Урок литературного чтения в 1 классе (период обучения грамоте). Тема: Чтение слогов и слов с буквой Щ. Введение правила ща- щу.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе в период обучения грамоте. (Закрепление чтения слов с буквой Щ, введение правила ЩА-ЩУ), презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  литературного  чтения в 1 классе (период обучения грамоте).

Тема: Чтение слогов и слов с буквой Щ. Введение правила ща- щу.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: чтение слогов, слов и предложений с изученной буквой.

Метапредметные: регулятивные – формирование умений выполнять учебные действия в устной и письменной речи; познавательные – анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные – воспринимать мнение и позицию одноклассников.

Ход урока

 урока

Время, мин

Содержание работы

Примечания

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала. Постановка проблемной ситуации.

4. Закрепление изученного материала

5.Физкультминутка

6.Работа со скороговоркой и пословицей

7. Чтение стихотворения.

8.Рефлексия

2-3

5

10

7

2-3

5

7

1-2

- Доброе утро! Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку чтения. Тихонечко сядьте. Начнём урок.

- Сегодня мы будем читать слова и предложения с буквой  Щ. Повторим, какие буквы вы уже знаете:

- Какие гласные выполняют две работы: обозначают гласный звук и смягчают предшествующий согласный?

- Теперь будьте внимательны, я буду указывать на согласный, а вы называете мне твердый и мягкий звуки, которые обозначает эта буква.

- Видите, буква Щ обозначает только мягкий звук

- Ой, ребята! К нам в класс пришло письмо.

-Кто у нас хорошо читает?

-Ребята, нам надо

Отгадать загадку : Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.

-Почему вы решили, что это щука?

-Давайте запишем это слово в своих тетрадях. А какую же букву нам надо записать после Щ?

- Как  вы думаете, если буква Щ обозначает всегда мягкий согласный, нужно ли гласной букве «указывать» на мягкость звука? Тогда какую букву мы должны написать? Конечно у!

- Ребята, а как называется щука ласково?  Запишем и это слово ,с какой буквой после Щ? Объясним , почему?

 - А теперь скажите, как называют детёнышей  щуки? (Щурята) Запишем и это слово в тетрадях.

- Найдите слово, в котором три слога. Как вы определили?

- Ребята, прочитаем слова на слайде (роща, чаща, гуща).

- Как вы думаете, что означает слово «роща» (небольшой  лиственный лес; роща всегда светлая, там приятно гулять).

-Какая буква пишется  после буквы Щ? Почему а? ( Звук щ всегда мягкий и показывать его мягкость гласной букве не надо).

- Что же такое «чаща» ? ( Густой лес, заросли; там редко бывает солнце, темно и страшно)

- Как мы запишем это слово в тетрадях?

- Прочитаем последнее слово «гуща». Что оно обозначает? ( что-то густое : густой осадок, густая каша, густой лес)

- С какой гласной буквой после щ мы напишем это слово? Почему.

 Эй, кузнец, молодец!

Захворал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

- Отчего ж не подковать?

- Вот гвоздь, вот подкова –

Раз, два и готово!

- Ой, ребята, в конверте ещё есть задание:

Вставьте гласные в скороговорку.

Давайте прочитаем скороговорку:

Волки рыщут, пищу ищут.

- Что значит «рыщут»? (бегают, во всюда смотрят в поисках добычи)

- Какую букву мы вставим? Почему?

- Ребята, раз это скороговорка, её надо прочитать. Давайте прочитаем в полголоса. Теперь в полный голос. Теперь скажем быстрее.

- Кто сможет быстро прочитать скороговорку? – Есть тут ещё и поговорка. Ребята, а вы знаете, чем поговорка отличается от скороговорки? (Скороговорка означает «скоро говорить»,  а поговорка  нас чему-то учит).

-Прочитаем поговорку и вставим пропущенную букву : Сам погибай, а товарища выручай.

-Какую букву вставим? Почему?

-Чему учит нас эта поговорка? Как выдумаете? ( Другом надо дорожить и надо приходить ему на помощь, даже если самому приходится нелегко. В трудную минуту нельзя думать о себе, а подумать о друге).

-Давайте запишем пословицу в тетради.

- Ребята, сколько в пословице предложений? Как узнали?

- А сколько слов в этом предложении?

- Какое самое маленькое слово?

-Какое слово пишем с большой буквы? Почему?

- И в скороговорке и в пословице на какое правило были слова ?

- Давайте скажем правило хором : ща пишу с а, щу пишу с у.

- Ребята, я вам приготовила очень интересное стихотворение. Давайте его прочитаем.

- О ком говорится в стихотворении?

- Какой был щенок ?  (глупенький)

- Кто ему помог научиться лакать молоко?

-Прочитайте стихотворение в полголоса.

-Сколько здесь предложений?

- Прочитаем первое предложение. Каким вы представили щенка?

-Прочитайте второе предложение. Кто такой «Я» ? (хозяин- мальчик).

- Какой сообразительный мальчик. Он позвал на помощь кошку.

- Как вы понимаете «хорошо прошёл урок»? (Значит котёнок научил щенка).

Видите, какое доброе стихотворение.  Давайте его выучим.

Сегодня я узнал (-а)…, потому что… .

Я научился (-лась)…, потому что … .

Мне было интересно…, потому что… .

Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому что… .

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение

Ответы детей

Указываю буквы К, Б, Г, П.

Показываю Щ

Читает обучающийся.

Слайд в презентации.

Варианты ответов детей

По одному ученику на запись слова на доске.

Записывают слова  в тетрадь.

Ответы детей.

( учащиеся объясняют написание гласной а и после ч и после щ)

Хором читают скороговорку.

Ответы детей.

Один ученик работает у доски.

Чтение стихотворения на слайде.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАГАДКА Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает.

Слайд 2

ЩУКА ЩУЧКА ЩУРЯТА

Слайд 3

Объясни слова Роща Чаща Гуща

Слайд 4

Физкультминутка - Эй, кузнец, молодец! Захромал мой жеребец. Ты подкуй его опять! Отчего ж не подковать? Вот гвоздь, вот подкова- Раз, два и готово!

Слайд 5

Волки рыщ_т, пищ_ ищ_т. СКОРОГОВОРКА

Слайд 6

Сам погибай, а товарищ_ выручай. ПОГОВОРКА

Слайд 7

Чуть побольше рукавички Подарили мне щенка, Он пока что с непривычки Не лакает молока. Я позвал на помощь кошку, Я придвинул ближе плошку. Хорошо прошёл урок. Лижет плошку мой щенок . Алексей Шлыгин ЩЕНОК

Слайд 8

Сегодня я узнал (-а)…, потому что… . Я научился (- лась )…, потому что … . Мне было интересно…, потому что… . Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому что… . ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ

Слайд 9

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по обучению грамоте. Тема: чтение слогов и слов с буквой Ш.

Закрепить у обучающихся знание о сочетании Ши в словах ; совершенствовать навык чтения; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; воспитывать уважение к старшим. Развитие речевого аппар...

Открытый урок по обучению грамоте.Тема: Чтение слогов и слов с буквой Ш.

Цель: Закреить у обучающихся знания о сочетании Ши; совершенствовать навык чтения; развивать фонематический слух, речь, мышление , внимание; воспитывать уважение к старшим....

Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема урока: Звуки [н], [н,] и буквы Н, н.

Урок составлен к учебнику Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука»  УМК «Перспектива»...

Урок чтения в 1 классе (период обучения грамоте) Тема: «Звук [ш]. Согласная согласная буква Ш»

Цель:Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;Совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; работы с ...

Урок - сказка по литературному чтению (обучение грамоте)Тема « Чтение слогов и слов с буквой Х».

Тип урока:  совершенствование знаний, умений и навыков.Оборудование: «Азбука» В.Г. Горецкого и др. (с.42 часть 2), компьютер, проекционный экран, рисунок Царя Каравая и девочки Гали; серия рисунк...

Урок обучения грамоте. Тема "Чтение слогов и слов с буквами Шш. Л. Толстой "Стал дед стар..." "

Урок проведен в рамках семинара по духовно-нравственному воспитанию. Основная задача урока:воспитание  нравственных ценностей на примере уважительного отношения к взрослым. p.p1 {margin: 0.0px...