Конспект урока по литературному чтению по теме - чудесный мир классики
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению по теме - чудесный мир классики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 26 (обобщающий) КВН по разделу «Чудесный мир классики»
Цели: обобщить полученные знания детей по разделу; развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
- Сегодня мы с вами поиграем в КВН, который будет посвящен «Чудесному миру классики». Для игры разделимся на 2 команды. (Учитель сам выбирает, как поделить класс: можно пополам; можно, вытянув жетоны 2-х цветов; поставить по росту и рассчитаться на «первый»-«второй».)
- Итак, у нас получилось две команды. Для удобства сядем за два больших стола.
II. Приветствие команд
— Вы уже убедились, что мир классики чудесен. Сегодня на нашей игре мы подведем итоги: что дали вам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам поможет дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания. Даю вам 2 минуты, чтобы вы придумали название команды, выбрали капитана.
III. Конкурс «Поэтический»
— Только по одной строчке вам нужно назвать полностью имя автора, название стихотворения. (По очереди — каждой команде.)
1. «И молния грозно тебя обвивала...» («Туча». А.С. Пушкин.)
- «Вскормлен грудью облаков...» («Дары Терека». М.Ю. Лермонтов.)
- «Глядишь в забытые ворота...» («Няне». А.С. Пушкин.)
- «И редкий солнца луч, и первые морозы...» («Унылая пора». А.С. Пушкин.)
IV. Конкурс «Сказочный»
— В этом конкурсе вам нужно будет узнать сказку из изученного раздела по пословице и доказать отрывками из текста. (Пословицы записаны на доске.)
Где счастье плодится, там и зависть родится.
Кто чего сильно хочет, тот того и добьется.
Хотя с нуждою, а добился чести.
Живи добрее, будешь всем милее.
Чем крепче дружба, тем легче служба.
V. Конкурс «Разгадай кроссворд»
— Вам нужно за 5 минут разгадать кроссворд, данный в учебнике на с. 137—138, ответить на последний вопрос к нему. (Ответы: 1. Выкуп. 2. Тридцать. 3. Яблочко. 4. Приказ. 5. Чернавка. 6. Елисей. 7. Черница. 8. Ветер. 9. Стекло. 10. Комар. 11. Чародей. 12. Конюшня. Получилось слово ПРОЗАИЧЕСКАЯ. Проза — нестихотворная литература, в отличие от поэзии.)
— Какие сказки Пушкина вы читали? Объясните, как понимаете слово-отгадку из кроссворда. Какую сказку вы прочитали в данном разделе?
VI. Конкурс «Здравствуй, басня!»
1. Инсценировка басен Л.Н. Толстого. Команда 1 — «Белка и волк». Команда 2 — «Волк и собака». Одни готовят инсценировку, а другие дети отвечают на вопросы:
- В чем необычность басен Толстого?
- Есть ли в них иносказательность?
- Какова мораль басен Толстого?
- Выражена ли она в его произведениях?
- Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор? (Это вопрос 5 на с. 138.)
VII. Конкурс «Узнай произведение»
— Узнайте произведение по опорным словам:
Маленький человек Бизоны
Калифорния Мустанги
Америка «Монтигомо Ястребиный Коготь»
— Ответьте на вопрос: что сближает рассказы «Детство» Л.Н. Толстого и «Мальчики» А.П. Чехова? Чем они различаются?
VIII. Конкурс эрудитов
— Наш КВН мы закончим красиво. Я буду называть фамилию писателя, а вы — его имя и отчество, а также годы жизни.
- Ершов (Петр Николаевич, 1815—1869).
- Пушкин (Александр Сергеевич, 1799—1837).
- Лермонтов (Михаил Юрьевич, 1814—1841).
- Толстой (Лев Николаевич, 1828—1910).
- Чехов (Антон Павлович, 1860—1904).
IХ. Подведение итогов игры
Дополнительный материал
Белка и волк
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня.
Волк сказал:
— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Волк и собака
Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:
- Скажи, собака, откуда вы корм берете? Собака сказала:
- Люди нам дают.
- Верно, вы трудную людям службу служите? Собака сказала:
— Нет, наша служба не трудная. Дело наше — по ночам двор стеречь.
- Так только за это вас так кормят? - сказал волк. Это я бы сейчас в вашу службу пошел, а то нам, волкам, трудно корма достать.
- Что ж, иди, - сказала собака. — Хозяин и тебя так же кормить станет.
Волк был рад и пошел с собакой к людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки на шее шерсть стерта. Он сказал:
- А это у тебя, собака, отчего?
- Да так, - сказала собака.
- Да что так?
- Да так, от цепи. Днём ведь я на цепи сижу, так вот цепью и стёрло немного шерсть на шее.
— Ну, так прощай, собака, — сказал волк. — Не пойду к людям жить. Пускай не так жирен буду, да на воле.
Урок 33. И.А. Бунин. «Листопад»
Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас учащихся; развивать речь, память, мышление, воображение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Выразительное чтение стихов НА. Некрасова.
III. Введение в тему
1 Повторение.
— Прочитайте имя поэта, чье стихотворение мы будем читать. Что вы можете сказать об авторе Иване Бунине?
2. Слово учителя.
Бунин Иван Алексеевич родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провел частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне Липецкой области). Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. ее оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата, народовольца Юлия. Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891 г., а через 5 лет напечатал перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901 г.), принес ему в 1903 г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук.
На исходе XIX в. он все чаще выступает с рассказами, поначалу похожими на живописные зарисовки. Постепенно Бунин становится все более заметен и как поэт, и как прозаик.
В январе 1920 г., вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой, писатель из Одессы отплыл в Константинополь. С этих пор Бунин жил во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.
В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своем доме евреев, радовался победам советских воск.
Последние годы Бунин провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А.П. Чехове. Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
IV. Работа над стихотворением «Листопад»
1. Выразительное чтение стихотворения учителем.
— Что вы представили, когда слушали стихотворение?
2. Словарно-лексическая работа.
- Объясните значение слова завороженный — очарованный, околдованный.
- Подберите синонимы к словам: лиловый (фиолетовый, сиреневый), золотой (желтый, изумительный), багряный (красный).
- Подберите антонимы к слову замирает (возрождается).
- Объясните слова поэта: «И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой».
- Почему слово «Осень» поэт пишет с большой буквы? Чего он достигает необычным изображением осени?
3. Работа над содержанием стихотворения.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, что напомнил осенний лес Бунину? Как подчеркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема? А какие эпитеты использует для этого автор?
- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины?
- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово «сегодня»? что хотел сказать Бунин своим читателям?
4. Выразительное чтение произведения учащимися.
— Какое настроение передадите при чтении? Почему?
V. Итог урока
— Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
Домашнее задание: найти и прочитать другие стихи Бунина; подготовить выразительное чтение одного их них, подобрать иллюстрации к нему.
Урок 33 (обобщающий) Развивающий час по разделу «Поэтическая ТЕТРАДЬ»
Цели: обобщить знания детей по данному разделу; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей; формировать умение работать в группах.
Подготовка к уроку. Класс делится на 3 команды. На столах каждой команды лежат сборники стихов поэтов, творчество которых изучали на предыдущих уроках. На доске — иллюстрации, которые дети приносили в качестве выполненного домашнего задания.
Ход урока
I. Разминка
(Вопросы задаются быстро по очереди каждой команде. За правильный ответ — жетон.)
- В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. Кто он? (Ф.И. Тютчев.)
- Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое доходное хозяйство. (Это АЛ. Фет.)
- Пушкин сказал о нем: «...оригинален — ибо мыслит». (ЕЛ. Баратынский.)
- Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. (А.Н. Плещеев.)
- Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (И. С. Никитин)
- От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. (НЛ. Некрасов.)
- Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А.П. Чехове. (ИЛ. Бунин.)
— Молодцы! Отправляемся дальше.
II. Конкурс «Вспомни стихотворение»
— Вы иллюстрировали стихи к нашим урокам, ваши иллюстрации перед нами, на доске. Предлагаю вспомнить эти замечательные произведения. Приготовьтесь читать
выразительно, показав свою иллюстрацию. (Участвуют по 3 человека от каждой команды.)
III. Конкурс «Литературные исследователи»
(Учитель готовит 3 задания на карточках. Капитаны вытягивают по одной. Дается время на подготовку.)
1. Олицетворение — наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.
Задание: найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение. Что помогает оно почувствовать и понять?
2. Части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью, называются
строфами. Строфа помогает выделить каждую описываемую картинку.
Задание: найдите примеры таких стихотворений.
3. Вспомните, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дайте определение своими словами.
Задание: приведите примеры из стихотворений.
(Ритм — равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении). Рифма — созвучие концов стихотворных строк.)
IV. Игра «Акростих»
Акростих — это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Напишите по вертикали выбранное слово. Затем каждый играющий пишет по строчке или же свой акростих. Это была любимая игра в России в XIX в.
(Можно предложить каждому ученику попробовать свои силы. Затем в команде выбираются лучшие и зачитываются вслух.)
V. Подведение итогов
(Подсчитываются жетоны.)
— Какие еще произведения вы бы включили в раздел «Поэтическая тетрадь»? Объясните свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Проверочная работа по литературному чтению по теме "Чудесный мир классики"
Контрольно-измерительный материал для учащихся 4 класса....
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...
Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».
Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:• повторить и изученный материал;•...
Урок литературного чтения по теме : « Чудесный мир классики» 4 класс
Урок литературного чтения Тема: « Чудесный мир классики» 4 класс Цели: обобщить полученные знания по разделу; развивать творческие способности; воспитывать чувство коллективизма, ответственности , ...