Урок литературного чтения по теме : « Чудесный мир классики» 4 класс
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Шишкина Ирина Петровна
Урок литературного чтения Тема: « Чудесный мир классики» 4 класс Цели: обобщить полученные знания по разделу; развивать творческие способности; воспитывать чувство коллективизма, ответственности , гордости и восхищения отечественной литературой. Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; Метопредметные: регулятивные: формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы познавательные: анализ прочитанного текста, выделение основной мысли коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правила выбора книги. Оборудование: учебник « Литературное чтение» 4класс Л.Ф.Климановой, выставка книг по теме урока, портреты писателей , карточки с заданиями,словарь, компьютер, презентация, мультимедийный проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема: « Чудесный мир классики»

4 класс

Цели: обобщить полученные знвния по разделу; развивать творческие способности; воспитывать чувство коллективизма, ответственности , гордости и восхищения отечественной литературой.

Планируемые результаты:

 предметные:  умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и реккомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию;

Метопредметные:

регулятивные: формироание учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание  своей работы

познавательные:  анализ прочитанного текста, выделение основной мысли

коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения;

личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правила выбора книги.

Оборудование: учебник « Литературное чтение» 4класс Л.Ф.Климановой,выставка книг по теме урока, портреты писателей , карточки с заданиями,словарь, компьютер, презентация, мультимедийный проектор, экран.

  1. Организационный момент

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы  и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе будет светло

Пусть будет уютно и очень легко.

  1. Вступительное слово учителя

-У нас сегодня обобщающий урок по разделу: « Чудесный мир классики». И нам с вами предстоит создать проекты по изученному разделу. Но перед тем, как начать нашу работу и отправиться в увлекательный мир классики, я хочу поставить перед вами вопрос, на который вы ответите в конце урока. Действительно ли мир классики чудесный? Почему?

- Ребята, кто из вас ответит, что такое «Классика»?     Более точное определение этому слову мы найдем в словаре.  

     -В большом Энциклопедическом словаре слово обозначает образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Действительно все прочитанные произведения являются общепризнанными и имеют непреходящую ценность для национальной культуры, а авторы, с которыми мы познакомились являются выдающимися.

Кто же эти авторы? ( дети называют ФИО и распределяют на ватманах фото)

  1. Работа над проектом.

-Каждый автор имеет свою биографию. А что такое « биография»? Дайте определение этому слову. Сейчас вашему вниманию будут представлены отрывки текста, а вы определите, о ком идет речь.

*Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. ( ПП ЕРШОВ)

*Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных.( АС ПУШКИН)

*Семья писателя была талантливой русской семьёй. Павел Егорович, отец, играл на скрипке, пел, рисовал. Два брата – Александр и Михаил – стали впоследствии писателями; брат Николай был превосходным художником, Иван – выдающимся педагогом; сестра Мария Павловна, самый близкий его друг, – художница.

*Когда собирались соседи, устраивались танцы, и раза два в год был домашний спектакль; бабушка была ласкова и добра и любила, чтобы дети играли и веселились, и нам было у неё очень весело.

Так прожили мы два года. В1827 году она поехала с Мишелем в Москву, для его воспитания.

4. Игра «Составь слово»

-А сейчас я хочу предложить вам сыграть в одну игру, называется она «Составь слово»

Басня.

- Дети, кто из вас может объяснить,что такое, басня?

( БАСНЯ, — краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ).

Рассказ.

- Дети, кто из вас может объяснить, что такое, рассказ?

(РАССКАЗ  — малая форма эпической прозы, Значит, рассказ – это произведение, в котором сообщаются подлинные, действительно бывшие события.)

Сказка.

- Дети, кто из вас может объяснить, что такое, сказка?

СКАЗКА  - один из видов фольклорной прозы. (Три повтора, волшебные предметы, рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном заканчивается хорошо В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она всегда несет в себе элемент нравоучения.)

- Как одним словом назвать Басню, рассказ, сказку? Ж А Н Р Ы

А вот теперь прослушайте произведение и определите жанр.

 - Как вы думаете, как Л.Н.Толстой назвал своё произведение

 Сказка, рассказ, или басня??

Почему? (Очень короткий, поучительный)

- Можно ли из услышанного за  1 минуту чему- нибудь научиться?

5. Инсценировка басен

- Вам было дано домашнее задание, подготовить инсценировку  басен Л.Н.Толстого. «Белка и волк». «Собака и волк».

-Какова мораль басен Л.Н.Толстого?

6. Работа в группах

Следующая работа предполагает сотрудничество, значит нам нужно…..

- На столе у вас лежат карточки, а на них записаны произведения, которые изучали в этом разделе и их авторы. Вам нужно с левой стороны выложить произведения, с правой авторов, а затем проверим.

  1. «И молния грозно тебя обвивала…» (А.С.Пушкин «Туча»)
  2.  «Вскормлен грудью облаков…» (М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»)
  3. «Глядишь в забытые ворота…» (А.С.Пушкин «Няне»)
  4.  «И редкий солнца луч, и первые морозы…» (А.С.Пушкин «Унылая пора»)

7. Чтение стихотворений

Теперь от каждой группы приглашаю по одному ученику. Вам нужно будет выразительно прочитать любое стихотворение, которое вам понравилось.

8. Работа в парах

 Игра: « Узнай произведение по слову».

- У меня в мешочке – карточки. На них записаны слова. Ребёнок, прочитав слово, должен назвать произведение и  его автора.  (7 человек). А класс ответить ещё и на вопросы учителя.

* ЗЕРКАЛЬЦЕ

- Найдите в тексте с. 72 как А.С.Пушкин описывает зеркальце.

* КАМЕНЬ          с.121.

-  Найдите в тексте и прочитайте, что решил сделать мужик, чтобы убрать камень?

* ДАРЬЯЛ   с.98

-  Найдите и прочитайте четыре строки, в которых автор описывает, ТЕРЕК.

* ПЕРО с.41 (44)

- Найдите отрывок, в котором рассказывается как в дозор собирался Иван.

* СААЗ – Что такое    СААЗ? /турецкая балалайка./

* МОЛНИЯ

- Что значит выражение «Алчную землю поила дождём?»

* АМЕРИКА    

- Зачем мальчики решить уехать в Америку?

9. Работа с иллюстрациями

-И для того, чтобы наш проект приобрел эстетический вид, нам надо распределить иллюстрации.

– К какому произведению эта иллюстрация? Кто автор? Кто изображен на этой иллюстрации?

10. Подведение итогов

- В конце урока мне очень бы хотелось, чтобы вы доказали, что вы все прекрасно усвоили Мир чудесной классики и распределили ФИО авторов на созданный вами проект.

  1. Ершов…Петр Николаевич, 1815 – 1869
  2. Пушкин… Александр Сергеевич, 1799 – 1837
  3. Лермонтов… Михаил Юрьевич, 1814 – 1841
  4. Толстой… Лев Николаевич, 1828 – 1910
  5. Чехов… Антон Павлович, 1860 – 1904

И вот пришла пора ответить на вопрос, который я вам задавала в начале урока . Действительно ли мир классики чудесен? Чем? (разнообразием жанров произведений, много нового узнали о творчестве великих классиков, содержанием произведений, красочным, богатым языком написания произведений).

 10.Рефлексия

Замечательно! Ведь вы сейчас тоже превратитесь в писателей и напишите синквейн

первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья строка -  описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Классика

Чудесная запоминающая

Учит, воспитывает, развивает

Вижу прекрасный мир

Незабываемо

А закончить наш урок я хочу замечательными словами Радина Виктора Викторовича

Дети и книга

Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

 А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведет их от сказок,

Былин и преданий

В мир жизни реальной,

 Мир науки и знаний.

 Книги учат детей

 Всем премудростям жизни

 – Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

 И как зло побеждать.

Книги им помогают

 Красоту постигать,

Как прекрасное видеть,

 Как его передать,

 И как в малом увидеть

Большое значенье,

И как в жизни найти

Золотое сеченье.

 Мудрость книжных страниц

– Это жизни уроки

 О дне предстоящем

 И о наших истоках.

Они побуждают

Мечтать о высоком,

О будущем думать

 – О потомках далеких.

В книгах знания, свет,

В книгах память веков,

 В книгах мудрость людей

– Наших дедов, отцов.

 Нам без книг, как без хлеба,

 Даже дня не прожить.

 Так давайте же будем

Их беречь и любить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Музыкант" Бианки 2 класс

Урок сопровождается презентацией, что поможет материал сделать интереснее....

Проверочная работа по литературному чтению по теме "Чудесный мир классики"

Контрольно-измерительный материал для учащихся 4 класса....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Малька провинилась" 3 класс, УМК "Школа России

Технологическая карта урока литературное чтение. Составлена в сооттветствии с образовательной программой....

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Стихи-загадки" 1 класс

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Стихи-загадки" 1 класс...

Конспект урока по литературному чтению по теме - чудесный мир классики

Конспект урока по литературному чтению по теме - чудесный мир классики...

Презентация к уроку литературного чтения на тему "Снежная королева" 4 класс.

Презентация к уроку литературного чтения на тему "Снежная королева" 4 класс....