Технология продуктивного чтения в начальной школе
статья по чтению

В статье говориться о  технологии продуктивного чтения в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Продуктивное чтение на уроках литературного чтения

в начальной школе

Продуктивное чтение – это умение вычитывать все виды текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) концептуальной (основная идея текста, его главный смысл) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»).

Цель современной системы образования – вырастить функционально грамотную личность, которая способна самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми.

Для этого ребенку изначально нужно дать возможность стать активным участником процесса обучения в целом и процесса чтения в частности, так как умение читать является не только предметным, но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребенка по другим предметам. Мало и плохо читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, что называется, захлебываться в потоке информации. В то же время учащиеся начальной школы находятся в том возрасте, когда у них можно выработать оптимальную скорость чтения, тягу к чтению художественной, учебной, познавательной литературы.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.

2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.

3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.

4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Сформировать сознательного читателя-ребенка – совсем непростая задача, стоящая перед начальной школой. Но прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. А этому в первую очередь способствует технология продуктивного чтения, которая приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.  

Технология универсальна, может применяться на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, истории и даже иностранном языке.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
  • Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
  • Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  • Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.    

Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

I этап. Работа с текстом до чтения – (приём АНТИЦИПАЦИЯ - предвосхищение чтения, создание мотива для чтения.)

Виды антиципации: прогнозирование содержания текста:

  • По высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста
  • Прогнозирование по фамилии автора, по названию произведения
  • Прогнозирование по начальным фразам абзацев позволяет определять характер заключённой в них информации, в определённой степени восстановить текст, из которого они взяты.
  • Прогнозирование по иллюстрации.
  • Прогнозирование по пословицам и поговоркам.
  • Прогнозирование по ключевым словам.
  • Прогнозирование по выборочному чтению.
  • Прогнозирование по эпиграфу к уроку.
  • Прогнозирование по первым строчкам абзацев. (Методика английского педагога Хамблина)
  • По высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста

Использование приема антиципации на различных этапах работы с текстом может быть реализовано следующим образом.

II этап. Работа с текстом во время чтения  - изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста

  • Ищем скрытые вопросы
  • Задаём их автору
  • Сами прогнозируем ответы
  • Сверяемся по ходу чтения с нашими предположениями.
  • Включать воображение
  • Чем это можно объяснить?
  • Что из этого следует?
  • Что сейчас случится?
  • Почему именно так…?
  • Для чего…?

Задавая вопросы по ходу чтения, учитель вовлекает детей в процесс «вчитывания» в текст, учит вниманию к слову, показывает, что из себя представляет «диалог с автором» (постановка вопросов к тексту по ходу чтения и поиск ответов на них в тексте же).

      Во время чтения можно применять приемы прерывания чтения обучающихся: 

  • рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;
  • «включение» воображения детей, например, такими словами: «Представьте себе…», «Увидели?..», «Представили?..»;
  • формулировка максимально «свернутого», «сжатого» вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: «Догадались, почему?».

Памятка  Во время чтения

Прочитай текст, ведя диалог с автором с помощью знаков подсказок:

  • В – найди, задай вопрос автору текста;
  • О – спрогнозируй ответ;
  • П – проверь себя по тексту.

III этап. Работа с текстом после чтения рефлексивное чтение

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Учитель выбирает творческие задания на третьем этапе работы с текстом, учитывая:

  • художественные задачи текста (например, многие рассказы К.Г.Паустовского, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, В.П.Астафьева помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что уместно выбрать творческое задание, связанное со сферой воображения: иллюстрирование, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование и др.);
  • особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка (например, к рассказам К.Г.Паустовского можно дать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование);
  • учебные задачи (например, если учитель ставит целью развитие устной речи, следует выбрать соответствующие задания).

 

Виды упражнений, применяемые после чтения:

  • Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.
  • Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… . Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.
  • Выразите своё отношение к прочитанному.
  • Прокомментируйте часть текста, которая показалась вам  наиболее интересной.
  • Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.
  • Выразите своѐ отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов.

Достоинства технологии продуктивного чтения:

  • применима самостоятельно вне урока
  • возрастосообразна и доступна
  •  ориентирована на развитие личности читателя
  • развивает умение прогнозировать результаты чтения
  • способствует достижению понимания на уровне смысла

Универсальные учебные действия обучающихся, формированию которых способствует продуктивное  чтение:

  • коммуникативные – дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника;
  • познавательные – обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;
  • личностные – анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения;
  • регулятивные – школьники приобретают навыки работы по плану (алгоритму).

 Методика предлагает учителю богатый выбор заданий, связанных со сферой осмысления содержания: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и др.

Реакция на художественную форму у большинства детей-читателей, как правило, отсутствует. Поэтому перечень заданий ограничен: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком, художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с его художественной основой (например, авторская сказка – народная сказка).

В заключение могу с уверенностью сказать: технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС:

  • предметные результаты: знание писателей и их произведений, способность понимать текст, умение самостоятельно выбирать книги, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.
  • метапредметные результаты: развитие общеучебных умений   (универсальных учебных действий)
    - а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т.д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов;
    б) организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д.,
    в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности);
    г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).
  • личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности.

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.

Считаю владение технологией продуктивного чтения залогом успешного обучения не только в начальной школе, но и в среднем звене и в старших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология Продуктивного чтения в начальной школе

Технология Продуктивного чтения в начальной школе...

Технология продуктивного чтения в начальных классах.

Актуальность темы связана с тем, что в России наблюдается снижение уровня читательской культуры, развиваются процесы "кризиса чтения". Продуктивное чтение - целенаправленно организованнй пои...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОДУКТИВНОГО  ЧТЕНИЯ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - образование на протяжение всей жизни; - основа успешности для обучения   в школе; - средство самореализации и активног...

Выступление на тему " технология продуктивного чтения в начальных классах"

Выступление на тему " Технология продуктивного чтения в начальной школе"...

Технология продуктивного чтения в начальной школе

В начальной школе необходимо заложить основы грамотного, продуктивного чтения, развить интерес к чтению, формитровать чтение как межпредметное умение....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Технология продуктивного чтения в начальной школе, как средство реализации требований в ФГОС НОО на примере урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

Данная разработка включает в себя краткое теоретическое изложение материала по теме «Технология продуктивного чтения» и развернутую технологическую карту урока литературного чтения в 4 кла...