Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Риторика" 2-4 класс в соответствии ФГОС
рабочая программа (2, 3, 4 класс) по теме

Москвитина Ирина Сергеевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Риторика» социального направления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_2_kl_.docx52.46 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Риторика» социального направления, составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 06.10.2009 №373.

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения  в общеобразовательных учреждениях».

5. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 83.

6.Авторская программа по риторике Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской  (Образовательная система «Школа2100»).

Направленность программы

Программа курса «Риторика»  позволяет организовать и проводить внеурочную деятельность по социальному направлению. Целью данного направления является: формирование адекватного коммуникативного поведения учащихся в различных жизненных ситуациях. Преподавание риторики основано на системно-деятельностном подходе и направлено на получение знаний и развитие коммуникативных умений школьников.

Актуальность (востребованность) программы

Курс внеурочной деятельности «Риторика» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни, помогает социализации учащихся.

Цель

Цель программы – научить учащихся правильной, грамотной речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Задачи:

  • следование нормам литературного языка;
  • умение строить тексты различной функциональной направленности, чтобы они решали поставленные перед учащимися задачи общения.

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный курс помогает решать задачи формирования универсальных учебных действий на метапредметном уровне, этот курс способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».

Программа предназначена для школьников 7 -10 лет.

Срок реализации программы – 4  года.

На изучение содержания курса во 2 классе отводится 1 ч. в неделю, при 34 учебных неделях – всего 34 часа. За три года 102 часа.

Формы работы

Обучение в сотрудничестве, портфолио ученика.

Формы обучения: самостоятельная работа учащихся, работа по группам, коллективная работа.

Методы и приемы обучения: наглядные, словестные, игровые.

Особое место на занятиях по «Риторике» занимают специфические приемы работы, а именно:

– риторический анализ устных и письменных текстов;

– риторические задачи;

– риторические игры.

Формы контроля (оценивания)

Курс не входит в обязательное число учебных дисциплин, поэтому используются формы контроля, исключающие выставление оценок.

В основу изучения курса «Риторика» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Формы итогового контроля:

-публичные выступления ребёнка;

-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-решение риторических задач;

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя  во внеурочное время).

Формы организации занятий: групповые. Аудиторные (30 ч.), внеаудиторные (4 ч.).

Раздел 2.

Общая характеристика курса

В программе курса выделяются два блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто?, кому?, зачем?, что?, как?, где?, когда говорит (пишет)?

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать

степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике

изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа,

вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность

обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Раздел 3.

Описание места  курса в ООП НОО

Программа курса «Риторика» реализует положения «Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся», направлена на формирование культуры, развития речи и коммуникативных навыков, на формирование у учащихся универсальных учебных действий (личностных и метапредметных).

В курсе «Риторика» осуществляются тесные метапредметные связи

- с литературой, так как широко используются художественные произведения для  иллюстрации языковых фактов,  в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться  основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);

- с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);

-с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм, что способствует эстетическому воспитанию учащихся.

Раздел 4.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания — осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека — осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного здоровья.

Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины  -  осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не.говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность труда и творчества — признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности — обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма — осознание себя как члена общества; восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Раздел 5.

Результаты освоения курса

2 класс

Личностными результатами изучения курса риторики является формирование следующих умений:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

анализировать тактичность речевого поведения в семье;

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

отличать подробный пересказ от краткого;

знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

3 класс

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

 осознавать свою ответственность за произнесѐнное или написанное слово;

– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения,  выявлять уместность приводимых аргументов,

правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления  – учитывать компоненты речевой ситуации,  записывать ключевые слова, план;  представлять рисунок, схему;  репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления,  выступать с графическим (возможно, аудио, видео) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

4 класс

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

отличать истинную вежливость от показной;

адаптироваться применительно к ситуации общения,  строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

учитывать интересы коммуникантов при общении,  проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

поддерживать, нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

осознанно  строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

различать описания разных стилей – делового и художественного;

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

анализировать словарные статьи;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

– редактировать текст с недочётами.

Раздел 6.

Содержание курса 2 класс (34 часа)

Количество часов- 34;  в неделю -1 час;  34 уч. неделя.      

Наименование раздела

Количество часов

ОБЩЕНИЕ. (1 часть)

17

1. Речь в жизни человека.

1

2.Речь как средство воздействия на мысли, чувства.

1

3.Чему учит риторика.

3

4. Как мы говорим.

8

5. Вежливая просьба.

2

6. Учусь читать и писать.

2

ТЕКСТ. (2 часть)

16

1.Тема  и основная мысль.

3

2. Пересказ.

3

3. Вежливый отказ.

2

4. Типы текстов.

1

5. Рассуждение.

3

6. Описание.

2

7. Невыдуманный рассказ.

2

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ.

1

Итого

34

Раздел 7.

Тематическое планирование (34 ч.)

п.п

Тема урока

Количество часов

Дата

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

                                                            ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

1

ауд.

Речь в жизни человека. Уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях.

1

Объяснять значение речи, общения в жизни людей (Н).

Познакомиться с учебником (Н).

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм  приветствия в разных ситуациях (П).

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения (П).

РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА (1ч.)

2

ауд.

Анализ примеров общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

Правила совместной работы.

1

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства (Н).

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить (Н).

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА (3 ч.)

3

ауд.

4

ауд.

5

ауд.

Определение риторики как науки.

Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)

Речевые роли в разных ситуациях общения.

1

1

1

Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н).

Называть адресанта, адресата высказывания (Н).

Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н).

Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

КАК МЫ ГОВОРИМ (8 ч.)

6

ауд.

7,8,9

ауд.

Речь устная и письменная. Виды речевой деятельности. Несловесные средства общения: громкость, темп, тон, мимика, взгляд, жесты, поза.

1

3

Называть несловесные средства общения (Н).

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств  при решении риторических задач (Н).

10

ауд.

11

ауд.

12

ауд.

13

ауд.

Важность слушания в разных ситуациях.

Словесные и несловесные сигналы, которые показывают собеседнику, что его слушают.

Приемы, помогающие понимать звучащий текст.

Несловесные средства, помогающие понять смысл сказанного.  Правила вежливого поведения  во время разговора.

1

1

1

1

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н).

Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н).

Моделировать использование этих средств  в разных ситуациях общения (Н).

Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н).

Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н).

Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н).

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н).

Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре (Н).

Называть правила вежливости при разговоре (Н).

Объяснять, почему их следует соблюдать (Н).

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА (2 ч.)

14

неауд

15

ауд.

Вежливая просьба. Урок –практикум «Вежливое обращение к прохожим».

Скрытая просьба.

1

1

Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П).

Называть речевые формулы вежливой просьбы (П).

Характеризовать особенности скрытой просьбы (П).

Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П).

УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ (2 ч.)

16

неауд

17

ауд.

Роль шрифтовых выделений в учебных текстах. Библиотечный урок.

Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы…

1

1

Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н).

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н).

Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н).

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (3 ч.)

ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (3 ч.)

18

ауд.

19

ауд.

20

ауд.

Текст. Определение темы текста и его основной мысли. Роль заголовка в тексте.

Опорные слова. Моделирование текста  по опорным словам (устно).

Оформление текста на письме. Абзац. Построение текста.

1

1

1

Различать текст и набор предложений (Н).

Объяснять роль заголовка (Н).

Озаглавливать текст (Н).

Определять тему и основную мысль текста (Н).

Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте (Н). Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях (Н).

Выделять опорные слова в тексте (Н).

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н).

Выделять незнакомые слова в тексте (Н).

Выяснять значение непонятных слов (Н).

Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте (Н).

Выделять начало, основную часть, конец текста (Н).

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях (Н).

ПЕРЕСКАЗ (3 ч.)

21

ауд.

22

ауд.

23

ауд.

Обучение подробному пересказу.

Обучение краткому пересказу

Составление плана к тексту.

     1

     1

     1

Различать подробный и краткий пересказ (П).

Пересказывать текст подробно (Н).

Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н).

Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н).

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н).

Составлять план текста для пересказа (Н).

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ (2 ч.)

24

ауд.

25 ауд.

Ситуации, в которых можно дать согласие или отказ на выполнение просьбы.

Использование словесных и несловесных средств, которыми можно выразить согласие или отказ.

1

1

Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н).

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).

Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П).

Оценивать степень вежливости отказа (П).

Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н).

Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н).

ТИПЫ ТЕКСТОВ (1 ч.)

26 ауд.

Типы текстов

1

Различать повествование, описание, рассуждение (П).

Объяснять, чем они отличаются (Н).

РАССУЖДЕНИЕ (3 ч.)

27 ауд.

28 ауд.

29 ауд.

Основные особенности текста-рассуждения.

Ссылка на правило, закон.

Точные и неточные объяснения.

1

1

1

Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П).

Называть части рассуждения (Н).

Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н).

Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н).

Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н).

Различать точные и неточные рассуждения (Н).

ОПИСАНИЕ (2 ч.)

30

ауд.

31 ауд.

Определение темы и основной мысли в тексте-описании. Признаки предмета.

Описание в объявлении.

Обучение сочинению загадки-описания. Библиотечный урок.

1

1

Определять тему, основную мысль описания (Н).

Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).

Определять в тексте его описательный фрагмент (Н).

Сочинять загадку, в основе которой  лежит описание (Н).

НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ (2 ч.)

32 ауд.

33

ауд.

Анализ невыдуманного рассказа. Части рассказа.

Обучение составлению рассказа о случае из своей жизни.

1

1

Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н).

Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н).

Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н). 

   ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч.)

34

неауд.

Обобщающий урок - повторение. Экскурсия в библиотеку.

1

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).

Раздел 8.

Материально-техническое обеспечение занятий

  1. УМК по риторике:
  • Учебник «Детская риторика» Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Издательство «Баласс», Москва, 2015г.
  • Методические рекомендации «Детская риторика» Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Издательство «Баласс», Москва, 2008г.
  1. Технические  средства  обучения:
  • Классная доска с набором приспособлений для  крепления таблиц.
  •  Интерактивная доска.
  •  Персональный компьютер.
  •  Мультимедийный проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа "Шахматы" 1-4 класс в соответствии ФГОС.

Программа «Шахматы» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы -  школе» под редакцией И.Г.Сухина,  в соотв...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 класса на 2021-2022 учебный год (в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш

Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 классана 2021-2022 учебный год(в соответствии с ФГОС образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Развитие математической грамотности» ФГОС НОО 3 класс

Содержание курсаЛогические и комбинаторные задачиМагический квадрат. Комбинаторные задачи. Логические задачи. Задачи на множества.Арифметические действия и задачиЧисла от 1 до 100. Задачи на части. Чё...