Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа юных исследователей"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности "Школа Юных исследователей" направлена на обучение навыкам научного поискового исследования, рассчитана на учащихся 6-11 лет и проводится во внеурочное время 1 час в неделю. Содержание курса основано на практической деятельности учащихся, включая экспериментальную и аналитическую работу. На протяжении всего, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность - это поиск знаний, приобретение ребенком знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента:
- идет обогащение памяти ребенка;
- активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
- стимулируется развитие речи ребенка, т.к. возникает необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Следствием проведений экспериментов является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МАОУ ЗАРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю» Директор МАОУ Зареченской СОШ _______________И.В.Коротеева Приказ № ________________ от _____ сентября 2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР начальных классов МАОУ Зареченской СОШ ____________ Н.А. Егорова «____»сентября 2017г. | «Рассмотрено» на ШМО учителей начальных классов Протокол № _____ от «______» сентября 2017 г. Руководитель ШМО начальных классов _______________Н.В. Шведова |
Дополнительная общеразвивающая программа
научно-технической направленности
«Школа юных исследователей»
(базовый уровень)
срок реализации 4 года
возраст обучающихся 6-11 лет
Автор-составитель:
Канищева Эгина Валерьевна
педагог дополнительного
образования
п.Заречье
2016 г.
Пояснительная записка
Детская исследовательская Школа направлена на обучение навыкам научного поискового исследования, рассчитана на учащихся 6-11 лет и проводится во внеурочное время 1 час в неделю. Содержание курса основано на практической деятельности учащихся, включая экспериментальную и аналитическую работу.
Экспериментальная часть курса заключается в обучении проведению простых экспериментов, включая постановку проблемного вопроса, предложения по методике эксперимента, сбор и анализ данных, представление данных и выводы.
Аналитическая часть заключается в обучении навыкам поиска и анализ информации, полученной из различных источников. Важную часть курса составляет также обучение проведению презентаций и докладов с использованием научного постера, компьютерной презентации, стендового доклада. Все указанные умения и навыки ложатся в основу проведения исследовательской деятельности и написания лабораторного отчёта, которые в перспективе будут необходимы детям, обучающимся в современных условиях школы. Важное место в курсе Школы юных исследователей занимает проектная деятельность, в ходе которой ребенку необходимо создать материальный продукт исследования - это может быть модель, макет, брошюра, фильм, рисунок, спектакль и т.п. Большая роль в обучении отводится пониманию необходимости техники безопасности в лаборатории и сотрудничеству в ходе проведения работы.
Обучение включает в себя несколько длительных исследований экспериментального и аналитического характера, рассчитанных на 7-10 занятий, и ряда коротких лабораторных работ, рассчитанных на 1-2 занятия. Длительные исследования рассчитаны на производство материального продукта для возможного представления его на конкурсах разного уровня. Короткие лабораторные работы проводятся для обучения навыкам, необходимым для длительных исследований, и не требуют обязательного отчёта или иного материального продукта.
Планирование курса составлено с учётом материала, изучаемого по программе "Окружающий мир" для 1-4 классов. Тематика экспериментальных и аналитических работ подобрана так, чтобы ребята могли использовать уже имеющиеся у них теоретические знания.
Кроме этого, через курс проходят несколько важнейших аспектов современной жизни:
- здоровье человека
- городская среда (архитектура, планировка, социальные и культурные объекты)
- экологические проблемы города (загрязнение, растения и животные города)
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что научно-техническая деятельность оказывает определяющее влияние на прогресс общества в широком смысле. Уровень инженерной мысли влияет не только состояние промышленности, но и на состояние сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, медицинского и бытового обслуживания. Задачи, поставленные Президентом РФ, требуют высочайшего развития научно-технической мысли, нового рывка в преодолении горизонтов. Программа построена на теоретическом изучении природы и окружающего мира, физики и информатики как науки и практической деятельности по выполнению ряда экспериментов, исследований, упражнений на компьютере и простейших физических демонстраций. Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет возможности его самореализации в процессе обучения проведению различных исследований.
Новизна данной программы заключается в том, что она нацелена не только на обучение простейшим экспериментам, научному оформлению своих изысканий, фиксации полученных результатов и т.д., но и на то, чтобы обучающиеся могли в проектной деятельности реализовать свои творческие фантазии.
Цель Программы:
- содействие формированию исследовательских компетенций учащихся;
- развитие у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения;
- формирование социальной компетентности личности ребенка-школьника.
Задачи программы:
- Обучающие
- формирование специальных знаний (об истории наук естественно-научного цикла, навыки научного исследования, фиксация данных и т.п.)
- приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов.
– расширение кругозора учащихся, приобретение дополнительных знаний об окружающем мире;
– подготовка учащихся к самостоятельному, аккуратному и качественному выполнению расчетных работ, достижению поставленной цели;
– формирование первоначальных представлений о деятельности научных работников и уважительного отношения к их труду.
– знакомство с историей технического прогресса и его современным состоянием.
2.Воспитывающие
- формирование навыков работы в группе, поощрение доброжелательных отношение друг к другу;
- воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности;
- обогащение эмоционального опыта общения школьников:
– воспитание умения понимать чувства окружающих;
– формирование самоуважения, стремления к сотрудничеству.
3. Развивающие
– развитие устойчивого интереса к познанию физических явлений к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям.
– развитие творческих способностей учащихся;
– стимулирование интеллектуальных усилий ребенка;
– формирование независимости в мышлении;
– стремление доводить начатое дело до конца;
- развитие коммуникативных навыков, мотивации продуктивной деятельности.
Определение цели, задач и содержания обучения строится на основе следующих принципов:
- добровольности;
- доступности;
- многообразия форм образовательно-воспитательного процесса;
- межпредметных связей;
- наглядности;
- связи теории с практикой;
- системности и последовательности.
Программа включает теоретические и практические занятия. Занятия включают показ конкретных приемов работы с различными материалами и инструментами. Лучшие проектные работы демонстрируются на итоговых занятиях, конкурсах, и награждаются грамотами, дипломами, призами, благодарностями.
Формы реализации программы:
- деятельность кружка научно-технической направленности: «Школа юных исследователей»
- наблюдение, эксперимент, исследование;
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Учащиеся должны приобрести в конце обучения:
– базовый уровень знаний об истории наук естественно-научного цикла;
– навыки подготовки научно-технических сообщений, рефератов, презентаций;
– навыки работы с литературой и поиска необходимой информации;
– умение обоснования правильности выбранного решения, с анализом окончательного результата;
– опыт выполнения расчетных и графических работ на ПЭВМ;
– опыт выступлений на занятиях перед аудиторией.
Теоретические занятия подкрепляются расчетами, проводимыми в классе, и домашними заданиями.
Обучение исследовательским навыкам спланировано с учётом возрастных особенностей мышления и физиологии школьников и происходит от простого к сложному и базируются на требованиях современного ФГОС для начальной школы. Так, например, дети 6-7 летнего возраста учатся пользоваться простыми измерительными приборами, проводить качественные и количественные наблюдения, создавать простой плакат и рассказывать о своей работе.
Ребята 8-10 летнего возраста уже не только проводят наблюдения, но и создают модели объектов - сначала простых, а потом более сложных. Кроме того, проекты становятся более длительными, т.к. дети по мере взросления становятся способны к более длительной поддержке внутренней мотивации и концентрации внимания.
Программа составлена так, что в каждой параллели проводится всего 5-6 работ и одно итоговое занятие. В начале года в каждой параллели проводятся 2-3 работы, которые имеют исключительно обучающий характер и рассчитаны на 1-2 занятия каждая.
Задачей этих работ является научить детей:
- проводить и фиксировать качественные наблюдения
- пользоваться измерительным и лабораторным оборудованием для измерений размеров и массы объектов и для проведения простых лабораторных опытов.
- записывать результаты измерений в форму, предложенную педагогом
- проводить простой анализ данных (сравнение, характер изменений)
Последующие работы рассчитаны на более длительное время и охватывают большее количество исследовательских, социальных и общеучебных навыков.
Задачей этих работ является научить учащихся:
- ставить исследовательский вопрос разного уровня сложности в зависимости от возраста учащихся
- пользоваться методами количественного и качественного анализа изменений, происходящих с объектом.
- понимать ограниченность методов измерений
- фиксировать изменения с помощью фото или видео
- представлять данные в виде таблиц, диаграмм и фотографий
- делать выводы
- создавать научный постер (в котором в краткой и наглядной форме отражаются тема исследования, правила безопасности, рисунки или схемы к ходу исследования, таблицы полученных результатов, диаграммы, выводы и авторы созданного постера)
- презентовать свою работу перед аудиторией
- работать в команде
Итоговое занятие предназначено для презентации наиболее удачных проектов года, подведения общих итогов и награждения учащихся за их достижения.
Таким образом, в результате интегрированного изучения курса "Окружающий мир" и курса Детской Исследовательской Школы ребенок будет:
Общеучебные навыки
- Извлекать и представлять информацию о живых и неживых объектах и явлениях с использованием устных и письменных текстов, простейших таблиц, схем, карт, рисунков. Распознавать и описывать материальные модели различных объектов и явлений.
- Знать и понимать научную информацию в рамках изучаемой программы.
- Применять знания для решения простых качественных и количественных задач. Следовать простым устным и письменным инструкциям. Выполнять простые вычисления по заданному алгоритму.
- Устанавливать простые взаимосвязи в окружающем мире на основе полученной информации и жизненного опыта.
Исследовательские навыки
- Формулировать цель работы и исследовательский вопрос, начинающийся со слов "Что?", "Где?", "Как?"
- Проводить и фиксировать качественные и количественные наблюдения, анализировать и представлять данные в виде рисунка, таблицы и столбчатой диаграммы
- Проводить несложный эксперимент под руководством учителя и делать выводы по его результатам.
- Понимать и принимать необходимость техники безопасности в лаборатории
Социальные навыки
- Определять свою роль при выполнении работы в паре или в малой группе и оценивать эту работу.
- Устно представлять результаты своей работы.
- Оценивать эффективность своей работы и давать эмоциональную оценку процедуре выполнения работы.
- Распознавать противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы их устранения.
- Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе и демонстрировать повседневное бережное отношения к природе
- Излагать свои соображения в форме краткого устного сообщения с использованием научного постера и компьютерной презентации.
В группу принимаются все желающие. Специального отбора не производится. Набор детей производится на принципах добровольности и самоопределения обучающихся. Для успешной реализации программы целесообразно набирать в группу не более 15 - 12 человек, в соответствии с нормами СанПиН.
Возраст обучающихся 6 – 11 лет. Программа рассчитана на четыре года обучения.
1-ый год обучения – возраст с 6 до 8 лет.
2-ой год обучения – возраст с 8 до 9 лет.
3-ий год обучения – возраст с 9 до 10 лет.
4-ый год обучения – возраст с 10 до 11 лет.
Занятия в группах обучения проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Чтобы предотвратить утомляемость детей, осуществляется смена видов деятельности в процессе занятия.
В программе могут использоваться следующие формы занятий:
- беседа;
- защита проектов;
- конкурс;
- круглый стол
- эксперимент
- исследование
- наблюдение
- обсуждение работ;
- практическое выполнение заданий;
- презентация
Оценка эффективности программы:
- Образовательная программа предусматривает наблюдение за развитием личности детей, осуществляющееся в ходе анкетирования и формами промежуточной и итоговой просмотров.
- Анкеты обучаемых позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения обучаемых и провести воспитательную работу в целом, обдумать и спланировать действия по сплочению коллектива и развитию творческой активности.
- Подведением итогов служат занятие - презентация, где дается анализ работам, учащиеся учатся сами представлять и анализировать свои работы. Итогом каждого года являются выступления и презентации, где видно достижение каждого ученика.
- Немаловажным условием оценки результативности работы является участие учащихся в традиционных мероприятиях: олимпиадах, конкурсах. Поощрением воспитанников являются благодарственные письма, грамоты, дипломы.
- Важная оценка – отзывы обучаемых, их родителей, которые помогают корректировать содержание программы в конце учебного года.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН на четыре года
№ п/п | Разделы программы | Всего часов | Формы аттестации (контроля) | |||||||||||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | |||||||||||||
всего | теория | практика | всего | теория | практика | всего | теория | практика | всего | теория | практика | |||||
1 | Вводные занятия: инструктаж по технике безопасности, правилам поведения,ПД | 6 | 1 | 5 | 4 | 1 | 3 | 4 | 1 | 3 | 4 | 1 | 3 | Беседа | ||
2 | Историко-культурные сведения. Научные справки. | 6 | 6 | - | 7 | 7 | - | 5 | 5 | - | 7 | 4 | 3 | Беседа, наблюдение | ||
3 | Исследования экспериментирование | 10 | 10 | 10 | 3 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | Наблюдение, опрос, беседа, диагностика, анкетирование, | |||||
4 | Самостоятельное проведение наблюдений, изготовление приспособлений, оформление, постеров, презентаций. | 7 | 7 | 7 | 3 | 4 | 9 | 1 | 8 | 6 | 6 | Анализ приобретенных навыков, взаимообучение детей | ||||
5 | Защита проектов. Творческие отчеты. Работа с родителями. | 2 | 2 | 4 | 4 | 5 | 5 | 7 | 7 | Самооценка обучающихся, взаимоаттестация, анкетирование, анализ приобретенных навыков общения | ||||||
6 | Индивидуальный творческий маршрут | 3 | 3 | 2 | - | 2 | 4 | 1 | 3 | 3 | 3 | Анализ приобретенных навыков, взаимообучение детей | ||||
ВСЕГО ЧАСОВ: | 34 | 7 | 27 | 34 | 14 | 20 | 34 | 8 | 26 | 34 | 5 | 29 |
1 год обучения
Общая тема: «Рукотворный мир» и "Живые организмы" - 34 часа.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы проведения и контроля | ||
Всего | теоретических | практических | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по правилам техники безопасности. | 1 | 1 | Беседа, демонстрация | |
2 | Почему насекомые (мухи) могут сидеть на потолке и не падать? | 1 | 1 | наблюдение | |
3 | Зачем животным нужны зубы? | 1 | 1 | наблюдение | |
4 | Какой палец на руке самый длинный и какой – самый короткий . И почему так? | 1 | 1 | Исследование, беседа, анкетирование | |
5 | У кого в группе самые длинные пальцы? | 1 | 1 | беседа | |
6-11 | Наблюдение за процессом прорастания семян фасоли.
| 6ч | 1 | 1 1 1 1 1 | Наблюдение, опрос, беседа, исследование, анкетирование, самооценка, самоанализ |
12-18 | Влияние удобрений на рост корней и листьев репчатого лука
| 7ч | 1 1 | 1 2 1 1 | Наблюдение, опрос, беседа, диагностика, анкетирование,взаимооценка, самоанализ приобретенных навыков и навыков общения |
19-25 | Птицы в городе
| 7 | 1 1 | 1 1 1 2 | Наблюдение, опрос, беседа, диагностика, анкетирование, |
26-29 | Что происходит с растениями весной?
| 4 | 1 1 2 | Наблюдение, опрос, беседа, диагностика, анкетирование, | |
30-32 | Мир сказочных замков
| 3 | 1 | 1 1 | Беседа, взаимооценка, презентация |
33-34 | Итоговое занятие Защита проектов. | 2 | 2 | Самооценка обучающихся, взаимоаттестация, анкетирование, анализ приобретенных навыков общения | |
Итого | 34 | 7 | 27 |
2 год обучения. Общая тема: "Воздух" - 34 ч.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы проведения и контроля | ||
Всего | теоретических | практических | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения. | 1 | 1 | Беседа, демонстрация. | |
2 | Сколько весит воздух? | 1 | 1 | наблюдение | |
3 | Как и почему изменяется объём воздуха? | 1 | 1 | беседа | |
4-5 | Сколько воздуха в наших лёгких? | 2 | 1 | 1 | Беседа, наблюдение |
6-13 | Состав воздуха (аналитическая работа)
| 8 | 1 - 1 1 | 1 1 1 1 1 | Исследование, беседа, диагностика, анкетирование |
14-19 | Облака
| 6 | 1 1 1 | 1 1 1 | Исследование, беседа, диагностика |
20-29 | Движение воздуха в атмосфере (аналитическая работа )
воздуха в атмосфере.
| 8 | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | Наблюдение, опрос, беседа, исследование, анкетирование, самооценка, самоанализ |
30-32 | Влияние мусора на экологию планеты
Оформление плакатов
| 5 | 1 1 | 1 1 1 | Наблюдение, опрос, беседа, диагностика, анкетирование, взаимооценка, самоанализ приобретенных навыков и навыков общения |
33-34 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Диагностика, анкетирование | |
Итого | 34 | 14 | 20 |
3 год обучения. Общая тема: "Вода" - 34 ч
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы проведения и контроля | ||
Всего | теоретических | практических | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения. | 1 | 1 | Беседа, демонстрация. | |
2 | Что может и что не может растворяться в воде? | 1 | 1 | Наблюдение | |
3 | Что может и что не может растворяться в воде? | 1 | 1 | Исследование | |
4-6 | Почему происходят изменения при растворении веществ в воде
| 3 | 1 | 1 1 | Беседа, демонстрация |
7 | Как можно определить температуру воды? | 1 | 1 | Беседа, наблюдение | |
8-14 | От чего зависит скорость растворения вещества в воде?
| 7 | 1 | 1 1 1 1 1 1 | Беседа, наблюдение, исследование |
15-22 | Анализ загрязнения снега в разных частях города
| 8 | 1 | 1 1 1 1 1 1 1 | Исследование, беседа, диагностика, анкетирование |
23-27 | Что мы пьём?
| 5 | 1 | 1 1 1 1 | Исследование, беседа, диагностика, презентация |
28-31 | Свойства воды. Вода-источник жизни. Самостоятельная подготовка исследований и презентаций. | 4 | 1 | 3 | |
32-34 | Итоговое занятие Обсуждение проектов Тестирование. Анкетирование. Награждение | 3 | 2 | 1 | Наблюдение, опрос, беседа, исследование, анкетирование,взаимооценка, самоанализ |
Итого | 34 | 8 | 26 |
4 год обучения. Общая тема: "Земля" – 34 ч
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы проведения и контроля | ||
Всего | теоретических | практических | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения. | 1 | 1 | Беседа, демонстрация. | |
2 | Сколько воды пропускает почва? | 1 | 1 | Беседа, исследование | |
3 | Кого размеры частицы почвы? | 1 | 1 | Наблюдение | |
4-7 | Каким образом и почему разные виды почв распределены на Земле?
| 4 | 1 | 3 | Беседа |
8-15 | История города (анализ старых карт, литографий, рисунков, современных фото и других источников о прошлом нашего города)
Музеи и театры.Презентация
| 8 | 2 | 6 | Беседа |
16-29 | История Кремля (анализ информации, моделирование) Архитектура Кремля Строительные материалы Башни Кремля, их назначение Моделирование башен Кремля Моделирование архитектурных сооружений Творческая мастерская | 13 | 2 | 11 | Беседа, наблюдение |
30-31 | Моделирование средневековых крепостей, замков Творческая мастерская | 3 | 3 | наблюдение, исследование | |
32-34 | Итоговое занятие | 3 | 3 | Исследование, беседа, диагностика, анкетирование | |
Итого | 34 | 5 | 29 |
Методические рекомендации
Содержание программы 1 год обучения.
«Рукотворный мир» и "Живые организмы" - 34 часа.
Название работы и время | Обучающая цель работы | Содержание работы и оборудование | |||||||
У кого в классе самые длинные пальцы? - 2 ч.
| Научить: следовать устной инструкции проводить простые измерения сравнивать данные | Оборудование: измерительная лента, бумага, карандаш Ученики измеряют длину пальцев на обеих руках измерительной лентой, выполняют рисунки, записывают данные, сравнивают их и отвечают на вопросы:
| |||||||
Зачем животным нужны зубы? - 1ч.
| 1 | Научить: извлекать информацию из рисунка, сопоставлять картинки | из | Картинки зубных систем и изображения животных: коровы, волка, крысы, муравьеда, слона, ежа, кошки, шимпанзе; видео-фрагменты об этих животных Ученики сопоставляют зубные системы и тип питания животных, опираясь на рассказ учителя и видео, заполняют таблицу данных. | |||||
Наблюдения за процессом прорастания семян - 7 ч. | за | Научить: проводить эксперимент описывать наблюдения, сравнивать растения, делать научный постер |
ый | Семена фасоли, гороха и пшеницы, чашки Петри, фильтровальная бумага, фотоаппарат. Ученики в парах или индивидуально проращивают семена фасоли, гороха и пшеницы. Эти растения имеют свои особенности прорастания, которые видны невооружённым глазом. Семена проращиваются в чашках Петри, фотографируются на разных стадиях прорастания. Фото наклеиваются на постер, сравниваются, подписываются части проростков. По окончанию работы ученики делают сообщения о работе, рассказывая о трудностях и успехах, о работе в группе и о содержании своей работы. | |||||
Влияние удобрений на рост корней и листьев репчатого лука - 7 ч.
| Научить: проводить наблюдения, необходимые измерения и заносить данные в таблицу результатов | Луковицы белого и красного лука, стаканы, линейки, весы, видео фильм о фотосинтезе. Ученики ставят на проращивание луковицы, каждое занятие измеряют длину корней и листьев, массу всего растения. Масса растений будет увеличиваться, когда это станет заметно, учителю необходимо провести одно занятие о фотосинтезе. Ученики делают вывод об изменении длины корней и листьев, об изменении массы растений, объясняют результаты, делают постер и сообщение. | |||||||
Птицы в городе - 10 ч.
| Научить: находить нужную информацию, сооружать простые кормушки проводить наблюдения за | Материал о птицах, зимующих в Москве, материал для изготовления кормушек, корма (крупы, кормовые смеси специально для птиц), фотоаппарат. Ученики с помощью учителя подбирают материал по разным видам птиц: воробей домовый, 2-3 вида синиц, поползень, галка, снегирь, свиристель и др. | |||||||
птицами | Ученики изготавливают кормушки (упаковочный материал, фанера, - тип для кормления разных видов, конструирование, изготовление; подбор кормов, наблюдение, фотографирование, создание плакатов) | ||||||||
Что происходит с растениями весной? - 4 ч. | Научить: проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе, определять растения по почкам | Определитель растений по картинкам, линейка, фотоаппарат Ученики фотографируют и собирают для работы в классе распускающиеся почки растений вокруг школы, определяют вид растений с помощью определителя, делают плакат и сообщения о растениях вокруг школы. | |||||||
Мир сказочных замков-3ч | Научить изготавливать материальную модель | Изучают устройство замков, башни разного типа и назначения, колодец, стены и признаки их неприступности. Создают модели стен, башен, сооружений и объединяют в один проект. Населяют сказочными существами. | |||||||
Итоговое занятие - 2 ч.
|
| Подводятся итоги года, ученики выступают с лучшими сообщениями, происходит награждения за разные достижения в году. |
Содержание программы 2 год обучения.
Общая тема: "Воздух" - 34 ч.
Название работы и время | Обучающая цель работы | Содержание работы и оборудование | ||
Сколько весит воздух?- 1 ч. | Научить: наблюдать, сравнивать | Воздушный шарик, весы. Работа проводится демонстрационно: демонстрируется колба, взвешивается на весах. Заполняется таблица с полученными данными от трех взвешиваний (на бумаге и в компьютере) | ||
Как и почему изменяется объём воздуха? - 1 ч | Научить: наблюдать, сравнивать | Круглодонная или плоскодонная круглая колба, пробка с отверстием, гематокритный капилляр или любая другая капиллярная трубка, подкрашенная жидкость. Работа проводится демонстрационно: демонстрируется изменение объёма воздуха в колбе при нагревании и охлаждении. Заполняется таблица с полученными данными от трех взвешиваний (на бумаге и в компьютере) | ||
Сколько воздуха в наших лёгких? - 2 ч. | Научить: работать по инструкции пользоваться респирометром записывать данные в ЭВМ , делать вывод , делать постер | Респирометр, насадки для респирометра, секундомер. Измеряется жизненная ёмкость лёгких с помощью респирометра сидя, стоя, после максимальной задержки дыхания. Проводится эксперимент с задержкой дыхания (если нет противопоказаний по здоровью). Данные записываются и сравниваются ( работа на компьютере) Делается постер и сообщения. | ||
Состав воздуха, аналитическая работа - 8 ч. | Научить: отбирать информацию подбирать иллюстрации работать (сотрудничать) в малых группах делать постер, заносить данные в программу, строить диаграмму | Ученики изучают по различным литературным и интернет источникам изменения в составе атмосферы в истории Земли, изменение состава воздуха при горении, роль фотосинтеза и дыхания в изменении состава воздуха, природные источники углекислого газа и метана (вулканы, болота, подземные резервуары). Работа проводится в малых группах или парах и носит аналитический характер, отбирается информация, оформляется в серию коротких сообщений, делается постер. | ||
Облака - 6 ч.
| Научить: отбирать информацию подбирать иллюстрации работать (сотрудничать) в малых группах делать постер | в | Ученики изучают по различным литературным и интернет источникам типы, условия формирования и расположение облаков, обязательны иллюстрации и как можно более научные характеристики облаков. Работа проводится в малых группах или парах и носит аналитический характер, отбирается информация, оформляется в серию коротких сообщений, делается постер. | |
Движение воздуха атмосфере, аналитическая работа- 8 ч. | в | Научить: отбирать информацию, заносить данные в программу, создавать презентацию | Ученики изучают по различным литературным и интернет источникам структуру атмосферы, общие закономерности движения воздуха, их влияние на климат, катастрофические атмосферные явления (тайфуны, смерчи, ураганы). Работа проводится в малых группах или парах и носит аналитический характер, отбирается информация, оформляется в серию коротких сообщений, делается постер. | |
Влияние мусора на экологию планеты.-6 ч | Научить: отбирать информацию подбирать иллюстрации работать (сотрудничать) в малых группах, делать постер . | Ученики изучают по различным литературным и интернет источникам природу возникновения мусора, его влияние на климат, катастрофические явления (зловоние, загрязнение почвы, заболевания людей). Работа проводится в малых группах или парах и носит аналитический характер, отбирается информация, оформляется в серию коротких сообщений, делается постер и компьютерная презентация. | ||
Итоговое занятие - 2 ч.
|
| Подводятся итоги года, ученики выступают с лучшими сообщениями, происходит награждения за разные достижения в году. |
3 год обучения. Общая тема: "Вода" - 34 ч
Название работы и время | Обучающая цель работы | Содержание работы и оборудование |
Что может и что не может растворяться в воде? - 1 ч.
| Научить: работать с лабораторным оборудованием строго фиксировать наблюдения заполнять таблицу соблюдать ТБ | Пробирки или колбы, вода, вещества: поваренная соль, мел, растительное масло, крахмал, глюкоза. Ученики проверяют вещества на растворимость, заполняют таблицу (+, - ), описывают наблюдения. |
Почему происходят изменения в ходе химических реакций - 3 ч.
| Научить: работать с лабораторным оборудованием строго фиксировать наблюдения заполнять таблицу в электронном виде, соблюдать ТБ | Пробирки или колбы, вода, растёртый мел, крахмальный клейстер, раствор Люголя, фенолфталеин, поваренная соль. Ученики проводят простые лабораторные эксперименты и фиксируют признаки химических реакций: изменение цвета, выпадение осадка, выделение газа, заносят наблюдения в таблицу. |
От чего зависит скорость растворения вещества в воде? - 6 ч.
| Научить: выполнять работу по инструкции описывать ход работы с помощью рисунка работать в парах проводить опыт и фиксировать данные строить столбчатую диаграмму делать вывод ,соблюдать ТБ | Различные вещества рассматриваются с точки зрения их скорости растворимости в воде. Витамин С в любой дозировке или другой растворимый витамин в таблетках для растворения в воде, стаканы, вода, секундомер, ступка с пестиком. Таблетки делятся на 2 части, на 4 части, размельчаются в ступке, замеряется время полного растворения в воде, время фиксируется в таблице, изображается столбчатая диаграмма зависимости времени растворения от степени измельчения таблетки. В конце работы проводится обсуждение на тему валидности данных, необходимости вычисления среднего значения, трудности при выполнении работы и возможные модификации процедуры эксперимента. Презентация, работа с программами компьютера для построения диаграмм. |
Анализ загрязнения снега в разных частях города (запах, цвет, осадок, жёсткость, соли, рН) - 10 ч.
| Научить: планировать работу собирать данные следовать готовой инструкции записывать данные в таблицу сравнивать данные делать выводы на основе данных , соблюдать ТБ | Мерные цилиндры на 200мл, стеклянные палочки, миллиметровая бумага, жидкое моющее средство, индикаторные полоски для анализа аквариумной воды. Ученики собирают снег в различных районах города, фиксируют точки на карте, анализируют расплавленный снег органолептически и с помощью тест-полосок, ищут закономерности в распределении данных, анализируют интернет источники для поиска возможных причин загрязнения снега, делают выводы о составе снега. Работа оформляется в виде постера и может быть выставлена на конкурс.
|
Что мы пьём? - - 9 ч.
| Научить: планировать работу собирать данные следовать готовой инструкции записывать данные в таблицу сравнивать данные делать выводы приводить аргументы, соблюдать ТБ | Этикетки как можно большего количества разных напитков, этикетки напитков, которые употребляются детьми наиболее часто. Ученики изучают состав напитков по этикеткам, анализируют информацию о составе напитков и о влиянии добавок на здоровье человека. Необходимо вывести дискуссию по результатам работы за пределы стереотипных представлений о вреде и пользе, постараться научить приводить аргументы разных точек зрения. |
Итоговое занятие - 2 ч.
|
| Подводятся итоги года, ученики выступают с лучшими сообщениями, происходит награждения за разные достижения в году. |
4 год обучения. Общая тема: "Земля"- 34 ч.
Название работы и время | Обучающая цель работы | Содержание работы и оборудование | ||
Сколько воды пропускает почва? - 1 ч.
| Научить: проводить простой опыт с лабораторным оборудованием по инструкции,фиксировать данные | Разные виды почв, мерные цилиндры, воронки, бумажные фильтры, стеклянные палочки, вода, секундомер. Разные виды почвы (глина, песок, суглинок, супесь, торф) ученики помещают в воронку на фильтр, заливают водой, измеряют количество воды, просочившееся через почву за 5 минут. | ||
Кого размеры частицы почвы? - 1 ч.
| Мерные цилиндры, вода, стеклянные палочки, почвы: торф, грунт для фиалок, суглинок, торфопесчанная смесь, тд). Ученики насыпают почву в цилиндр, заливают водой, перемешивают и дают отстояться. Измеряют количество частиц разного размера. | |||
Каким образом и почему разные виды почв распределены на Земле? - 4 ч.
| Научить: отбирать информацию работать с климатическими и почвенными картами, анализировать виды почв. Делать выводы. Составлять электронную таблицу. презентацию | Климатические и почвенные карты, карточки с названиями видов и характеристиками почв. Ученики анализируют распределение разных видов почв на Земле, сопоставляют их с климатом и характером растительности. | ||
История города - 8 ч.
| Научить: отбирать информацию работать с текстами фотографиями составлять короткое сообщение | Ученики выполняют анализ старых карт, литографий, рисунков, современных фото и других источников о прошлом нашего города. Создают презентации и сообщения по теме. | ||
История Кремля - 15 ч.
| Научить изготавливать материальную модель | Ученики проводят анализ информации об истории Кремля, его архитектуре, значении, использовании строительных материалов; изготавливают модель башен и стен Кремля в группах, объединяя свои работы потом в общий макет Кремля. Работа требует тщательного изучения архитектурных и географических особенностей всех построек. | ||
Итоговое занятие - 3 ч.
|
| Подводятся итоги года, ученики выступают с лучшими сообщениями, происходит награждения за разные достижения в году. |
Методы исследовательской работы.
Эмпирические:
Изучение опыта ученых, занимающихся по данной проблеме с последующим аналитическим обзором, выводами. Осуществление наблюдения, анкетирования, тестирования, изучения и обобщения опыта.
Теоретические:
Сравнение (сопоставление результатов с целями), обобщение, систематизация.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Данные методы конкретизируются по трем группам:
- словесные - устное изложение, рассказ, объяснение, лекция;
- наглядные - показ технических приемов, демонстрация наглядных пособий, презентации;
- практические – упражнения по выполнению приемов работы, комплексные работы, самостоятельные работы;
При проведении занятий используются индивидуальная форма работы, а также, коллективное творчество:
- фронтальная (одновременная) работа, направленная на достижение общей цели;
- групповая и мелкогрупповая работа (на принципах дифференциации);
- межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
Учебно-иллюстративный материал:
- разработки для проведения занятий: наглядные пособия, схемы, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы;
- информационные средства: художественная и научная литература, методические материалы;
- технические средства: мультимедиа проектор, экран, компьютер.
Прогнозируемая результативность программы:
Повышение у детей интереса, навыков исследовательской деятельности и социальной компетентности школьников.
- освоение образовательной программы;
- участие в муниципальных и региональных мероприятиях;
- сохранность численности в творческом объединении до 75%.
На протяжении всего периода обучения педагог отслеживает результативность программы. Способами проверки результатов являются постеры и презентации выполненных работ по окончанию освоения каждой темы, защита и представление проекта в конце каждого учебного года, а также участие обучающихся в конкурсах. Текущая проверка результативности усвоения программы осуществляется в процессе выполнения детьми конкретных работ по пройденным темам.
Методики определения эффективности реализации программы
Метод «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося» (для 12-16 лет)
Бланк карты
Дорогой, друг!
Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в объединении в этом учебном году, и поставь соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая).
Освоил теоретический материал по темам и разделам (могу ответить на вопросы педагога) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Знаю специальные термины, используемые на занятиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Научился самостоятельно выполнять творческие задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Умею воплощать свои творческие замыслы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Научился получать информацию из разных источников | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Мои достижения в результате занятий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Структура вопросов:
Пункты 1, 2, 9 – опыт освоения теоретической информации.
Пункты 3, 4 – опыт практической деятельности.
Пункты 5, 6 – опыт творчества.
Пункты 7, 8 – опыт коммуникации.
Процедура проведения:
Данную карту предлагается заполнить обучающемуся в соответствии с инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог в качестве эксперта. Оценка проставляется педагогом в пустых клеточках.
Обработка результатов:
Самооценка обучающегося и оценка педагога суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
- Учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;
- Личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).
Ниже представлена таблица, которая позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы (Таблица 1).
Таблица 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
| Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); - средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); - максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период); - минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); - средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); - максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). | 1 5 10 1 5 10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. Собеседование |
2.3. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении заданий | - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); - средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); - максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период); - минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); - средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); - максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей); - начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); - репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); - творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание |
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Самостоятельность в подборе и анализе литературе Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации Самостоятельность в учебно-исследовательской работе Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Аккуратность и ответственность в работе | - минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); - средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей); - максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); - средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½); - максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). удовлетворительно – хорошо – отлично | 1 5 10 1 5 10 | Анализ Исследовательские работы Наблюдение |
Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается в индивидуальной карточке учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
(Таблица 2).
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной
образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст____________________________________________________________ Вид и название детского объединения__________________________________ Ф. И. О. педагога____________________________________________________ Дата начала наблюдения_______________________________________________
Сроки диагностики Показатели | Первый год обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | |||
Конец I полугодия | Конец уч. года | Конец I полугодия | Конец уч. года | Конец I полугодия | Конец уч. года | |
1.2.Владение специальной терминологией | ||||||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой 2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением 2.3. Творческие навыки | ||||||
3.1.Учебно-интеллектуальные умения а) умение подбирать и анализировать специальную литературу б) умение пользоваться компьютерными источниками информации в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу 3.2. Учебно-коммуникативные умения: а) умение слушать и слышать педагога б) умение выступать перед аудиторией в) умение вести полемику, участвовать в дискуссии 3.3. Учебно-организационные умения и навыки: а) умение организовать свое рабочее (учебное) место б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности в) умение аккуратно выполнять работу | ||||||
|
Педагог два раза в год (в начале и в конце учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка. Кроме этого, в конце карточки педагогу предлагается выделить специальную графу «Предметные достижения обучающегося», выполняющую роль «портфолио», где фиксируются наиболее значимые достижения ребенка в сфере деятельности, изучаемой образовательной программой. Здесь могут быть отмечены результаты участия ребенка в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам.
Можно посоветовать ребенку самому вести учет своих учебных достижений (Таблица 3).
Схема самооценки
Тема, раздел | Что мною сделано? | Мои успехи и достижения | Над чем мне надо работать? |
Для этого ему рекомендуется завести специальную тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять. Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для формирования самооценки детей.
Самооценивание позволяет детям фиксировать собственное продвижение по ступеням. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ результатов обучения по программе стимулирует детей к поиску новых вариантов работы, к творческой деятельности.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.
Для реализации программы необходимы следующие материалы, инструменты и оборудование:
- класс со свободным пространством, где можно заниматься 10-12 обучающимся
- столы, стулья, мультимедиа проектор, экран, компьютер
- карандаш, ручка, линейка, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, цветной картон
Перечень необходимого оборудования для проведения опытов и исследований
Пластиковая лабораторная посуда:
Мерные цилиндры на 200 мл
Стаканы на 50 мл
Стаканы на 200 мл
Колбы конические 200мл,
Колбы круглые 200мл
Капиллярные трубки
Пробирки
Штативы для пробирок
Воронки фильтровальные
Измерительные приборы
Весы электронные лабораторные (погрешность +-0,05г)
Секундомер электронный
Термометры спиртовые (-10-+70)
Химические вещества:
хлорид натрия (поваренная соль)
карбонат кальция (мел), крахмал, раствор Люголя, фенолфталеин, метилоранж ,растворимый витамин С
Инструкции по охране труда и технике безопасности.
- Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинете
- Инструкция по охране труда при проведении оргмассовых мероприятий.
- Инструкция по охране труда и правилам поведения обучающихся на улице.
- Инструкция по охране труда для обучающихся во внеурочное время.
- Инструкция по охране труда при проведении занятий.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Список литературы и ресурсов:
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учитьс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" для 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана по требованиям ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа “Проектная деятельность” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы , мето...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:• у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического...