Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе детей с ОВЗ. Пед.чтения 28.03.17г.
материал на тему

Федот Ольга Сергеевна

Доклад. Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе детей с ОВЗ. Пед.чтения 28.03.17г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.chteniya_28.03.17g.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации МО «Камызякский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уваринская средняя общеобразовательная школа

имени Чилимского В.Я.»

Муниципальные педагогические чтения – 2017

Тема: «Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе детей с ОВЗ».

Федот Ольга Сергеевна

Учитель начальных классов, первая категория.

Тел.: 89275616548

2017г.

Содержание.

1.Введение  -                                                                                               стр. 3

2. Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе детей с ОВЗ -       стр. 4-5

3. Практическая часть -                                                                             стр.6- 7

4. Заключение -                                                                                           стр.8

5. Список литературы -                                                                               стр.9

Введение.

В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте 1 «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме»

      Актуальность темы заключается в том, что современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность – это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы.

В последние десятилетия в социально-гуманитарных науках стало использоваться понятие «социализация нового формата».

Исследователи нашли отрицательные последствия этого формата:

- деформация личности,

-задержка социально-личностного развития,

-потребительская ориентация,

-нежелание занимать активную социальную позицию.

Особенно отрицательные последствия этой социализации проявляются у детей с ОВЗ, детей-сирот.

В настоящее время ставится задача осуществления позитивной социализации.

Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе детей с ОВЗ

С педагогической точки зрения, социализация – это общественно-организованный педагогический процесс целенаправленной подготовки растущего человека к адекватному выполнению социальных ролей и функций, в результате чего происходит его включение в жизнь общества в качестве полноправного члена.

Позитивная социализация несовершеннолетних в образовательной организации – процесс и результат педагогически организованного взаимодействия ребенка с окружающим миром, совместная со взрослыми деятельность по узнаванию и воплощению ценностных установок, создающие условия для формирования у ребенка позитивного социокультурного опыта.

     Конечно, нет сомнения, что вся деятельность в школе должна быть направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа. Главная цель которой – гармоничное развитие личности обучающегося, и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру.

     Отсюда, функция педагогов школы не может быть иной, как создание необходимых условий для саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка.

    Воспитательное пространство школы включает: собственно, школу, внешкольные учреждения, семью и общественность. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.

     Каждое воспитание начинается с семьи. Поведение родителей, их характер, отношения к жизни, отношение между собой – все это отражается на поведении ребенка. Поэтому связь с семьей – это важнейшее звено в воспитании.

     Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Содержание этой работы включает три направления: повышение психолого-педагогической культуры семьи, индивидуальная работа с родителями учащихся, участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела.

Школа - это институт социализации. Она учит детей адекватно воспринимать и вести себя в коллективе, вырабатывает представления о разных сферах жизни, помогает сформировать систему ценностей. И именно школа призвана воспитать эстетически развитого, внутренне красивого человека.

Целенаправленная позитивная социализация выдвигает ряд требований к результатам социально-личностного развития воспитанников с ОВЗ:

- развитие положительного отношения ребенка к себе;

- формирование у ребенка уверенности в своих силах и возможностях;

- формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод;

-  воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям;

- формирование уважения и терпимости к детям и взрослым;

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека;

- формирование умения распознавать эмоциональные состояния и переживания окружающих, выражения собственных переживаний;

- освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умения договариваться, устанавливать новые контакты.    

Практическая часть.

Я работаю в МБОУ «Уваринская СОШ имени Чилимского В.Я.». На данный момент я учу 1 класс и второй класс (индивидуальное обучение).

В 1 классе обучается 15 человек (8 девочек и 7 мальчиков).

Здесь намного легче вести процесс позитивной социализации. Происходит общение между детьми, проводятся классные часы, экскурсии, беседы, используются наглядные пособия, разыгрываются различные ситуации поведения. Дети приходя в школу общаются не только с одноклассниками, но и с другими учениками, с учителями, со взрослыми. Проводя первые классные часы, мы говорим о вежливости, о дружбе, о доброте. Каждый день на пороге школы детей встречает дежурный учитель. Дети учатся вежливости, потому что если кто не поздоровается учитель делает замечание классному руководителю, а классный руководитель еще раз разъясняет правила вежливого поведения детям.

Индивидуальное обучение – Мухин Артём (9 лет).

Из истории болезни Мухина Артёма:    

                                     -  детский церебральный паралич (не ходит)

                                     - задержка психо-речевого и моторного развития  

                                      - системное недоразвитие речи

                                       -неловкость в руках.

Артём обучается по программе «Начальная школа 21 века», только она сокращенная. Здесь, следует заметить, что если дети в обычной школе проходят программу за 21 час в неделю, то индивидуальное обучение предполагает пройти ученику этот же материал за 13 часов в неделю. Возникает вопрос: Как это сделать? И в это же время не надо забывать о процессе позитивной социализации, чтобы ребенок в дальнейшем смог самостоятельно ориентироваться в окружающем мире.

Начав обучаться в первом классе, Артём плохо держал ручку, писал углами, не знал буквы. Весь 1 класс мы изучали буквы (как писать и как читать). К концу 1 класса он выучил алфавит, стал различать гласные и согласные буквы, звуки, стал складывать буквы в слоги.

Родители Артёма написали заявление на повторное обучение в 1 классе. За этот год Артём научился неплохо писать, читать. То есть освоил программу 1 класса, как это и должно быть.

Во втором классе появилось оценивание – мальчик стал стараться.  Учит все правила, правильно переносит слова, выучил таблицу умножения, неплохо решает задачи, читает произведения, пересказывает, учит стихи.

1 и 2 четверть – хорошист

3 четверть – отличник.

Бывают у Артёма срывы, он не хочет учиться.

И вот здесь большую роль играет семья. Родители к Артёму относятся без поблажек. Не хочешь учиться – происходит запрет на что-либо (не дадим планшет, не пойдешь в выходные к дедушке). Мальчик осознает, что поступил неправильно. И со временем такие срывы уменьшились. Так как мальчик самостоятельно передвигаться не может, он мало с кем общается. Из-за непогоды Артём почти полгода не выходит из дома (осень, зима, весна). Хорошо, что родители не побоялись завести еще детей: девочка (4 года) и мальчик (3 года). Поэтому Артём хоть с детьми младшего возраста, но общается. На своих уроках я затрагиваю темы общения с братьями, сестрами или просто с маленькими детьми, обсуждаем, что можно, а что нет, проигрываем ситуации: А что если я вот так поступлю?  В позитивной социализации огромную роль играет дедушка Артёма. Он ходит с Артёмом на прогулки в зимний и летний период, рассказывает о явлениях природы, отвечает на возникающие у мальчика вопросы, доступно разъясняет.

Основная проблема заключается в маленьком кругозоре, маленьком запасе слов. Поэтому, на уроках я стараюсь использовать как можно больше наглядного материала (карточки, фото), презентации, стараюсь объяснять темы на доступном языке, простыми словами, но в тоже время добавляю новые слова.

Ещё, я приглашаю Артёма в школу: Новый год, 1 сентября, классные часы. Но к сожалению, это не всегда удается (папа работает, а мама не может – в семье еще 2 маленьких детей).  Недавно в школе было цирковое представление и Артём на нем присутствовал. В зале было около 60 детей, мамы, учителя. Артёму очень понравилось представление. После представления он расспрашивал, а как зовут эту девочку, а в каком классе учится этот мальчик.

Каждый ребенок должен уметь общаться, легко находить общий язык. И помочь в этом должны мы – учителя.

   

Заключение.

Создание воспитательного пространства для позитивной социализации личности – это сложный процесс, который включает в себя достаточно много аспектов и нюансов:

- создание атмосферы психологического комфорта через оказание воспитаннику помощи в решении наиболее важных проблем;

- гуманизация отношений в образовательном процессе на основе реализации принципа уважения к личности воспитанника;

- создание и поддержание обстановки сотрудничества, обеспечение свободы выражения чувств;

- создание соревновательных ситуаций, помощь ребенку в достижении индивидуального успеха в этих ситуациях;

- активизация позиции ребенка во всех ситуациях его жизнедеятельности.

       От личности педагогов, родителей, их настроя, их отношения к детям, их профессионализма зависит воспитание наших детей.

       Отдай миру лучшее, что есть в тебе… И к тебе вернется лучшее, что есть в мире!!!

Список литературы.

  1. Конвенция о правах ребенка.

  1. Статья «Условия позитивной социализации детей с ОВЗ при образовании индивидуального маршрутного листа».

  1. Статья «Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации всех детей, в том числе одаренных детей, детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

  1. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. Вопросы психологии. 1993.

  1. Осипова Н.В. Эстетизация учебно-воспитательного пространства школы. 2002.