Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»
статья на тему

Самойлова Ольга Алексеевна

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".

К. Д. Ушинский.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приемов изучающего чтения.

 Использование этих приемов предусматривается и в рамках технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанной профессором Н.Н. Светловской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_m_o.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

            МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30»

                                                                                 

Выступление

на заседании методического объединения учителей на тему

«Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

       

                                                                                    Подготовила и выступила        

                    учитель начальных классов

                                                                                                          Самойлова О.А

Саранск, 2016г.

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".

К. Д. Ушинский.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приемов изучающего чтения.

 Использование этих приемов предусматривается и в рамках технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанной профессором Н.Н. Светловской.

Этапы организации работы обучающихся с художественным текстом

Этап 1. Работа с текстом до чтения.

Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную, выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. (Разве не так мы, взрослые, выбираем книги в магазине или библиотеке?) Всё это происходит с опорой на читательский опыт. Данный этап завершается  постановкой целей урока.

Этап 2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия текста, например: с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы и т. д.

2. Перечитывание текста. Медленное "вдумчивое" повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов. Постановка вопросов к тексту и к автору. Комментирование текста. Постановка уточняющих вопросов к каждой его смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений предположений обучающихся о содержании литературного произведения с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Этап 3. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения художника-иллюстратора с видением обучающихся.

4. Творческие задания для обучающихся. Задания должны быть направлены на выявление эмоционального отношения детей к литературному произведению, осмысление школьниками содержания текста, развитие у них воображения и т. д.

В технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на двух наиболее эффективных: "диалог с автором" и комментированное чтение.

1."Диалог" обучающихся с автором литературного произведения – это прием работы с текстом во время его чтения.

Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.

 

При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести "диалог с автором".

Можно расставить для детей в тексте (в конце предложений) "сигналы":

В – вопрос (найди, задай);

О – ответ (ответь на этот вопрос);

П – проверка (проверь точность своих предположений).

 

Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.

Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.

2.Комментированное чтение

Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.

Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: "Стоп!", "Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.

Приемы прерывания чтения обучающихся:

рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;

"включение" воображения детей, например, такими словами: "Представьте себе…", "Увидели?..", "Представили?..";

формулировка максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?".

 

Комментарии учителя должны быть краткими и динамичными. Комментарий не должен превращаться в беседу.

Не нужно требовать от детей развернутых ответов, пусть они будут краткими, но наполненными эмоциями.

Использование антиципации

1. Использование цветных геометрических моделей жанров и тематики литературных произведений (цвет геометрической жанровой модели символизирует тематику произведения:

  • коричневый — о животных;                           треугольник – стих-е
  • желтый — о детях;                                           круг - сказка
  • зеленый — о природе;                                     прямоугольник - рассказ
  • красный — о Родине;                                       квадрат - УНТ
  • голубой — о приключениях, о фантастике;  ромб - басня

например, зеленый треугольник обозначает стихотворение о природе, коричневый круг — сказку о животных и т.д.).

  1. Работа с буквами ,символами, шифрами, схемами:

*восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.

Ба…ов, Уш...нский, Паус...овский, Биан...и, ...сеева, ...ысоцкая.

(Житков)

*Исключение иностранных букв:

QМАRЛSЬWЧFИGКN - ЗVВZЕЗJSДQА

(«Мальчик- звезда»)

О И М Р Ц

(Мориц)

Б И А Н К И

Ж И Т К О В

(Бажов)

*Чтение имени автора с зашифрованными буквами:

1ИК2ЛАЙ (Николай

1ИК2ЛАЕ2ИЧ Николаевич

12С23 Носов)

*Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные. 

«ПРНЦСС Н ГРШН»

(«Принцесса на горошине»)

*В данном упражнении слова предопределяются аналогичным образом, но по согласным:

Е Е И Е У Ы А Ы

(«Бременские музыканты»)

3. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку.

Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В.В. Бианки

(Михалков –фамилия поэта, другие – прозаики)

* Выделение фамилии автора из данного перечня по нескольким признакам одновременно.

И.А. Крылов, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский

(Крылов – баснописец)

4. Определение названия произведения путем продолжения цепочки, разбросанным морфемам:

З В Л

(времена года)

продолжите цепочку и определите название произведения

(Осень).

*По разбросанным по доске морфемам слов ученики определяют тему урока:

уч пол иц ы ие ов скрип

(«Скрипучие половицы»)

5. Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад.

*В названии произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка одно слово.

Первая часть этого слова является приставкой в слове приуральский.

Вторая часть — буква в русском языке всегда ударная.

Последняя часть — слово мышь, написанное с грубой орфографической ошибкой.

(«Приёмыш»)

Методические приемы организации продуктивного чтения

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Задай вопрос

С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

Составь задание

Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.

Кубик Блума

О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Аналитик

Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.

Драмогерменевтика

Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвала бы ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.

Пометки на полях

Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.

Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 60% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.

Виды работ над текстом: 

1.Чтение произведения и определение его жанра.

2.Чтение и пометка непонятных слов.

3.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

4.Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.

5.Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.

6.Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении. 7.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору. 8.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

9.Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).

10.Чтение, деление текста на части.

11.Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.

12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

13.Чтение текста и сбор пословицы из слов.

14.Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

15.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

16.Чтение по ролям.

17.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

18.Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.

19.Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик.

 20.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.

21.Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения.

22.Нахождение и чтение образных слов и описаний.

23.Установление путём чтения причинно-следственных связей.

24.Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.

25.Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».

26.Чтение текста голосом героя.

27.Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.

28.Чтение стихотворения и пересказ его прозой.

29.Чтение и подбор из текста слов – признаков.

30.Чтение и объяснение одним предложением значение слова.

31.Чтение и дописывание предложений словами из текста.

32.Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.

33.Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

34.Чтение и разгадывание (составление) кроссворда.

35.Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.

36.Чтение и заполнение таблицы словами из текста.

37.Чтение и выполнение тестовой работы.

38.Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника –Осени.

39.Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.

40.Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.

41.Чтение и пересказ от лица героя произведения.

42.Чтение, представление и описание героя произведения.

43.Чтение сказки и изменение хода событий.

44.Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.

45.Чтение, придумывание продолжения рассказа.

46.Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.

47.Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».

48.Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?

 49.Чтение, расшифровка обряда.

50.Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

51.Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

52.Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.

 Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...

Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста, читателем, активную читательскую п...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.

Данное сообщение было представлено на методическом объединении учителей начальных классов....

Презентация "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА"

К моему сообщению по теме "Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа" я создала презентацию, которая была показана на районном методическом объединение учите...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Презентация к докладу "Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа"...

Доклад на тему: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА».

Доклад на тему: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА»....