«Образовательные технологии как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».
статья на тему

Варламова Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

«Образовательные технологии

как фактор социализации детей

 с ограниченными возможностями здоровья».

       

                       

                                                                           выступление подготовила

руководитель МО учителей

                                                                начальных классов

МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина

 Октябрьского района г. Саратова»,

 учитель начальных классов

                                                       Варламова Е.В.

29 августа 2013 года

МОЙ РЕБЁНОК.

Я жила, как обычно, как все, —

Я жила, строив смелые планы.

И мечтала иметь детей,

Быть ребенку здоровому мамой.

И в цепочке, построенной мной,

Все так гладко было и верно;

В ней рожденье ребенка — главой

Стало важной и слишком бесценной.

В той цепи места не было ВДРУГ,

В ней расписаны были года,

Но… порвался придуманный круг,

Оставив одно НАВСЕГДА.

Я боялась признаться, понять

То, что болен рожденный малыш.

Я боялась глаза открывать

И увидеть, увы, что не спишь.

Я любила… боялась… страдала…

Ну, за что! Как же дальше мне жить?!!

Сердце матери мне подсказало,

Что достаточно просто любить.

Мой ребенок — любимый, родной.

И я — мать, пусть с «особым» оттенком,

И, оставшись самою собой,

Я не лезу от боли на стенку.

Мой ребенок — мой смысл и кровь.

Он с такими же, знайте, правами!

Подарите ему любовь, —

Он не будет в долгу перед вами.

Он играет, упрямо шалит,

Он улыбкой вас щедро одарит,

И он в сердце обид не таит,

Он за все добродушно прощает…

Мой ребенок — не вещь, не котенок,

Чтоб бросать и пинать в НИКУДА.

Мой ребенок — это прежде РЕБЕНОК.

Остальное все ерунда…

         

«Добрая школа – это хорошо,

Умная школа – это великолепно,

Но ребёнок должен быть

Ещё и подготовлен к жизни».

Джон Дьюи «Школа и общество»

     Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, принятые в октябре 2009 года, выдвигают в качестве приоритетной цели образования формирование универсальных учебных действий и деятельностных умений. Это связано с тем, что конкурентноспособность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

            В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности. Социализация – это процесс и результат практического усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирование индивидуальности. Социализация является и стихийным, и направленным процессом, т.к. это вхождение в общество. Не пройдя социализацию, человек не становится личностью, потому что он не приобретает социальных качеств.

            Сотрудничество ребёнка с учителем нацелено на последовательное введение ребёнка в социальный мир и предполагает формирование основ поведения, взаимоотношения со сверстниками, с незнакомыми людьми.

            Показателем готовности ребёнка к школьному обучению является «Внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности ребёнка и потребности занять более взрослую социальную позицию. Новое положение ребёнка в обществе – позиция ученика – характеризуется ПОЯВЛЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ, ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОЙ И ОБЩЕСТВЕННО КОНТРОЛИРУЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ – УЧЕБНОЙ. Ученик должен подчиняться системе её правил и нести ответственность за их нарушение. Т.о. новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него произвольности, ответственности, дисциплинированности. Младший школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности.

            Прилежность, дисциплинированность ребёнка, успешность или неуспешность учёбы сказываются на всей системе его отношений со взрослыми и сверстниками. Взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, родственниками сказываются на прилежности, дисциплинированности  ребёнка, успешности или неуспешности учёбы. Утверждать, что социализация начинается в школе, совершенно неверно, социализация ребёнка начинается в семье, в детском саду, а школа продолжает работу в этом направлении.  

            Наиболее трудно решаемые проблемы социализации младших школьников: нетерпимость в другим детям, если ребёнок чем-то отличается от большинства; не соблюдает элементарных правил безопасности (в школе, во время гололёда, правила дорожного движения, терпимости к людям, которые по каким-то признакам другие); правил этикета; не умение решать конфликты.

            Сколько бы мы не говорили о социализации ребёнка, основы её закладываются в семье, закрепляются в произвольной деятельности, в том, что ребёнок наблюдает вокруг себя: поступки взрослых, их поведение, разговоры, действия бытового плана, многие из которых со стороны взрослого, родителей должны быть продуманы и (непроизвольны), иногда смоделированы.

               В августе 2011 года на базе МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина» г. Саратова был создан Муниципальный центр дистанционного обучения детей, требующих повышенного педагогического внимания (детей с ограниченными возможностями здоровья).  Проблема, на решение которой направлена деятельность центра дистанционного обучения лицея, заключается в том, что дети (по состоянию здоровья) оказываются не полностью включёнными в повседневную социальную и общественную жизнь, что в итоге сказывается на качестве их социализации. Поэтому,одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной работы для психолого-педагогической службы работников лицея стало выстраивание связей между основным и дополнительным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья на уровне создания целостной системы знаний. В ходе реализации программы в системе дополнительного образования акценты смещаются с целей, связанных с организацией досуга детей, на иные – связанные с формированием целостных культуроориентированных знаний и умений (социализация).

                 Прежде всего особое внимание уделяется кругу дисциплин, внеурочных занятий, учителей и педагогов дополнительного образования, проводится детальный анализ рабочих программ по предметам, программ внеурочной занятости с целью выявления разделов и тем  наиболее удобных для изучения с использованием дистанционных технологий. Успехи и неудачи каждого ученика находятся под пристальным наблюдением педагога и приводят к выбору в работе личностно-ориентированных методик.  

                 Как показывают первые годы целесообразным становится использование педагогических технологий проблемного обучения, уровневой дифференциации, проектного обучения,  проблемно-модульных и проблемно-исследовательских технологий с адаптацией к информационным мультимедиа технологиям.

                В зависимости от особенностей детей, активное применение находят электронные образовательные ресурсы (электронные учебники, энциклопедии). Часть учебного материала удобно представить в виде компьютерных презентаций, компьютерное тестирование проводится с целью корректировки или контроля знаний (для многих обучающихся с диагнозом ДЦП такие формы – просто спасение).

                 Для достижения наиболее высоких результатов необходимо активное участие родителей в учебно-воспитательном процессе, т.к. они могут наблюдать за детьми во время выполнения домашнего задания: важными составляющими являются количество времени, потраченного на выполнение домашнего задания, эмоциональное состояние ребёнка, эффективность обучения в период обострения заболевания или в период ремиссии.

                В процессе работы педагогами выявлены пути минимизации рисков дистанционного обучения детей с ОВЗ:

  •   жёсткое обеспечение требований к контекстной фильтрации данных;
  •   проведение обязательных занятий для детей и родителей по обеспечению безопасности в Интернет;
  •   профилактика Интернет-зависимости в форме участия в очных мероприятиях (конкурсах, праздниках и т.д.), проводимых ОУ;
  •   проведение систематических обучающих семинаров по работе в Интернет с родителями.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с ОВЗ. Главным образом, эффективность достигается за счёт индивидуализации обучения: каждый ребёнок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе. Дистанционное обучение каждого обучающегося организуется в соответствии в учебным планом, который составляется на основе федерального государственного образовательного стандарта, но вместе с тем учитывая индивидуальные потребности обучающихся. Занятия проводятся по установленному расписанию с использованием системы скайп.

Учащиеся имеют возможность общаться не только с учителем-предметником, но и с классным руководителем, психологом, педагогами дополнительного образования, другими учениками, одноклассниками, что значительно расширяет их круг общения. Таким образом, информационные технологии способствуют социализации: для сногих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья компьютер является одним из средств связи с внешним миром и в дальнейшем может использоваться для получения профессионального образования, работы на дому, адаптации к социальной реальности, решения ежедневных бытовых проблем: покупка товаров, оплата счетов и т.д.

Обучение с использованием дистанционных технологий создаёт пространство общения и взаимодействия детей с учителями и сверстниками, способствует получению ими качественного образования, расширению возможностей профессиональной занятости и, как следствие, успешной социализации и интеграции в общество.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационно –коммуникативные технологии. использование ИКТ в начальных классах Подготовила Варламова Е.В., учитель начальных классов МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина»

Слайд 2

Понятие информационной (компьютерной) технологии Компьютерные технологии – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Слайд 3

Классификационные параметры технологии ( по Г.К. Селевко ) по уровню развития по основному фактору развития по концепции усвоения по ориентации на личностные структуры по характеру содержания по типу управления познавательной деятельности

Слайд 4

по организационным формам по подходу к ученику по преобладающему методу по направлению модернизации по категории обучаемых

Слайд 5

Концептуальные положения обучение – это общение принцип адаптивности диалоговый характер обучения управляемость сочетание видов работы психологический комфорт неограниченное обучение

Слайд 6

Три метафоры «компьютерного обучения» Средство обучения: контролёр регулировщик движения по учебному материалу

Слайд 7

Информационно – коммуникативная компетентность учителя Дидактические материалы Презентации Программа «Портфолио» Работа с Интернет Обучающие программы Сайт ОУ Учебные проекты с учащимися

Слайд 8

Готовность педагогов 1 ступени к использованию ИКТ

Слайд 9

Основа функционирования деятельность Развитие интересов Теоретические сведения Практические навыки игра

Слайд 10

Положительные стороны использования ИКТ Разнообразие методов и приёмов Систематизация и контроль Развитие эрудиции пользователя Повышение интенсивности обучения Усиление индивидуализации учебного процесса Создание ситуации успеха в достижении учебных целей

Слайд 11

Ориентир на саморазвитие детей Влияние на мотивацию


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Состояние здоровья детей

Слайд 2

Статистические данные

Слайд 3

Показатели здоровья школьников

Слайд 4

Результаты профилактических осмотров детей до 14 лет (2008 г.)

Слайд 5

Отклонения в состоянии здоровья обучающихся

Слайд 6

Статистические данные: группы здоровья

Слайд 7

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ ЗАМЕТИТ ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УСТАЛОСТИ УЧЕНИКА: ЧАСТАЯ СМЕНА ПОЗЫ; ПОТЯГИВАНИЕ; ВСТРЯХИВАНИЕ РУКАМИ; ЗЕВОТА; ЗАКРЫВАНИЕ ГЛАЗ; ПОДПИРАНИЕ ГОЛОВЫ; ОСТАНОВИВШИЙСЯ ВЗГЛЯД;

Слайд 8

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ ЗАМЕТИТ ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УСТАЛОСТИ УЧЕНИКА: РАЗГОВОР С СОСЕДОМ; УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ОШИБОК В ОТВЕТАХ; НЕ ВОСПРИЯТИЕ ВОПРОСА; ЗАДЕРЖКА С ОТВЕТОМ; ЧАСТЫЕ ПОГЛЯДЫВАНИЯ НА ЧАСЫ В ОЖИДАНИИ КОНЦА УРОКА; НЕНУЖНОЕ ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ .

Слайд 9

ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ДОЗИРОВКА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ; УЧЁТ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ; ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ; ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ; ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ.

Слайд 10

МЕТОДЫ: МЕТОД СВОБОДНОГО ВЫБОРА; АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ; САМОПОЗНАНИЕ И РАЗВИТИЕ; ПРИМЕНЕНИЕ ТСО; НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОСАДКОЙ; ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ УРОКА.

Слайд 11

Федеральный государственный образовательный стандарт Включает в себя требования к реализации ООП, одной из составляющих частей которой является создание комфортной развивающей образовательной среды , обеспечивающей высокое качество образования и гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.



Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА.

Е.В. Варламова, учитель начальных классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 3 им. А.С. Пушкина Октябрьского района г. Саратова»

В эпоху Интернета и электронных средств хранения информации формальные знания человека перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания.

Попытки выйти за пределы предметно-знаниевого образования осуществлялись в системах развивающего обучения. Л. Занков делал акцент на ускорении общего интеллектуального развития детей за счет обучения на высоком уровне трудности, проблемности. В. Давыдов особую роль отводил развитию теоретического мышления у младших школьников. Весь фокус в том, что бывшее ранее побочным, теперь становится приоритетным.

Компетентностный подход выдвигает на первый план не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы. Компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения,на способность действовать в различных проблемных ситуациях.

В начальной школе компетентностный подход реализуется путем формирования у школьника системы ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Формирование субъективного опыта происходит посредством  усвоения  культуросообразного  содержания начального образования, представленного в различных сферах социального опыта: предметных и надпредметных знаний (результат: «Я знаю...»); предметных и общепредметных умений («Я умею...»); творчества («Я создаю...») и в эмоционально-ценностной сфере («Я стремлюсь...»).

Поэтому, ученики и родители предъявляют заказы на такую форму образования, которая учитывала бы способности каждого ребенка, умела создать условия, в которых ребенок мог бы быстрее найти себя, развивать свои способности. Вводятся Стандарты нового поколения, отличительной особенностью которых является ориентация на результаты образования.

Можно выделить два разных способа, которые лежат в основе внутриклассной индивидуализации:

1) ориентация на уровень достижений школьника и

2) ориентация на процессуальные особенности его деятельности.  

Чаще всего учитель выбирает первый путь – его легко реализовать через индивидуализацию заданий.

Вторая форма индивидуального подхода, учитывающая процессуальные параметры учебной деятельности школьников, встречается намного реже,поскольку психологи пока еще не могут дать учителю четких рекомендаций по поводу того, какие именно типологические особенности ребенка необходимо учитывать при построении учебного процесса.

Ключевым понятием для реализации индивидуального подхода, при котором обучение строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности каждого ученика, становится понятие свободного самостоятельного выбора.

Организуя вариативное многофакторное поле выбора, учитель тем самым создает для каждого ребенка в классе реальную возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории учения. Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. В качестве внутренних факторов выступают особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние ученика. К внешним факторам можно отнести любые (в том числе и сиюминутные) влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение учителя и одноклассников, обстановка в классе,

При составлении индивидуальной образовательной траектории:

- учитель создает ученику возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. На уроке учитель учитывает индивидуальные интересы школьников; особенности учебной деятельности; предпочитаемые виды учебных занятий; способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; виды учебной деятельности;

- для ученика при составлении индивидуальной траектории самое важное – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала, либо, чтобы добиться запланированного результата.

Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.

Реализация индивидуального подхода на основе индивидуальной избирательности и личной активности ученика, предоставления ему возможности для движения по своей собственной траектории учения (ИТУ) требует существенной модернизации всей образовательной среды.



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Е.В. Варламова учитель начальных классов
 МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина Октябрьского района
города Саратова»

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и областей знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевые компетенции». Задача современного педагога – сформировать ключевые компетенции на начальной стадии обучения.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».

Определенные таким образом цели образования, ориентируют педагогов на компетентностный подход к организации учебно - воспитательного процесса, предполагают смену требований существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

При решении этих задач главными качествами становящейся личности являются инициативность, способность творчески мыслить, умение выбирать профессию, быть готовыми обучаться в течение всей жизни. Эти качества должны воспитываться с начальной школы. «Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования»

В ходе работы над внедрением компетентностного подхода как одного из механизмов повышения качества образования детей  необходимо отметить следующие компетенции младших школьников.

1. Эмоционально – мотивационный этап учебной деятельности. Эмоционально–психологические компетенции:

- учение с интересом;

- доверие педагогам;

- умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях.

2. Организационно – деятельностный этап учебной деятельности. Регулятивные компетенции:

- определение целей учебной деятельности;

- ответственность за результаты учебы;

- концентрация на учебе;

- умение делать заключительные выводы.

3. Этап эмпирического моделирования. Социальные компетенции:

- проявление терпимости к другим мнениям и позициям;

- оказание помощи другим учащимся;

- умение сотрудничать с другими учащимися;

- умение работать в группе;

4. Этап теоретического моделирования. Учебно – познавательные компетенции:

- умение учиться;

- умение отыскивать причины явлений;

- самостоятельное выявление допущенных ошибок;

- самостоятельное выполнение домашнего задания;

5. Творческий этап. Творческие компетенции:

- умение принимать решения в различных ситуациях;

- умение заявлять о своих потребностях и интересах;

- умение находить другие источники информации;

- способность генерировать другие способы решения проблемы;

6. Контроль и оценка (совершенствование модели). Компетенции самосовершенствования:

- применять знания и умения на практике;

- умение извлекать пользу из полученного опыта;

- навыки самоконтроля и саморазвития;

- желание учиться и самосовершенствоваться дальше.

Ключевыми  компетенциями, которые должны быть сформированы в начальной школе, являются социальная;  коммуникативная; информационная; учебно-познавательная, здоровьесберегающая. При формировании ключевых компетенций усилия педагогов должны быть направлены на обеспечение становления самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося.

Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности учеников.

Лучших результатов можно достичь в случае использования интерактивных методов обучения: метод учебного сотрудничества; коллективные способы обучения; метод овладения умением учиться; метод проектов; игровые методы.

Дети овладевают ключевыми компетенциями, в основе которых находится “умение учиться”, как первый шаг к самообразованию и самовоспитанию через развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, при одновременной способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

В результате у ребенка закладываются основы самостоятельности, инициативности и ответственности личности. Ученики проектируют  и управляют собственной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Организация учебного процесса в школе ведётся по адаптированной программе в целях охраны жизни и здоровья обучащихся с ограниченными возможностями здоровья. ...

Описание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий

В настоящее время, в условиях проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития общества приобретает качество человеческого капитала – его здор...

Справка Анализ ресурсов, необходимых для введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

с 1 сентября 2016 года вступают в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша школа тоже приступит к реализации ФГОС ОВЗ. В статье...

Часть адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный материал готовился для самозащиты в рамках курсов "Досупная среда"...

Специалисты, организующие образовательный про-цесс детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе.

В связи с приходом в школу учащихся с ОВЗ различных категорий, как например, с нарушениями органов слуха и зрения, с симптомами аутизма, и т.д., задача освоения администрацией образовательного учрежде...