Технологическая карта урока литературного чтения по теме А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Волкова Елена Вячеславовна.

Открытый урок по литературному чтению 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Ф.И.О. учителя: Волкова Е.В.

Предметная область: литературное чтение

Класс: 4 класс

Автор УМК: Литературное чтение 4 класс (« Школа России»), автор: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.

Тип урока:   урок усвоения новых знаний.

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных, обучающимися 4 класса в предметной области «Литературное чтение» по теме: А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости

Планируемые результаты личностные

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

-определять общие для всех правила поведения;

-определять правила работы в парах;

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах на основе сочетательного диалога

 Планируемые результаты

 Познавательные УУД

-ориентироваться в учебнике, тетради;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Регулятивные УУД

- развитие умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности;

-формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе;

-развитие регуляции учебной деятельности;

-саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Коммуникативные УУД

-формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

-формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых заданий).

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

• учащиеся должны уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

• уметь определять тематику, описывать лирического героя;

• развивать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты предметные

• познакомиться с новым стихотворением А. Фета;

• учить анализировать поэтические строки;

• научить определять выразительные средства речи;

• развивать творческие способности учащихся;

• расширить лексический запас;

• формировать культуру восприятия поэтического текста;

• воспитывать чувство прекрасного, любви к родному краю.

Средства (оборудование):

1)учебник по литературному чтению;

2)карточки с текстами;

3)проектор-компьютер

4) таблица  самооценки.

Содержание взаимодействия с учащимися

№п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1 

Мотивация.   

Ребята, сегодня у нас открытый урок. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. На столах у вас смайлики. Выберите тот, который соответствует нашему настроению. Как много улыбок засветилось. Спасибо. А этом мое настроение (смайлик с сердечком). Я вас всех люблю.

Хочу пожелать вам, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Аргументируют свои ответы.

Отвечают на вопрос учителя:

Ответы детей:

-Интересным, познавательным?

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

2

3

4

5

Актуализация опорных знаний, формулирование учащимися темы и цели урока.

Организация взаимодействия с учащимися

Физкультминутка.

Творческая работа

 удовольствие от работы друг с другом и стали немног добрее. Формула удачи: улыбка-настроение, вера в результат.

Речевая разминка.

Начнем урок с речевой разминки. Для чего мы проводим речевую разминку (чтобы правильно читать, тренировать свою речь). Подберите рифму к тем словам, которые приготовлены на листочках. Вспомним что такое рифма (созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк). Вставьте пропущенные буквы и у вас получится текст:

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка________

Перый март пришел

Белый_____сошел

А за ним и______

Отворил_____дверь

А уж как пришел_____

Солнце те____приглашай

На прошлом уроке мы начали изучение нового блока, который называется «Поэтическая тетрадь»

С творчеством какого поэта познакомились (Ф.И.Тютчев).

Вашим домашним заданием было выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко». И сделать рисунок к этому стихотворению. Прослушать 2-3 ученика. Выставка рисунков детей. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством еще одного замечательного поэта. Расшифруйте имя этого поэта. «Теф».

Ребята, давайте подумаем и скажем: с творчеством какого поэта мы сегодня познакомимся и чем мы будем заниматься на уроке.

Ответы детей: знакомится с творчеством Фета, учиться выразительно читать стихи, сделать анализ стихотворения, развивать речь, находить средства художественной выразительности.

Какие стихи А.А.Фета вы знаете, любите (Ласточки пропали, Мама, глянь ка из окошка). Чем похожи стихи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета (они о природе, природа в их стихах оживает).

Отгадайте загадки: без него трава не растет, мокрому он не страшен. Как вы думаете, какому явлению природу посвящен наш урок (Дождю). Тема урока: А.А.Фет «Весенний дождь». Похож ли шум дождя на музыку (похож. Можно его услышать). Покажем, как идет дождь (показ руками). Дождевая капля-дождевая нота. Я приглашаю вас послушать «Вальс дождя» Ф. Шопена. А двух учащихся приглашаю к доске нарисовать свой дождь. Что мы видим ребята, когда смотрим на эти рисунки (каждый видит, слышит дождь по своему. Наши дожди имеют разное настроение).

С помощью чего рисуют дождь художники (с помощью кисти и краски). А при помощи чего писатели и поэты передают нам свое видение дождя. Работа над стихотворением «Весенний дождь». Послушаем в актерском исполнении и подумаем какие картины вы представете себе, когда будете слушать. Прочитаем на стр. 141 «Весенний дождь» про себя. Непонятные слова выделим. Прочитаем первое четверостишие хором. Какие слова вам были непонятны (блещет, трепещет). Кто знает значение этих слов. Прочитаем в словаре значение слов и запомним. Как автор показал начало дождя. Найдите и прочитайте. Какую народную примету Фет спрятал в этом четверостишье (воробей купается в пыли к дождю). Читаем хором второе четверостишье. Какие слова вам были непонятны (завесы). Кто объяснит значение этого слова. Посмотрим в словаре значение этого слова и запомним. Подберите синоним к слову завеса (занавеска). Какое художественное средство автор использует в этом четверостишье (движется завеса-метафора). Дайте определение что такое метафора. Сравнение-золотой пыли.

3 четверостишье. Какое художественное средство использовал автор для создания образа дождя (олицетворение). По свежим листьям барабанит. Найдите слова, которые передают запах дождя (душистым медом тянет). Как автор сумел показать нам дождь, не употребив этого слова (с помощью художественных средств, эпитетов, сравнений, олицетворений). С каким настроением нужно читать это стихотворение (с ощущением радости, веселья). Давайте попробуем прочитать стихотворение под музыку. Чтение 2-3 учащихся под музыку Ф.Шопена. Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним стихотворением А.А.Фета. Отгадайте загадку и вы узнаете о чем это стихотворение. Спал цветок и вдруг проснулся-больше спать не захотел. Встрепенулся. Шевельнулся. Взвился вверх и улетел (Бабочка)

Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась

Росой она умылась

Два-изящно покружилась

Три-нагнулась и присела

На четыре полетела

Работа со стихотворением «Бабочка». Самостоятельное чтение стихотворения-смогли ли вы увидеть бабочку, какая она, рассказите (легкая, изящная, нежная). Первое четверостишье читаем хором. Какое слово непонятно. Очертание. Бархат.Кто знает значение этого слова. Посмотреть в словаре значение этого слова. Запомнить.

Какие слова нам помогли нарисовать бабочку в воображении. Какой основной прием использовал поэт  для создания образа бабочки (олицетворение. Бабочка разговаривает с поэтом). Подберите антоним слова «спешу» (медлю). Какой изображена бабочка. Что напоминает ритм этого произведения (порхание бабочки, ее полет). Найдите слова, передающие легкость, изящность, хрупкость бабочки (лишь два крыла). Какая интонация подойдет при чтении этого стихотворения. Читают стихотворение 1-2 ученика. Прослушаем стихотворение в исполнении актера и сравним получилось ли у нас прочитать так же выразительно.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других. 

Личностные:

выражать положительное отношение к одноклассникам

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы

Познавательные:

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признакам. Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

 - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.

Познавательные:

повторить знания о транскрипции.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

Регулятивные

уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Регулятивные:

уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета

Коммуникативные:

аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные:

-знание основных моральных норм(взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству)

Коммуникативная:

- понимать на слух текст и ответы одноклассников.

- участвовать в обсуждении содержания данного текста, взаимодействие с партнёром.

6

Подведение  итогов. Рефлексия.

               

С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились (Фет).

Какую цель мы поставили перед собой перед началом урока. Достигли ли мы ее. Этот урок показал нам, что читать стихотворение это душевный труд. Стихи требуют от читателя сопереживания и погружение в мир поэта. Главное в поэзии-это чувства, мысли человека. И когда поэт хочет высказать свои думы, он ищет для них созвучия в картине окружающего мира.Понравился ли вам наш урок. Чем. Что запомнилось.

Слушают учителя, формулируют задание, которое им необходимо выполнить. Дети записывают предложение

Дети слушают, исправляют, высказывают своё мнение.

Дети читают свои предложения .

Дети повторяют алгоритм.

Дети высказываются.

Дети оценивают свою работу на уроке по таблице самооценки.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Регулятивные:

-уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

 Коммуникативные:

умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

Регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль

- уметь оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль

- уметь оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в письменной форме,

- понимать на слух ответы обучающихся

Личностные:

демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди».

Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». Программа «Начальная школа XXI века»....

Конспект урока литературного чтения "А.А. Фет стихотворение «Весенний дождь» (УМК " Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством А. А. Фета  Планируемые результатыПредметные: знать творчество А. А. Фета и содержание его произведения «Весенний ...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Ф.Тютчев "Весенняя гроза""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”.Задачи урокаДидактические:По...

Технологическая карта урока Литературного чтения "Антонио Вивальди "Времена года - Весна", Устное сочинение "Мелодии весеннего леса"" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование музыкально-творческой компетентности в процессе знакомства с музыкальным произведением «Времена года - Весна»; ознакомление учащих...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...