ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕШНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ
статья (1 класс)

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kalenchuk.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕШНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ

М.К. Каленчук

ГБОУ гимназия №107

Выборгского района

А.М. Сивцова

ГБДОУ детский сад №11

Адмиралтейского района СПб

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Безопасность и психологический комфорт пребывания детей в помещениях дошкольного образовательного учреждения является одной из составляющих сохранения и укрепления здоровья детей. Для педагога начальной школы безопасность и психологический комфорт не менее важен, т.к. 80% учеников проводят в классе полный день – с 8 до 18 часов и учебный класс выполняет функцию не только учебной зоны, но и игрового, а также двигательного пространства. Не стоит забывать о том, что дети 7-8 лет еще активно заняты игрой, а также нуждаются в достаточной двигательной активности в свободное от учебы время, и для плавного перехода из детского сада в школу от учителя начальных классов требуется максимум усилий для соединения данных видов деятельности.

Для обеспечения реализации образовательной программы, а так же в самостоятельной деятельности детей не только в рамках учебной деятельности, но и при проведении режимных моментов ДОУ и во время внеурочной деятельности в начальных классах школы, материалы и оборудование, представленные как в группе дошкольного образовательного учреждения, так и в кабинете учителя начальных классов, должны создавать оптимальную, насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформируемую среду.

Предметно-пространственная среда помещения, в котором находятся дети, должна быть безопасна (мебель закреплена, соответствует ростовым показателям), удовлетворять требованиям технической эстетики, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям. Материалы и оборудование должны иметь соответствующие сертификаты. Помещение обязательно оборудовано противопожарной сигнализацией. Наличие схем и запасных выходов обязательно.

В помещении необходимо поддерживать необходимый температурный режим. Проводить систематическое проветривание и влажную уборку. Естественное и искусственное освещение соответствовать требованиям СанПиНа. Оформление среды в группе, соответствовать требованиям дизайна по цветовой гамме, стены группы и класса окрашены в пастельные тона, в интерьер включить элементы оформления, создающие приятные позитивные ассоциации (детские работы, фотографии).

Пространство группы или класса желательно трансформировать в зависимости от образовательной ситуации, обусловленной участием детей в различных видах деятельности. В процессе этой деятельности происходит изменение пространственной среды. Игры, пособия и предметы в помещениях  должны быть полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Игровой и дидактический материал соответствует возрастным и санитарно - гигиеническим требованиям.

Для описания здоровьесберегающего направления работы образовательного учреждения многие авторы справедливо используют формулировку «здоровьесберегающая деятельность», так как реализация указанных мер по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, как правило, связывается с деятельностью соответствующих специалистов (медицинских работников, психологов, социальных педагогов и т. п.). В то же время большинство задач по укреплению здоровья обучающихся решается в ходе ежедневной практической работы педагогов, т. е. связано с профессиональной педагогической деятельностью.

        Результаты обследования детей подготовительных групп ДОУ, где системно применялись здоровьесберегающие педагогические технологии, отличаются от показателей детей контрольных групп. Мы можем объяснить данные различия тем, что в работе с  детьми экспериментальных групп активно использовались такие технологии, как комуникативные игры, проблемноигровые (игротренинги), коррекция поведения, психогимнастика. Именно эти педагогические здоровьесберегающие технологии оказывают влияние на формирование представления об искусстве человеческих взаимоотношений, обучение диалогу, дискуссии, беседе; у детей сформировываются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям; решаются проблемы с развитием речи, развитием слухового и зрительного внимания, развитием слуховой зрительной и тактильной памяти; низкой самооценкой ребенка; развиваются индивидуальные способности; воспитывается интерес к окружающим людям, взаимоуважение, взаимодоверие; снижается тревожность и улучшается эмоциональное состояние, нарушенное различными неблагоприятными и стрессовыми ситуациями.

Применение комплекса здоровьесберегающих технологий в работе образовательного учреждения позволил повысить результативность образовательного процесса в первом классе начальной школы и обеспечить нормальную адаптацию к началу школьного обучения, если: будет обеспечен дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку; будет сформирована валеологическая грамотность педагогов ОУ; будут сформированы мотивации здорового образа жизни у педагогов ОУ и родителей детей.

Литература:

  1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Москва, СФЕРА, 2013.
  2. Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. –  М.: РиоД, 2005.
  3. Колбанов В. В. Валеологический практикум. – СПб, 2007.
  4. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / Под ред. Сократова Н. В – М.: 2005.
  5. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: 2006.  
  6. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: Валери СПД, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя о...

Статья "Психологический комфорт детей в школе"

Для эффективности обучения и воспитания детей необходимо создание наиболее комфортных условий.Атмосфера доброжелательности, взаимпонимания, поддержки, принятия друг друга вселяет в ребёнка уверенность...

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Статья о проблемах сохранения и укрепления здоровья младших школьников во время учебного процесса....

Организация учебного пространства в современной школе как один из факторов успешности образовательного процесса.

Статья посвящена проблеме организации учебного пространства в современной школе. Освещается опыт зарубежных стран и возможности его применения в российской школе....

Психологическое здоровье. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения как основополагающий фактор развития личности

Статья о психологическом здоровье школьника, здоровьесберегающей среде образовательного учреждения как основополагающего фактора развития личности...

Здоровьесберегающие технологии как один из важных факторов успешности обучения детей

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии как один из важных факторов успешности обучения детей"...

Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями.ДОКЛАД

Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения  детей...