Рабочая программа по литературному чтению 3 Г класс на 2023-2024 учебный год
рабочая программа по чтению (3 класс)

Моисеенко Людмила Анатольевна

   Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Рабочей программе воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literaturnoe_chtenie.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Щёлковская гимназия № 6»

городского округа Щёлково

Согласовано

на заседании кафедры

учителей начальной школы

Протокол №1

________Долгова Е.В.

от 28 августа 2023г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_______ Ермакова О.И.

от 28 августа 2023г.

Утверждено

приказом по

МАОУ «Щёлковская гимназия № 6» ГОЩ

№ 838 от 28.08.2023г.

Рабочая программа

по литературному чтению

3 Г класс

на 2023-2024 учебный год

Составитель: Моисеенко Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов

высшая категория

2023 г.

Рабочая программа  учебного предмета «Литературное чтение», предметная область «Русский язык и литературное чтение»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Рабочей программе воспитания

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения:  соответствие  возрастным  возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной  грамотности  младшего  школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.

Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:

  • формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
  • осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
  • овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3класс

О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и  поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и  особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к  произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения. Произведения для чтения: К.Д. Ушинский. «Наше Отечество», М.М. Пришвин. «Моя Родина», С.А. Васильев. «Россия», Н.П. Кончаловская. «Наша древняя столица» (отрывки) и др. (по выбору). Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки; по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В.И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и  поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В.М. Васнецова, иллюстрации Ю.А. Васнецова, И.Я. Билибина, В.М. Конашевича). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки. Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в  песне о  родной земле.

Былина как народный песенный сказ о  важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в  былине и  представление в  современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения. Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и др. (по выбору).

Творчество А.С. Пушкина. А.С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А.С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И.Я. Билибин — иллюстратор сказок А.С. Пушкина. Произведения для чтения: А.С. Пушкин. «Сказка о  цареСалтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» и  др. (по выбору).

Творчество И.А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в  баснях. И.А. Крылов  — великий русский баснописец. Басни И.А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи. Произведения для чтения: И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и др. (по выбору). Картины природы в  произведениях поэтов и  писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора.

Картины природы в  произведениях поэтов и  писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф.И.  Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков, Н.А. Некрасов, А.А.  Блок, С.А.  Есенин, И.А. Бунин, А.П. Чехов, К.Г. Паустовский и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в  произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение. Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к  лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в  изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия). Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет. «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков. «Осень», С.А. Есенин. «Берёза», Н.А. Некрасов. «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок. «Ворона», И.А. Бунин. «Первый снег» и др. (по выбору).

Творчество Л.Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л.Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с  реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и  автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения. Произведения для чтения: Л.Н.Толстой. «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и др.

Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения В.М. Гаршина, М. Горького, И.С. Соколова-Микитова и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации. Произведения для чтения: В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов. «Листопадничек», М. Горький. «Случай с Евсейкой» и др. (по выбору).

Произведения о  взаимоотношениях человека и  животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх произведений): произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, Б.С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера). Произведения для чтения: Б.С. Житков. «Про обезьянку», К.Г. Паустовский. «Барсучий нос», «Кот Варюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш», А.И. Куприн. «Барбос и Жулька» и др. (по выбору).

Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и  место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к  ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время. Произведения для чтения: Л. Пантелеев. «На ялике», А. Гайдар. «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль и др. (по выбору).

Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М.М. Зощенко, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский и  др. (по выбору). Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский. «Денискины расказы» (1—2 произведения), Н.Н. Носов. «Весёлая семейка» (1—2 рассказа из цикла) и др. (по выбору).

Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двухтрёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К.  Андерсена, Р. Киплинга. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы зарубежных писателей о  животных. Известные переводчики зарубежной литературы: С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, Б.В. Заходер. Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен. «Гадкий утёнок», Ш. Перро. «Подарок феи» и др. (по выбору). Библиографическая культура (работа с  детской книгой и  справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с  учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о  первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические и исследовательские действия: читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания); различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения; анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя; конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность; сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики; исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).

Работа с информацией: сравнивать информацию словесную (текст), графическую или изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение); подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности; выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; формулировать вопросы по основным событиям текста; пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица); выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение; сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.

Регулятивные универсальные учебные действия принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения; оценивать качество своего восприятия текста на слух; выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Совместная деятельность участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие; в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать (драматизировать) несложные произведения фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим замыслом; осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

-отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, -использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

-читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);

- читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; различать художественные произведения и познавательные тексты; различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

-понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам; различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

- владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);

-характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);

-отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;

-объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

-осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение); участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;

-использовать в беседе изученные литературные понятия; пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица; при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов; читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного (прослушанного) текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;

-составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;

-использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания: обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания; выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

-использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в федеральный перечень.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

ЦОР

1

ОРодине иеёистории

(6часов)

6 часов

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40]]

2

Фольклор (устное народное творчество)

16 часов

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40]]

3

Творчество И.А.Крылова

4 часа

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40]]

4

Творчество А.С.Пушкина

9 часов

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40]]

5

Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века

8 часов

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40]]

6

Творчество Л.Н.Толстого

10 часов

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40]]

7

Литературная сказка

9 часов

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40]]

8

Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века

10 часов

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40]]

9

Произведения о взаимоотношениях человека и животных

16 часов

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40]]

10

Произведения о детях

18 часов

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40]]

11

Юмористические произведения

6 часов

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40]]

12

Зарубежная литература

10 часов

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40]]

13

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой)

4 часа

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40]]

Резерв

10 часов

Итого

136 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа По Литературному чтению 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс, 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс, УМК ПНШ ФГОС НОО...

Рабочая программа по литературному чтению (1 класс) на 2015-2016 учебный год

В программе: пояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте ("Азбука" послебукварный пориод), пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению (1 класс) и календарно-те...

Рабочая программа по технологии для 3 класса на 2023-2024 учебный год

Программа разработана по конструктору для 3 класса по УМК "Школа России" Лутцева Е.А. Количество часов в неделю - 1 ч, в год - 34 часа....

Рабочая программа по математике для 3 класса на 2023-2024 учебный год

Программа разработана по конструктору на основе УМК "Школа России" Моро М.И, Бантова М.А. Количество часов - 136 часов в год, 4 часа в неделю....