М.М. Пришвин "Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Файзрахманова Рита Раяновна

Методическая разработка урока литературного чтения по программе "Школа России"  М.М. Пришвин "Ребята и утята", 2 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_m.m.prishvin_rebyata_i_utyata.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: М.М. Пришвин "Ребята и утята"

 Цели:

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; прививать любовь к животным и интерес к чтению

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомить ребят с  жизнью и творчеством М.Пришвина,  с его новым произведением, умение прогнозировать содержание текста по его заглавию

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные:  формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей 

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия  

Коммуникативные: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина, карточки с заданиями, Лист самооценки

Ход урока

I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

1.Приветствие:

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

  Повернитесь лицом к соседу , подмигните ему, улыбнитесь.  Вот мы с вами и настроились на работу.

2.   2. Речевая разминка:

     Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

      Правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

 Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

                                       Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

                                        Выходи из камыша.

 Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

 Нет уж утки в камыше.

 

II. Актуализация знаний

А сейчас внимание на экран. (Видеоролик о животных)

- Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел "О братьях наших меньших")

- Кто они наши «меньшие братья»? (птицы, рыбы, звери)

- Что нас связывает с ними общее? (Нас связывает с ними общее, это жизнь)

Мы продолжаем с вами путешествовать по страницам учебника, по разделу «О братьях наших меньших». 

Давайте вспомним изученные произведения.

Игра «Соответствие»

-Работаем в  паре  (карточки)

- На столах лежат     листочки, переверните и с соседом  укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин.

-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски                                   А.Шибаев

Жила - была собака,

Она была большая,

И был у той собаки

Огромный рыжий хвост                                    И.Пивоваров

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка                                               Б.Заходер

Жеребенок – с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан,

В детстве был теленком                                    В.Берестов                                     М.Пришвин

А что вы заметили? (остался один автор), назовите его (М.Пришвин)

Ш. Сообщение темы урока

Итак, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?(о М.Пришвине)

Какова тема нашего урока? (творчество М. М. Пришвина)( СЛАЙД  Портрет Пришвина)

–- Сегодня мы познакомимся  с человеком, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе.

Чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?

Узнать о жизни и творчестве писателя

- Познакомиться с новым произведением

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1.Выставка книг.

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной и сельской библиотеке и прочитать.

2.Биография писателя.

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

V.ФИЗМИНУТКА  

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.

Vl. Знакомство с новым произведением.

1.- Прочитайте заглавие рассказа. (Ребята и утята)      Слайд    Название текста и рисунок утки  

Как вы думаете, кто главные герои этого рассказа?

 (уточка, ребята)

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.

 

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток. Обитают эти птицы на небольших водоёмах.   Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок — один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами

 (У нас  В Татарстане , в Ютазинском районе  чирок – свистунок обитает в болотистых местах, на озерах, на  реке  Ик  тоже можно увидеть.  Уточка прилетает в начале апреля,  последние утки покидают наши края в начале ноября)

     

Поработав над произведением, мы должны ответить на вопросы: (Вопросы вынести на доску)    СЛАЙД

- Почему М. Пришвин дал такое название рассказу?

- Над чем заставил задуматься каждого из нас этот рассказ?

- Послушаем аудиозапись этого рассказа, а вы следите по учебнику, карандашом отмечаем незнакомые слова и выражения.

2. Словарная работа:

При чтении этого произведения попадутся такие  слова. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.

 Слайд  

  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
  • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
  • Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
  • Кузница – помещение, где работают кузнецы. 

( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)

VII.Физкультминутка (Слайд 10)

«Танец маленьких утят»

VIII. Первичное закрепление изученного материала

1.Подготовительная работа перед выразительным чтением

- Как автор разговаривал с мальчишками?

- С какой интонацией будем читать его слова?

- Счастливый путь, утята! С какой интонацией прочитаем?

2. Выборочное  чтение произведения

1 часть – «Жужжащее» чтение (2 абзаца)

- Что делала утка с утятами?

- Опасен ли был их путь?

- Кого опасалась утка?

- Почему уточка так далеко устроила гнездо? Докажите строчками из произведения.

- Мама всегда беспокоится о своём ребёнке, заботится о нём, оберегает.

2 часть - чтение вслух

- Что стали делать ребята, когда увидели утят?

- Как вела себя уточка?  Найдите из текста эти предложения.

- Думали ли ребята когда ловили утят о том, что утка-мать будет переживать?

- Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные.

- Нужны им были эти утята?

- Как бы вы поступили на месте рассказчика: стали бы ругать ребят или объяснили им, как трудно утятам добраться до озера?

- Что хотел сказать автор этим рассказом?

Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?( Мама!)

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

IX. Работа над иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
 (На переднем плане изображены утка с утятами)
– Что они делают
? (Бегут к овсяному полю)
– Кто изображен на заднем плане? 
(На заднем плане изображены автор и ребята)
– Что они делают
? (Они машут утятам, прощаясь с ними)
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. (И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:

- До свидания, утята!)

А теперь проверим, Какой ты читатель?

п/н        Вопрос        да/нет

1.        Произведение «Ребята и утята» - это сказка        

2.        Главными героями были дети и семья уточки        

3.        При встречи с утятами ребята пропустили их вперед        

4.        Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами        

5.        Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды        

Проверка по эталону

X. Итог урока

- Понравился  ли рассказ?

– Как автор назвал свой рассказ? 
– Почему?

– Автор делает ребят и утят главными героями, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом. Он как бы сравнивает ребят и утят.

 Как по-другому можно назвать этот рассказ? («Путешествие утят», «Плохой поступок детей»)..

- Что общего между ребятами и утятами? (Живые существа, дети, несмышлёныши.).

- А чем они отличаются? (Вывод: человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение).

 

– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?

– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

-Какой урок вы извлекли для себя?

(Бережно относится к природе, ко всему живому, своей родине, своему дому. Грубость действительно никому не нужна, ни человеку, ни животному). 

Самооценивание ( на столах листы самооценивания)

1.Удалось ли мне сформулировать тему урока?

2.Смог ли я понять, какова главная мысль рассказа?

3.Удалось ли мне описать главных героев, их поступки?

  У кого три +?

   Какую оценку вы бы поставили себе?

XI. Домашнее задание: пересказать текст

XII. Рефлексия 

Сегодня я узнал…

Было интересно….

Я понял, что….

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось….

- Хочется закончить урок такими словами.  « Всё хорошее в природе - от солнца. А всё лучшее в жизни – от человека»

  У каждого из вас на парте 3 кувшинки : красный символизирует доброе сердце, жёлтый - добрые мысли,  белые – добрые поступки.
- Подумайте, что в жизни важнее: доброе сердце, добрые мысли, добрые поступки?
Выберите кувшинки  и наклейте их на рисунок. (На доске рисунок, на котором изображена уточка с утятами, плавающие  по озеру).
- Давайте посмотрим, каких цветов больше на нашем озере. Что по вашему мнению важнее? (Всё важно).
- Я желаю вам, чтобы ваши мысли и сердца всегда были добрыми, тогда вы будете совершать только добрые поступки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока: Образовательная: познакомить  уч-ся с новым произведением М.Пришвина.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять п...

Урок чтения. М.М.Пришвин "Ребята и утята"

На этом уроке проводится очень интересная  творческая работа  в парах....

Урок литературного чтения по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создат...

М.Пришвин "Ребята и утята"

Может использоваться перед изучением произведения "Ребята  утята"....

Конспект урока во2 классе М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Конспект урока по формированию УУД учащихся, овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята"....

Пришвин М.М. "Ребята и утята"

Пришвин М.М. "Ребята и утята"...

1 класс. Интерактивный тренажер "Утята" (вычитание в пределах 5)

Отработка умения вычитать в пределах 5.УМК любой. Все ответы озвучены. Презентация зашифрована паролём, чтобы начать работать, нужно выбрать режим «Только для чтения».[[{"type":"media","view_mode":"me...