Проект инновационной деятельности по теме: «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве образовательной организации»
опыты и эксперименты (4 класс)

Проект, реализуемый в рамках инновационной муниципальной площадки по созданию инклюзивной образовательной среды

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГУРЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Основная общеобразовательная школа №15»

Проект инновационной деятельности по теме:

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве образовательной организации»

в номинации « Комплексные (системные) инновации».

Гурьевский муниципальный район

2017

Исполнитель Палушкина Е.А., директор МБОУ « ООШ №15»

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве образовательной организации» [Текст]: Проект/ исполнитель Палушкина Е.А.- Гурьевск : МБОУ « ООШ №15», 2017г., - 26 с.

Данный проект позволит в общеобразовательной школе создать единое образовательное пространство для всех учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей  - инвалидов.

Материалы могут быть использованы другими образовательными организациями при организации инклюзивного образования.

Содержание

 

Паспорт инновационного проекта        3

Актуальность проекта                           9

Этапы реализации проекта                     10

Прогнозируемые результаты инновационной деятельности           14                            

Календарный план реализации инновационного проекта      16

Ожидаемые результаты                           21

Прогноз возможных отрицательных последствий реализации инновационного проекта                          22

Состав участников инновационного проекта    24

Паспорт инновационного проекта

Тема инновационного проекта

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве образовательной организации»  

 (4года)

Руководитель инновационного проекта

Палушкина Елена Александровна, директор МБОУ « ООШ №15»

Разработчики инновационного проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации)

Иванова С.Ю., зам. директора по УВР

Усольцева И.А., ответственная за УВР в начальной школе

Исполнители инновационного проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации)

Иванова Ю.Ю., учитель начальных классов

Булавина Т.М., учитель начальных классов

Голубина Г.В.,  учитель начальных классов

База реализации инновационного проекта

МБОУ « ООШ №15»

Цели и задачи

Цель:

Организация модели инклюзивного образовательного пространства в условиях общеобразовательной  школы, способствующего социализации обучающихся с ОВЗ.

Объект исследования: социализация обучающихся с ОВЗ

Предмет исследования: инклюзивное образовательное пространство общеобразовательной школы

Задачи:

  1. Обеспечить необходимые нормативно- правовые, кадровые, научно- методические, материально- технические условия для эффективной  адаптации, социализации для детей с ОВЗ.
  2. Организовать системное повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
  3. Сформировать пакет  адаптированных образовательных и воспитательных программ, диагностических материалов для ведения мониторинга эффективности  работы.
  4. Обеспечить психолого – педагогическое сопровождение развития детей в условиях инклюзивного образования.
  5. Обеспечить участие родительского сообщества   семьи в реализации образовательных программ, внеурочной деятельности.
  6.  Организовать воспитательную систему,  способствующую интеграции детей с ОВЗ в социальное пространство школы,
  7. Обеспечить многообразие и вариативность воспитательного социального пространства через организацию сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями района, социальными партнерами.  
  8. Разработать диагностический комплекс измерения социальных достижений и включенности обучающихся с ОВЗ в социальное пространство

Сроки реализации инновационного проекта

09.2017-09.2021гг.

Продукт деятельности муниципальной инновационной площадки

  • н/п, учебно-методические, методические разработки по организации образовательного пространства
  • мониторинг социальных достижений детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, района
  • разработанность модели инклюзивного образовательного пространства общеобразовательной школы в муниципальной образовательной системе (если есть участники сетевого взаимодействия и социального партнерства)

Этапы реализации проекта

Реализация проекта охватывает 4 этапа:

  1. Подготовительный этап (09.2017 -08.2018 г.):

− изучить проблемы, концептуальные подходы, нормативно-правовые документы;

 − изучить условия, необходимые для успешной организации воспитательно-образовательного процесса;

 − создать организационно-педагогические условия для реализации инновационного проекта;

− определить участников проекта, распределить функциональные обязанности

  1. Практический этап (08.2018-09.2020 г.)

− разработать модель организации воспитательно-образовательного процесса на этапе начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ;

 −  апробировать программы курсов внеурочной деятельности, коррекционных курсов, программ воспитания и социализации для начальной школы;

  1. Обобщающий этап (09.2020 -05.2021г.)

− осуществить мониторинг реализации программ;

− разработать методические рекомендации, учебные, методические пособия и другие материалы по теме инновационного проекта.

  1. Аналитический (06.2021-09.2021г.)

− провести анализ и оценку результатов реализации инновационного проекта; − опубликовать материалы инновационного проекта.

Актуальность проекта

На современном этапе развития общества все более значимыми становятся проблемы связанные с обучением, воспитанием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Государство ставит задачу обучения детей с ОВЗ в условиях массовой школы, определяя суть инклюзивного образования как обеспечение равного доступа для всех учащихся с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве образовательной организации» направлен на создание оптимальных условий для учащихся с ОВЗ, коррекцию их развития, успешной социализации в обществе. Он способствует  обеспечению коррекции недостатков физического и ( или ) психического развития детей с ОВЗ, их полноценной социальной жизни и  активному участию  в образовательно – воспитательном  процессе и оказанию помощи в освоении АООП НОО. Нормативно – правовой основой работы над проектом «Организация образовательного процесса по АООП в условиях ФГОС ОВЗ общеобразовательной школы» являются следующие документы:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
  • Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06.2012г. № 761;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1598);
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26;
  • нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в области образования;
  • Устава МБОУ « ООШ №15»

Этапы реализации проекта

Этапы

сроки

Содержание этапа

ответственный

Подготовительный этап

09.2017 -08.2018 г.

Изучение нормативно – правовой базы о работе с детьми с ОВЗ;

Определение необходимых условий для обучения детей с ОВЗ с учетом имеющихся ресурсов;

Разработка совокупности методов, приемов, средств, коррекционно –педагогического воздействия педагога и ребенка в контексте ФГОС НОО ОВЗ.

Изучение опыта (моделей) организации инклюзивного обучения и воспитания  детей с ОВЗ. Разработка модели ранней диагностики ограниченных возможностей здоровья у детей.

Организация ПМПК для учащихся начальной школы и будущих первоклассников, испытывающих трудности в обучении.

Работа с родителями будущих первоклассников и учащихся начальной школы, по определению образовательного маршрута.

Взаимодействие с ТПМПК.

Разработка  АООП НОО вариант 5.2. отделение II;

Разработка  АООП НОО вариант 7.1.;

Разработка программ воспитательной работы классов, где обучаются учащиеся с ОВЗ и внесение изменений в общешкольную программу воспитательной работы и социализации учащихся начальной школы.

Утверждение Учебных планов ОВЗ, штатного расписания, должностных инструкций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;

Разработка и утверждение локальных актов по работе 1(С) класса.

Составление расписания уроков 1(С) класса в рамках общешкольного.

Директор  школы,  зам. директора по УВР

Практический этап

08.2018-09.2020г.

Целенаправленная системная индивидуальная, групповая, коллективная   работа с учащимися. Организация воспитательно–образовательного процесса в рамках ФГОС НОО ОВЗ.

Организация дополнительного медицинского осмотра областными специалистами.

Информирование родительской общественности о реализации в  школе  модели образовательной системы по АООП в условиях инклюзивного образования. Использование и адаптация к условиям МБОУ «ООШ № 15» специальных образовательных, воспитательных программ, дидактических материалов  для группового и коллективного обучения и воспитания. Повышение квалификации педагогов, работающих в начальной школе. Подбор и апробация диагностических методик, способствующих   коррекции базовых учебных действий учащихся с ОВЗ.

Зам. директора по УВР, Ответственная за УВР в начальной школе, классные руководители 1,4 классов

Обобщающий этап

09.2020.-05.2021г.

Контроль и анализ реализации пройденных этапов проекта и достигнутых результатов, определение проблем. Анализ удовлетворенности родителей учащихся с ОВЗ качеством образования, воспитательной работы.

Ответственная за УВР в начальной школе, зам. директора по ВР

Аналитический этап

06.2021 -09.2021г.

 Обобщение и анализ реализации проекта, определение проблем, возникших в ходе работы и путей их решения. Составление перспективного плана работы в данном направлении. Построение системы трансляции опыта внедрения инклюзивного образования в ОО.

Директор  школы,  зам. директора по УВР, ответственная за УВР в начальной школе

Прогнозируемые результаты инновационной деятельности

Содержание деятельности

(согласно этапам)

Ожидаемый результат

Продукты инновационной деятельности

Ответственные исполнители

Подготови

тельный этап

Уточнен списочный состав учащихся ОО со статусом дети с ОВЗ по видам заболевания.

 Определен образовательный

маршрут учащихся, имеющих трудности в обучении.

Сформирована рабочая группа по разработке и реализации проекта

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве образовательной организации».

Организация обучения педагогов в региональных, федеральных центра повышения квалификации

начальной школы.

Организация обучения сотрудников на базе ОО.

Заключения ПМПк, ТПМПК, определение статуса – ребенок с  ОВЗ.

Определен пакет документов федерального, регионального уровней, педагогический инструментарий по работе с ОВЗ

Создан пакет документов Образовательной организации по работе с детьми с ОВЗ.

Проведение педагогического совета по теме:

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве образовательной организации».

Директор  школы,  зам. директора по УВР

зам. директора по УВР, ответственная за УВР в начальной школе , классные руководители

1-4 классов

Практичес

кий этап

2 этап

Вовлечение учащихся с ОВЗ в образовательно- воспитательный процесс

Проведение диагностик уровня нравственной воспитанности, толерантного отношения школьников к людям с ОВЗ, инвалидам.

Создание учителями банка (методической копилки)  разработок уроков, занятий по внеурочной деятельности, сценариев внеклассных мероприятий для учащихся с ОВЗ.

Создание комплекса диагностик  по  основным предметам и межпредметным связям для учащихся 1-4 класса, формирования компетенций в соответствии с возрастом;

разработка анкет и их использование для учителей, учащихся, родителей по определению затруднений, удовлетворенности организацией образовательно- воспитательного процесса.

Директор  школы,

зам. директора по УВР, зам. директора по ВР,

Ответственная за УВР в начальной школе, зам. директора по ВР

Обобщающий этап

3 этап

Информирование родительской общественности о возможностях образовательной организации по обучению, воспитанию детей с ОВЗ.

Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования

Создание Сборника нормативных и организационно-методических материалов для эффективного  введения ФГОС ОВЗ  в образовательный процесс общеобразовательной школы

Размещение информации на сайте школы, проведение открытых уроков и занятий, публикации педагогов, укрепление социального партнерства с общественными организациями ( ИМЦ, ЦППМС, Красный Крест).

Директор ответственная за УВР в начальной школе, классные руководители 1-4 классов

Аналитический этап

4 этап

Проблемно –ориентированный анализ  реализации инновационного проекта.

Освоение АООП НОО ОВЗ за 1-4 класс.

Дорожная карта МБОУ  « ООШ №15» на 2021 -2022 гг.

 Описание и осмысление  инновационной работы.

Директор  школы,  зам. директора по УВР, ответственная за УВР в начальной школе

Календарный план реализации инновационного проекта

Задачи

Перечень запланированных мероприятий

Сроки

Ответственные

Форма представления результата

1.Определить и

проанализиро

вать    основные

направления  и

цели

инновационной

деятельности и имеющиеся ресурсы в ОО для реализации проекта

Уточнение списочного состава учащихся ОУ – дети с ОВЗ, дети-инвалиды

2017

Директор, зам. директора по УВР, куратор по начальной школе

Списки детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ»

2017

Директор

Списки учителей, входящих в состав рабочей группы

Обеспечение нормативно-правовой базы реализации проекта по инклюзивному образованию

2017

Директор

Приказы, положения, должностные инструкции

Организация работы педагогического коллектива в условиях реализации проекта

2017- 2021

Зам. директора по УВР

Методические рекомендации

2. обеспечить научно  - методическое сопровождение проекта инновационной деятельности

Разработка форм проведения педагогического мониторинга с целью измерения особенностей развития ребенка и формирования индивидуального образовательного маршрута по следующим вопросам:     

  -динамика развития учащихся с ОВЗ;

-социализация ребенка;

 -эффективность механизма взаимодействия участников единого образовательного пространства.

В течение 2017-2018гг.

Директор

зам. директора по УВР

зам. директора по ВР

классные руководители

учителя-предметники

Рабочие материалы, издание методических рекомендаций

Подготовка и проведение промежуточных и  годового  самоанализа участников проекта

06.2017-06.2021 гг.

.

Директор

зам. директора по УВР

зам. директора по ВР

классные руководители

учителя-предметники

Материалы мониторинга

Методический совет школы по теме «Анализ   реализации проекта по инклюзивному образованию»

05.2018г

Зам. директора по УВР

Руководители МО

Материалы мониторинга, методические рекомендации

Планирование и организация практического семинара по теме «Критерии эффективности инклюзивного образовательного пространства в условиях ОО»

05.2020 г.

Директор

зам. директора по УВР

психолог

логопед

социальный педагог

зам. директора по ВР

Методические рекомендации

3.Организовать  работу классных руководителей, учителей-предметников в рамках проекта 

Индивидуальное планирование работы классными руководителями, учителями, которые включены в проект

2017-2018 гг.

Директор

зам. директора по УВР

зам. директора по ВР

ответственная за УВР в начальной школе

классные руководители

учителя-предметники

Программы воспитательной работы школы и класса, рабочие программы по учебным предметам, программы коррекционных курсов

Проведение диагностики микроклимата ОО, уровня обученности учащихся с ОВЗ в сравнении с другими учащимися в классных коллективах.

В течение 2017-2020 гг.

Директор

зам. директора по УВР

учителя-предметники

куратор начальной школе

Рабочие материалы

Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий, внеклассных мероприятий учителями- предметниками, классными руководителями

В течение 2017-2021г.

Директор

зам. директора по УВР

зам. директора по ВР

ответственная за УВР в начальной школе

Учителя-предметники

Технологические карты уроков, занятий по внеурочной деятельности, коррекционных курсов,  сценарии внеклассных мероприятий, разработки родительских собраний

Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений к людям с ОВЗ, инвалидам

В течение 2017-2021гг.

Директор

зам. директора по УВР

зам. директора по ВР

ответственная за УВР в начальной школе

Учителя-предметники

Рабочие материалы

Организация постоянного участия в конкурсах, выставках, олимпиадах и др. мероприятий для учащихся с ОВЗ на различных уровнях

В течение 2017-2021г

зам. директора по ВР

ответственная за УВР в начальной школе

Учителя-предметники

Формирование портфолио учащихся

4.Осуществить методический анализ результатов и хода осуществления проекта

Обработка полученных

результатов.

Подготовка методических

рекомендаций на основе

полученных результатов.

06.-08. 2021г.

Директор

Зам. директора по УВР

Зам. директора по ВР

ответственная за УВР в начальной школе

Учителя-предметники

Самоанализ, анализ

реализации проекта

 

Ожидаемые результаты

 При условии успешной реализации данного проекта:

  • будет разработана  и внедрена модель инклюзивного образовательного и воспитательного процесса в общеобразовательной организации;
  • разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
  • обеспечены основные процессы социальной адаптации детей с ОВЗ в школьном сообществе;
  • повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов области инклюзивного образования;
  • повысится информационная компетентность родителей детей с ОВЗ;
  • установятся партнерские отношения с муниципальными организациями, позволяющих повысить социальную активность и самореализацию детей с ОВЗ, детей- инвалидов.
  • разработана серия практических семинаров, открытых внеклассных  мероприятий, занятий по внеурочной деятельности, коррекционным курсам по теме проекта.

 

Прогноз возможных отрицательных последствий реализации инновационного проекта

Наименование рисков

Описание рисков

Механизмы минимизации рисков

Уровень риска

Кадровые риски

Предпенсионный

и пенсионный

возраст значительной части педагогов, участвующих в проекте.

Вовлечение педагогов

среднего возраста в

реализацию

инновационного проекта.

Организация передачи

опыта более молодым

коллегам.

Средний

Около 70%

педагогов

школы, не

имеют

достаточного

опыта участия в

инновационной

деятельности.

Организация для

педагогов консультаций,

семинаров

Низкий

Технологический

риск

Недостаточное

владение

педагогами ИКТ-

технологиями.

Организация для

педагогов практических

мероприятий (обмен

опытом: круглые столы,

мастер-классы и др.) по

развитию ИК-

компетенций и

овладению ИКТ-

технологиями

Средний

Административно-

управленческий

риск

Компоненты

информационно-

образовательной

среды не

встроены в

учебно-

воспитательный

процесс школы

Слаженная деятельность

членов администрации

 по организации

разработки модели, ее

компонентов и

координация ее

реализации в учебно-

воспитательном

процессе.

Оперативное

управляющее

воздействие по

реализации проекта и корректировки отклонений от плана.

Низкий

Материально-технический риск

Недостаточное материально –техническое оснащение кабинетов начальной школы.

Планирование работы с использованием ИКТ по мере возможности.

Средний

Личностные риски

Низкая мотивация педагогов к участию в инновационной деятельности

Организация для педагогов консультаций, семинаров по разъяснению сути инноваций и их положительного влияния на качество образования и выполнение требований ФГОС НОО ОВЗ

Низкий

Состав участников инновационного проекта

Участники педагогического эксперимента

Функциональные обязанности

Научный консультант

  • проводит научно-методическое консультирование участников инновационной деятельности;
  • редактирует подготовленные к изданию материалы о результатах инновационной деятельности.

Организатор  инновационной деятельности

  • поэтапно организует инновационную деятельность;
  • проводит занятия, групповые и индивидуальные  консультации (очные и дистанционные)  в рамках реализации образовательной программы инновационной деятельности;
  • контролирует и вносит коррективы в программу инновационной деятельности;
  • оказывает содействие в создании научно-методической базы инновационной деятельности;

принимает участие в редактировании информационно-образовательных продуктов (учебно-методических пособий) – результатов инновационной деятельности.

Директор

  • выступает с инициативой проведения инновационной деятельности;
  •  организует экспертизу муниципального органа управления образованием об уровне инновационной деятельности в образовательном учреждении;
  • определяет кадровый состав участников инновационной деятельности;
  • распределяет между ними функциональные обязанности;
  • составляет программу финансирования инновационной деятельности;
  • обеспечивает условия для подготовки информационно-образовательных продуктов (учебно-методические пособия) – результатов инновационной деятельности.

Координатор инновационной деятельности

  • принимает участие в корректировании программы инновационной деятельности;
  • координирует работу участников инновационной деятельности;
  • организует сбор информации о ходе и результатах  инновационной деятельности;
  • организует доступность учебно-методического обеспечения инновационной деятельности для её участников.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

  • организует проведение диагностики в ходе инновационной деятельности;
  • контролирует посещение занятий и контролирует готовность информационно-образовательных продуктов (учебно-методические пособия) – результатов инновационной деятельности.

Ответственная за УВР в начальной школе

  • мероприятий участниками инновационной деятельности;
  • организует работу по трансляции материалов и результатов инновационной деятельности для всех субъектов образовательного процесса;  

Заместитель директора по ВР

контролирует посещение занятий по внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий и контролирует готовность информационно-образовательных продуктов  – результатов инновационной деятельности.

Педагогические работники

  • разрабатывают учебные программы, учитывая цели и задачи инновационной деятельности;
  • разрабатывают познавательные пятиминутки как малую форму организации формирования познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры  в урочной деятельности;
  • готовят методические разработки занятий  по формированию познавательных универсальных учебных действий школьников на основе информационной культуры во внеурочной деятельности;
  • осуществляют внедрение результатов инновационной деятельности в образовательный процесс;
  • анализируют условия внедрение результатов инновационной деятельности в образовательный процесс.

Классные руководители

  • организуют сбор информации о запросах обучающихся и их родителей в рамках инновационной деятельности;
  • ведут разъяснительную работу с учащимися и их родителями.

Учащиеся

  • принимают участие в информировании всех участников воспитательно-образовательного процесса о ходе и результатах инновационной деятельности (школьная газета, школьный web-сайт и др.),
  • активно участвуют в исследовательской работе в рамках изучаемых предметов на основе освоения учебно-познавательных универсальных учебных действий.

Родители

  • оказывают любого рода поддержку инновационной деятельности.

Спонсоры

  • оказывают финансовую поддержку для осуществления инновационной деятельности



Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ « ООШ №15»

1. Общие положения

 1.1.Данное положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273, нормативными актами Министерства образования РФ, Приказом  № 70 от 31.05.2018 г. «Об утверждении  Положения о муниципальной инновационной площадке в сфере образования Гурьевского муниципального района», Приказом № 107 от 17.10.2018 г. «Об утверждении  регламента управления инновационной деятельностью в сфере образования Гурьевского муниципального района», Уставом МБОУ « ООШ №15»

( далее - образовательная организация).

 1.2. Целью инновационной деятельности является создание условий повышения качества образования.

1.3. Для реализации поставленной цели выполняются следующие задачи:

- разработка и апробирование форм организации совместной проектной, исследовательской и продуктивной творческой деятельности детей и взрослых в образовательном пространстве на разных этапах развития образовательной организации;

- подготовка и реализация программ поддержки для одаренных и мотивированных детей;

- формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни;

-развитие и совершенствование образовательного процесса, материально-технической базы, осуществление дополнительных мер социальной поддержки учащихся и работников;

- создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка;

- разработка и апробирование форм организации совместной проектной, исследовательской и продуктивной творческой деятельности детей и взрослых в образовательном пространстве на разных этапах развития образовательной организации;

- реализация дополнительных образовательных программ интеллектуального, художественно-эстетического, социального, физического развития школьника с учетом его индивидуальных особенностей;

- организация системы элективных курсов для учащихся по различным дисциплинам;

-формирование  у учащихся адекватной современному уровню знаний и уровню степени обучения целостной картины мира, адаптация личности к жизни в обществе;

- обучение и воспитание учащихся, осуществление преемственности между различными образовательными и возрастными ступенями обучения.

1.4. Основные понятия:

- инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности,

получившей воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности для удовлетворения определенных запросов потребителей;

- инновационная деятельность в образовании - действия, направленные на

разработку и/или осуществление инновационных изменений в образовании;

- инновационные изменения в образовании - изменение образовательной системы, обеспечивающие качество образования в соответствии с современными социальными запросами и потребностями;

-экспериментальная деятельность - вид инновационной деятельности,

направленной на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых ко времени проведения эксперимента не  урегулирован законодательством в сфере образования;

- инновационный образовательный проект (программа), программа инновационной деятельности - оформленная в соответствии с установленными правилами система действий субъекта образования, направленных на разработку и/или осуществление инновационных изменений в образовании;

- продукт инновационной образовательной деятельности - представленный в

соответствии с требованиями, результат инновационной деятельности субъекта

образования.

 Инновационная деятельность - целенаправленная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новых, устойчиво эффективных и стабильных элементов образовательной практики, способствующих устойчивому развитию образовательной среды образовательной организации в результате внедрения инновационных  изменений или экспериментальной деятельности.

2. Содержание инновационной деятельности

2.1. Разработка и опытная проверка нового содержания образования и воспитания, образовательных и воспитательных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательной деятельности, учебно-методических комплексов, обеспечивающих формирование у учащихся компетентностей в соответствии с ФГОС, разработка и апробация новых механизмов управления образованием и воспитанием, направленных на его модернизацию и повышение качества образования;

2.2. Разработка и опытная проверка системы оценки качества образования и

воспитания, форм и процедур промежуточной аттестации учащихся, систем адресного сопровождения и поддержки образования различных категорий учащихся;

2.3. Разработка и апробация системы психолого-педагогического сопровождения образовательной и воспитательной деятельности, инновационных проектов;

2.4. Разработка и апробация новых форм общественного участия в управлении

образованием в образовательной организации;

2.5. Совершенствование учебно-методического, организационного, правового,

финансового обеспечения.

4. Организация инновационной деятельности.

4.1. Инновационная деятельность осуществляется как в индивидуальном порядке, так и в проблемных творческих, рабочих  группах.

4.2. Педагоги-новаторы, педагоги-исследователи собираются на заседании рабочей группы не реже двух раз в год для обсуждения хода инновационной деятельности и результатов работы, выступают с творческими отчетами, докладами на совещаниях при директоре, педагогическом совете образовательной организации, научно-практических конференциях, семинарах, организуют методические выставки и выставки работ учащихся, утверждают планы дальнейшей инновационной деятельности.

5. Управление инновационной деятельностью на различных этапах инновационной деятельности.

Организационный этап.

5.1. Общие вопросы управления и контроля инновационной деятельностью осуществляет администрация образовательной организации в лице директора образовательной организации, приказом которого:

5.1.1. утверждаются  ответственные по направлениям, определяется функционал, сроки сдачи отчета, степень взаимодействия членов  проблемной творческой, рабочей группы;

5.1.2. формирует перечень необходимых разработок, план работы группы и сроки  окончания разработок по детализации инновационного проекта ( далее- ИП), процедуры их рассмотрения и утверждения.

5.2. Оперативное руководство инновационной деятельностью осуществляет заместитель директора по учебно- воспитательной работе и методический Совет образовательной организации, основными функциями которых являются:

- осуществление контроля над исполнением плана разработки программ и планов инновационной деятельности;

- координация деятельности участников инновационной деятельности;

- организация изучения и контроля проведения инновационного процесса и его результатов.

5.3. Педагогический совет образовательной организации, деятельность которого направлена на развитие педагогических и образовательных инициатив, с целью формирования оптимальной образовательной среды, решения вопросов экспертного, научного, организационного, административного обеспечения, несет ответственность за поддержку и развитие педагогических инициатив и инновационных практик. План работы на текущий учебный  год обсуждается на заседании Педагогического совета, утверждается приказом директора образовательной организации .

5.4. Результаты инновационной деятельности фиксируются в форме протоколов, индивидуальных отчетов исполнителей, в форме работы коллективных органов - педагогических советов, заседаний групп  и тдпредоставляются по итогам учебного года, при завершении инновационной деятельности заместителю директора по УВР и обсуждаются на заседании проблемной, творческой, рабочей  группы педагогов, на Педагогическом совете образовательной организации. Результаты инновационной деятельности предоставляются в форме письменного анализа эффективности осуществляемой работы.

5.5. Методические объединения педагогов в рамках реализации инновационной деятельности выполняют функции разработки и реализации нововведений по решению актуальных педагогических и управленческих проблем, а также способствуют консолидации единомышленников, стремящихся совместными усилиями оптимизировать собственную педагогическую деятельность.

5.6. Председатели методических объединений учителей являются членами методического Совета и отвечают за тактическое планирование деятельности внутри своего объединения, обеспечивают условия для активного участия заинтересованных педагогов, школьников, родителей и местной социально- активной общественности.

5.7. Также в целях управления за развитием инновационной деятельности может создаваться экспертная комиссия, персональный состав которой утверждается приказом директора образовательной организации.

5.8. Оценка адекватности и эффективности инновационной деятельности образовательной организации основывается на принципах открытости и доступности и может осуществляться экспертами разных уровней: педагогический коллектив, администрация, представители родительской общественности, представители структур управления образованием, деятели науки и др.

5.9. При создании экспертной группы, в которую входят педагоги со стажем и имеющие первую и высшую квалификационные категории, экспертная комиссия:

- проводит экспертизу материалов по инновационной деятельности;

- вносит предложения администрации образовательной организации о досрочном завершении или о продлении

-сроков реализации инновационной деятельности;

- анализирует результаты инновационной деятельности.

5.9. Документация по инновационной деятельности хранится у координаторов

инновационных проектов.

5.10. К основным результатам инновационной деятельности образовательной организации относятся:

- создание банка инновационных образовательных и воспитательных ресурсов;

- продукты инновационной деятельности (программы, планы, диагностические методики, результаты диагностики и контроля, творческие отчеты, проекты, методические рекомендации, и т.д.).

5.11. По окончании данного этапа ИП образовательная организация дополняется пакетом разработанных и утвержденных материалов (нормативно-правовая база инновационного процесса, программы, проекты, мониторинги и т.д.), которые демонстрируют готовность коллектива к реализации ИП.

6. Практический этап

6.1. Временной промежуток данного периода регламентируется утвержденной  инновационной программой, в зависимости от целей и задач инновации.  В среднем длится 1-2 года. На данном этапе происходит реализация инновации в соответствии с разработанной гипотезой.

 6.2. Руководитель инновации издает ряд приказов и нормативных актов, свидетельствующих о начале практического этапа, меняя функции участников ИД до владельцев непосредственных педагогических и управленческих процессов.

6.3. Объектом управления становится инновационная программа с позиций достижения поставленного результата относительно поставленной гипотезы. 6.4. Все результаты (итоговые и промежуточные) подлежат детальному рассмотрению и анализу с позиции достижения цели инновации.

6.5. В процессе деятельности обсуждаются и накапливаются материалы по реализации ИП: результаты образовательных программ, результаты педагогического мониторинга, разработки занятий и встреч с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, обратная связь от них, общественности, статьи, материалы на сайте, фото-видео материалы, протоколы заседаний рабочих групп, коллегиальных советов и управленческих решений.

6.6. По окончании данного этапа результат реализации ИП представляет собой пакет материалов по всем направлениям инновационной деятельности, структурированный по этапам и контрольным точкам инновационного процесса.

 

7. Обобщающий этап

 7.1. Срок продолжительности определяется объемом накопленного материала и спецификой его аналитической обработки.  

7.2. Все наработанные  материалы структурируются как доказательства или опровержения выдвинутому предположению

7.3.  Руководитель инновации издает  приказ о создании рабочей аналитической группы по обобщению инновационных материалов. В приказе обозначаются ответственные за направления деятельности, результаты работы на выходе, определяется функционал и взаимосвязь всех участников инновации.

7.4. При необходимости управленческим решением необходимо внести изменения в ИП по согласованию с муниципальным КМС.

7.5. Обобщенные материалы инновации в готовом виде представляют собой не разрозненные методические разработки по направлениям инновации, а блоки/модули единой системы достижения результата ИП взаимосвязанные и взаимозависимые.

7.8. Учреждению необходимо получить заключение внешней экспертизы  на муниципальном, региональном или  федеральном уровнях.

В случае отрицательного заключения документы возвращаются на доработку.  

7.11. Окончанием данного этапа считается наличие у образовательной организации экспертного заключения/отзыва КМС.

6. Создание мотивационных условий для участников инновационной деятельности.

6.1. В целях распространения позитивного педагогического опыта, повышения статуса педагогов - инноваторов в коллективе предоставляется возможность выступлений на заседаниях методических объединений (школьного и муниципального уровней), методического Совета, педагогического Совета, публикаций исследовательских и научно-практических материалов в СМИ, сборниках научно-методических трудов, материалах научно-практических конференций.

6.2. Педагогам, принимающим активное участие в инновационной деятельности, в первую очередь предоставляется направления на различные проблемные конференции и семинары, престижные курсы переподготовки и повышения квалификации.

6.3. В целях диссимиляции позитивного педагогического опыта, повышения статуса педагогов - инноваторов в коллективе предоставляется возможность публикаций исследовательских и научно-практических материалов в СМИ, сборниках научно-методических трудов вузов, материалах научно-практических конференций.

7. Права и обязанности участников инновационной деятельности.

7.1. Участники инновационной деятельности имеют право:

- на выбор инновационных программ и технологий;

- публикацию материалов из опыта работы;

- защиту авторских прав;

7.2. Участники инновационной деятельности обязаны:

- обеспечивать качество образовательного процесса;

- осуществлять инновационную деятельность в соответствии с программой экспериментальной деятельности и планом работы по реализации целевого проекта, программы в установленные сроки;

- своевременно предоставлять отчеты о ходе инновационной деятельности и ее результатах;

-обеспечивать в рамках проекта уровень и качество подготовки выпускников не ниже требований ФГОС НОО и ООО;

7.3. Своевременно выполнять и предоставлять отчетные материалы в соответствии с календарным планом работ;

-своевременно информировать о возникших проблемах, препятствующих реализации проекта, которые могут привести к невыполнению программы или календарного плана работ;

- повышать свой профессиональный уровень.

8. Документация по инновационной деятельности.

8.1. В состав документации по инновационной деятельности входят:

-локальные нормативные акты (Положения, приказы директора образовательной организации  по вопросам инновационной деятельности);

- программы,  проекты, планы (годовые и индивидуальные), диагностические методики, результаты диагностики и контроля, технологии;

- промежуточные и итоговые, творческие отчеты, мониторинги, фотоматериалы, аудио – видео материалы, аналитические документы, презентации;

- инновационный банк образовательной организации.

8.2. Документация по инновационной деятельности хранится у заместителя директора по УВР в любом виде: бумажном или электронном.

9. Заключительные положения.

9.1. Настоящее положение вступает в силу с 15.12.2019 года.

9.2. Положение об организации опытно- экспериментальной деятельности  МБОУ « ООШ №15» от 25.08.2016г.считать утратившим силу.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специалисты, организующие образовательный про-цесс детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе.

В связи с приходом в школу учащихся с ОВЗ различных категорий, как например, с нарушениями органов слуха и зрения, с симптомами аутизма, и т.д., задача освоения администрацией образовательного учрежде...

Проект программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Проект программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...

Сборник научно-методических статей "Практика реализации инклюзивного обучения и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья"

http://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/945-arkhiv-za-2015-god/osobennosti-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-realizuyushchikh-programmy-obshchego-obrazova...

"Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду на основе инклюзивного образования"

Проект «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в школьную среду на основе инклюзивного образования» состоит из двух частей. В первой части работы дается теоретико-методолог...