Чудесный мир классики. 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс)

Пашканова Наталья Николаевна
  • Актуализация знаний о жизни и творчестве А.П.Чехова, А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого.
  • Развитие познавательного интереса учащихся к творчеству  этих писателей, любознательности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина "Своя игра" литературная классика

                    Пашканова Наталья Николаевна –

                             учитель начальных классов

Раздел: Литература


Цель:

  • актуализация знаний о жизни и творчестве А.П.Чехова, А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого.
  • развитие познавательного интереса учащихся к творчеству  этих писателей, любознательности.

Планируемые результаты – УУД

Личностные результаты:

  1. Формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование уважительного отношения к иному мнению.
  2. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
  3. Формирование эстетических чувств.
  4. Развитие навыков сотрудничества, учить находить выходы из спорных ситуаций.  

Метапредметные результаты:

  1. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий, построения рассуждений.
  2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты:

  1. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
  2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
  3. Формировать умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки для слогового чтения.

Игра «Рассыпались буквы» (собрать название урока, а название можно найти на карточках для слогового чтения).

 

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие гостей. Пригласить   в состав жюри трех человек из присутствующих гостей. (3 мин.)
  2. Тема урока: Литературная викторина «Своя игра». (Название которой, озвучивает учитель  после речевой разминки). (2 мин.) Слайд -
  3. Речевая разминка. Чтение слоговых таблиц. (5 мин.)
  1. Чтение слева – направо, справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх, по диагонали. Чтение «жужжащее».

     IV.     Сообщение темы (Литературная классика - учитель, задачи урока – дети.  (Обобщение и закрепление раздела « Чудесный мир классики - ученики), правила игры ( Викторина построена по типу телевизионной передачи “Своя игра”.

Участие принимают три команды. Проводится игра в один тур. На экране проецируется игровое поле с темами и ценой вопроса (с увеличением цены вопроса увеличивается и сложность задания).

Задания выбирают по очереди, выполняют все команды одновременно, но первой отвечает та, что делала выбор. На подготовку ответа отводится время - 2 минуты. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов (далее цифрами обозначаются баллы за задание от 20 до 40, баллы фиксирует - жюри).

Биография

10

20

30

40

Жанр

10

20

30

40

Творчество

10

20

30

40

Характеристика героев

10

20

30

40

  1. ИГРА.

Темы и задания.

  1. Биография

10 – Этот писатель родился 9 сентября 1825 году в имении Ясная Поляна, Тульской губернии, Крапивенском  уезде. ( Л.Н.Толстой)

20 – Где, когда, в какой семье родился А.С.Пушкин? (6 июня 1799 г в Москве, в семье дворянина)

30 -   Когда и где родился И.А.Крылов?  (В 1769 г. 13 февраля, в городе Москва, в семье отставного военного

40 -  Кот в мешке. Под каким псевдонимом писал А.П.Чехов  (Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте)?   (Человек без селезенки. Им Чехов пользовался более 10 лет, зародился псевдоним на медицинском факультете Московского университета.

  1. Жанр.

10 –Определите жанр произведения, его особенности? (иллюстрации: к рассказу «Мальчики»).

  

20 -  К какому жанру относятся эти строки? Продолжи строку, назови произведение. 1. «Мартышка к старости слаба … …; А у людей она слыхала. Что это зло ещё не так большой руки; Лишь стоит завести …»

2.«Последняя туча рассеянной ….!

 Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь …. тень,

 Одна ты печалишь…. » («Мартышка и очки» И.А.Крылов, «Туча» А.С.Пушкин .)

 

30 -  Жанр произведения Л.Н.Толстого «Детство» и Чехова « Мальчики»

Что сближает произведения Л.Н.Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они  различаются?  (Жанр – рассказ. Сближает эти рассказы – тема: «Детство», самая приятная и счастливая пора каждого человека. Разница в том, что рассказ «Детство» Л.Н.Толстого – авторское воспоминание, а рассказ «Мальчики» А.П.Чехова – авторский вымысел).

 
40 – Кот в мешке.  Назовите авторов произведений, в творчестве которых встречаются произведения разных жанров? (Л.Н.Толстой – басни, рассказы, пословицы, поговорки. А.С.Пушкин – стихи, сказки, рассказ, поэма, роман).

Физкультурная минутка.

  1. Творчество
  1. – Продолжите: - Приятна мне твоя прощальная пора….  – (Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса. И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А.С.Пушкин).

20 -  Из какого произведения эти строки?  -  И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал, как тигр, изображал пороход, … Найдите этот эпизод, прочитайте выразительно. (Рассказ «Мальчики» стр. 131)

30 -  Из какого произведения эта иллюстрация? Кто автор? («Акула» Л.Н.Толстой)

40 - Где логика? ( Иллюстрации: Кутузов, Война 1812 г., А.С.Пушкин ) (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях).  

4.   Характеристика героя.

10 – Определите по характеристике героя, произведение: - «Белолицый, упитанный, краснощекий, общительный, энергичный, веселый и открытый, мягкость характера подтверждает и сцена, когда он слезно умоляет перенести их побег» (Рассказ «Мальчики» А.П.Чехов – Володя Королёв)

20 - Кот в мешке. Подберите пословицы   к характеристике главного героя произведения А.С.Пушкина «Сказка о попе и о его работнике Балде» - Попу. Пословицы: 1. Терпение и труд дивные всходы дают. 2. Повторенье – мать ученья 3. Славен человек не словами, а делами. 4.Жадность всякому горю начало. 5. Жадность последнего ума лишает. 6. С книгой поведешься - ума наберешься.  (Жадность всякому горю начало. Жадность последнего ума лишает).

30 -  Какой автор в своем произведении описывает своего героя так: «Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся……ученый человек (А.П.Чехов «Мальчики» стр.126 – Чечевицын).

40 -  Составьте СИНКВЕЙН – Моська.  

 

Подсчет баллов (выполняет жюри кто набрал больше очков).  

Финальный тур.

 – Тема для финального тура относится к разделу – Биография.

(Команда одержавшая победу делает ставку)  - Какое наследство оставил отец  Ивану Андреевичу Крылову? Ответ: - Отец оставил в наследство своему сыну солдатский сундучок с книгами.

  Вручение сертификатов.  

  1. Итог урока.  
  1. Какой из разделов игры был для вас более интересен?  
  2. Что нового вы узнали?

3. Оцените свою работу на уроке? (Дети выполняют самооценку, рисуют смайлики на заготовленных зеркальцах).

Таблица слогов

хдэ хдя хдё тур

вфэ вфя рат вфю

мща тер мщу мщи

балл  лша лшо лшу

цбе кот пзи тме

шгю зби сика дмэ

пфи цте зка гзы

хдэ хдя хдё тур

вфэ вфя рат вфю

мща тер мщу мщи

балл  лша лшо лшу

цбе кот пзи тме

шгю зби сика дмэ

пфи цте зка гзы

хдэ хдя хдё тур

вфэ вфя рат вфю

мща тер мщу мщи

балл  лша лшо лшу

цбе кот пзи тме

шгю зби сика дмэ

пфи цте зка гзы

Лист для жюри.

РАЗДЕЛЫ  

                           

     

               

               

   

   КОМАНДЫ                          

Биография

Жанр

Творчество

Характеристика героев

ИТОГО

10

20

30

40

50

10

20

30

40

50

10

20

30

40

50

10

20

30

40

50

1 команда

2 команда

3 команда

Итого

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОТА В МЕШКЕ

  1. Биография

40 -  Кот в мешке. Под каким псевдонимом писал А.П.Чехов  (Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте)?   (Человек без селезенки. Им Чехов пользовался более 10 лет, зародился псевдоним на медицинском факультете Московского университета.

  1. Жанр.

40 - Кот в мешке.  Назовите авторов произведений, в творчестве которых встречаются произведения разных жанров? (Л.Н.Толстой – басни, рассказы, пословицы, поговорки. А.С.Пушкин – стихи, сказки, рассказ, поэма, роман). 

  1. Характеристика героя.

20 - Кот в мешке. Подберите пословицы   к характеристике главного героя произведения А.С.Пушкина «Сказка о попе и о его работнике Балде» - Попу. Пословицы: 1. Терпение и труд дивные всходы дают. 2. Повторенье – мать ученья 3. Славен человек не словами, а делами. 4.Жадность всякому горю начало. 5. Жадность последнего ума лишает. 6. С книгой поведешься - ума наберешься.  (Жадность всякому горю начало. Жадность последнего ума лишает).

 

Самоанализ урока литературного чтения, 4 «А» класс

Учитель: Пашканова Наталья Николаевна

Тема: «Литературная  классика» (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов, А.П.Чехов)

Цель: Закрепление и обобщение учебного раздела «Чудесный мир классики», закрепление знаний о творчестве великих Русский писателей: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов, А.П.Чехов; способствовать развитию навыков чтения, умение работать в группах.

ЗАДАЧИ

Личностные:

  1. Формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование уважительного отношения к иному мнению.
  2. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
  3. Формирование эстетических чувств.
  4. Развитие навыков сотрудничества, учить находить выходы из спорных ситуаций.  

Предметные задачи:

  1. Формирование отношения к художественным произведениям как к искусству слова.
  2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
  3. Формировать умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать  характеристику героев произведений.
  4. способствовать формированию умения определять и сравнивать разные по жанрам произведения,
  5. наблюдать за «жизнью» слов в художественном тексте;
  • научатся  различать стихотворный и прозаический текст;
  • научатся выделять в деформированном тексте предложения.

Метапредметные:

  1. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий, построения рассуждений.
  2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Создать условия для учебного взаимодействия учащихся (коммуникативные).
  4. Развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность.

Оборудование:

  1. учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Литературное чтение», 4 класс.
  2. компьютер;
  3.  Презентация к уроку;
  4. карточки со слогами (на каждого ребенка).

Тип урока: обобщение и закрепление изученного   материала.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.

Формы: фронтальные, групповые, работа в паре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Викторина по теме "Чудесный мир классики" 4 класс

Викторина  по  литературному  чтению  по  теме  "Чудесный  мир  классики"  4  класс  в  виде  презентации...

Тематическое планирование индивидуально - групповых занятий 2 класс "Чудесный мир классики"

Тематическое планирование индивидуально - групповых занятий...

КВН по разделу "Чудесный мир классики" 4 класс

КВН по разделу «Чудесный мир классики» 4 класс...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 4 классе "Чудесный мир классики"

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 4 классе "Чудесный мир классики" составлена в виде конкурсов, анимирована....

Урок литературного чтения по теме : « Чудесный мир классики» 4 класс

Урок литературного чтения Тема: « Чудесный мир классики» 4 класс Цели: обобщить полученные знания по разделу; развивать творческие способности; воспитывать чувство коллективизма, ответственности , ...

Тест по литературному чтению 4 класс по теме Чудесный мир классики

Тест 4 класс Школа России по литературному чтению...

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе "Чудесный мир классики"

Урок обобщения коррекции знаний.  Цель урока: обобщить полученные знания учащимися по изученному разделу....