Первая неделя в школе. Обучение грамоте.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Яковлева Марина Александровна

Материалы для проведения первых уроков обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первая неделя в школе. Уроки обучения грамоте.

Урок №1. Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.

1.Организационный момент.

       - Ребята, попробуйте угадать, о чем говорится в загадке:

Дом на улице стоит,

Детвора к нему спешит.

Несут тетрадки, книжки

Девчонки и мальчишки.   (Школа)

- Где вы сейчас находитесь?

- С какой целью родители привели вас в класс?

  1. - В первую школьную неделю мы познакомимся друг с другом, узнаем школьные правила, то есть мы будем учиться быть учениками. Итак, начнем наш первый урок.

- Вы знаете, что меня зовут … Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь, какая у меня семья, где я живу, как я провела лето, есть ли у меня домашнее животное, какие фильмы и певцы мне нравятся. Все это вы можете узнать, задавая мне вопросы. Спрашивайте, что вас интересует, я буду отвечать.

- Когда все говорят одновременно, получается шум, мне трудно понять, что вы говорите. В школе есть правило: «Хочешь говорить – подними руку!»

  1. – Все, что мы говорим – это речь. Догадайтесь, как называется речь, которой мы  сейчас  с  вами  пользуемся.

   - Такая речь называется устной, потому что пользуемся ртом (устами), произносим все при помощи голосового аппарата. Устной речью мы пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы СЛЫШИМ и ПРОИЗНОСИМ.

   - Но кроме устной речи есть речь, которая в книгах, журналах обозначена буквами. Мы ее читаем. Это письменная речь. Навыками письменной речи мы овладеем на уроках письма.

4.  Знакомство с учебником. Букварь стр. 1-2                                                    Составление рассказа о «Первом сентябре»                                                         Расскажите, что вы видите?                                                                                                       Какой день изобразил художник?  

Какое у всех настроение?                                                                                                Расскажите, как у вас прошел первый день.

    - Как называется все, что мы сейчас услышали? (Речь)

    - Когда мы пользуемся устной речью? письменной?

Устная речь – слышим и произносим                      

 Письменная речь – читаем и пишем

  Физическая пауза.                  

Поднимайте плечики,                                                                                                                         Прыгайте, кузнечики.                                                                                                                 Прыг-скок, прыг-скок,                                                                                                                  Сели травушку покушать,                                                                                                      Тишину послушать.                                                                                                                     Тише, тише, высоко                                                                                                                  Прыгать на носках легко.

  1. – Как плачет ребенок? Как он удивляется? Как кричит ворона? Собака? Какие звуки издает пчела?

- Видели вы произносимые  звуки?

- Звуки мы слышим и произносим. Чтобы звуки стали видимыми,  для их  обозначения придумали знаки- буквы.

  1. Итак, подведем итог:

- Все, что мы говорим – это (речь)

- Речь бывает (устной и письменной)

- Можем ли мы увидеть звук? (нет)

- Чтобы сделать звук видимым, надо обозначить его (буквой или знаком)                     - Кому из вас понравился наш урок?

- Что запомнилось больше всего?

- Кому из вас понравилось отвечать на вопросы?

- А кому спрашивать?    

Дополнительный материал к уроку.

Зашумел осенний лес золотой листвою.                                                                                       С теплым летом расставаться грустно нам с тобою.                                                  Колокольчик зазвенит, звонкий и веселый.                                                                              Он сегодня всех ребят приглашает в школу.                                                                 Постучит в окошко клен красно-желтой лапкой,                                                                        И чирикнет воробей: «В добрый путь, ребятки!»                

Урок №2. Предложение.

  1. – Как вы думаете, всегда  ли человек мог говорить?

- В очень давние времена человек мог передавать свои мысли только жестами и отдельными звуками. Позже он придумал различные звуки для обозначения многого из того, что он узнавал и создавал сам. В этом величайший секрет речи. Знает этот секрет только человек, в том числе и вы.                                                               На это человечеству потребовалось сотни тысяч лет, у вас заняло три года от момента  рождения. К концу первого года жизни вы знали только несколько очень коротких слов. К трем годам – уже около тысячи слов. А теперь вы свободно разговариваете на любую тему.                                                                          

Попросите родителей рассказать вам, какие первые слова вы произнесли, как вы сообщали о своих желаний, настроениях, когда были маленькими, как вы называли машину, собаку, конфету. Может быть так:

Сын зовут: Агу! Агу!                                                                                                                           Мол, побудь со мною!                                                                                                                      А в ответ: Я не могу!                                                                                                                        Я посуду мою!                                                                                                                                  Но опять: Агу! Агу!                                                                                                                           Слышно с новой силой.                                                                                                                И  в ответ: Бегу! Бегу!                                                                                                                               Не сердись мой милый!

  1. Расскажите, как у вас прошел первый школьный день.

- Как называется все то, что мы сейчас говорим? (Устная речь)

Устная речь делится на части, которые позволяют понимать, о чем идет речь или о чем ведется разговор. Эти части называются предложениями.

Физическая пауза.

Поднимайте плечики,                                                                                                                       Прыгайте, кузнечики.                                                                                                                 Прыг-скок, прыг-скок,                                                                                                                  Сели травушку покушать,                                                                                                      Тишину послушать.                                                                                                                     Тише, тише, высоко                                                                                                                Прыгать на носках легко.

       3. Работа  с учебником. Букварь.

- Что дети дарят учительнице?

Дети дарят цветы.

-Что мы сказали?  (Предложение)

- Каждое предложение выражает какую-нибудь мысль. Графически предложение изображается так: !_____ .

Главная мысль нашего предложения – дети дарят.

- Куда пришли дети?

Дети пришли в школу.

 - Что вы сказали? (Предложение)

Произнесите еще раз. Какая главная мысль у этого предложения?

Это предложение можно расширить, то есть добавить в него другие слова, но главная мысль останется такой же.

(Мальчики и девочки пришли в школу.)

- Как по- другому сказать?

(Дети пришли в школу с ранцами и цветам.)

В конце каждого предложения делается остановка или маленькая пауза. Одну и ту же мысль можно выразить по-разному.

  1. Послушайте стихотворение, а затем расскажите, о чем в нем говорится.

Ветер тучу в небе отыскал,                                                                                                     А потом дождем веселым расплескал.                                                                                   Рыжий щенок сушил на солнышке бока                                                                              И лакал из теплой тучи облака.

- Постарайтесь  запомнить стихотворение и рассказать его дома.

  1. Составьте предложение о петухе, о мышке, о лягушке.

- Почему вы решили, что сказали предложение? (Мы выразили мысль.)

- Итак, что выражает предложение?

- О чем мы можем рассказать, составляя предложение? (Обо всем, что мы видим, чувствуем.)

- Кому было интересно на уроке?

- Кто из вас поднимал руку и отвечал на вопросы?

                                                         

Урок №3.  Предмет и слово.

  1. Начнем сегодня наш урок с игры «Доскажи словечко». А затем со словами-отгадками придумаем предложения, состоящие из двух слов.

  1. Рисовать решила дом.

Открываю свой … (альбом).

  1. Рисовать умеет наш

Деревянный …(карандаш).

  1. Вдруг прямою станет змейка,

Если есть в руках … (линейка).

  1. В альбоме буду рисовать,

А для письма нужна … (тетрадь).

  1. Гриб, медведь, лиса, корзина –

Все слеплю из … (пластилина).

- Какая общая тема объединяет все слова, которые вы досказали?

- Как надо обращаться со своими школьными принадлежностями?

- Давайте составим предложение со словом … (альбом, карандаш…)

-Что мы использовали для составления предложений? (Слова)

-Значит можно сказать, что предложения состоят из слов? (Да)

  1. - Ребята, а что такое слово? Что могут называть слова?                                                 -  Слова называют предметы, действия предметов, признаки предметов.

- Давайте назовем предметы, которые вы видите в классе .                                       - Назовите действия, которые я совершаю.                                                                      - Давайте назовем признаки нашего класса ( какой он?)

- Давайте подумаем, а на какие вопросы отвечают предметы.

( Как мы спросим про тетрадь?        Мама, это … что?                                                            Как мы спросим про кошку?              Мама, это … кто? )

Предметы отвечают на вопросы КТО? или ЧТО?

Физкультурная минутка. Игра «Повтори, что слышишь, а не видишь»

  1. – Какие слова сразу вспоминаются, когда говорят: «дождь»?

(молния, гром, ветер, град, радуга, вода, капельки)

- Какой вопрос мы зададим к этим словам?                                                                                 -  Как вы думаете эти слова обозначают одушевленные или неодушевленные  предметы?

- А сейчас отгадайте загадки о героях ваших любимых сказках.

 1) Чтоб взлететь над землей, ступа ей нужна с метлой. ( Баба-Яга)

2)  В Простоквашино живет, все хозяйство там ведет.                                                                       Адрес точный я не знаю, но фамилия – морская.        ( Кот Матроскин)

3) Той девчонки нет прекрасней, той девчонки нет умней.                                                      И Пьеро, ее вздыхатель, целый день поет о ней.         ( Мальвина)

4) Да, ребята, в этой книжке малыши живут малышки.                                                           И еще живет один чудак, все он делает не так.                                                                 Неумейкой  он слывет. Кто его нам назовет?                  ( Незнайка)

- Какой вопрос мы зададим к этим словам?

- Эти слова обозначают одушевленные или неодушевленные предметы?

  1. Подведем итог.

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

- Из чего состоят предложения? (Из слов)

- Что обозначают слова? (Предметы, действия предмета, признаки предметов)

- У кого из  вас веселое настроение?

Урок №4.  Устная речь. Урок слушания.

  1. Повторение изученного.

              Ну и эхо!

Ну и эхо! Вот потеха!

Слушать не могу без смеха!

Крикнул громко: «Стрекоза!»

А оно в ответ! «Коза!»

Говорю: «У Тани косы».

А оно кричит мне: «Осы!»

Я спросил его: «Ты кто?»

Отвечает эхо: «То».

Ну и эхо! Вот потеха!

Повторяет все не то!

- Какие слова исковеркало эхо?

- Кому из вас приходилось слышать эхо?

- На какие вопросы отвечают предметы?

- Слова, отвечающие на вопрос кто? обозначают какие предметы?

- А на вопрос что?

- К какой группе вы отнесете слова? (на доске кто? что? и картинки: стрекоза, коза, коса, оса)

  1. Сегодня у нас урок слушания.

- У кого дома есть книжки со сказками, рассказами? Кто из вас их сам читает? А кто любит, когда читают родители?

Чтение учителем. Беседа по услышанному произведению.

  1. Итог.    – Понравился вам урок слушания?

Каждая книга таит в себе великие тайны, которые открывают перед человеком окружающий мир. Я очень хочу, чтобы книги стали вашими спутниками на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"

Презентация к уроку обучения грамоте "Первый букварь" 1 класс "Школа России"...

Сценарии родительских собраний. 1 класс. Первая неделя в школе.

родительское собрание в 1 классе. Адаптационный период....

Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

        Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...

Развитие устной речи учащихся первого класса на уроках обучения грамоте (русского языка)

Задача развития устной  речи у учащихся – одна  из серьезных задач, стоящих перед школой. Исследования как в прошлом (Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, И.И.Срезневский, Н.С.Рождественский, М.Т.Бара...

«Школьный старт» «Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.Он позволяет:- получить достоверную информацию о то...