Выступление на тему " технология продуктивного чтения в начальных классах"
учебно-методический материал (4 класс)

Пастушенко Татьяна Николаевна
Выступление на тему " Технология продуктивного чтения в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazhdyy_uchitel_mechtae1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Выступление на тему

"  Технология продуктивного  чтения  "

Вступление.

  • Реальность современной жизни требует от человека умения ориентироваться в большом потоке информации, умение ее интерпретировать и использовать в жизни.  
  • Актуальность выбранной темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России развиваются процессы «кризиса чтения». Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.
  • Задача школы состоит в том, чтобы воспитать грамотного, компетентного  человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления»

  • Отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте. Интерес к систематическому  чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

  • Я работаю по УМК " школа 2100" более 5 лет.  В ОС " Школа 2100" существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Авторами учебников по литературному чтению и авторами методических рекомендаций по данному предмету являются супруги Бунеевы : Рустэм Николаевич и Екатерина Николаевна. (показ учебников)

Технология продуктивного чтения  включает в себя

 3 этапа работы с текстом.

 Как научить ребенка работать с текстом?

I этап. Работа с текстом до чтения. 

Цель: прогнозирование будущего чтения. ( Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)

Задание: предположите, о чем данный текст  по  

 

  • Названию
  • Имени автора
  • Иллюстрациям (перед текстом)
  • Выделенным словам (просмотровое чтение)
  • Привлекая предшествующий читательский опыт

Результат данного этапа   — мотивирование чтения.

Завершается этап постановкой цели: " Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения"

Виды упражнений:

  • Прочитай. попробуй догадаться до чтения стихотворения , что такое Вообразилия.

Финляндия, Новая Зеландия, Боливия, Бразилия

  • Кто изображен на рисунке? Кто будет главным героем стихотворения?
  • Прочитай ключевые слова. Что можно предположить?

Путешественники, мрачный лес, темно- зеленый сумрак, духота и тишина, непроглядная тьма, целая вечность
II этап. Работа с текстом во время чтения. 

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Первичное чтение в классе или чтение - слушание или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и и индивидуальными возможностями учащихся.

Результат  :  мотивированное чтение произведения.
 Перечитывание текста или его отрывков. Анализ текста. При  анализе использую приемы  рекомендованные авторами Литературного чтения ОС " Школы 2100".

  • Диалог с автором через текст. В учебнике чтения есть буквы - сигналы , В- вопрос найди, задай, О- ответь на этот вопрос, П - проверь свои предположения в этом месте текста. Авторы обозначили специальным значком  тексты , чтение которых предполагает ведение подобного диалога. ( Показ в учебнике)
  • Толкование значений слов.
  • Выделение ключевых слов к части

Беседа по содержанию в целом. обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

Результатом данного этапа:  формирование вдумчивого читателя, стремящегося понять глубинный смысл произведения.


   
III этап. Работа с текстом после чтения. 

Цель:  корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

1. Учитель ставит  вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем

 3. Работа с заглавием, иллюстрациями

 4. Творческие задания.
Виды упражнений:

  •  (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана).  
  • Что хотел сказать автор этой сказки? Выбери наиболее точную формулировку.
  • Закончи цитатный план сказки.
  • Составь рассказ о героях произведения.
  • В какой последовательности происходят события . Пронумеруй.
  • Самостоятельно озаглавь части  и запиши план.
  •  Проиллюстрируй героев или событие.

 

Результат : осмысление содержания произведения


 Заключение :

Чтобы сформировать вдумчивого читателя, умеющего продуктивно читать, надо:

  • Тщательно готовить каждый урок литературного чтения, продумывая каждый этап урока.
  • В системе работать с родителями,  призывая воспитывать в детях читателя , показывать собственным примером интерес к чтению, одним из приемов ведение традиции домашнего громкого чтения.
  • Отслеживать уровень сформированности осознанного чтения.

В ОС " Школа 2100" разработаны контрольно -измерительные материалы ( КИМЫ) .(Показ тетрадей).

В конце 1 класса мною были проведена диагностическая работа.

Цель: отследить уровень сформированности осознанного чтения на конец года

Результаты представлены на слайде.

  • С одним из выпусков я 4 года принимала участие во Всероссийском проекте " Успешное чтение". Ребятам предлагался список произведений на учебный год и ведение Портфеля читателя, где предлагалось по окончании чтения выполнять различные творческие задания на понимание прочитанного. Участие детей в Проекте является одним из способов домашнего чтения , также проект можно использовать во внеурочной деятельности.

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку чтение.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме: "Технология продуктивного чтения"

На уроках литературного чтения использую технологию продуктивного чтения, хочу поделиться на примере одного произведения....

Технология продуктивного чтения в начальных классах.

Актуальность темы связана с тем, что в России наблюдается снижение уровня читательской культуры, развиваются процесы "кризиса чтения". Продуктивное чтение - целенаправленно организованнй пои...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

Выступление по теме: "Технология продуктивного чтения"

Материал МО учителей начальных классов...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОДУКТИВНОГО  ЧТЕНИЯ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - образование на протяжение всей жизни; - основа успешности для обучения   в школе; - средство самореализации и активног...

Выступление по теме " Технология продуктивного чтения"

Материал по технологии продуктивного чтения.      Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельнос...