Предложение, слово, 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Мамизерова Наталья Игоревна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlozhenie_slovo.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Письмо

Урок 76.

Предложение. Слово (с. 4, 5)

1. Чистописание. Письмо букв, слогов и слов, в начертании которых есть общий элемент — линия с закруглением внизу.

2. Игра «Слово -  предложение?». Учитель показывает предметную картинку и говорит: «Слово!» или «Предложение!». Ученики соответственно отвечают одним словом или предложением. Повторяется правило: первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.

3. Учитель читает задание к первому упражнению на с. 4. Затем его повторно читает вызванный ученик. Школьники самостоятельно читают текст и отмечают, что он состоит из трех предложений; объясняют, почему они так решили. Учитель спрашивает, правильно ли оформлены предложения, чего не хватает. Дети читают каждое предложение с понижением голоса в конце — ставят точку.

4. Выборочное чтение.

* Прочитайте предложение, в котором говорится о звонке. Сколько в нем слов?

* Прочитайте предложение, которое состоит из трех слов. О ком в нем говорится?

* Прочитайте второе предложение.

5. Ученики списывают третье предложение с проговариванием слов по слогам.

6. Расшифровывается запись на кубиках: рак, кит, тигр (варианты: раки, тигр; рак и тигр).

7. Повторяется правило: слова пишутся раздельно (расстояние между словами равно одной пропущенной букве). Расшифрованные слова записываются. Устно с одним из слов (названий животных) составляется предложение.

8. Составление рассказа по картинке.

9. Учитель объясняет значение слова сурок (записано на доске): это зверек, живет в глубокой норе, всю зиму спит. О человеке, который крепко спит, часто говорят, что он спит, как сурок.

10. Упражнение в чтении письменного шрифта. Выразительное чтение стихотворения Г. Ладонщикова.

11. Чтение подготовленным учеником стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать!».

12. Списывание предложения Как хорошо уметь читать! (после орфографического разбора) по памяти с опорой  на схему, начерченную на доске.

Урок 77.

Ударение (с. 6, 7)

1. Чистописание. Письмо букв, слогов и слова, в начертании ынпрых есть общий элемент — овал.

2. Письмо под диктовку слогов-слияний с договариванием их до полных слов - названий цветов: пи (пион), ва (василек), ро (роза), фи (фиалка), ло (лотос), ге (георгин), не (незабудка).

3. Самостоятельная работа. Дописывание недостающих слогов в словах:

ро-(за), ли-ли-(я), тюль-(пан).

4. Чтение сказки «Слова и ударение».

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все нужные и важные: без слов не обойдется ни один человек. Но забыли слова пригласить Ударение. Обиделось Ударение, притаилось за дверью. Когда совет подходил к концу, прошмыгнуло оно в дверь и закричало: «Что вы без меня значите?! Захочу — изменю значение многих из вас!»

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Подумаешь, важность большая — Ударение! Стану я дрожать перед какой-то невзрачной черточкой».

Ударение рассердилось и перепрыгнуло с первого слога на второй. Исчез Замок, неизвестно откуда появился Замок. Слова растерялись, задумались... А Ударение прыгает со слога на слог. И вот уже Кружки превратились II Кружки, Козлы в Козлы, Полки в Полки, Стрелки в Стрелки...

«Сжалься над нами, Ударение, — взмолились слова. — И вправду не обойтись нам без тебя». Отвели они Ударению почетное место. И кто про него забывает, имеет много неприятностей.

5. Дети отвечают на вопросы: 

- как определяется ударный слог в слове? (Один из слогов произносится более протяжно,; этот слог ударный.)

- В каких словах не ставится ударение? (В односложных и в словах с буквой ё.)

6. Чтение стихотворений:

Ирис Ире нес Борис,

А она ему ирис.

Ой, попить бы!

Две осы

Ищут капельку росы.

Солнце высушило росы —

Без питья остались осы.

Мы лекарственные травы

Собираем у дубравы.

Просто так не рвем травы,

Ни цветов, ни мха... А вы?

7. На доске записаны слова ирис, осы, росы, травы. Учитель перемещает знак ударения с одного слога на другой. Ученики хором читают преобразованные слова.

8. Выполняется упражнение на с. 6. Дети читают слова, голосом выделяя ударный слог (слова с ударением на втором слоге можно подчеркнуть). Обращается внимание на расхождение в произношении и написании безударной гласной в словах земля, роса, цветы.

9. С записанными словами составляются предложения (устно).

10. Физкультминутка:

Видишь, бабочка летает,

На лугу цветы считает:

— Раз, два, три, четыре, пять.

Ох, считать не сосчитать!

За день, за два и за месяц...

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Даже мудрая пчела

Сосчитать бы не смогла!

                                         Г. Виеру

11. Дети расшифровывают поговорку «Весна красна цветами», записывают ее, ориентируясь на схему предложения под рисунком, ставят над словами знак ударения. Учитель проверяет, как они справились с заданием.

12. Отгадав загадку, нарисовав и записав отгадку (ромашки), ученики определяют ударные слоги, ставят ударение. Ведется наблюдение за словами жёлтый (буква ё всегда «ударная»), стоят, глазок (с перенесением ударения на первый слог смысл этих слов меняется).

Дополнительный материал

Викторина «Цветы».

* Какие цветы являются одновременно именами людей? (Роза, лилия, василек.)

* Почему подснежник, колокольчик, одуванчик получили такое название?

* Названия каких цветов состоят из двух и более слов? (Анютины глазки, львиный зев, сон-трава, мать-и-мачеха.)

* Загадайте (придумайте) загадки о цветах.

Стихотворение «Цветы»:

Если Я                               Сорвем цветы,

Сорву цветок,                   То окажутся пусты

Если Ты                             И деревья,

Сорвешь цветок...             И кусты...

Если ВСЕ:                         И не будет красоты.

И Я и Ты -

Если Мы

Урок 78.

Перенос слов (с. 8, 9)

1. Чистописание. Письмо строчных букв, имеющих в своем начертании элемент — плавную наклонную линию и линию с закруглением внизу. Письмо слов.

2. Дописывание недостающих слогов в словах: шахма-(ты), ша-(шки). Подчеркивание гласных (в слове столько слогов, сколько гласных).

3. Рассматривая следующее упражнение на с. 8, ребята видят, что слово при письме может не поместиться на строке. Тогда его часть (слог) переносится на другую строку. Дети хором читают по слогам первое предложение и дописывают в слове шашки недостающий слог шки на следующей строке. Во втором предложении переносится слово ку-клу. Сообщается правило: слова переносятся с одной строки на другую по слогам, слог из одной буквы не оставляется на строке и не переносится на другую.

4. Упражнение в переносе слов. Ученики читают слова по слогам (несколько раз), списывают с печатного шрифта, деля черточками для переноса. С записанными словами составляется предложение (Кате подарили шары и флажок).

5. Наблюдение за словами, которые имеют двоякий перенос. Чтение учителем стихотворения С. Михалкова:

Лежали на полке,

Стояли на полке

Слоны и собаки,

Верблюды и волки.

Пушистые кошки,

Губные гармошки,

И утки, и дудки,

И куклы-матрешки.

6. Названия игрушек записаны на доске (слоны, собаки, волки, верблюды...). Дети хором проговаривают их по слогам, выбирают из них те, которые можно переносить двояко (со-баки, соба-ки и т. д.).

7. Рассматривание иллюстрации на с. 9. Ученики произносят слова — названия игрушек по слогам. Определяют, какие из этих слов нельзя переносить (мяч, юла, слон), какие могут иметь двоякий перенос (машина, кубики, лопатка, барабан).

8. Для ответа на вопрос «Что купил Яша?» школьники сопоставляют игрушки на первом и втором рисунках (упражнение в наблюдательности). Определив, какая игрушка куплена (домик), дети раскрашивают ее на верхнем рисунке. Затем записывают ответ (Яша купил домик.), разделяя слова для переноса. Объясняют, почему слово Яша нельзя переносить.

9. В заключение ученики читают слова в прописи, обосновывают, почему ни одно из них нельзя переносить; самостоятельно дописывают свои слова. Учитель оказывает помощь в предупреждении орфографических ошибок. Проводится проверка.

Урок 79.

Звуки и буквы (с. 10, 11)

1. Чистописание. Письмо букв, в начертании которых есть общий элемент — полуовал. Письмо слов (названий птиц) с этими буквами.

2. Дается задание: отобрать слова, которые нельзя переносить, подчеркнуть в них гласные, оставшиеся слова с помощью вертикальной черточки разделить для переноса. Рассматриваются возможные ошибки (пет!ух, жура!вль). Делается вывод: слово для переноса произносится по слогам (в трудных случаях это следует сделать дважды).

3. Письмо под диктовку слов жук, муха, куры. Соотнесение звуков и букв в слове куры. Напоминание: звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.

4. Для ответа на вопрос «Сколько звуков?» рекомендуется составить схемы слов (утка, гусь). Количество звуков отмечается цифрой (в кружочке). Количество букв указывается в квадратике — после записи слов под рисунками. Уточняется роль буквы ь в слове гусь. 

5. Выполняется следующее упражнение на с. 10. Проводится проверка. Записанные слова делятся на слоги для переноса (устно). Подчеркиваются буквы, обозначающие гласные звуки.

6. Физкультминутка: игра «Летает — не летает».

7. Отгадывание загадки:

Я по дереву стучу

Червяка найти хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно он будет мой.

                                             (Дятел.)

8. Составление устного рассказа по иллюстрации на с. 11.

9. Работа над деформированным текстом (упражнение «Путаница»). Ученики восстанавливают текст из «запутавшихся» предложений, устно подбирают к нему заголовок. Текст записывается.

10. Учитель разъясняет, как оформить запись: первое слово и тексте записывается с отступом (с красной строки), строка дописывается до конца, если надо, используется перенос слов. Вместе с детьми составляется памятка: текст списываем по предложениям, предложение — по словам, слово — по слогам.

11. При затруднении в переведении печатного шрифта в письменный ученики обращаются к алфавиту в картинках (с. 2—3). Подчеркивается слово Игорь, в котором букв больше, чем звуков. Затем учитель предлагает детям найти и перечислить всех имеющихся на рисунке обитателей леса - ежа, волка, лису, сову, белку, оленя, жука, птицу.

12. Расшифровывание второго слова в предложении Иволга вьёт гнездо. Запись на доске слова вьёт. Разъяснение роли разделительного мягкого знака.

13. Списывание предложения Птицы наши друзья.

Дополнительный материал.

Загадка.

Кто два раза на свет родится? (Птица.)

Задача. Летели утки: одна впереди, две позади, одна позади, две впереди, одна между двух и три в ряд. Сколько всего уток? (Три. Учитель рисует уток схематично.)

Логическое упражнение «Да — нет».

* Все птицы летают? (Нет.)

* Некоторые птицы плавают. (Да.)

* Не все птицы несут яйца. (Да, самцы не несут.)

* Всякий, кто вышел из яйца — птенец. (Нет, ужи, крокодилы — не птицы.)

Упражнение «Слово заблудилось».

Запиши предложение (с. 31).

Урок 80.

Обозначение мягкости согласныхбуквами и, е, ё, ю, я

и твердости согласных  буквами ы, о, у, а (с. 12, 13)

1. Повторение: гласные и согласные звуки.

2. Называние (чтение) занимательных букв парами (с. 12). Роль данных букв в буквосочетаниях СГ - обозначать мягкость или твердость предшествующих согласных.

3. Хоровое чтение слогов-слияний парами по слоговой таблице: на — ня, со — сё, ту — тю, да — дя, ру — рю, бы - би и т. д.

4. Дописывание пар слогов-слияний. Работа может быть продолжена на с. 28.

5. Письмо под диктовку: мы — ми, ру — рю, зо — зё, та -тя, су — сю, но — не, фа — фя.

6. Сопоставление пар слов. Устанавливаются различия в их произнесении и значении. Слова записываются. Учитель предлагает (и помогает) детям подобрать подобные пары:

мал — мял,                         вол — вёл,                         был — бил,                

тук — тюк,                       ложка - лёжка,               мышка — мишка,    

живот — живёт,            поднос — поднёс,            флаги — фляги,

тропка — трёпка,           вазы — вязы.

7. Подбор слов к схеме С ГС Т. Списывание с печатного шрифта имен Люся, Сеня, Петя, Витя (с проверкой ло схеме).

8. Самостоятельная работа. Ученики выписывают слова - названия деревьев. В ходе проверки рассуждают так: если к слову лён приставить букву к, то получится клён (слово клён записывается). Дается задание: твердые согласные подчеркнуть одной чертой, мягкие — двумя. Проводится взаимопроверка.

9. Учитель (подготовленный ученик) читает считалку:

Возле школьного крыльца

Посадили деревца:

Вера — вербу,

Ясень — Вася,

Слава — сливу,

Клава — клен.

Ты работал — оставайся.

Ты ленился — выйди вон.

10. Устно составляются предложения о деревьях с записанными ранее словами.

11. Письмо под диктовку предложения Вот наш клён (Шумит наш клён. Шумят липы.).

12. Ученики читают четверостишие и, отвечая на вопрос «Кто поет?», вписывают недостающее слово (лягушки). В словах лягушки, песенки подчеркиваются буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного. Стихотворение заучивается наизусть.

13. Игра «Говорим в рифму».

Лягушки... (кукушки, опушки, зверушки, избушки, старушки, подружки, игрушки).

Птица... (синица, певица, куница, лисица, сестрица, водица, страница).

Урок 81.

 Обозначение мягкости согласных на конце слов

с помощью ь (с. 14, 15)

 Урок проводится в форме игры «Веселые приключения Мягкого знака». Учитель рассказывает:

1. - С утра Мягкий знак уселся в мягком кресле, взял специальную удочку, поставил ведерко и давай рыбку с экрана удить...

Ученики читают слова -  названия рыб про себя (ловись... линь, карась, угорь, окунь), затем — хором, голосом выделяя согласные на конце. Объясняют роль мягкого знака (не обозначает звука, является лишь значком — показателем мягкости предшествующего согласного).

2. Слова записываются с проговариванием по слогам. Проверяется правильность записей (мягкий знак подчеркивается). Дополнительное задание: из данных слов выбрать те, которые нельзя переносить, выбор обосновать.

Учитель продолжает:

— После рыбалки Мягкий знак катался на карусели. В каждой люльке побывал, за каждым словом в «хвосте» постоял (вперед не пустили: не положено). Молча стоял, вроде и не нужен он никому... А слова-то как нежно заговорили! Не узнать ни одного — другими стали (дал — даль, жал -жаль, вес — весь, лез — лезь, хор — хорь, мел — мель). И всё Мягкий знак — молчун беззвучный.

3. Упражнение в преобразовании слов с помощью ь выполняется сначала устно, затем письменно. Рядом с исходным словом ученики записывают новое, подчеркивая в нем букву ь.

После обеда снял Мягкий знак с полки толстый словарь, сел в мягкое кресло и давай свои «мягкие» слова читать — изучать. Думал, мало слов. А их вон сколько:

И тюлень, и олень,

И медведь.

Слово «жить», слово «быть»,

Слово «петь».

Роль, пароль и король.

Соль, фасоль, антресоль.

И карась, и форель,

И февраль, и апрель.

Слово «ель»

И слово «мель».

Карусель и карамель.

И фонарь, и словарь,

И букварь, и календарь!

Слово «пять» и слово «семь»...

Мягкий знак устал совсем.

Лёг на мягкую кровать

Подремать.

4. Пока Мягкий знак отдыхает, дети выполняют его работу: подписывают предметные рисунки (хорь, рысь, конь, шмель). Проводится проверка.

5. После этого ученики читают стихотворение-задачу (такой сон приснился Мягкому знаку), записывают в скобках слово пять (ответ), подчеркивают буквы ь и я - показатели мягкости предшествующих согласных, находят в тексте другие слова с мягким знаком.

6. В предложении В неделе семь дней дети могут наблюдать все известные им способы обозначения мягкости согласных (буквы и, ь, е).

7. Письмо под диктовку слов лось, хорь, руль (с последующей проверкой).

8. Упражнение «Допиши, где надо, ь» (с. 28).

9. Подведение итогов урока.

Урок 82.

Обозначение мягкости согласных в середине слов

с помощью ь (с. 16, 17)

1. Письмо строчных букв по образцам.

2. Ученики читают слова, делая акцент на мягком согласном, подчеркивают ь в середине слов, ставят точки под гласными в безударных слогах.

3. Списывание слов с проговариванием их по слогам.

4. Разгадывание шарады:

С твердым «л» я на стене,

Книги в ряд стоят на мне,

Но, как только «л» смягчите.

Сразу в танец превратите. (Полка — полька.)

5. Сопоставление записанных на доске слов полка и полька и их звуковых моделей.

6. Выборочное письмо: учащиеся выписывают слова с ь в середине, подчеркивают мягкий знак вместе с согласной, на мягкость которой он указывает.

7. Упражнение «Спрячь ь в середине слов» дети выполняют по образцу. Дополнительно под диктовку записываются еще два слова (окунь, пузырь).

8. Для устного ответа на вопрос «Кто у кого?» ученики рассматривают иллюстрацию на с. 17, читают подписи под картинками, обводят цветными карандашами соответствующие линии. Затем записывают предложения (переводя печатный шрифт на письменный).

У Даши щенок Булька. У Дины кот Васька

9. Сообщается правило: мягкий знак при переносе не отделяется от буквы, за которой он стоит.

10. Упражнение в списывании слов с мягким знаком в середине и делении их на слоги для переноса.

11. Дополнительная работа. На доске печатным шрифтом записаны слова ребенок, школьник, ученик. Предлагается выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков, и записать его.

12. Отгадывание ребуса на с. 28. Деление слова-отгадки (ступеньки) на слоги для переноса.

Урок 83.

 Буква й в слогах и в словах (с. 18, 19)

1. Повторение сведений о букве й: буква и обозначает мягкий согласный звук [й'], не входящий в слияние.

2. Письмо буквы й и слова воробей. Предварительно устанавливается, что в этом слове две безударные гласные. Учитель говорит детям: правописание слова воробей следует запомнить.

3. Списывание предложения Воробей живёт под крышей с проговариванием по слогам (после орфографического разбора).

4. Дается задание: устно подобрать слова — названия птиц со звуком [й'], не входящим в слияние (чайка, сойка, соловей, попугай).

5. Сравниваются слова в парах: шеи — шей, воины — войны, строите — стройте (в отличие от гласного звука [и] мягкий согласный [й] не образует слога). Записываются слова с буквой й.

6. Дети находят ошибку на плакате, исправляют ее. Затем записывают предложение, переводя печатный шрифт в письменный. Организуется взаимопроверка.

7. Разгадывание кроссворда. Ученики, опираясь на иллюстрацию, вписывают карандашом недостающие буквы, двигаясь сверху по горизонтали. Первое слово р(ой), второе - (у)лей. Затем в любом порядке заполняются слова: лейка, зайка, майка, чайка. Последнее слово — лужайка.

8. Сообщается правило: буква и при переносе не отделяется от той буквы, за которой стоит. Дети самостоятельно находят лишнее слово (чайка), записывают его, разделяя на слоги для переноса.

9. Теперь, когда ребята ознакомились с правилом переноса слов с й, могут быть записаны слова из кроссворда.

10. Повторение: словарно-орфографическая работа.

11. Письмо слов ворона, воробей.

12. Упражнение «Скажи по-другому».

На доске запись:

сырой — влажный           веселый - …

смелый — .. .                    жадный - …

скорый  - …                      алый — …

13. Дети читают слова и подбирают к ним синонимы (храбрый, радостный, скупой, быстрый, красный).

Урок 84.

Правописание сочетаний жи, ши, чу, щу, ча, ща (с. 20, 21)

1. На наборном полотне — предметные картинки: машина, жираф, часы, роща, чулки, щука. На доске записаны соответствующие слова. Соотнося картинки со словами, ученики убеждаются, что сочетания жи, ши, чу, щу, ча, ща в словах пишутся не так, как произносятся.

2. Формулируется правило: жи, ши пиши с и; чу, щу пиши су; ча, ща пиши с а. На протяжении урока правило повторяется много раз.

3. Письмо сочетаний жи, ши, ча, чу, ща, щу за учителем, пишущим на доске (пишу не так, как произношу, - помню правило).

4. Списывание слов. Придумывание с ними предложений.

5. Списывание предложения Волки рыщут, пищу ищут. Подчеркиваются сочетания щу.

6. Составление слов из слогов (дача, чучело), подчеркивание сочетаний ча, чу.

7. Списывание скороговорки. Предварительно подчеркиваются сочетания ши, чу.

8. Чтение и заучивание чистоговорки, вписывание (по рисункам) пропущенных слов. Подчеркивание сочетаний жи, ши, щу.

9. Составление из слогов слова жемчужина.

10. Письмо под диктовку слов мыши, лужи, щука, пища.

Материал для дополнительной работы на уроке на с. 30.

Урок 85.

Прописная буква в именах людей (с. 22, 23)

1. Повторение правила: имена людей пишутся с большой буквы.

2. Игра «Отыщи пару» (используется алфавит в картинках на с. 2, 3). Учитель демонстрирует большую печатную букву, ученики хором называют ее и пальчиком показывают соответствующую ей рукописную.

3. Списывание с образцов заглавных букв и слов-имен.

4. Письмо под диктовку имен Нина, Коля, Вера, Зина.

5. Словарно-орфографическая работа. Письмо слов ученик, учитель, ученица, учительница.

6. Дается задание: прочитать текст и подобрать к нему заголовок. Анализ текста проводится в форме выборочного чтения: прочитайте предложение из двух слов, прочитайте первое предложение, последнее и т. д.

7. Запись текста. Используется памятка: текст записывается по предложениям, предложения — по словам, слова — по слогам. Обращается внимание детей на оформление текста (красная строка, перенос слов).

8. Чтение смешинки.

9. Выполнение упражнения «Стал - был». Работу можно продолжить устно.

Дополнительные упражнения на с. 29.

Урок 86.

Прописная буква в кличках животных (с. 24, 25)

1. Игра «Отыщи пару» (см. урок 86). Проводится в быстром темпе.

2. Сообщается правило: клички животных пишутся с большой буквы.

3. Письмо слогов с большой буквы по образцам с договариванием их до полных слов — кличек животных.

4. Ученики подбирают клички котенку и собачке, записывают их. Учитель читает текст «Дружок и Пушок»:

У Шуры есть собака Дружок и кот Пушок. Дружок весь черный, лохматый. Пушок серый, с полосатой спинкой. Дружок любит грызть кости. Пушок лакает молоко. Ночью Дружок сторожит дом, а Пушок пугает мышей.

5. Выборочный пересказ: ученики рассказывают сначала о Дружке, затем о Пушке.

6. Дети подбирают клички птицам, записывают их. С полученными словосочетаниями составляются предложения.

7. Составление рассказа по картинкам на с. 25.

8. Ученики самостоятельно читают загадку, молча показывают отгадку (картинку). Учитель спрашивает: как пишется слово собака? Те, кто не помнит, обращаются за справкой на с. 24. Слово собака проговаривается по слогам (орфографическое проговаривание).

9. Загадка прочитывается хором. Отмечается, что это стихотворный текст. Учитель разъясняет детям, почему стихи записываются в столбик (легче ощутить ритм).

10. После орфографического разбора ученики записывают загадку с отгадкой, подчеркивают букву о в слове собака.

11. Чтение рукописного алфавита (используется плакат или алфавит на с. 2, 3).

12. Упражнение «Запиши первую букву». Учитель называет кличку животного, ученики устанавливают, какому животному она принадлежит, и записывают первую (прописную) букву. Используются клички: Пеструха, Гнедко, Тюпа, Васька, Буренка, Рекс, Орлик, Сивка, Хрюша, Жучка.

13. Упражнение «Слова-тезки». Перед детьми ставится задача: не смешивать клички животных с другими словами, которые звучат так же, но пишутся с маленькой буквы. Учитель произносит предложение, выделяя голосом последнее слово. Ученики записывают первую букву этого слова.

В воздухе кружится снежок. Громко лает собака Снежок.

Много молока даёт корова Вишня. Под окном зацвела вишня.

Целый день спит на окошке кот Рыжик. Подсосной вырос рыжик.

Урок 87.

 Прописная буква в именах и фамилиях людей

(с. 26, 27)

1. Дети читают записанные на доске фамилии, имена и отчества учителя, который их учит, директора школы.

2. Сообщается правило: с большой буквы пишутся фамилии, имена и отчества людей.

3. Письмо прописных букв и слов-имен по образцам. Чтение алфавита (прописных букв).

4. Игра «Перекличка». Учитель показывает прописные буквы в алфавите или на карточках. Ученики, фамилии которых начинаются с увиденной буквы, встают. Игра заканчивается, когда встанут все дети.

5. После этого каждый первоклассник записывает свое имя и фамилию (проверка по обложке тетради, подписанной учителем).

6. Дополнительное упражнение: педагог называет фамилии известных людей -писателей, артистов, спортсменов; дети записывают первые буквы.

7. Наблюдение за правописанием большой буквы в названиях городов. Ученики рассказывают о тех городах, где они побывали.

На уроке может быть использовано стихотворение Е. Измайлова:

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале.

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею.

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города!

Буква большая — совсем не пустяк:

В букве большой — уважения знак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст, предложение, слово – единицы языка и речи. 3 класс

Конспект урока русского языка. Текст, предложение, слово – единицы языка и речи. 3 класс....

Презентация "Текст, предложение, слово – единицы языка и речи". 3 класс

Урок русского языка «Текст, предложение, слово – единицы языка и речи». 3 класс...

Урок русского языка "Слово и предложение" 1 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК "Планета знаний". Урок построен по методикесубЪективизации с использованием краеведческого материала....

Предложение: "Как слова-части речи становятся членами предложения", 3 класс, УМК "Гармония"

Прзентация выполнена к уроку русского языка в 3 классе по теме "Предложение"...

Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс

Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....

Презентация к уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении". 3 класс. СРО Занкова.

Презентация "Путешествие в зимний лес",  уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении. 3 класс. СРО Занкова....