. Инфекционные заболевания. Чужое влияние. Манипулирование другими людьми. Экология, поведение в природе. Нравственное и безнравственное поведение человека. Умей сказать: «Нет!» Наркомания - знак беды.

Шантаж. СПИД - страшная болезнь. Химия в быту. Гиподинамия. Зависимость от компьютера и Интернета. Почему вредной привычке ты скажешь: «Нет!» Я умею выбирать. Преодоление психологического давления сверстников или более старших детей.

Помоги себе сам. Волевое поведение. Злой волшебник - алкоголь. Сделай правильный выбор. Оценивание поведения литературных героев. Установка на сохранение собственного здоровья и здоровья близких людей. Злой волшебник - наркотик. Наркотические вещества. Дети- инвалиды. Болезни, связанные с принятием наркотиков и химических веществ.

Мы - одна семья. Мальчишки и девчонки. Такие одинаковые и разные. Социальная роль мужчин и женщин. Моя семья. Дружба. День здоровья. День ГТО.

Умеем ли мы правильно питаться и соблюдать гигиену. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем - плохо. Наше здоровье. Я здоровье берегу - сам себе я помогу. Будьте здоровы! Здоровье - самая главная ценность человека.

4 класс -  Тематический план -34 часа

Тема

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Дата

По плану

фактически

1

Наше здоровье

4

Сформированность осознанной потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; самостоятельность в выполнении культурно- гигиенических навыков и жизненно важных привычек; умение элементарно описывать свое самочувствие

2

Как помочь себе сохранить здоровье

3

Творческое отношение к своей двигательной способности; стремление к выполнению культурно-гигиенических навыков; выполнение элементарных процессов самообслуживания; изучение своих физических возможностей; наблюдение за собственным здоровьем

3

Что зависит от моего решения

2

Умение контролировать и оценивать собственную деятельность и поступки; умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания

4

Злой нолшсб- ник - табак

1

Устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьес- берегающего и безопасного поведения

5

Почему некоторые привычки называют вредными

5

Устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьес- берегающего и безопасного поведения

6

Помоги себе сам

1

Устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьес- берегающего и безопасного поведения; стремление к обогащению своего игрового опыта для укрепления здоровья

7

Злой волшебник - алкоголь

3

Устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьес- берегающего и безопасного поведения

8

Злой волшебник - наркотик

2

Устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни," здоровьес- берегающего и безопасного поведения

9

Мы - одна семья

2

Умение жить и действовать в коллективе, небольшой группе детей; интерес к изучению своего организма, своих физических возможностей; сформированность осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека

ситуациям; стремление оказать помощь людям; соблюдение элементарных правил культурного и здорового образа жизни

10

Нестандартные уроки и уроки- праздники

11

Умение выполнять физические нагрузки с напряжением и в заданном темпе; проявление выносливости, быстроты реакции, силы, гибкости, координации движений; умение заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих людей; сформированность потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; сформированность о сохранении и укреплении собственного здоровья, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья; устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегаю- щего и безопасного поведения

Содержание деятельности обучающихся

Тема 1. «Наше здоровье».

Урок 1 .

Тема «Что такое здоровье».

Актуализировать знания детей о физическом, психическом, духовном, социальном здоровье человека. Обсудить различные жизненные ситуации, которые могут разрушить здоровье человека. Умение определять причины и признаки различных заболеваний. Вспомнить, какую доврачебную помощь дети могут оказать другим людям.

Сформировать умение определять пульс и считать его. Рост и вес ребенка. Определение понятия «дистрофия». Работа в группах «давай поговорим», в процессе которой дети рассказывают о своем здоровье, задают друг другу вопросы. Экология, которая нас окружает.

Толкование слова «здоровье - это ...».

Подвести учащихся к выводу, что здоровье ^ это состояние полного физического и духовного благополучия, а не только отсутствие болезни.

Урок 2 .

Тема «Что такое эмоции».

Дать определение понятия «эмоции». Через ^рисунок изобразить различные эмоции человеческого лица: горе, радость, удивление, уныние и т.д. чпостроить диалог с целью выявления, какие чувства дети испытывают в различных жизненных ситуациях.

Урок 3 .

Тема «Чувства и поступки».

Актуализировать знания учащихся о влиянии смеха на здоровье человека. Раскрыть значение фразеологизмов «слезы радости», «слезы отчаяния», «слезы умиления». Выяснить, какие события или поступки других людей могут вызвать радость и смех, плач и огорчение. Чувства сопереживания, зависти, ненависти, любви и другие отвлеченные понятия, связанные с чувствами. Приведение примеров и их анализ.

Формировать умение передавать свои чувства через рисунок.

Урок 4 .

Тема «Стресс».

Актуализировать знания детей о том, в каких случаях дети испытывали чувство страха, напряжения, неловкости, ужаса, чрезмерной радости, настороженности, безнадежности.

Дать определение понятия «стресс». Обсудить, какие поступки лю- зей или явлений природы могут вызвать у человека стресс. Анализ си-

туаций: людей берут в заложники; дорожно-транспортное происшествие; мяч на дороге; переход дороги в неположенном месте; возгорание в доме; сход лавины; ливень в горах и т.д.

Практическая работа, в ходе которой дети выработают противопоставление признаков стресса действиям, которые улучшают самочувствие человека.

Составление коллективного плана «Мои действия в стрессовой ситуации».

Тема 2. «Как помочь себе сохранить здоровье».

Урок 5 .

Тема «Учимся думать и действовать».

Определение понятия «настроение». Дети называют возможные причины плохого настроения. Обсуждают способы выхода из стрессовых ситуаций. Культура поведения и общения.

Чтение и анализ стихотворений о разных жизненных ситуациях, которые причиной смены настроения. Анализ поступков героя из рассказа Н. Носова «Фантазеры». Беседа о плохих поступках и о том, к каким результатам во взаимоотношениях между людьми они могут привести. Необходимость продумывания своих предполагаемых действий при общении с другими людьми с целью сохранения своего и чужого психического и духовного здоровья.

Организовать творческую работу в группах для проведения игры «Что? Зачем? Как?» Формировать умение у детей вести диалог, находить правильные ответы на поставленные вопросы, проговаривать их вслух, комментировать и анализировать.

Урок 6 .

Тема «Учимся находить причину и последствия событий».

В процессе игры «Почему это произошло?» формировать у детей умение находить причину возникших ситуаций, анализировать описанные события.

Провести профилактическую беседу о том, к каким последствиям могут привести необдуманные действия и поступки, сказанные слова. Найти и обсудить русские народные пословицы по озвученной проблеме. Организация и проведение тренинга по формированию умений соблюдать правила безопасного поведения при общении с людьми, на улице, при переходе дороги, в транспорте, при экстремальных ситуациях.

Урок 7 .

Тема «Умей выбирать».

Ввести понятия «ответственность», «ответственное поведение», использовать различные «Толковые словари русского языка». Познакомить

содержанием сказки «Бобр и Осел», формировать умение предвидеть последствия возможных действий, которые могут принести вред здоровью другого. Учить делать содержательные обобщения о том, какое поведение можно назвать ответственным, подвести к выводу о том, что у человека в любой ситуации есть выбор. Воспитывать отрицательное отношение к непродуманным действиям, вредным привычкам, бездумному употреблению различных слов.

Организовать творческую игру в группах «Мы говорим друг другу комплименты», развивать творческие способности, вариативное мышление, чувство юмора.

Тема 3. «Что зависит от моего решения».

Урок 8 .

Тема «Принимаю решение».

Актуализировать знания детей о том, какие места называют общественными. Вспомнить пословицы о поведении в общественных местах. Провести беседу о правилах поведения в общественных местах. Через рисунок изобразить, как нельзя себя вести в .кино, кафе, ресторане, столовой, театре, цирке, на улице, вокзале, при переходе через дорогу или железнодорожные пути, в парке, транспорте, в лесу или парке, у водоема и т.д. Выяснить, к каким последствиям может привести несоблюдение этих правил.

Вспомнить правила этикета. Групповой проект «Создаем свои правила этикета».

Сформировать четкое представление о том, что правила поведения в различных жизненных ситуациях охраняют жизнь и здоровье человека. Если человек сам принимает решение, он сам за него несет ответственность. Незнание закона не освобождает от наказания. Думай, прежде чем что-либо предпринять.

Учить видеть собственные недостатки, адекватно оценивать свои поступки, действия, отношение к другим людям. Формировать умение устранять плохие привычки, воспитывать в себе стремление к объективной самооценке, справедливой оценке своих и чужих достоинств и недостатков. Уважать чужое мнение, выбор других людей.

Провести игру-тренинг «Мы самые хорошие и самые любимые».

Урок 9 .

Тема «Я отвечаю за свое решение».

Актуализировать знания детей о правилах поведения на улице, в парке, аквапарке, музее и т.д. Выяснить, что может произойти, если не соблюдать общепринятых правил поведения в общественных местах. В игровой форме актуализировать знания детей об ответственности за свои

оступки и принятые решения. Провести анализ различных жизненных ситуаций, связанных с жизненным опытом детей. Учить детей находить выход из различных неприятных конфликтных ситуаций.

Выступления детей по теме «Что я знаю о себе?».

Тема 4. «Злой волшебник - табак».

Урок 1 0.

Тема «Что мы знаем о курении».

Актуализировать знания детей о вреде курения. Провести экскурс в историю: откуда на Руси табак взялся. Выяснить, почему курение относят к вредным привычкам. Пословицы о курении. Организовать и провести игру-тренинг на знание правил, необходимых для сохранения психического, нравственного, физического, духовного здоровья детей. Дать понятие о том, что люди относят к вредным привычкам, чем опасны они для здоровья человека.

Сформулировать вместе с детьми правила здорового и безопасного образа жизни. Провести конкурс рисунков или выставку фотоколлажей.

Используя видеоролики, показать состав сигарет, рассказать, как в сигареты и папиросы попадают наркотические вещества. Понятие «никотиновая зависимость».

Вести пропаганду здорового и безопасного образа жизни, прививать стремление заниматься спортом. Организовать конкурс рисунков на эту тему, вывесить рисунки на окнах магазинов, аптек (с разрешения торгующих организаций), в парках, на дверях домов и подъездов.

Тема 5. «Почему некоторые привычки называют вредными».

Урок 11.'

Тема «Зависимость».

Определение понятия «зависимость». Актуализация знаний о вредных привычках, инфекционных заболеваниях. Опасность подражания вредным привычкам других людей. Беседа о том, как можно легко поддаться чужому влиянию и настроению. Что значит: манипулировать другими людьми. Опасность зависимости от вредных привычек. Зависимость от компьютерных игр, телепередач. Гигиена одежды и обуви. Нравственное и безнравственное поведение человека.

Поведение человека на природе. Какими нас видят инопланетяне (рассуждения детей о вредных привычках, неразумных поступках). Кого называют «нюхачами»? Чем они опасны для общества? О вреде различных газов для здоровья человека.

Вывод: любая вредная зависимость опасна для здоровья человека.

Урок 12.

Тема «Умей сказать нет».

Актуализировать знания детей о поведении в различных жизненных ситуациях. Игра «Повтори за мной», анализ эпизодов игры: что хотелось повторить, какие движения вызвали опасения, отвращение, неприятие. Раскрытие понятий «ведомый», «ведущий». Какую роль хотелось бы выполнять в обществе: ведомого или ведущего за собой.

Просьбы: всегда ли они выполнимы. В каких случаях на просьбы детей о том, что нужно что-либо приобрести, они слышали ответ: «Нет!» Манипулирование людьми. Шантаж. Умение вежливо отказать. Наркомания — знак беды. СПИД - страшная болезнь века. Курение - опасно для здоровья. Химия в быту. Чем опасен воздушный шарик в надутом состоянии.

Урок 13.

Тема «Как сказать нет»

Любимые занятия детей. Занятия детей после школы. Опасность общения с ровесниками, более старшими детьми на улице. Гиподинамия - чем она опасна для растущего организма. Решение и плоды решения как они связаны между собой. Работа с плакатом «Дерево решений». Исследования, связанные с различными напитками «Пепси- кола», «Кока- кола», «Спрайт». Профилактика отравления, табакокурения, наркомании, инфекционных заболеваний. Профилактика детского травматизма.

Исполнение частушек о здоровом образе жизни и вредных привычках.

Урок 14.

Тема «Почему вредной привычке ты скажешь нет».

Курение - иллюзии и реальность. Болезни органов тела, связанные с курением и вдыханием сигаретного дыма. Законы РФ о здоровье человека.

Алкоголь - похититель здоровья и рассудка. Конкурс пословиц, поговорок, рисунков, фотомонтаж фотографий, где люди сняты в нетрезвом состоянии. Беседа о том, можно ли и нужно ли подражать людям с вредными привычками. Влияние алкоголя на организм человека, память и мышление. Об опасности общения с пьяницами. Чем опасен пьющий член семьи, как ему помочь избавиться от этой вредной привычки.

Урок 15.

Тема «Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения».

Преодоление давления сверстников или более старших детей. Игра «выбери правильный ответ», рисунок «Чего я опасаюсь», «Мое дерево решений».

Коллективное творчество «Мы живем без табачного дыма».

Реклама здорового образа жизни.

Тема 6. «Помоги себе сам».

Урок 16.

Тема «Волевое поведение».

Дать определения понятий «воля», «волевое поведение». Актуализировать знания детей о том, какие волевые поступки уже смогли совершить дети. Сформировать умение ориентироваться в ситуации, когда желания неоднозначны. В ходе беседы определить, на достижение каких целей может быть направлено волевое поведение и почему оно может быть безнравственным.

Для закрепления знаний по теме организовать проведение игр «Давай поговорим», «Сокровища сердца», а в итоге занятия через групповую деятельность придумать правила игры «Воспитай себя сам».

Тема 7. «Злой волшебник — алкоголь».

Урок 17.

Тема «Алкоголь».

Посредством коллективного рисования выяснить, как дети понимают значение выражения: «У нас дома праздник», затем с помощью устной речи озвучивают свои рисунки. Что вызывает праздничное или предпраздничное настроение? Что разрушает это?

Познакомить с понятием «алкоголь». Виды алкоголя. Влияние алкоголя на организм человека. Болезни, возникающие у тех, кто часто принимает спиртные напитки. Просмотр видеороликов и обсуждение их. Алкоголь и дети-инвалиды - как это связано между собой.

Провести игры, которые помогут детям уяснить и закрепить правильное отношение к алкоголю и людям, употребляющим спиртное, научить детей правильно выбирать друзей.

Сформировать у детей желание заботиться о своем здоровье. Становление навыков противостояния вовлечению в употребление алкоголя.

Урок 18.

Тема «Алкоголь - ошибка».

Сформировать умение оценивать правильные и ошибочные поступки и находить пути их исправления. Познакомить с содержанием басни С. Михалкова «Непьющий воробей». Учить детей правильно оценивать поступки героев литературных произведений. Развивать у детей противостояние вовлечению в употребление алкоголя в любых дозах.

Формировать у детей установку на сохранение собственного здоровья. Проанализировать пословицы и поговорки о пьянстве и алкоголизме: когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды. Бутылочки и рюмочки доведут до сумочки. Тот себе вредит, кто в рюмочку глядит. Дать понятие о детском алкоголизме и его опасности для человека на всю жизнь.

Предложить детям провести конкурс семейного рисунка по пословицам и поговоркам о вреде пьянства. Обсуждение высказывания Н.А. Семашко: «Сколько мужья выпили водки — столько семья пролила слез».

Познакомить с традициями русского народа, связанными с употреблением спиртного. (Из истории. В Древней Руси пили мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, пили брагу, пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый выпивал по нескольку глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, так как пьянство считалось величайшим грехом и позором.)

Подвести детей к выводу о том, что алкоголь опасен для человека в любом возрасте, что он делает человека зависимым. Вылечиться от алкоголизма очень трудно и дорогостояще.

Урок 19.

Тема «Алкоголь - сделай правильный выбор».

Провести конкурс семейных рисунков, пословиц. Стихи и басни о любителях выпить. В творческих группах создать рекламные плакаты против пьянства и алкоголизма, вывесить их на стенах коридоров школы, доступных для обзора родителей.

Провести беседу о том, как много несчастий и болезней может принести чрезмерное употребление алкоголя.

Формировать у детей стремление в любой трудной ситуации находить правильный выход и выбор, уметь сказать: «НЕТ»,- когда предлагают выпить спиртное, умение прислушиваться к разумным советам. Учить доказывать правильность своего решения и выбора, видеть его последствия и знать, к каким результатам это приведет.

Подвести детей к выводу о том, что каждый человек хозяин своей жизни, судьбы, каждый ответственен за сохранение своего здоровья, что алкоголь опасен для благополучия человека.

Тема 8. «Злой волшебник - наркотик».

Урок 20.

Тема «Наркотик».

Что мы относим к наркотическим веществам. Показ видеоролика о детях-инвалидах, которые страдают из-за безответственного поведения

родителей-наркоманов. Провести беседу о том, что наркомания — это особое психическое заболевание. Сформировать представление о том, какие вещества можно отнести к наркотическим, какую опасность они несут для здоровья человека и его будущих детей. О недолговечности жизни наркоманов.

Профилактическая беседа о правилах поведения с незнакомыми людьми, особенно с теми, кто предлагает, что-то из съестного, сигареты, таблетки, красивые конфеты и т.д. Проанализировать ситуацию на примере отрывка Дж. Родари «Рыбы». Может ли человек оказаться в подобной ситуации?

Выполнить творческую работу «Я никогда не буду принимать наркотики!» (нарисуйте свою половину дерева решений).

Урок 21.

Тема «Наркотик - тренинг безопасного поведения».

Привести статистические данные по своему региону о количестве людей, состоящих на наркологическом учете и о количестве преступлений, совершаемых в состоянии наркотического опьянения. Отношение наркоманов к своим родителям, близким и друзьям. Опасные заболевания среди наркоманов.

В процессе игры «Давай поговорим!» подвести детей к выводу о необходимости сказать «Нет!» любой вредной привычке.

Тема 9. «Мы - одна семья».

Урок 22 .

Тема «Мальчишки и Девчонки».

Актуализировать знания детей о социальной роли мужчин и женщин. Анализ песни «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши ...». Обязанности мальчиков и девочек в современном мире, семье и школе. Проанализировать положительные качества, которые должны быть у мальчиков и девочек. Обсудить интересы девочек и мальчиков на примере игры «Давай поговорим». Провести беседу по стихотворению Э. Успенского «Если был бы я девчонкой...»

О взаимоотношениях мальчиков и девочек. Что значит «быть джентльменом»?

Урок 23.

Тема «Моя семья».

Актуализировать знания детей о том, каково назначение семьи в современном мире. Какими должны быть отношения в семье. Как должны помогать люди друг другу в семье. Родственные связи.

Для чего человек создает семью. Семейный кодекс. Как строить любовь, уважение и терпимость в семье. Права и обязанности членов семьи. Семейные ценности и традиции.

Проектно-исследовательская работа по теме «История моей семьи» или «Летопись нашей семьи», «Профессии в нашей семье». Составить генеалогическое дерево семьи «Моя родословная».

Провести психологический тест-рисунок «Нарисуй свою семью».

Тема 10. Нестандартные уроки, защиты проектов, викторины и уроки-праздники.

Урок 24.

Тема «Дружба».

Провести диспут на тему: «Что значит - дружить?» актуализировать знания детей о том, зачем человеку нужны друзья и приятели. Расширить представления детей о дружбе, о том, кого можно считать другом. Обсудить высказывания великих людей о дружбе. Прбвести конкурс пословиц о друзьях и дружбе.

На основе содержания рассказов В. Осеевой, Б. Заходера, В. Драгунского, Н. Носова сформировать у детей правильное понимание выражения «настоящий друге. Организовать проведение игры, анкетирования, которые позволят выявить малые микрогруппы детей, с которыми необходимо поработать психологу или кЛассному руководителю. Провести творческую работу по написанию сочинений на тему «Почему я считаю ... настоящим другом» или «Кого и почему я взял бы с собой в поход в горы».

Урок 25 .

Тема «День здоровья».

Занятие проводится на свежем воздухе в форме соревнования и состязаний.

Перед выходом на стадион или в парк необходимо провести беседу о необходимости ведения активного образа жизни, о правилах поведения на стадионе, в парке. Правила безопасности при проведении подвижных игр.

Познакомить со статистикой заболеваний, связанных с гиподинамией. Дать задание к следующему уроку здоровья подобрать пословицы и поговорки о здоровом образе жизни, высказывания великих и знаменитых людей на эту тему. Обсудить, какой образ жизни ведет президент страны, какими видами спорта занимается. Письменно дети отвечают на вопросы анкеты о своем здоровье:

  • Сколько раз болел в этом учебном году?
  • Сколько уроков пропустил по болезни?
  • Что послужило причиной болезни?
  • Достаточно ли хорошо ты заботишься о своем здоровье?
  • Какие секции посещаешь?
  • Какими видами спорта увлекаешься?
  • В какие подвижные игры чаще всего ты играешь во дворе в неурочное время?
  • Что тебе нужно для того, чтобы болеть реже или не болеть совсем?

Вывод: чтобы успешно учиться, вести активный образ жизни нужно быть физически нравственно здоровым, нужно укреплять свое здоровье, вырабатывать навыки здорового и безопасного образа жизни.

Урок 26.

Тема «Умеем ли мы правильно питаться».

Познакомить детей с разнообразием пищи, ее значением для растущего детского организма. Обсудить, чем вредны перекусы. Актуализировать знания детей о правилах здорового питания. Сформировать представления о полезных и вредных доя здоровья ребенка продуктах питания. В группах дети создают проекты правильного и полезного питания. Затем защищают свои проекты, отвечают на вопросы, поставленные учениками из других творческих групп.

Актуализировать знания об органах пищеварения, опасности их заболевания. *

Урок 2 7.

Тема «Я выбираю кашу».

Конкурс поговорок и пословиц, в которых упоминается каша. Чтение и обсуждение рассказов Н.Носова, В. Драгунского о том, как дети готовили или не хотели есть кашу. Актуализировать знания детей о видах каш. Сводить на экскурсию в гастроном, посмотреть в каких упаковках бывает каша, из каких зерновых культур можно приготовить кашу. О пользе каш расскажет повар школы или медработник. Дети говорят, о своем отношении к кашам, называют любимые каши. Могут рассказать рецепты их приготовления. Каши мгновенного приготовления.

Угощение детей кашей в столовой (по предварительной договоренности родительского комитета с шеф-поваром школы).

Урок 2 8.

Тема «Чистота и здоровье».

Конкурс пословиц и поговорок о чистоте и порядке. Повторить правила личной гигиены и гигиены помещения. Поговорить об экологическом состоянии микрорайона, в котором стоит школа. Сформировать

представления о чистоте тела и духа. На примере произведений К. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» актуализировать знания детей о том, откуда берется грязь и мусор и как с ними бороться. Довести до осознания, что важнее чистоту не наводить, а поддерживать. Порядок должен быть всегда. Беседа о том, какие химические препараты помогают избавиться от грязи, их назначении и опасности для организма человека. Правила пользования химическими препаратами.

Организовать творческую деятельность детей: составление и оформление стенгазеты «Пословицы и поговорки о чистоте и порядке», «Чистота - залог здоровья!», «Может ли грязнуля быть здоровым?», «Легко ли грязнулям жить на свете белом».

На протяжении всего занятия проводятся игры, конкурсы, викторины.

Урок 29.

Тема «Откуда берутся грязнули»

Актуализация знаний учащихся о том, кого называют грязнулями и почему. Игра путешествие. На первой станции «Грязнулька» дети встречаются со сказочными персонажами, которые перестали следить за чистотой и порядком в доме, школе, во дворе, на улице, в парке, кино и т.д. Анализ стихотворения Л. Яхнина «Жил на свете мальчик странный». Решение проблемного вопроса: «Можно ли« заболеть от чистоты?» Познакомить с правилами ухода за волосами. Анализ содержания стихотворений Э. Успенского «Очень страшная история» и В. Лифшица «Тротуар ему не нужен». Сформулировать правила аккуратности, требований к внешнему виду. Пословицы и поговорки об аккуратности.

На станции «Лентяек» провести беседу по проблеме, почему дети могут быть ленивыми, как они понимают смысл выражения «быть ленивым». Обсудить правило: «У каждой вещи должно быть свое место». Пословицы и поговорки о лени, ленивых детях.

Организовать проведение игры «Хорошо или плохо», в ходе которой дети предлагают для обсуждения положительные или отрицательные жизненные ситуации. Анализ стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Урок 3 0.

Тема «Чистота и порядок».

Организовать игру-путешествие, разделив детей на команды. Творческая работа с пословицами и поговорками. Конкурс загадок.

Беседа о проблеме чистоты и порядка в доме, школе, общественных местах, на природе. Составление коллективного проекта «Экологический паспорт школы» или индивидуального проекта «Экологический паспорт

дома, в котором я живу». Игра-рассуждение «Поговорим о бережливости».

Составление монолога «О чем мечтает школьный портфель» или «Поговорим о школьном портфеле».

Творческая работа в группах «Рисуем город Чистоты и Порядка». Защита проектов. Беседа о состоянии улиц, парков, зеленых насаждений в родном городе (селе, поселке, деревне). Организовать выставку рисунков и фотоколлажей.

Урок 3 1.

Тема «Будем делать хорошо и не будем - плохо».

Актуализация знаний детей о том, что любое общение должно приносить радость. Избегать общения с людьми, которые неприятны. Анализ стихотворения А. Чепурова. Раскрыть смысл пословиц о доброте, взаимоуважении. Организовать диспут по теме «Легко ли быть добрым?»

Формировать у учащихся активную позицию по проблеме хорошего или плохого поведения, о добрых поступках, об отношении к вредным привычкам. Расширить опыт позитивного взаимоотношения с окружающим миром. Воспитывать у детей основы эстетической культуры, культуры поведения и культуры здорового и безопасного образа жизни.

Урок 32.

Тема «КВН"«Наше здоровье».

Заранее подготовить команды, определить группы болельщиков (дети из этого класса или приглашенные ученики из других классов школы).

Развивать творческие способности, внимание, память, речь, мышление, умение работать в команде.

Провести конкурсы на ловкость, сообразительность, знание пословиц и поговорок, связанных с темами занятий по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

Конкурсы стихотворений и рассказов. Повторение правил движения, противопожарной безопасности. Мотивировать учащихся на творческое отношение к любому делу, к работе на результат.

Урок 3 3.

Тема «Я здоровье берегу - сам себе я помогу» (защита авторских проектов).

Повторить правила Докторов природы, личной гигиены, значимость соблюдения режима дня. Поговорить о вреде курения, опасности наркомании для здоровья человека, вредных привычках, о вреде переедания и недосыпания. Формировать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Поговорить о вреде компьютеров для здоровья младших школьников в виде игры «Атас! Компьютеры идут на вас!»

Дать установку на сохранение и укрепление здоровья, формировать навыки здорового и безопасного образа жизни. Формировать потребность безбоязненного обращения детей к врачу за врачебной помощью.

После защиты авторских проектов организовать занятие в форме спортивного праздника на школьном стадионе или в спортивном зале (в случае дождливой погоды п).

Урок 3 4.

Тема «Будьте здоровы».

Актуализировать знания детей о собственном здоровье. Провести беседу о посещении медицинского кабинета и сравнить личные результаты медицинского осмотра в начале учебного года и в его конце. Подвести к выводу о том, что здоровье - это самая главная ценность каждого человека.        '

Организовать творческую игру «Письма», в которых детям необходимо раскрыть свою точку зрения на вопросы, связанные со здоровьем, душевным и психическим состояниями, умением подбирать добрые, ласковые и вежливые слова при общении с другимц, людьми.

Формировать у детей устойчивое желание заботиться о своем здоровье и здоровье близких людей.

Вспомнить, чем занимались в течение года на занятиях «Уроки здоровья», какие ценные советы получили и как их претворяют в жизни. Организовать выставку проектов, фотоколлажей, рисунков, поделок за весь учебный год.

Работая в группах, подготовить и вывесить стенгазету «Будьте всегда здоровы!»

Мониторинг физического развития. Нормативы ГТО.

Литература

  • Акинина Г.А. Управление здоровьесохранением учащихся в современной школе / Г.А. Акинина, В.В. Маскин; МОУ «Средняя общеобразовательная школа №63 », г. Рязани; ГОУ ДПО «Ряз. Ин-т развития образования». - Рязань, 2009. - 119 с.
  • Анис им ов JI.H. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи / J1.H. Анисимов. — М.: Юридическая литература, 1988.-176 с.
  • Антропова М.В. Гигиена детей и подростков: Метод, рекоменд. / М.В. Антропова. - М.: Медицина, 1982. - 335 с.
  • Акулова А.И. Ритмическая гимнастика для детей 6-7 лет: Учебн. Пособие. - М.: Физкультура и Спорт, 2007. - 56 с.
  • Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на дорогу. 1-4 классы. — М.: ВАКО, 2012, 192 с.
  • Ковалько В.И. Школа физкультминуток. 1-4 классы. — М.: ВАКО, 2010,224 с.
  • Кроун К. В., Либерман Л.Р., Пармз К.А. Познай себя. Школа здоровья. Руководство для учителя. Уровень 1. - М.: ВИТОЦЕНТР, Министерство образования Российской Федерации, 1994 г. - 296 с.
  • Кучма В.Р., С^рдюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М., 2000.
  • Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1—4 классы) / изд. 2-е, доп. и неправ. - М.: ВАКО, 2014. - 288 с.
  • Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 1 год обучения : рабочая тетрадь . - Воронеж : ВОИПКиПРО, 2014. — 35 с.
  • Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 2 год обучения : рабочая тетрадь . - Воронеж : ВОИПКиПРО, 2014. - 40 с.
  • Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 3 год обучения : рабочая тетрадь . - Воронеж : ВОИПКиПРО, 2014. - 112 с.
  • Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки здоровья. 4 год обучения : рабочая тетрадь. - Воронеж : ВОИПКиПРО, 2014. - 112 с.
  • Патрикеев А.Ю. Зимние подвижные игры. 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 20        , 176 с.
  • Плешаков А.А. «Атлас определитель». - М.: Просвещение, 2014.-136 с.
  • Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе средствами разных учебно-методических

комплектов / Отв. Редактор Л.Е. Курнешова. - М.: Московский центр качества образования, 2010.-136с.

  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегаюпше образовательные технологии в современной школе. - М.: АПКиПРО, 2002. - 121 с.
  • Тошева        Л.И. Основы безопасности дорожного движения. 1—4 классы. - М.: ВАКО, 20...., 240 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2012 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014. - 33 с.
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с юм. и доп. на 2014 г. - М.: Эксмо, 2014.
  • Фетисов А.С. Здоровьесберегающая образовательная вреда школы: история и современное состояние : монография / А.С. Фетисов. - Воронеж : АИСТ, 2013. - 176 с.
  • Формирование здорового образа жизни у дошкольников : планирование, система работы / авт.-сост. Т.Г. Карепова. — Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2014. - 170 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа юных исследователей"

        Программа внеурочной деятельности "Школа Юных исследователей" направлена на обучение навыкам научного поискового исследования, рассчитана на учащихся 6-11 ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа добрых дел" для 3-4 классов

Данная программа предназначена для социального направления развития личности младшего школьника. Программа реализуется в форме кружка....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа русского языка»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа русского языка»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школа добрых дел» начального общего образования 1-4 классы (социальное направление)

Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой и...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа Светофорчика"

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа русского языка»

В настоящее время в России поставлена государственная задача адаптации детей мигрантов средствами образования. Получение образования на втором (неродном) языке является одним из ведущих способов интег...