Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей" для учащихся 2 класса.
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями, в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ по учебным предметам, курсам и курсам внеурочной деятельности муниципального автономного нетипового общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2», утверждённого приказом МАНОУ «Гимназия № 2» от 27.06.2016 года № 107.
Цели и задачи курса «Развитие познавательных способностей»
Цель курса:
расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод в зону актуального развития.
Задачи курса:
-развивать познавательные способности;
-развивать общеучебные умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rps_2_klass.docx | 56.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2»
Рассмотрено на заседании Утверждено
педагогического совета приказом МАНОУ «Гимназия № 2»
протокол № 1 №__________
от "___" _________ 2018 г. от «__» ___________ 2018 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Развитие познавательных способностей»
для учащихся 2 класса
Составители:
Заруцкая Татьяна Петровна,
учитель начальных классов;
Тверикина Наталья Ивановна,
учитель начальных классов.
Мариинск
2018
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями, в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ по учебным предметам, курсам и курсам внеурочной деятельности муниципального автономного нетипового общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2», утверждённого приказом МАНОУ «Гимназия № 2» от 27.06.2016 года № 107.
Цели и задачи курса «Развитие познавательных способностей»
Цель курса:
расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод в зону актуального развития.
Задачи курса:
-развивать познавательные способности;
-развивать общеучебные умения и навыки.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой. О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
2 класс (68 занятий)
Вводное занятие (1 ч) (Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Тестирование.
Задания на развитие внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память.
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем геометрические задания;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление.
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Итоговое занятие (1 ч.) (Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.Тестирование.)
2 часть "Занимательный русский язык"
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика :игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика :игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Формы организации и виды деятельности:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности.
Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | количество |
часов | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок). | 1 |
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
5 | Развитие аналитических способностей.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
6 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 |
7 | Развитие логического мышления.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 |
8 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
9 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
10 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 |
12 | Развитие аналитических способностей.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 |
13 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 |
14 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
15 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
16 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
17 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
18 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
19 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
20 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 |
21 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 |
22 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
23 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
24 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
25 | Развитие аналитических способностей.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 |
26 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 |
27 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 |
28 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
29 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
30 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 |
31 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 |
32 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 |
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. (Резерв.) | 1 |
Занимательный русский язык. | ||
1 | Что мы знаем о звуках и буквах ? | 1 |
2 | Что такое лексика? | 1 |
3 | Однозначные и многозначные слова | 1 |
4 | Игротека | 1 |
5 | Слова-братья | 1 |
6 | Слова - наоборот | 1 |
7 | Пословица недаром молвится | 1 |
8 | Игротека | 1 |
9 | И снова пословицы, пословицы, пословицы, … | 1 |
10 | Играем со словарными словами | 1 |
11 | Анаграммы | 1 |
12 | Игротека | 1 |
13 | Секреты некоторых букв | 1 |
14 | Шарады, анаграммы и метаграммы | 1 |
15 | Еще раз о синонимах и антонимах | 1 |
16 | Игротека | 1 |
17 | Слова, обозначающие предметы | 1 |
18 | Слова, обозначающие действие предметов | 1 |
19 | Слова, обозначающие признаки предметов | 1 |
20 | Игротека | 1 |
21 | Текст, тема, главная мысль | 1 |
22 | Заголовок- всему голова | 1 |
23 | Работаем с фразеологизмами | 1 |
24 | Игротека | 1 |
25 | И снова пословицы | 1 |
26 | Ещё раз о фразеологизмах | 1 |
27 | Русские народные загадки | 1 |
28 | Игротека | 1 |
29 | И вновь словарные слова | 1 |
30 | Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 1 |
31 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера | 1 |
32 | Игротека | 1 |
33 | Повторяем… | 1 |
34 | Повторяем, повторяем… | 1 |
Приложение к рабочей программе
«Развитие познавательных способностей»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | количество часов | дата | корректировка дат |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок). | 1 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
5 | Развитие аналитических способностей.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | ||
6 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | ||
7 | Развитие логического мышления.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | ||
8 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
10 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | ||
12 | Развитие аналитических способностей.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
13 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | ||
14 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | ||
15 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
17 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
18 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
19 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | ||
20 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | ||
21 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | ||
22 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
23 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
24 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
25 | Развитие аналитических способностей.Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
26 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | ||
27 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
28 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
29 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
30 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | ||
31 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | ||
32 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | ||
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. (Резерв.) | 1 | ||
2 часть | ||||
1 | Что мы знаем о звуках и буквах ? | 1 | ||
2 | Что такое лексика? | 1 | ||
3 | Однозначные и многозначные слова | 1 | ||
4 | Игротека | 1 | ||
5 | Слова-братья | 1 | ||
6 | Слова - наоборот | 1 | ||
7 | Пословица недаром молвится | 1 | ||
8 | Игротека | 1 | ||
9 | И снова пословицы, пословицы, пословицы, … | 1 | ||
10 | Играем со словарными словами | 1 | ||
11 | Анаграммы | 1 | ||
12 | Игротека | 1 | ||
13 | Секреты некоторых букв | 1 | ||
14 | Шарады, анаграммы и метаграммы | 1 | ||
15 | Еще раз о синонимах и антонимах | 1 | ||
16 | Игротека | 1 | ||
17 | Слова, обозначающие предметы | 1 | ||
18 | Слова, обозначающие действие предметов | 1 | ||
19 | Слова, обозначающие признаки предметов | 1 | ||
20 | Игротека | 1 | ||
21 | Текст, тема, главная мысль | 1 | ||
22 | Заголовок- всему голова | 1 | ||
23 | Работаем с фразеологизмами | 1 | ||
24 | Игротека | 1 | ||
25 | И снова пословицы | 1 | ||
26 | Ещё раз о фразеологизмах | 1 | ||
27 | Русские народные загадки | 1 | ||
28 | Игротека | 1 | ||
29 | И вновь словарные слова | 1 | ||
30 | Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 1 | ||
31 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера | 1 | ||
32 | Игротека | 1 | ||
33 | Повторяем… | 1 | ||
34 | Повторяем, повторяем… | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС
Программа поможет в организации внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Риторика" 2-4 класс в соответствии ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Риторика» социального направления....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Уроки Знайки 4 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
Азбука здоровья.Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4классов. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению-это обучение школьников бережному отношению к своему здоров...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я исследователь» 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование курса....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Инфознайка"3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Инфознайка" 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Познавательная экология- 4 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Познавательная экология- 4 (2 ч)(научно-познавательная направленность)...