Главные вкладки

    программа курса внеурочной деятельности "РТС" (Развитие Творческих Способностей) 1 класс
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Панфилова Ирина Алексеевна

    Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания  на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют значительных усилий и временных затрат со стороны педагога в плане их подготовки и использования на уроке. Для восполнения этих недостатков создан  курс «Развитие творческих способностей»

              Развивающие занятия, проводимые во внеурочное время в качестве дополнительного образования учащихся,   обладают огромным потенциалом поиска новых способов вовлечения детей в процесс активной мыслительной деятельности.

               Факультатив « Развитие творческих способностей» разработан в соответствии с задачами модернизации содержания образования, а также с учётом дидактических требований к уровню подготовки учащихся начальных классов.

                 Актуальность данного курса состоит в том, что на этих занятиях происходит целенаправленное формирование личности, способной творчески подходить к труду в любой сфере человеческой деятельности, а это - важнейшая задача, стоящая перед современной школой. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rts_programma.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа курса внеурочной деятельности «Развитие творческих способностей (РТС)»

                                                          Пояснительная записка

               Главной задачей  обучения детей в школе является достижение оптимального общего психологического развития каждого ребёнка. Обучение должно быть не только направленным на развитие познавательной сферы детей, но и личностно ориентированным.

              Проблема развития познавательного интереса требует длительной, целенаправленной работы, которая должна начинаться с начальной школы.

              Чтобы ребёнок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психологических процессов, становлению психических  функций. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности  различных сторон  и особенностей познавательной деятельности школьников. Заниматься развитием творческих способностей необходимо систематически. Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания  на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют значительных усилий и временных затрат со стороны педагога в плане их подготовки и использования на уроке. Для восполнения этих недостатков создан  курс «Развитие творческих способностей»

              Развивающие занятия, проводимые во внеурочное время в качестве дополнительного образования учащихся,   обладают огромным потенциалом поиска новых способов вовлечения детей в процесс активной мыслительной деятельности.

               Факультатив « Развитие творческих способностей» разработан в соответствии с задачами модернизации содержания образования, а также с учётом дидактических требований к уровню подготовки учащихся начальных классов.

                 Актуальность данного курса состоит в том, что на этих занятиях происходит целенаправленное формирование личности, способной творчески подходить к труду в любой сфере человеческой деятельности, а это - важнейшая задача, стоящая перед современной школой.

                Данный курс предназначен для учащихся 1-4 классов и рассчитан на 33 часа – 1 класс и 34 ч во 2-4 классах (1 ч в неделю).

                Основной целью курса является создать развивающую среду для будущих первоклассников, ситуацию успеха и положительную мотивацию к обучению в школе, способствовать воспитанию гуманной, социально активной личности, желающей и умеющей самостоятельно получать знания и применять их в будущем, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

                Задачи курса:

    – развитие  устойчивого интереса к учебным занятиям ;

    – развитие памяти, внимания, воображения;

    – развитие логического и образного мышления;

    – развитие творчества;  

    – расширение словарного запаса;

    – развитие конструкторских  способностей;

    – развитие речи.

                 Программа курса предполагает целенаправленное формирование у детей познавательной самостоятельности. Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом. В этой ситуации творческое общение становится средством формирования особых видов деятельности, таких психических процессов, как внимание, память, воображение и  мышление.

                 Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. При обучении реализуются основные дидактические принципы, особенно принцип доступности,  преемственности, перспективности и учёта индивидуальных особенностей учащихся.

                 Материал занятий представляет собой калейдоскоп заданий из различных областей знаний: русского языка, математики и окружающего мира.

                Занятия строятся на основе принципа  занимательности. Младшим школьникам предлагается выполнить интересные, захватывающие задания, в основе которых лежит игра. Игра – это естественно и привычно для ребёнка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно – живой интерес к процессу познания. Трудные задания привлекают своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися. Организация работы позволяет выявлять индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

              Занятия построены так,  чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочетались с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для активной, самостоятельно мыслящей личности,   готовой конструктивно  и творчески решать возникающие перед обществом задачи.

                Программа носит практический, творческий, а также исследовательский характер. Уже на первых занятиях дети знакомятся с глобусом и пытаются нарисовать “Портрет Земли”, знакомятся с народными сказками, учатся классифицировать, выделять свойства предметов и т.д. При этом дети выполняют задания с элементами творчества, много фантазируют, воображают, развивают речь и моторику мышц.

              Формы занятий – занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.

    Ожидаемые результаты:

    • улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
    • развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
    • укрепление здоровья школьников.

                                                           Планируемые  результаты 1 года обучения

    Самоопределение:

    • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
    • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
    • принятие образа «хорошего ученика»;
    • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
    • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

    Смыслообразование:

    • мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
    • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
    • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

    Нравственно-этическая ориентация:

    • уважительное отношение к иному мнению;
    • навыки сотрудничества в разных ситуаций;
    • эстетические потребности, ценности и чувства.

              Программа  курса «Развитие творческих способностей» 33 часа. (1 класс)

    1.Знакомство с курсом РТС. Таинства окружающего мира.  2ч.  

    Представление о тайнах. Что значит открыть тайну

    2.Признаки и свойства предметов. 2ч.

    Определение понятий «признаки» и «свойства». Игра «Найди отличие».

    Игра «Найди общее» Определение признаков и свойств.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

    3.Сравнение предметов. 2ч.

    Представление о сравнении предметов. Правила сравнения. Упражнение в сравнении предметов. Значение сравнений. Упражнение «Проверь себя»

    4.Знакомство с закономерностью. 2ч.  

    Представление о закономерности. Упражнение на поиск закономерности в цифрах и фигурах. Упражнение в определении закономерности в буквах и словах. Составление закономерности.

    5.Радуга. 2ч.

    Знакомство с происхождением радуги. Рассказ о символике цвета. Язык цветов. Работа с рамками Монтессори.

    6.Страна загадок. 2ч.  

    Знакомство с загадкой. Акростих. Загадки, содержащие рифмы-обманки. Загадки, содержащие пословицы и поговорки. Составление загадок с помощью опор.

    7.Фантазия как творчество. 2ч.

    Знакомство с понятием «фантазия». Роль фантазии в жизни людей. Показатели фантастических идей. Приёмы фантазирования.

    8.«Лиса и волк» (по страницам русской народной сказки) 2ч.

    Изображение героев сказки с помощью геометрических фигур. Упражнение на пространственную ориентацию. Пословицы и поговорки о животных. «Крылатые выражения».

    9.«Колобок» на новый лад. 2ч.

    Упражнение на внимание. Наблюдение над закономерностями. Составление цепочки из геометрических фигур с соблюдением закономерности. Решение задач на смекалку.

    10.«Заюшкина избушка»  (по страницам русской народной сказки) 2ч.

    Знакомство с содержанием сказки путём использования ролей. Изображение героев сказки с помощью геометрических фигур. Отгадывание кроссворда. Пословицы о дружбе.

    11.Солнышко. 2ч.

    Представление о роли Солнца в жизни людей. Пословицы и поговорки о солнышке. Олицетворение дневного светила

    12.Приключения снежинок. 2ч

    Представление о приёме олицетворения. Сказка «Про снежную бабу».

    Отгадывание загадок.

    13.В гостях у белочки. 2ч.

    Знакомство с злементарными правилами поведения в лесу. Особенности жизни белки. Понятие «многоярусность леса».Изображение жителей леса с помощью жестов, мимики и звуков.

    14.Во саду ли, в огороде… 2ч.

    Представление о значении почвы в жизни живых существ. Загадки о растениях, произрастающих на огороде. Распределение слов на группы. Разгадывание кроссвордов.  Расшифровка пословиц.

    15.Нам нравится гулять по зоопарку. 5ч.

    Представление о зоопарке. Экзотические животные. Игра «Откуда я?» Нахождение  «лишнего» животного. Представление о террариуме. Решение логических задач. Что такое «Лить крокодиловы слёзы?»

    16.Школа насекомых. 2ч

    Представление о насекомых. Упражнение на нахождение закономерностей. Игра «Найди слово». «Крылатые выражения».

    17.Эстафета интеллектуалов. 1ч.

    Значение слова «интеллектуал». Задания на смекалку и сообразительность. Весёлые стихи.

                             Основные требования к знаниям, умениям и навыкам 1 года обучения. 

    Обучающиеся должны знать:

    – приёмы олицетворения;

    – приёмы фантазирования;

    – наиболее употребляемые пословицы, поговорки и «крылатые выражения»;

    – правила декодирования слов и предложений;

    – приём работы с головоломкой «Танграм».

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    – выделять в предметах различные свойства;

    – выделять общие и отличительные признаки;

    – сравнивать

    –  конструировать;

    – ориентироваться в пространстве;

    – прослеживать закономерность в числах, предметах, словах;

    – фантазировать;

    – составлять загадки с использованием главных функций предметов ;

    – сочинять сказки при помощи опоры;

    – работать с танграмом.

    Творческая направленность данного курса обеспечит быстрое включение детей в учебный процесс, дальнейшую учебную работу в 1 классе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуба «Исток» для 1 класса

       Педагогическая целесообразность программы объясняется особенностями современного подрастающего поколения.     Данная программа направлена на формирование а...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы" 1 класс

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование занятий. Используются тетради О. Холодовой "Юным умникам и умницам"....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "спортивные игры" для 1 класса.

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники России" для 1 класса (ГПД)

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности в ГПД 1-х классов. Направление: духовнор-нравственное. Название РП "Праздники России". В РП содержится пояснительная записка, Задачи и цели, т...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса

    Рабочая программа  курса   внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»  для 1 класса  рассчитана на 32 часа. В реализации данной программы участвуют младшие ш...

    Рабочая программа курса Внеурочной деятельности «Я познаю мир" 1 класс

    Рабочая программа курса Внеурочной деятельности "Я познаю мир".1 класс...

    Рабочая программа курса Внеурочной деятельности «Я познаю мир" 1 класс

    Рабочая программа курса Внеурочной деятельности "Я познаю мир".1 класс...