Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»
статья на тему
«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".
К. Д. Ушинский.
Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приемов изучающего чтения.
Использование этих приемов предусматривается и в рамках технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанной профессором Н.Н. Светловской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30»
Выступление
на заседании методического объединения учителей на тему
«Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»
Подготовила и выступила
учитель начальных классов
Самойлова О.А
Саранск, 2016г.
«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".
К. Д. Ушинский.
Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приемов изучающего чтения.
Использование этих приемов предусматривается и в рамках технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанной профессором Н.Н. Светловской.
Этапы организации работы обучающихся с художественным текстом
Этап 1. Работа с текстом до чтения.
Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную, выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. (Разве не так мы, взрослые, выбираем книги в магазине или библиотеке?) Всё это происходит с опорой на читательский опыт. Данный этап завершается постановкой целей урока.
Этап 2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия текста, например: с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы и т. д.
2. Перечитывание текста. Медленное "вдумчивое" повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов. Постановка вопросов к тексту и к автору. Комментирование текста. Постановка уточняющих вопросов к каждой его смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений предположений обучающихся о содержании литературного произведения с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Этап 3. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения художника-иллюстратора с видением обучающихся.
4. Творческие задания для обучающихся. Задания должны быть направлены на выявление эмоционального отношения детей к литературному произведению, осмысление школьниками содержания текста, развитие у них воображения и т. д.
В технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на двух наиболее эффективных: "диалог с автором" и комментированное чтение.
1."Диалог" обучающихся с автором литературного произведения – это прием работы с текстом во время его чтения.
Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести "диалог с автором".
Можно расставить для детей в тексте (в конце предложений) "сигналы":
В – вопрос (найди, задай);
О – ответ (ответь на этот вопрос);
П – проверка (проверь точность своих предположений).
Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.
Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.
2.Комментированное чтение
Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.
Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.
Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: "Стоп!", "Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.
Приемы прерывания чтения обучающихся:
рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;
"включение" воображения детей, например, такими словами: "Представьте себе…", "Увидели?..", "Представили?..";
формулировка максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?".
Комментарии учителя должны быть краткими и динамичными. Комментарий не должен превращаться в беседу.
Не нужно требовать от детей развернутых ответов, пусть они будут краткими, но наполненными эмоциями.
Использование антиципации
1. Использование цветных геометрических моделей жанров и тематики литературных произведений (цвет геометрической жанровой модели символизирует тематику произведения:
- коричневый — о животных; треугольник – стих-е
- желтый — о детях; круг - сказка
- зеленый — о природе; прямоугольник - рассказ
- красный — о Родине; квадрат - УНТ
- голубой — о приключениях, о фантастике; ромб - басня
например, зеленый треугольник обозначает стихотворение о природе, коричневый круг — сказку о животных и т.д.).
- Работа с буквами ,символами, шифрами, схемами:
*восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.
Ба…ов, Уш...нский, Паус...овский, Биан...и, ...сеева, ...ысоцкая.
(Житков)
*Исключение иностранных букв:
QМАRЛSЬWЧFИGКN - ЗVВZЕЗJSДQА
(«Мальчик- звезда»)
О И М Р Ц
(Мориц)
Б И А Н К И
Ж И Т К О В
(Бажов)
*Чтение имени автора с зашифрованными буквами:
1ИК2ЛАЙ (Николай
1ИК2ЛАЕ2ИЧ Николаевич
12С23 Носов)
*Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные.
«ПРНЦСС Н ГРШН»
(«Принцесса на горошине»)
*В данном упражнении слова предопределяются аналогичным образом, но по согласным:
Е Е И Е У Ы А Ы
(«Бременские музыканты»)
3. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку.
Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В.В. Бианки
(Михалков –фамилия поэта, другие – прозаики)
* Выделение фамилии автора из данного перечня по нескольким признакам одновременно.
И.А. Крылов, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский
(Крылов – баснописец)
4. Определение названия произведения путем продолжения цепочки, разбросанным морфемам:
З В Л
(времена года)
продолжите цепочку и определите название произведения
(Осень).
*По разбросанным по доске морфемам слов ученики определяют тему урока:
уч пол иц ы ие ов скрип
(«Скрипучие половицы»)
5. Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад.
*В названии произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка одно слово.
Первая часть этого слова является приставкой в слове приуральский.
Вторая часть — буква в русском языке всегда ударная.
Последняя часть — слово мышь, написанное с грубой орфографической ошибкой.
(«Приёмыш»)
Методические приемы организации продуктивного чтения
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Задай вопрос
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
Составь задание
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.
Кубик Блума
О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Аналитик
Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.
Драмогерменевтика
Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвала бы ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.
Пометки на полях
Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.
Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 60% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.
Виды работ над текстом:
1.Чтение произведения и определение его жанра.
2.Чтение и пометка непонятных слов.
3.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
4.Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.
5.Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.
6.Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении. 7.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору. 8.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
9.Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
10.Чтение, деление текста на части.
11.Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.
12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
13.Чтение текста и сбор пословицы из слов.
14.Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
15.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
16.Чтение по ролям.
17.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
18.Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.
19.Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик.
20.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.
21.Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения.
22.Нахождение и чтение образных слов и описаний.
23.Установление путём чтения причинно-следственных связей.
24.Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.
25.Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».
26.Чтение текста голосом героя.
27.Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.
28.Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
29.Чтение и подбор из текста слов – признаков.
30.Чтение и объяснение одним предложением значение слова.
31.Чтение и дописывание предложений словами из текста.
32.Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.
33.Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.
34.Чтение и разгадывание (составление) кроссворда.
35.Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.
36.Чтение и заполнение таблицы словами из текста.
37.Чтение и выполнение тестовой работы.
38.Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника –Осени.
39.Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.
40.Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.
41.Чтение и пересказ от лица героя произведения.
42.Чтение, представление и описание героя произведения.
43.Чтение сказки и изменение хода событий.
44.Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
45.Чтение, придумывание продолжения рассказа.
46.Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.
47.Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».
48.Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?
49.Чтение, расшифровка обряда.
50.Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
51.Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
52.Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.
Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493114-1412706976.jpg)
Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)
Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/09/picture-201845-1707504828.jpg)
Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.
Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...
Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста, читателем, активную читательскую п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/18/picture-852832-1479444119.jpg)
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.
Данное сообщение было представлено на методическом объединении учителей начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/18/picture-852832-1479444119.jpg)
Презентация "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА"
К моему сообщению по теме "Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа" я создала презентацию, которая была показана на районном методическом объединение учите...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/11/picture-946376-1505145229.jpg)
Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.
Презентация к докладу "Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа"...
Доклад на тему: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА».
Доклад на тему: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА»....