ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
учебно-методический материал

ЕНИНА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА

Выступление на районном МО учителей начальных классов Егорлыкского района с докладом и презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЕГОРЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №7 имени О.КАЗАНСКОГО

«Организация внеурочной деятельности в начальной школе как неотъемлемая часть создания единого образовательного пространства в учебно-воспитательном процессе»

                                                             УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:                      

                                                                      ЕНИНА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА                         

ст. Егорлыкская

2023 – 2024 учебный год

УЧИТЕЛЬ

В НАШЕЙ ЖИЗНИ ВСЁ НЕПОВТОРИМО,

ТАК ВЕДЁТСЯ ИЗДАВНА, В ВЕКАХ,
     ТОЛЬКО ЛИШЬ ОДНО, БЕССПОРНО, ЗРИМО

КТО УЧИЛ – ЖИВЁТ В УЧЕНИКАХ.

КТО С ВЕЛИКОЙ ЩЕДРОСТЬЮ ДУШЕВНОЙ,

С ДОБРОТОЙ СЕРДЕЧНОЙ БЕЗ КОНЦА

ДАРИТ ДЕТЯМ С СИЛОЙ НЕИЗМЕННОЙ,
     И СЛОВА, И ДУМЫ, И СЕРДЦА.

ЧТОБ НАВЕЧНО БЫЛО ВДОХНОВЕНЬЕ,

НАСТОЯЩИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЗАДОР,

И МЕЧТЫ ПРЕКРАСНОЙ ОКРЫЛЕНЬЕ,

МЫСЛИ НЕСКУДЕЮЩЕЙ ПРОСТОР.

УЧИТ – ЭТО ЗНАЧИТ, ДУШ СТРОИТЕЛЬ,

УЧИТ – ЗНАЧИТ, ВИДИТ ЖИЗНИ БЕГ.

ВЕРЮ Я, ЧТО ИСТИННЫЙ УЧИТЕЛЬ –

НА ЗЕМЛЕ СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК!

Добрый день всем счастливым людям, собравшимся в этом зале. Разрешите поздравить Вас с началом нового учебного года и пожелать крепкого здоровья, мира, благополучия, терпения, целеустремлённости, успехов в профессиональной деятельности. С праздником, уважаемые коллеги!

(СЛАЙД 2)

С введением новых стандартов в российских школах радикально изменилось место внеурочной деятельности, поскольку она получила статус практически равноправного члена образовательного процесса наряду с классической учебной программой. Кроме того, она стала обязательной, что подчёркивало её значимость в новой образовательной концепции.

Одной из главных задач, которые призвана была решать внеурочная работа в школе, была возможность открыть доступ к дополнительным формам образования детям начальных классов, которые в силу разных причин не могли посещать спортивные, музыкальные, художественные школы. Кроме того, именно внеурочный процесс даёт возможность реализовать пресловутый индивидуальный подход к ребёнку, предоставив ему право выбора занятий по содержанию и форме проведения, учитывая его желания и интерес.

Во всех школах и нашего района внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса и находит своё отражение в основной образовательной программе. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от форм, используемых преимущественно на урочных занятиях.

Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребёнок занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, эксперименты, опыты, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры), и которые по возможности стимулировали бы его двигательную активность (экскурсии, соревнования, театрализации, подвижные игры, творческие акции, трудовые). Формы внеурочной деятельности должны сочетать индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставлять им возможность проявить и развить свою самостоятельность.

Обязательным условием организации внеурочной деятельности является её воспитательная направленность, соотнесённость с рабочей программой воспитания школы.

(СЛАЙД 3, 4, 5, 6)

Как вы знаете, внеурочная деятельность реализуется по 5 направлениям развития личности:

  • духовно-нравственное
  • спортивно-оздоровительное
  • социальное
  • общеинтеллектуальное
  • общекультурное

(СЛАЙД 7)

В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования образовательная организация может обеспечить обучающимся до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельностью. Реализуя принцип единства образовательного пространства в сфере общего образования, Институт стратегии развития образования РАО предлагает следующий подход к эффективному использованию часов, отведенных на внеурочную деятельность.

         

(СЛАЙД 8)

1 час в неделю из возможных 10 часов внеурочной деятельности рекомендуется отводить на занятие «Разговоры о важном». Главной целью таких занятий должно стать развитие ценностного отношения школьников к своей Родине – России, населяющим её людям, её уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Занятия направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

Основные темы занятий будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами.  Методические материалы для организации цикла еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне для обучающихся 1-2, 3-4, 5-7, 8-9, 10-11 классов и будут размещены на портале «Единое содержание общего образования» (www.edsoo.ru) в разделе «Внеурочная деятельность».

         (СЛАЙД 9, 10, 11, 12)

(СЛАЙД 13, 14)

1 час в неделю рекомендуется отводить занятиям  по формированию функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной, в том числе и на развитие их предпринимательского мышления (у нас в начальной школе «Финансовая грамотность», «Компьютерная грамотность»). Главной целью этих внеурочных занятий должно стать развитие у школьников способности применять приобретённые на обычных уроках знания, умения и навыки для решения жизненных задач, умений синтезировать их для решения конкретной учебной проблемы. Эти внеурочные занятия реализуют один из самых важных педагогических принципов – связь образования с жизнью.

(СЛАЙД 15, 16, 17, 18, 19)

3 часа в неделю рекомендуется отводить на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (у нас в начальной школе «Занимательная грамматика», «Мир головоломок», «Мир проектов», «Умники и умницы», «Мы любим русский язык»). Это могут быть занятия:

  • по дополнительному или углубленному изучению школьниками учебных предметов или модулей;
  • в рамках их исследовательской и проектной деятельности;
  • связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений;
  • дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка преподавания;
  • специальные занятия для школьников с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации.  

Главной целью этих внеурочных занятий должно стать интеллектуальное и общекультурное развитие школьников, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Эти занятия должны быть направлены на формирование ценностного отношения школьников к знаниям как залогу их собственного будущего и к культуре в целом как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России.

(СЛАЙД 20, 21)

1 час в неделю рекомендуется отводить занятиям, направленным на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (у нас в начальной школе «В мире профессий»). Главной их целью должно стать формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и своей будущей профессии, осознание ими важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и вне профессиональной деятельности, развитие их ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

В рамках профориентационных занятий рекомендуется не только знакомить школьников с миром профессий и способами получения профессионального образования, но и помогать им осваивать важные надпрофессиональные навыки – общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п. Владение ими позволит ребенку в будущем реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в личной жизни. Важной составляющей занятий должна стать и работа, направленная на познание ребёнком самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. Это поможет ему стать увереннее в себе, адекватнее оценивать свои силы и возможности.

(СЛАЙД 22, 23, 24)

2 часа в неделю рекомендуется отводить занятиям, направленным на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в их самореализации, раскрытии и развитии их способностей и талантов (у нас в начальной школе «Занимательная ритмика», «Шахматы», «Палитра детских голосов», «Спортивные игры»).

Это могут быть занятия школьников в различных творческих объединениях – музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах. Главная их цель – раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре.  

Это могут быть занятия школьников в спортивных объединениях – секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований. Их целью является физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

(СЛАЙД 25)

2 часа в неделю рекомендуется отводить занятиям, направленным на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию вместе с детьми комплекса совместных дел воспитательной направленности. Это может быть:

  • педагогическое сопровождение деятельности волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы;
  • выборного Совета обучающихся, создаваемого для учёта мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией;
  • Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
  • постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов);
  • творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций;
  • созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе.  

Целью таких занятий является развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать в расчёт другие точки зрения.  Такие внеурочные занятия направлены на обеспечение благополучия детей в образовательном пространстве школы, помогают ребёнку почувствовать свою ответственность за происходящее в школе, понимать, на что именно они могут повлиять в школьной жизни и знать, как это можно сделать.

(СЛАЙД 26, 27) посещение школьного музея и школьной библиотеки

(СЛАЙД 28)

Организуя внеурочную деятельность школьников, педагогу рекомендуется придерживаться следующих принципов.

Интерес. Важно, чтобы педагог помог ребенку найти в школе «свою» внеурочную деятельность, привлекательную именно для него. Это поможет укрепить контакты педагогов с детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности.  

Сотрудничество. Важно, чтобы педагог организовывал внеурочную деятельность не столько для детей, сколько вместе с детьми. То есть давал им возможность взять на себя ответственность за отдельные фрагменты организации этих видов деятельности – сначала за фрагменты попроще, затем посложнее. Это помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность.

Доверие. Во внеурочной деятельности педагогу особенно важно стремиться к установлению доверительных и доброжелательных отношений со школьниками. Это поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания.

Неназидательность. Содержание внеурочных занятий не должно преподноситься ребёнку в форме назиданий. Ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации. Важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других. Только тогда будет формироваться его мировоззрение, его собственная жизненная позиция.  

(СЛАЙД 29, 30)

Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках).

Я думаю, что повышение качества образования происходит через усиление практической направленности уроков и занятий внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. Конечно, если сам ребёнок приложит к этому максимум усилий и стараний, если он сам захочет «наполнить» себя теми знаниями и умениями, которые ему предлагаются.

Начальное общее образование является основой развития познавательных способностей, общих учебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."

Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола:  "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...

ФГОС.Организация внеурочной деятельности в начальной школе.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе . ФГОС...

Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".

В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....

Статья "Организация внеурочной деятельности в начальной школе".

В статье говорится об организации внеурочной деятельности...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Высшим  результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность  сочувствовать как людям вообще (в широком смысле - своему н...