Самоконтроль как один из факторов успешного усвоения школьной программы
статья

Лядова Надежда Андреевна

Для успешного усвоения школьной программы, а также для успешного адаптации  в социуме, ученику необходимо овладеть многими навыками, одним из которых является навык самоконтроля. Свой статье я хотела бы показать важность развития этого навыка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Самоконтроль как один из факторов успешного усвоения школьной программы»

Для успешного усвоения школьной программы, а также для успешного адаптации  в социуме, ученику необходимо овладеть многими навыками, в том числе и навыком самоконтроля. В дальнейшем это поможет ему, как и учебной деятельности, например, умение адекватно оценивать себя и свои возможности, контролировать выполнение учебных задач; так и в повседневной, например умение контролировать свои эмоции при чрезвычайных ситуациях или ссоре.

Навык самоконтроля относиться к регулятивным метапредметным результатам (УУД), обеспечивающим овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и меж предметными понятиями

В нашем случае метапредметные результаты основной образовательной программы должны отражать: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

В наше время навык самоконтроля является одним из важнейших регулятивных метапредметных результатов. И от его развития зависит будущее детей, то насколько продуктивна будет их деятельность. Для учителя начальных классов очень важно знать, с помощью каких диагностик можно выяснить, насколько у ребёнка развит навык самоконтроля и то, как именно можно его развить.

Что же такое самоконтроль?

Самоконтроль - это сознательная оценка и регулирование человеком собственной деятельности и поведения своих действий и поступков, движения с точки зрения их соответствия предварительным намерениям, поставленным целям или требованиям, правилам и требованиям общества.

Он занимает значительное место в учебной деятельности, т.к. любая деятельность станет регулятивной и произвольной, если в ней будет присутствовать самоконтроль.

Именно это утверждал В.А. Сластенин, говоря, что управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несёт характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки воспитания.

Необходимо рассмотреть самоконтроль, как компонент регулятивных УУД, т.к. развитие регулятивных учебных действий связано с формированием произвольности поведения.

Человек может контролировать себя сам только с помощью осознанного произвольного поведения, следить за собой, за своими действиями и деятельностью, не допуская или вовремя замечая свои ошибки.

Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия, где:

Ориентировочная часть регулятивного действия  - это система условий, на которую при выполнении действия опирается человек

Контрольная часть действия – это часть, при которой человек получает информацию о промежуточном итоге, продукте, о том, что уже готово и что ещё нужно сделать.

Исполнительная часть регулятивного действия – это поэтапное (планомерное) формирование умственных действий

Развитие самоконтроля в младшем школьном возрасте важно тем, что умение контролировать собственные эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения.

Самоконтроль берёт начало в том, где ребенок сам участвует в производстве собственного контроля — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.

Самоконтроль является неотъемлемой частью нашей жизни. Он очень важен во время:

Проанализировав различные источники информации, я хотела бы выделить несколько наиболее понравившихся игр и упражнений, которые можно провести как в урочной, так и внеурочной деятельности.

  1. Игра "Сделай так же".

Детям предлагается сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, композиции Варианты заданий в этой игре могут быть различными.

  1. Игра "Лесенка".

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами

Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Ещё можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан.

Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

3. Игра «Сохрани слово»
Учитель называет слова, а дети должны их чётко повторить, с одним условием, если это не название цветка. Например: Стол, стул, сирень, голубь, море, солнце, лилия и т.д. Это игра развивает внимание и самоконтроль, так как дети должны сосредоточиться на словах.

Орфографическое проговаривание.

Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано. Читает несколько раз (часто дети не прочитывают, а просто называют слово, не замечая в нём ошибку: написано кнга, а ребёнок читает книга).

Для развития навыков самоконтроля у школьников необходимы целенаправленные действия педагогов на разных учебных предметах. Так, учитель может обучить детей универсальным способам контроля, которые можно перенести с одной деятельности на другую.

Также необходимо не только уметь формировать навык самоконтроля, но также необходимо уметь диагностировать уровень развития навыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-оринтированный подход в обучении, как один из факторов успешности ученика

материал для педсовета по личностно-ориентированному подходу в обучении (из опыта работы)...

"Развитие познавательных способностей учащихся, лучшего усвоения школьной программы, используя занимательный материал на уроках математики"

Важнейшим средством формированияпознавательного интереса младших школьников  на уроках математики являются занимательные задания....

Психологический настрой учащихся, как один из факторов успешного обучения младших школьников

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший критерий психологической атмосферы урока....

Организация учебного пространства в современной школе как один из факторов успешности образовательного процесса.

Статья посвящена проблеме организации учебного пространства в современной школе. Освещается опыт зарубежных стран и возможности его применения в российской школе....

Трудности в усвоении школьной программы и пути их преодоления

В данном семинаре рассматриваются такие трудности у детей, как:- недостаточная двигательная умелость- детский инфантилизм- недостаточное развитие пространственных представлений- нарушение памяти- усво...

10 эффективных упражнений для успешного усвоения школьной программы

Успех обучения зависит не только от профессионализма учителя, но и от личных качеств ученика. Для успешного усвоения материала школьной программы нужна хорошая память, умение концентрироваться, развит...

Создание правильного психологического настроя на уроках, как один из факторов успешного обучения младших школьников

Создание положительного настроя перед любым видом деятельности важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе....