Конспект урока по литературному чтению по теме - чудесный мир классики
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Саргсян Артем Нерсесович

Конспект урока по литературному чтению по теме - чудесный мир классики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 26 (обобщающий) КВН по разделу «Чудесный мир классики»

Цели: обобщить полученные знания детей по разделу; развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде.

Ход  урока

I.        Вступительное слово учителя

  • Сегодня мы с вами поиграем в КВН, который будет посвящен «Чудесному миру классики». Для игры разделимся на 2 команды. (Учитель сам выбирает, как поделить класс: можно пополам; можно, вытянув жетоны 2-х цветов; поставить по росту и рассчитаться на «первый»-«второй».)
  • Итак, у нас получилось две команды. Для удобства сядем за два больших стола.

II.        Приветствие команд

—        Вы уже убедились, что мир классики чудесен. Сегодня на нашей игре мы подведем итоги: что дали вам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам поможет дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания. Даю вам 2 минуты, чтобы вы придумали название команды, выбрали капитана.

III.        Конкурс «Поэтический»

—        Только по одной строчке вам нужно назвать полностью имя автора, название стихотворения. (По очереди — каждой команде.)

1.        «И молния грозно тебя обвивала...» («Туча». А.С. Пушкин.)

  1. «Вскормлен грудью облаков...» («Дары Терека». М.Ю. Лермонтов.)
  1. «Глядишь в забытые ворота...» («Няне». А.С. Пушкин.)
  1. «И редкий солнца луч, и первые морозы...» («Унылая пора». А.С. Пушкин.)

IVКонкурс «Сказочный»

—        В этом конкурсе вам нужно будет узнать сказку из изученного раздела по пословице и доказать отрывками из текста. (Пословицы записаны на доске.)

Где счастье плодится, там и зависть родится.

Кто чего сильно хочет, тот того и добьется.

Хотя с нуждою, а добился чести.

Живи добрее, будешь всем милее.

Чем крепче дружба, тем легче служба.

V.        Конкурс «Разгадай кроссворд»

—        Вам нужно за 5 минут разгадать кроссворд, данный в учебнике на с. 137—138, ответить на последний вопрос к нему. (Ответы: 1. Выкуп. 2. Тридцать. 3. Яблочко. 4. Приказ. 5. Чернавка. 6. Елисей. 7. Черница. 8. Ветер. 9. Стекло. 10. Комар. 11. Чародей. 12. Конюшня. Получилось слово ПРОЗАИЧЕСКАЯ. Проза — нестихотворная литература, в отличие от поэзии.)

—        Какие сказки Пушкина вы читали? Объясните, как понимаете слово-отгадку из кроссворда. Какую сказку вы прочитали в данном разделе?

VI.        Конкурс «Здравствуй, басня!»

1. Инсценировка басен Л.Н. Толстого. Команда 1 — «Белка и волк». Команда 2 — «Волк и собака». Одни готовят инсценировку, а другие дети отвечают на вопросы:

  • В чем необычность басен Толстого?
  • Есть ли в них иносказательность?
  • Какова мораль басен Толстого?
  • Выражена ли она в его произведениях?
  • Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор? (Это вопрос 5 на с. 138.)

VII.        Конкурс «Узнай произведение»

—        Узнайте произведение по опорным словам:

Маленький человек        Бизоны

Калифорния        Мустанги

Америка        «Монтигомо Ястребиный Коготь»

—        Ответьте на вопрос: что сближает рассказы «Детство» Л.Н. Толстого и «Мальчики» А.П. Чехова? Чем они различаются?

VIII.        Конкурс эрудитов

—        Наш КВН мы закончим красиво. Я буду называть фамилию писателя, а вы — его имя и отчество, а также годы жизни.

  1. Ершов (Петр Николаевич, 1815—1869).
  2. Пушкин (Александр Сергеевич, 1799—1837).
  3. Лермонтов (Михаил Юрьевич, 1814—1841).
  4. Толстой (Лев Николаевич, 1828—1910).
  5. Чехов (Антон Павлович, 1860—1904).

IХ. Подведение итогов игры

Дополнительный материал

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

—        Пусти меня.
Волк сказал:

—        Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

—        Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

—        Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Волк и собака

Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:

  • Скажи, собака, откуда вы корм берете? Собака сказала:
  • Люди нам дают.
  • Верно, вы трудную людям службу служите? Собака сказала:

—        Нет, наша служба не трудная. Дело наше — по ночам двор стеречь.

  • Так только за это вас так кормят? - сказал волк. Это я бы сейчас в вашу службу пошел, а то нам, волкам, трудно корма достать.
  • Что ж, иди, - сказала собака. — Хозяин и тебя так же кормить станет.

Волк был рад и пошел с собакой к людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки на шее шерсть стерта. Он сказал:

  • А это у тебя, собака, отчего?
  • Да так, - сказала собака.
  • Да что так?
  • Да так, от цепи. Днём ведь я на цепи сижу, так вот цепью и стёрло немного шерсть на шее.

—        Ну, так прощай, собака, — сказал волк. — Не пойду к людям жить. Пускай не так жирен буду, да на воле.

Урок 33. И.А. Бунин. «Листопад»

Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас учащихся; развивать речь, память, мышление, воображение.

Ход  урока

I. Организационный момент

II.        Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение стихов НА. Некрасова.

III.        Введение в тему

1        Повторение.

—        Прочитайте имя поэта, чье стихотворение мы будем читать. Что вы можете сказать об авторе Иване Бунине?

2.        Слово учителя.

Бунин Иван Алексеевич родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провел частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне Липецкой области). Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. ее оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата, народовольца Юлия. Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891 г., а через 5 лет напечатал перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901 г.), принес ему в 1903 г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук.

На исходе XIX в. он все чаще выступает с рассказами, поначалу похожими на живописные зарисовки. Постепенно Бунин становится все более заметен и как поэт, и как прозаик.

В январе 1920 г., вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой, писатель из Одессы отплыл в Константинополь. С этих пор Бунин жил во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своем доме евреев, радовался победам советских воск.

Последние годы Бунин провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А.П. Чехове. Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

IV.        Работа над стихотворением «Листопад»

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

—        Что вы представили, когда слушали стихотворение?

2.        Словарно-лексическая работа.

  • Объясните значение слова завороженный — очарованный, околдованный.
  • Подберите синонимы к словам: лиловый (фиолетовый, сиреневый), золотой (желтый, изумительный), багряный (красный).
  • Подберите антонимы к слову замирает (возрождается).
  • Объясните слова поэта: «И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой».
  • Почему слово «Осень» поэт пишет с большой буквы? Чего он достигает необычным изображением осени?

3.        Работа над содержанием стихотворения.

  • Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, что напомнил осенний лес Бунину? Как подчеркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема? А какие эпитеты использует для этого автор?
  • Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины?
  • Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
  • Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово «сегодня»? что хотел сказать Бунин своим читателям?

4.        Выразительное чтение произведения учащимися.

—        Какое настроение передадите при чтении? Почему?

V. Итог урока

—        Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
Домашнее задание: найти и прочитать другие стихи Бунина; подготовить выразительное чтение одного их них, подобрать иллюстрации к нему.

Урок 33 (обобщающий) Развивающий час по разделу «Поэтическая ТЕТРАДЬ»

Цели: обобщить знания детей по данному разделу; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей; формировать умение работать в группах.

Подготовка к уроку. Класс делится на 3 команды. На столах каждой команды лежат сборники стихов поэтов, творчество которых изучали на предыдущих уроках. На доске — иллюстрации, которые дети приносили в качестве выполненного домашнего задания.

Ход урока

I.        Разминка

(Вопросы задаются быстро по очереди каждой команде. За правильный ответ — жетон.)

  1. В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. Кто он? (Ф.И. Тютчев.)
  2. Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство. (Это АЛ. Фет.)
  3. Пушкин сказал о нем: «...оригинален — ибо мыслит». (ЕЛ. Баратынский.)
  4. Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. (А.Н. Плещеев.)
  5. Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (И. С. Никитин)
  6. От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. (НЛ. Некрасов.)
  7. Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А.П. Чехове. (ИЛ. Бунин.)

—        Молодцы! Отправляемся дальше.

II.        Конкурс «Вспомни стихотворение»

—        Вы иллюстрировали стихи к нашим урокам, ваши иллюстрации перед нами, на доске. Предлагаю вспомнить эти замечательные произведения. Приготовьтесь читать
выразительно, показав свою иллюстрацию. (Участвуют по 3 человека от каждой команды.)

III.        Конкурс «Литературные исследователи»

(Учитель готовит 3 задания на карточках. Капитаны вытягивают по одной. Дается время на подготовку.)

1.        Олицетворение — наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.

Задание: найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение. Что помогает оно почувствовать и понять?

2.        Части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью, называются
строфами. Строфа помогает выделить каждую описываемую картинку.

Задание: найдите примеры таких стихотворений.

3. Вспомните, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дайте определение своими словами.

Задание: приведите примеры из стихотворений.

(Ритм — равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении). Рифма — созвучие концов стихотворных строк.)

IV.        Игра «Акростих»

Акростих — это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Напишите по вертикали выбранное слово. Затем каждый играющий пишет по строчке или же свой акростих. Это была любимая игра в России в XIX в.

(Можно предложить каждому ученику попробовать свои силы. Затем в команде выбираются лучшие и зачитываются вслух.)

V.        Подведение итогов

(Подсчитываются жетоны.)

—        Какие еще произведения вы бы включили в раздел «Поэтическая тетрадь»? Объясните свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Проверочная работа по литературному чтению по теме "Чудесный мир классики"

Контрольно-измерительный материал для учащихся 4 класса....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».

Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:•          повторить и изученный материал;•...

Урок литературного чтения по теме : « Чудесный мир классики» 4 класс

Урок литературного чтения Тема: « Чудесный мир классики» 4 класс Цели: обобщить полученные знания по разделу; развивать творческие способности; воспитывать чувство коллективизма, ответственности , ...