Организация учебного пространства в современной школе как один из факторов успешности образовательного процесса.
статья по теме

Статья посвящена проблеме организации учебного пространства в современной школе. Освещается опыт зарубежных стран и возможности его применения в российской школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_uchebnogo_prostranstva_v_shkole.docx248.71 КБ

Предварительный просмотр:

                              Крупенникова Ю.А.

Организация учебного пространства в современной школе как один из факторов успешности образовательного процесса.

Думаю, никто не будет спорить, что наша жизнь  кардинально изменилась за последние несколько десятилетий. Причём это касается не только нашей страны, но и мира в целом. Изменились и требования к современному человеку: если раньше общество и государство (особенно в нашей стране) требовало от человека беспрекословного подчинения, четкого исполнения указаний («без самодеятельности»), следования одной раз и навсегда выбранной модели поведения, то в 21 веке ситуация кардинально изменилась. Как пишет психолог Ирина Млодик в своей книге «Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога.» современный человек должен «иметь независимую позицию, уметь принимать собственные решения и нести за них ответственность, обладать качествами лидера, быть в курсе всего нового, что появляется в информационном поле, самому быть законодателем нового, быть максимально креативным, быть упорным и настойчивым в достижении собственных целей, иметь значительную устойчивость к стрессам, быть уверенным в себе». Давайте честно признаемся, что современная школа во многом остаётся прежней и формирует совсем не такого человека, которого описывает Млодик. Ученик, как и прежде – объект обучения, учитель – субъект. Вновь процитирую И. Млодик: «Учитель требует, ученик исполняет требования, по-прежнему желательно беспрекословно и не задавая лишних вопросов. Один – главный и всегда вверху, «над». Другой – подчинённый и всегда внизу, «под». Так было во все времена». Конечно, всё не так однозначно как пишет Млодик, современная школа претерпевает постоянные изменения, стараясь успеть за требованиями времени. Однако, такой сложноорганизованной системе, как школа, трудно угнаться за так стремительно меняющимся миром, да и в консерватизме есть свои плюсы (в консервативных системах все перемены происходят медленно и проходят неоднократную проверку, это очень важно для психики ребёнка, поскольку детям важна внешняя стабильность, консерватизм позволяет сохранить традиции и устои, значимые во все времена). Но не замечать и не считаться с изменениями в современном обществе мы не можем. Современные школы полны детей, которые хотят быть активными участниками учебного процесса, они жаждут творить, социализироваться, вместе вырабатывать новые пути решения проблем. И надо признать, что школа откликается на новые запросы общества: появляются новые образовательные программы, всё шире внедряется личностно-ориентированный подход в педагогике, разрабатываются новые методы обучения. А мне бы хотелось остановиться на таком узком аспекте, как организация учебного пространства. Это, пожалуй, та область, которая вообще не подвергалась никаким изменениям, как в нашей стране, так и за рубежом. Многие современные дети находятся в школе до шести, семи часов вечера, испытывая при этом колоссальную чисто физическую нагрузку – они вынуждены почти всё время сидеть за партой. А физическая усталость рано или поздно сказывается на учебном процессе в целом. Энн Шоу (Anne Shaw), основатель и директор сети школ «Школы 21 века» в США («21st Century Schools»), озаглавила свою статью о современных школах «Метод кладбища» («The Сemetery Method»). Звучит шокирующее, но не согласиться с ней сложно: парты в современных школах, как и 150 лет назад, стоят ровными рядами, а ученики должны сидеть с ровно и тихо.

E:\ГПД\i (1).jpg
E:\ГПД\i.jpg

Э. Шоу пишет, что такая организация классного пространства вполне отвечала требованиям 19 века, когда школы должны были готовить рабочих для фабрик и заводов, которые никогда не опаздывают, готовы подчиняться и выполнять стандартизированные задачи.

                       E:\ГПД\62527598_4_4.jpg

         

 Подобная организация пространства была выгодна и учителю – единственному владельцу и проводнику знаний. Согласитесь, ситуация в современном мире кардинально изменилась, о чём я уже писала в начале статьи. Необходимость подготовки успешных и готовых к жизни в 21 веке людей требует кардинальных изменений устройства школы на всех уровнях. Новые методы обучения, внедряемые в школах, требуют новой организации пространства в классе. Школьная среда должна обеспечивать детям возможность работать индивидуально, в малых и больших группах. Например, в ряде учебных заведений Австралии учебное пространство поделено на три типа: «пещеры» (caves), «место у костра» (campfire), «водопой» (watering hole).

The campfire – это пространство, где учащиеся могут собираться и получать знания от эксперта – учителя, приглашённого гостя, других учеников.

                    E:\ГПД\738ea986063b55f0da59e31f40e073a9.jpg

The watering hole – неформальное пространство, где учащиеся и преподаватели могут обменяться идеями и мнениями, где каждый может быть одновременно учеником и учителем.

The cave – это приватное пространство, где можно побыть наедине со своими мыслями и чувствами, отрефлексировать, трансформировать вновь полученные знания в собственные убеждения.

  «Это не про нашу школу с её чёткой структурой!» - скажете вы. Однако я не соглашусь и позволю себе заметить, что любой опыт можно трансформировать и применить в конкретных условиях. Например, если площадь класса позволяет можно организовать мягкий уголок, зонировать пространство класса, особым образом расположив цветы. В рекреации можно поставить пару кресел – и вот уже место, где во время перемены можно отдохнуть от сложного урока. В лицее, где я работаю воспитателем ГПД, организованы игровые комнаты, где можно в неформальной обстановке провести классный час или внеурочные занятия – вот вам и «campfire», а в библиотеке регулярно проходят беседы с приглашёнными гостями, семинары, громкие чтения – ну чем не «watering hole».

Так же не стоит пренебрегать походами в музей, парк, прогулками на пришкольном участке наконец – все эти пространства можно и нужно использовать как возможность провести занятие в свободной, комфортной для детей обстановке. Соглашусь, что в урочное время это не всегда удобно, но группа продлённого дня даёт большее пространство для творчества в учебном процессе. Всегда можно сдвинуть несколько парт и организовать коллективную работу. Расстелите на полу плед и предложите вашим первоклашкам удобно расположиться на нём – проведите учебную беседу, почитайте книгу, обсудите прошедший учебный день, планы на будущее. Предложите тем, кто раньше других выполнил домашнее задание почитать книгу или полистать журнал в библиотеке, в мягком кресле в рекреации, в специально отведённом месте в классе. Если на улице хорошая погода, не сидите в душном классе, проведите классный час на улице.

Грамотно организованная образовательная среда является одним из факторов успешности процесса обучения в целом. В наших силах изменить жизнь школы, надо только не бояться экспериментировать, пробовать новое, уходить от изживших себя правил и стандартов.

         

Источники.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-оринтированный подход в обучении, как один из факторов успешности ученика

материал для педсовета по личностно-ориентированному подходу в обучении (из опыта работы)...

Психологический настрой учащихся, как один из факторов успешного обучения младших школьников

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший критерий психологической атмосферы урока....

Учебный проект «Формирование читательского пространства в начальной школе как один из факторов развития речи»

Учебный проект  «Формирование читательского пространства в начальной школе как один из  факторов развития речи»...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Высшим  результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность  сочувствовать как людям вообще (в широком смысле - своему н...

Самоконтроль как один из факторов успешного усвоения школьной программы

Для успешного усвоения школьной программы, а также для успешного адаптации  в социуме, ученику необходимо овладеть многими навыками, одним из которых является навык самоконтроля. Свой статье я хо...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕШНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технол...