Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Лебедева Татьяна Викторовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана по требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_issledovatel.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Актуальность:  

Актуальность разработанной программы продиктована  отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

        Направленность:

Программа  «Юный исследователь» эколого-биологической, учебно-познавательной, краеведческой, исследовательской, общеинтеллектуальной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 4 класса. Количество часов - 68 учебных часа в год.

        Цель программы  «Юный исследователь» – формирование основ экологической грамотности учащихся начальной школы.

       В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

 формирование интереса к изучению природы родного края;   воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углубление знаний о родном крае; изучение и исследование с детьми конкретных объектов природы; формирование представлений о природных сообществах Балезинского района; участие в экологических конкурсах по плану ЦДТ.

       Особенности программы:

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов, участие в районных экологических конкурсах.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и исследовательскую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

К какой образовательной области относится:

Программа дополняет программу окружающего мира.

Режим занятий: один раз в неделю 1 час 20 мин.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

, умениям:  вести устный диалог на заданную тему;  участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;  участвовать в работе конференций, чтений.

Средства обучения:

-наглядные пособия:

  1. натуральные живые объекты – комнатные растения, домашние животные, растения и животные в природе.
  2. гербарии, коллекции насекомых, влажные препараты, чучела и скелеты, микропрепараты;
  3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  4. географические карты

-технические средства:

1. компьютер, медиапроектор, цифровая камера.

                                               Тематическое планирование

Тема раздела, занятия

Содержание

Ожидаемые результаты

Введение (1 час)

1

Знакомство

Цели, задачи, планы юных исследователей

Знание направления деятельности.

Конкурсы – возможность реализовать творческий потенциал. (11 часов)

2-4

Конкурсы ЦДТ

План экологической работы ЦДТ на 2014-15 учебный год: Районный творческий конкурс «Мой питомец и я» (фотография, видео, сочинение, рассказ); Районный конкурс юных орнитологов «Крылатые снимки»; Республиканский конкурс “Моя  малая Родина: природа, культура, этнос”; Акция по подкормке зимующих птиц “Кормушка”; Районный творческий конкурс «Цветочное настроение»; Республиканский форум «Зеленая планета»; Республиканский конкурс детского творчества  “Зеркало природы”; Акция первоцвет. Районный конкурс детского творчества «Нежный весенний цветок»; Международный день птиц. Акция по изготовлению искусственных гнездовий: “Привет, скворец!”; Районный конкурс-выставка детского творчества «Внучка Деда Мороза» (с использованием природного материала)

Выбор конкурсов, в которых учащиеся могли бы принять участие

5-6

Подборка материалов для участия в конкурсах.

Фотографии, рисунки, коллажи, изготовление кормушек, скворечников, сочинение рассказов, сказок, стихов.

Умение выбирать творческие конкурсы по своим возможностям.

7-8

Экскурсия «Природа родного края»

Красота осеннего пейзажа. Фотографирование. Сбор природного материала для поделок.

Умение видеть красоту родного края, подбирать материал для участия в конкурсах.

9-10

Акция «Посади дерево»

Закладка школьного сада.

Уметь садить плодовые деревья и кустарники.

11-12

Конкурс презентаций.

Коллективное участие в конкурсе презентаций  по акции «Посади дерево»

Умение выдвигать свои идеи.

Юбилей родного села (14 часов)

13

Моему селу 400 лет!

Юбилей села. Исторические сведения о развитии села Балезино.

Знание истории села.

14

Село сегодня.

Предприятия села. История их образования.

Знание современного села.

15-16

Экскурсия в краеведческий музей п. Балезино.

Достопримечательности села Балезино.

Знание достопримечательностей

17

Экскурсия «Хорошо ли я знаю свой населенный пункт»

История села

Умение задавать вопросы, знание правил посещения музеев.

18

Односельчане.

Ветераны Великой Отечественной войны, труда, знаменитые люди села. Викторина.

Знание ветеранов, сочинение рассказов о своих родственниках.

19

Растения села.

Древесные и травянистые растения, произрастающие на территории села и его окрестностях. Конкурс фотографий цветов.

Знание древесной и травянистой растительности.

20

Лесные звери.

Лесные звери, обитающие в окрестностях села.

Знание представителей зверей

21

Птицы моего двора

Птицы, обитающие рядом с жилищем человека. Подкормка птиц, изготовление искусственных гнездовий.

Узнавание распространенных в селе видов птиц. Уметь изготовлять кормушки.

22

Птицы леса

Птицы в лесу, их роль в жизни леса. Стихи и рассказы о птицах.

Проба пера.

23

Рыбы водоемов села.

Разнообразие рыб местных водоемов. Рыбалка.

Определение рыб

24

Насекомые.

Разнообразие насекомых, их роль: полезные, опасные, вредные насекомые.

Определение насекомых по определителю.

25

Роль живых организмов в жизни людей

Домашние, промысловые животные. Лесные богатства. Растения – кормильцы. Стихи и рассказы о домашних питомцах.

Проба пера.

26

Редкие растения и животные

Краснокнижные растения и животные рядом с нами.

Интеллектуальная игра.

Узнавание редких видов растений и животных.

Проектная деятельность. (42 часа)

27

Что такое исследование?

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя

Имеет представление об исследовательской работе.

   

28

 Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Значимость исследовательской деятельности.

29-30

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии

Умеет выявлять проблему.

31-32

 Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Умеет формулировать тему.

33

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Умеет находить единомышленников.

34-35

Какими могут быть проекты?

Знакомство с видами проектов. Работа в группах

Знает виды проектов, умеет работать в коллективе.

36-37

Формулирование цели, задач исследования, гипотез

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Умеет ставить цель, задачи, выдвигать гипотезы.

38

Предмет и объект исследования.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Определяет предмет и объект исследования.

39-40

Планирование работы

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Составляет план работы.

41-42

Знакомство с методами и предметами исследования.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте.

Знает методы исследования

43

Наблюдение

Наблюдение метод познания природы.

Развитие наблюдательности

44

Экспериментирование

Эксперимент как форма познания мира. Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Может работать с микроскопом, лупой.

45-46

Техника экспериментирования

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». Аукцион народных мудростей.

Делает выводы эксперимента.

47-48

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Может составить вопросы по выбранной теме

49-50

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Ориентируется в библиотеке. Может выбрать литературу по тематике.

51-52

Анализ прочитанной литературы.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Выделяет необходимую часть из текста. Знает правила записи литературы.

53-54

Ознакомление с литературой по выбранной теме, анализ материала

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Может подобрать литературу по теме своего исследования

55

Ресурсы Интернет

Работа в компьютерном классе. Выбор сайтов по тематике.

Может выбирать тексты и картинки из Интернета.

56-57

Исследование объектов.

Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Может проводить исследование по теме своего проекта.

58-59

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Развитие логического мышления.

60-61

 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание,  направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Умеет делать выводы.

62-

63

Обработка и анализ всех полученных данных

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Подбирает высказывания из текста

64

Как сделать сообщение о результатах исследования

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Составляет план выступления

65

Оформление работы

Выполнение рисунков, поделок и т.п

Развитие творческого потенциала

Программа Microsoft Power Point

Знакомство с программой Microsoft Power Point

Умеет пользоваться программой

66

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации

Работа на компьютере – создание презентации. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

Умеет создавать презентации, подбирать картинки, вставлять, подбирать текст.

67

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите

Составление плана выступления.

Умение составлять план выступления.

68

Конференция по итогам собственных исследований

Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ исследовательской деятельности.

Умение защищать свой проект.

Список литературы

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст  /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
  2. Гаев, Л. Наши следы в природе  Текст  /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
  3. Моисеев, В. Наедине с природой  Текст  /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.
  4. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа  Текст  /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
  5. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
  6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
  7. Плешаков, А. А. От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся нач. кл.    /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2014.
  8. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
  9. Энциклопедия. Я познаю мир. Растения. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
  10. Энциклопедия. Я познаю мир. Животные. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
  11. Красная книга Удмуртской Республики. Изд.2-е/ Под. ред. О.Г.Барановой. Чебоксары «Перфектум», 2012
  12. Леса Удмуртии: сборник статей/ Под ред. проф. В.В.Туганаева. – Ижевск: Удмуртия, 1997.
  13. Между Чепцой и Камой. Взгляд сквозь годы и века. Балезинский район. – Ижевск: Удмуртия, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...