Разработка урока по литературному чтению 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Разработка  урока по литературному чтению 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Обобщение по разделу «Из детских журналов»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: помочь учащимся повторить и обобщить материал раздела; развивать у детей навыки работы в группе, внимание и творческие способности (с помощью игр со словами).

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме, отвечать на вопросы учителя.

Оборудование: призы для победителей конкурсов; выставка творческих работ учащихся; выставка портретов и книг авторов, изучаемых в данном разделе; карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока

Сегодня мы поиграем со словами. Это любили делать поэты, с творчеством которых мы знакомились на последних уроках. Мы повторим и обобщим то, что изучали.

III. Работа по теме урока

1. Обобщающая беседа

- Что такое ОБЭРИУ?

— Представьте, что кто-то говорит: «В эту группу входили А. Барто, Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский, Н. Носов, С. Маршак, Ю. Владимиров». Это верное утверждение?

- Какие и чьи произведения в этом разделе вы выучили наизусть?

- Что такое «Чиж» и «Еж»?

— Какими языками владел А. Введенский?

— Для чего он их использовал? (Он переводил сказки Ш. Перро и братьев Гримм.)

— Откройте учебник на с. 186 и ответьте на вопросы 2—4.

2. Конкурс «Рифма»

Класс делится на две команды. По очереди команды задают рифмы друг другу, используя прием чистоговорок (ко-ко-ко-ко, ра-ра-ра-ра). Учитель держит наготове карточки со слогами, чтобы помочь детям в случае затруднения. Стихотворные строки учитель записывает на доске. Победит та команда, у которой стихи получатся быстрее и смешнее.

3. Игра «Отгадайте слово»

- Назовите быстро слово, к которому подходят все определения.

• Круглое, красное, спелое. (Яблоко.)

• Круглая, желтая, спелая. (Дыня.)

• Круглый, легкий, воздушный. (Шар.)

• Круглое, золотое, жаркое. (Солнце.)

• Жаркое, урожайное, дождливое. (Лето.)

• Дождливый, серый, хмурый. (Вечер.)

• Холодная, морозная, снежная. (Зима.)

• Белый, холодный, растаявший. (Снег.)

• Белый, пушистый, ушастый. (Заяц.)

• Белый, пушистый, вязаный. (Шарф.)

4. Игра «Найдите слово»

Обе команды ищут слова внутри слов. Можно использовать буквы двух слов сразу и в любом порядке. Когда слова найдены, команды поочередно называют их по одному. Победит та команда, которая последней назовет слово.

Детей необходимо учить играть в эту игру, используя определенную систему. Например, сначала называть все слова на букву А, потом на Б и т. д.

ТАРАБАРСКИЙ МАРШ. (Ответ. Ар, арба, араб, бар, баба, банщик, бак, башка, барак, брат, банка, барс, брак, икра, ишак, карта, краб, кий, май, мир, март, маска, мастак, марка, мишка, матрас, рама, раб, рак, риск, рис, шарм, шар, шик, Шарме, Маршак.)

IV. Физкультминутка

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять читать начнем.

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровнее!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильнее!

V. Продолжение работы по теме урока

1. Игра «Доскажите слово»

Знайте, не бывает лодки без реки,

Праздника — без песни, хлеба — без... (муки).

Дождика — без тучи, розы — без шипов,

Сказок — без начала, леса — без... (грибов).

Знайте, не бывает моря без волны,

Шутки — без улыбки, марта — без... (весны).

Летчиков — без неба, армий — без полков.

Школ — без переменок, драк — без... (синяков).

Знайте, не бывает дружбы без друзей,

Лестниц — без... (ступенек), дома — без... (дверей),

Утра — без рассвета, дыма — без... (огня).

В общем, продолжайте дальше без меня.

М. Пляцковский

2. Чтение стихотворения

— В учебнике на с. 184—185 прочитайте стихотворение Д. Хармса «Веселый старичок».

3. Работа с пословицами

— Откройте с. 186 и выполните задание 6.

4. Тест

Вариант 1

1. Какой из этих журналов не является детским?

а) «Еж»;                   в) «Колобок»;

б) «Чиж»;                 г) «Здоровье».    +

2. Как расшифровывается название журнала «Еж»?

а) «Ежедневный журнал»;

б) «Ежемесячный журнал»;   +

в) «Единственный журнал»;

г) «Единый журнал».

3. Какое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак написали вместе?

а) «Веселые чижи»;    +     в) «Что это было?»;

б) «Игра»;                           г) «Веселый старичок».

4. Кто автор стихотворения «Ученый Петя»?

а) Д. Хармс;                в) А. Введенский;    +

б) С. Маршак;             г) Ю. Владимиров.

5. Найдите правильное значение слова «кочережка».

а) кочерыжка;                          в) кочерга;   +

б) кочка (маленькая);              г) загнутая палка.

6. Настоящее имя Д. Хармса:

а) Даниил Ювачев;   +        в) Дмитрий Ювачев;

б) Даниил Хармс;                г) Дмитрий Хармс.

7. Выберите фамилию поэта, автора стихотворений «Иван Иваныч Самовар», «Очень-очень вкусный пирог», «Веселые чижи».

а) С. Маршак;               в) С. Михалков;

б) Д. Хармс;   +             г) Б. Заходер.

8. Закончите пословицу «Дерево смотри в плодах, а...».

а) человека — в учебе;

б) человека — в богатстве;

в) человека — в красоте;

г) человека — в делах.    +

Вариант 2

1. Какой из этих журналов не издавался?

а) «Еж»;                        в) «Курочка Ряба»;   +

б) «Мурзилка»;            г) «Веселые картинки».

2. Как расшифровывается название журнала «Чиж»?

а) «Чрезвычайно интересная жизнь»;

б) «Честный интересный журнал»;

в) «Честный искренний журнал»;

г) «Чрезвычайно интересный журнал».    +

3. Какое стихотворение написали Н. Гернет и Д. Хармс вместе?

а) «Очень-очень вкусный пирог»;     +

б) «Веселые чижи»;

в) «Игра»;

г) «Что это было?».

4. Кто автор стихотворения «Чудаки»?

а) Д. Хармс;                     в) Ю. Владимиров;   +

б) А. Введенский;            г) С. Маршак.

5. Найдите правильное значение слова «таратайка».

а) двухколесная повозка;    +

б) трехколесная повозка;

в) четырехколесная телега;

г) деревянные сани.

6. Д. Хармс подписывался и другими псевдонимами. Прочитайте, найдите лишнее.

а) Даниил Ювачев;     +

б) Иван Торопышкин;

в) писатель Колпаков;

г) Карл Иванович Шустерлинг.

7. Назовите автора стихотворения из книги «Детки в клетке».

Взгляни на маленьких совят —

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят,

Когда едят,

Они не спят.

а) С. Маршак;  +         в) Д. Хармс;

б) Б. Заходер;             г) Ю. Владимиров.

8. Закончите пословицу: «Учение — путь...».

а) к значению;             в) к профессии;

б) к умению;   +           г) к воспитанию.

VI. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VII. Подведение итогов урока

— Понравилось ли вам играть со словами?

— Выберите ответ, который наиболее соответствует вашему мнению.

• Это развлекает.

• Это интересно.

• Это не очень интересно.

• Это не интересно, но полезно.

• Это интересно и полезно.

• Это весело.

— А теперь — награждение победителей конкурсов и игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме:  «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....