ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Кочукова Валентина Александровна

Данное сообщение было представлено на методическом объединении учителей начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1dok.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

            ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.

(Слайд1)

(Слайд 2)«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".

К. Д. Ушинский.

  Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению.

  Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения, о которых рассказывают книги. Растет число россиян, не читающих совсем, а 18% - не имеют книг дома вообще. К огромному сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают в «готовом» виде из таких источников, как телевидение и интернет. Ребёнок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Многие компьютерные игры заменяют чтение, общение, тем самым снижается уровень словарного запаса, читательской активности и, в целом, культуры речевого общения.    

(Слайд 3) Сегодня, перед школой стоит задача: подготовить человека, способного ориентироваться в современном обществе, отличающегося  такими чертами,  как  гибкость, подвижность мышления, способность к диалогу, толерантность и коммуникабельность.

В этом плане велика роль уроков чтения. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.   Каждый современный учитель понимает, что сформировать традиционные  знания, умения, навыки для этого недостаточно, нужно осваивать новые технологии, изменять содержание уроков.

(Слайд 4) Использование перспективных педагогических технологий, одной из которых  является технология продуктивного чтения,( Слайд 5) способствует обеспечению нового качества образования за счет  сочетания ожидаемых результатов обучения, заложенных     ФГОС:

  • коммуникативных (умение формулировать свои мысли, понимать собеседника);
  • познавательных (приобретение умений находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее);
  • личностных (умение формулировать оценочные суждения, анализируя текст);
  • регулятивных – приобретение навыков работы по плану (алгоритму), а также навыков контроля, коррекции и оценки.

(Слайд 6)Технология продуктивного чтения – это технология формирования правильной  читательской деятельности.

(Слайд 7)Целью данной технологии является формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника.

В начальной школе необходимо заложить основы  грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • формирование умения смыслового чтения и извлечения необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов;
  • развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей; формирование эстетического вкуса;
  • овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

(Слайд 8)Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

1этап. Работа с текстом до чтения.

    2 этап. Работа с текстом во время чтения.

     3 этап.  Работа с текстом после чтения.

На 1 этапе идет работа над определением смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, определение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей иллюстрации с опорой на читательский опыт

(Слайд 9) Целью первого этапа «Работа с текстом до чтения»,  является

развитие умений предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам или создание проблемной ситуации. 

Задача учителя: мотивировать на прочтение книги.

Я предлагаю детям прочитать в учебнике  фамилию автора, заглавие произведения, ключевые слова, рассмотреть  иллюстрацию, которая предшествует тексту и  затем предположить  о ком и о чём будет этот текст? Дети с большим интересом предполагают героев произведения, события, их место и время. Если название содержит мало информации и нет иллюстрации к тексту, то я выписываю на доску (или в рабочей тетради) ключевые слова – подсказки, и дети высказывают свои предположения о содержании текста. Первый этап заканчивается постановкой цели, которую формулируют сами дети -  прочитать текст, провести диалог с автором, чтобы проверить свои первоначальные предположения.

Можно организовать работу по группам, по рядам. Ребята делятся на группы, им  даются задания.

Первая группа по иллюстрации   пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте? 

Вторая группа, используя ключевые слова, высказывает  свое предположение о происходящих событиях.

А третья группа учащихся постарается  предположить, о чем пойдет речь в тексте  по его названию. 

Прогноз сюжета незнакомого произведения повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить,  прав ли я? Кроме того, данный прием акцентирует внимание на такой детали, как название, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название может сообщить о событиях, героях, определить тему и основную мысль рассказа.  Ребенок забегает мыслью вперед и превращается в своеобразного соавтора.

Этот прием ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию.

(Слайд 10)В результате этой работы формируются коммуникативные универсальные учебные действия: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

(Слайд 11)2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение (самостоятельное чтение или комбинированное, выявление первичного восприятия с помощью беседы, выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержаниемэмоциональной окраски прочитанного текста)

Перечитывание текста (повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов, анализ: комментированное чтение, диалог с автором через текст, беседа по прочитанному и т.д., постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части).

Беседа по содержанию в целом (обобщение прочитанного, обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение, пересказ, словесное рисование.)

(Слайд 12)Главная цель второго этапа «Работа с текстом во время чтения»– освоение содержания, основной мысли текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста.

На этом этапе мы используем несколько вариантов работы.

 Первый раз дети могут самостоятельно прочитать текст (главу, законченный фрагмент) про себя, подчёркивая непонятные слова. Текст может быть прочитан и учителем вместе с хорошо читающими детьми.

Затем текст перечитывается («медленное» чтение) вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями (беседа с автором через текст). По ходу чтения я  задаю уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращая  детей к их предположениям, как только текст даёт возможность их подтвердить. Словарную работу(объяснение и уточнение значений слов) мы проводим по ходу чтения. Далее я задаю уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста. Такая же работа  проводится со следующим законченным фрагментом текста, и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.

Затем мы проводим беседу по содержанию текста в целом, выборочное чтение.

Таким образом, детям по ходу чтения приходится  совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.

 Им просто некогда скучать и отвлекаться.

Способность, читая, вести диалог с автором я формирую  в процессе совместного чтения текста с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.

На следующем этапе мы учимся с учащимися задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …? На вопросы, возникающие по ходу чтения, дети  так же предполагают  ответы и  проверяют себя по ходу дальнейшего чтения.

(Слайд 13)В процессе работы формируются 

познавательные универсальные учебные действия: умения ориентироваться в содержании текста, самостоятельно находить  ответы на заданные вопросы;

коммуникативные: умения выражать свои эмоции, высказывать  мнение по отношению к героям и  их поступкам; умения работать в паре, в группе, понимать собеседника;

 регулятивные: умения выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

личностные: высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 

предметные: умения определять тему рассказа, выделять смысловые части, понимать содержание прочитанного, формулировать несложные выводы.

(Слайд 14)3этап.   Работа с текстом после чтения.

На этом этапе используются обобщающие вопросы, творческие задания.

 На заключительном этапе урока  идет обсуждение прочитанного,

соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, формулирование  основной идеи текста.

Цель - достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста - "чтение между строк").

Задача учителя – обеспечить полноценное восприятие и понимание текста.

На этом же этапе эффективным считается использование приема «Творческая работа», создание продукта нашей деятельности. «Проиллюстрируйте…», «Сочините…», «Придумайте…»,

«Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».

Письменную  работу  по впечатлениям  можно проводить  после прочтения любого произведения.

Этот вид деятельности развивает способность к лаконичному изложению мыслей, требует внимательного отношения к чувствам и размышлениям героя.

(Слайд 15)После изучения текста ученикам предлагается составить табличку:

 Знал

Узнал

Хочу узнать

 

 

 

  Первая часть таблицы заполняется на первом этапе, когда  даются несколько утверждений по еще не изученной теме, и дети выбирают утверждения, полагаясь на собственный опыт, а вторую часть таблицы,  после первичного чтения на втором этапе. 

После прочтения, идет обсуждение, совпало ли первоначальное представление с последующим.

  Данный прием позволяет учащимся определить главную мысль рассказа.

 Использование данных приемов  направлено на  обобщение полученной информации и выработки собственного отношения к изучаемому материалу,  именно на этом этапе урока появляется  возможность формировать навык аргументации своей точки зрения.

(Слайд 16)При этом формируются

 предметные универсальные учебные действия:  умения производить анализ и сравнение, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, умения читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему; 

метапредметные: умения обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умения проявлять инициативу и  самостоятельность; умения ориентироваться в нравственном содержании рассказа; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с поставленными учебными задачами; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.

Таким образом, технология продуктивного чтения является технологией деятельностного типа, направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, т.е. умений осознанно читать вслух и про себя, истолковывать прочитанное, умения извлекать все виды текстовой информации. Таким образом, учитель, применяющий новые технологии, имеет возможность достигать новых целей образования, формируя у своих учеников универсальные учебные действия.

 (Слайд 17)Уроки, построенные в технологии продуктивного чтения, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.

(Слайд 18)Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...

Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста, читателем, активную читательскую п...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

Презентация "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА"

К моему сообщению по теме "Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа" я создала презентацию, которая была показана на районном методическом объединение учите...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Презентация к докладу "Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа"...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.

Почему современные дети не любят читать?Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения.Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения ,о которых ра...