Городская олимпиада по литературному чтению 4 класс
олимпиадные задания по чтению (4 класс)

Для проведения городского уровня

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городская олимпиада по литературному чтению для учащихся 4-х классов

1.Прочитайте произведение. Подчеркните его название.

В. Яхонтов

Дальневосточные колибри.

В суровом безмолвии стынет тайга. В снеговых шубах острыми пирамидами высятся сизо-зелёные ели. Косматая изморозь опушила кусты. Тихо-тихо в лесу, и в такой ясный безветренный день слышен любой шорох. Тонкий посвист, чуть громче комариного писка, и шуршание слышатся среди густых еловых ветвей. Мелькнул среди хвои силуэт крошечной птички, искристая пороша посыпалась с дерева.

Это королёк самая – крохотная птица нашей страны. Это наша колибри. Она вся в зеленоватых тонах, с хорошо видимой в бинокль золотистой коронкой на голове.

За эту особенность в наряде люди и прозвали малюсенькую пташечку корольком. В большие короли ростом не вышла.

В народе ходит такая легенда. Решили птицы избрать своим царём того, кто выше всех поднимается в небеса. Некоторые взлетели чуть над лесом, другие повыше, но ни у кого не хватило сил тягаться с орлом. Гордо парил он горами на недосягаемой высоте. И когда уверился, что выше его никому не взлететь, решил опуститься на землю. И в этот момент из-под его крыла выскочила крохотная птица и, смело порхнув вверх, пропищала:

- А я выше!

Обман впоследствии раскрылся, и орла признали царём птиц. Маленький же плутишка в шутку был назван корольком.

Диву даёшься, как такая малютка, с крохотным тельцем в пять-шесть граммов весом, переносит суровые холода. Мало того, она даже поёт при сорокаградусном морозе. По образу жизни они близки к синицам. Корольки очень подвижны и неутомимо снуют весь день в густой хвое, обшаривая каждую веточку в поисках пищи. С акробатической ловкостью эта крошка принимает самые различные позы и, склюнув какую-нибудь букашку, вновь прячется среди хвои. Иной раз, перепархивая, она останавливается в воздухе против конца ветки и, быстро трепеща крылышками, высматривает себе добычу.

Польза лесам от королька весьма ощутима. За лето один королёк уничтожает до четырёх миллионов мелких насекомых и их личинок. Весной и осенью, во время сезонной кочёвки, корольки посещают широколистные леса и сады вместе с синицами. Гнездится эта малютка на высоких елях, подвешивая круглое гнездо с боковым входом к одной из верхних веток. Гнездо невелико (размером с теннисный мячик), надёжно спрятано, и найти его очень трудно. В кладке – от шести до восьми беловатых с редкими буро-красными пятнышками крохотных яиц.

Королёк очень доверчив, быстро привыкает к человеку, к корму неприхотлив и неловко переносит легко.

2.Какую птичку называют дальневосточной колибри?

□ Синицу

□ Воробья

□ Королька

□ Соловья

3.Какой вес у королька?

□ Один-два килограмма

□ Пять-шесть граммов

□ Десять-пятнадцать граммов

□ Двадцать пять граммов

4.Найди информацию в тексте. Заполни таблицу.

Вопрос

Ответ

Какая легенда ходит в народе  о корольке?

В каких лесах живут корольки?

При каком морозе поёт королёк?

Чем питаются дальневосточные колибри?

Где гнездятся корольки?

Сколько яиц откладывает королёк?

5.Найдите в тексте описание гнезда королька. Подчеркните.

6.Какого цвета яйца королька? Найдите ответ в тексте и запишите.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Какой это рассказ? Отметьте ответ.

□художественный

□исторический

□научно-познавательный

□юмористический

8.Как королёк чувствует себя в неволе?

□трудно привыкает

□скучает

□неволю переносит легко

□не может жить в неволе

9.*Какой факт рассказа удивил? Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Схема «Русские поэты». Запишите фамилии.

Русские поэты

        

11.Запишите имя. Отчество и фамилию автора басни «Стрекоза и Муравей».

________________________________________________________________________________

12. Кто и в каком произведении говорит эти слова? Допишите ответ.

- Вот я и хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежники. Я их никогда не видела. ____________________________________________________________________

13.Соедини                        фамилии авторов с их именами и отчествами.

Есенин         Михаил Юрьевич

Лермонтов         Лев Николаевич

Толстой         Самуил Яковлевич

Маршак         Александр Александрович

Блок         Сергей Александрович

14.Отметь лишнее слово.

□повесть

□рассказ

□башня

□пословица

□стихотворение

15.Дополните предложение.

Куприна зовут Александр Иванович, а Ершова - _____________________________________

_______________________________________________________________________________

17.Дополните одну фамилию писателя, которая может продолжить данный ряд.

В.Гюго, Марк Твен, Х-К.Андерсен, Ш.Перро, ________________________________________

18.Отметьте заголовок сказки Х-К.Андерсена.

□«Дикие лебеди»

□«Конёк-Горбунок»

□«Спящая царевна»

19.Кто из зарубежных писателей написал книгу «Путешествие Гуливера»? Отметьте ответ.

□Джонатан Свифт

□Марк Твен

□Джек Лондон

□Виктор Гюго

□Ханс Кристиан Андерсен

20.* Прочитайте отрывок из стихотворения И.Бунина. Заполните таблицу.

Лес точно терм расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Название

Строфы

Тема

Рифма

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

____________________

21.* Какой элемент  (часть) книги поможет определить фамилию автора?

□Цвет переплёта

□Количество страниц

□Титульный лист

□Оглавление (содержание)

□Иллюстрации

22.* Заполните схему «Русские писатели».

Русские писатели

        

Оценивание: за каждый правильный полный ответ – 1 балл (при перечислении фамилий – одна фамилия=1 балл)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиада по литературному чтению 4 класс

В олимпиаду содержит задания на знание литературоведческих терминов, жанров художественных произведений, проверку уровня начитанности....

Олимпиады по литературному чтению во 2-3 классах

Мною предложены тексты заданий олимпиад по литературному чтению во 2-3 классах. Эти задания апробированы в городском конкурсе "Интеллектуальные игры". Можно использовать учителям начальных классов для...

Городская олимпиада по математике. 4 класс

Задания по математике к олимпиаде 4 класс....

Задания для городской олимпиады по математике (4 класс).

10 заданий + одно дополнительное с разбалловкой (по10-бальной системе). Всего 70 баллов + 10 баллов за дополнительное задание. К каждой задаче есть решение и ответ. Прилагается список использованной л...

Обмен опытом. Городской семинар по литературному чтению

Цель семинара: Распространение опыта работы учителей начальных классов по организации обучению школьников литературному чтению, через  апробирование УМК «Начальная школа XXI века»....