Занятие кружка «Чтение с увлечением» Тема: Саамская сказка «Волшебный котёл»
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Березина Ирина Евгеньевна

С незапамятных времён рассказывали: где-то на севере Европы есть таинственная Лапландия-страна холода и мрака. Люди там ходят в звериных шкурах, без промаху стреляют из лука и умеют колдовать - по желанию даже летом могут вызвать снежную бурю. Бывает, рассказывали ещё старые мореплаватели, что небо там загорается, и прокатываются по нему волны зелёного и малинового огня.  Что здесь, правда?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saamskaya_skazka.docx23.91 КБ
Office presentation icon 1.ppt1.99 МБ
Office presentation icon 2.ppt2.7 МБ
Office presentation icon 3.ppt2.04 МБ
Office presentation icon 4.ppt2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка «Чтение с увлечением»

Тема: Саамская сказка «Волшебный котёл»

Цели: продолжить знакомство с саамской сказкой.

Задачи:

  • учить анализировать произведение;
  • развивать внимание, речь;
  • воспитывать интерес к устному народному творчеству коренных жителей севера, уважение к их обычаям.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран.

Материалы для занятия:

  • словарь саамских слов;
  • записи саамских мелодий
  • сборник саамских сказок «Семилетний стрелок из лука», – Мурманское книжное издательство, 1990 г.;
  • презентация.

Технологии:

•        Сотрудничества;

•        ИКТ (презентация, использование Интернет-ресурсов).

Ход занятия:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

 (Слайд 1)

-  Сегодня мы совершим удивительное путешествие в мир сказок.

(Слайд 2)

Предметы волшебные в сказках бывают,

Героев желанья они исполняют.

А, ну-ка, попробуй и ты, мой дружок,

Волшебных предметов набрать кузовок.

Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!

Ты, дружок, её узнай-ка:

Стоит только расстелить –

Всех сумеет накормить,

Много всяких будет блюд,

Как стряпуху ту зовут?

                                (Скатерть – самобранка)

Много вёрст впереди,

Как бы их быстрей пройти?

Ты попробуй их обуть –

Одолеешь мигом путь.

                                (Сапоги – скороходы)

Её нигде не купишь

И даже не сошьёшь,

На голову наденешь,

Невидимым идёшь!

Ну, где же взять такую

На добрые дела,

И чтобы по размеру

И цвету подошла?!

                             (Шапка-невидимка)

Скажите нужные слова,

Взмахнув предметом тем едва,

И получайте результат…

Предмет тот можете назвать?

                             (Волшебная палочка)

(Слайд 3)

- А наше путешествие мы совершим на ковре-самолёте и отправимся в далёкую страну Лапландию.

- Кто живёт в этой стране? (Саамы)

- Что вы о них знаете? (Саамы – коренные жители кольского полуострова. Занимались оленеводством.)

С незапамятных времён рассказывали: где-то на севере Европы есть таинственная Лапландия-страна холода и мрака. Люди там ходят в звериных шкурах, без промаху стреляют из лука и умеют колдовать - по желанию даже летом могут вызвать снежную бурю. Бывает, рассказывали ещё старые мореплаватели, что небо там загорается, и прокатываются по нему волны зелёного и малинового огня.  Что здесь, правда?

А почти всё! Действительно на территории нынешних стран России, Финляндии, Швеции, Норвегии - издавна живут охотники и рыболовы- саамы (Слайд 4-5). Они меткие стрелки, обувь и одежду шили и сейчас шьют из шкур оленя. Что до снежных бурь летом, то они и сейчас случаются - безо всякого колдовства: север, он и есть север. А чудо природы - полярное сияние, вы и сами видели (Слайд 6).

(Слайд7)

«Без прошлого нет будущего» – гласит народная пословица.

«Ты мира не узнаешь, не зная края своего», – писал Максим Горький.

- Любовь к родному краю, знание его истории – это основа духовной культуры всей страны.

 - Саамский народ талантлив, богат своим прошлым, бережно относится к традициям своего народа. У него есть своя музыка, песни, танцы, игры и, конечно же, сказки.

-  Какую саамскую сказку мы уже читали? («Чахкли»)

-  Кто такие чахкли?

-  Сказки возникли много тысяч лет назад, когда саами жили, в основном, за счет рыбной ловли и охоты. Слагали сказки только о знакомых животных и тех, на которых охотились.

В саамских сказках почти всё, правда. Если прочитать саамскую сказку, а потом побродить по здешним местам, то они покажутся на удивление знакомыми. Потому что, как только увидишь покрасивее сопку или посильнее падун на реке (водопад), или озеро какое-нибудь необыкновенное - сам обязательно про это сказку сложишь.

- Сегодня мы познакомимся с саамской сказкой, в которой есть волшебный предмет, исполняющий желания героев.

(Слайд 8)

- Определите название сказки, исключив повторяющиеся буквы:

             щявкоалгшгяаекбщнмфымйф          шакмоабтмёшлб

(«Волшебный котёл»)

(Слайд 9)

- О каком волшебном предмете пойдет речь в сказке?

IV. Первичное восприятие

1. До чтения.

Словарная работа.

(Слайд 10)

- В сказке вам встретятся следующие слова. Прочитайте их. Знакомы ли вам какие-либо слова? Что они означают?

Вежа        погост          Тундра        варака        тупа

- У вас на партах листки со значениями данных слов. Прочитайте.

(Слайд 11)

Вежа – древнее саамское жилище.

Погост – саамское поселение.

Тундра  плоскогорье, покрытое скудной растительностью.

Варака – невысокая горушка, заросшая густым лесом.

Тупа – жилище из брёвен с плоской крышей.

- Зная название сказки и слова, которые встретятся в ней, предположите, о чём пойдет речь?

2. Чтение сказки учителем или подготовленными учениками.

(Слайд 12)

-  Эта сказка, включена в сборник саамских сказок «Семилетний стрелок из лука». Откройте 48 страницу.

- Послушайте сказку и докажите, почему данное произведение можно отнести к жанру «волшебные сказки»? (Волшебные герои, волшебные события, народная мудрость, зачин.)

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Где происходили события?

- Какой отрывок сказки вам показался смешным?

- Что нового узнали о саамах?

Физминутка (гимнастика для глаз)

Встаньте, крепко зажмурьте глаза на 5 секунд, поднимите руки вверх, разведите в стороны, вперед, откройте глаза.

Руки на пояс, правую ногу согните и приставьте к колену. Не поворачивая головы, посмотрите влево-вправо (повторить несколько раз).

Поменяйте ногу.

Руки вперед. Приседаем 5 раз. Садимся.

V. Чтение и анализ произведения

1. Чтение 1-2 абзаца про себя.

    - Почему в саамской семье котёл являлся большой ценностью?

    - Что больше всего любил котёл? (В чистоте держали, бока не мяли, палками не били.)

2. Чтение цепочкой до слов «Вышел старик из вежи и пошел к котлу».

    - Что вы узнали о героях сказки?

    - О каких саамских обычаях рассказывается в сказке?

    - О чём переживали старики?

3. Чтение до слов «Ушёл старик, а котел встряхнулся, встал на правое ушко…»

    - Что вы узнали о котле? (Старик ходил к нему за советом.)

    - О чем попросил старик?

    - Какого слова не слыхивал старик в тундре? (Скучно.)

    - Как объяснил котёл поведение дочери?

4. Чтение сказки до конца.

    - Какие волшебные события произошли в сказке?

    - Почему молодые люди испугались нового места? (Были морскими жителями, не представляли свою жизнь без моря, главным занятием являлось рыболовство.)

    - Расскажите, что котёл сделал, чтобы все жили в мире и согласии?

5. Найдите предложения, в которых выражена главная мысль сказки.

(Вот что простой котёл натворить может. Если, конечно, с ним ласково обойтись.)

- Докажите, что котёл – волшебный предмет. (Разговаривает, двигается, помогает героям.)

6. Работа с пословицами

(Слайд 13)

- Прочитай те пословицы. Выберите ту, которая подходит к содержанию сказки. Обоснуй свой выбор.

Всякому мила своя сторона                                

Скучен день до вечера коли делать нечего                

Где любовь там и согласие                                    

VII. Итог урока

- С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?

- Чему учит эта сказка?

- В чём её мудрость?

- Для чего мы знакомимся с саамскими сказками?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в мир сказок

Слайд 2

Предметы волшебные в сказках бывают, Героев желанья они исполняют… А, ну-ка, попробуй и ты, мой дружок, Волшебных предметов набрать кузовок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Географическое положение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Саамы (саами) – коренные жители Кольского полуострова. Старое русское название саамов – лопари, лапландцы, древнерусское летописное – лопь.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Без прошлого нет будущего» (Народная пословица) «Ты мира не узнаешь, не зная края своего» (Максим Горький)

Слайд 3

щявкоалгшгяаекбщнмфымйф шакмоабтмёшлб щя в к о а л г ш гяа е к б щ н мф ы м й ф ша к м о аб т м ё ш л б волшебный котёл

Слайд 4

"ВОЛШЕБНЫЙ КОТЁЛ" саамская сказка

Слайд 5

Словарь саамских слов ВЕЖА ПОГОСТ ТУНДРА ВАРАКА ТУПА

Слайд 6

Словарь саамских слов Вежа – древнее саамское жилище. Погост – саамское поселение. Тундра – плоскогорье, покрытое скудной растительностью. Варака – невысокая горушка, заросшая густым лесом. Тупа – жилище из брёвен с плоской крышей.

Слайд 8

Всякому мила своя сторона. Скучен день до вечера коли делать нечего. Где любовь там и согласие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование кружка "Чтение с увлечением"

Кружок «Чтение с увлечением» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “ Чтение с увлечением “. Тема занятия: “ Урок – спектакль по сказке Г.Х Андерсен “ Снежная королева “.

Цели и задачи внеурочного учебного занятия:формирование интереса к чтению и развития  навыков  чтения;обогатить представления четвероклассников о литературной сказке; познакомить...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива". Тема: Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки

Конспект урока по литературному чтениюТема: Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки Цели деятельности учителя: создать условия формирования для создания конца...

План-конспект открытого занятия кружка «Мир логики» по теме: " Графический редактор «ПервоЛого». Учимся использовать его инструменты и палитру. Сохранение страницы альбома. Иллюстрация к сказке «Колобок».

План-конспект открытого занятия по "ПервоЛого" , проведенного на городском семинаре «Системный подход  в работе с различными категориями учащихся через внедрение информационн...

Занятие кружка "Учение с увлечением"

Занятие кружка по русскому языку "Учение с увлечением" . 2 класс....